МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3 КЛАСС
Уткина Наталья Вениаминовна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа №559
Программа «Школа России»
Тема урока:«Изменение имен прилагательных по родам»
Цель урока:познакомить учащихся с тем, как изменяются имена прилагательные
Задачи урока:
1. Обучающие:
· формирование умения изменять имена прилагательные по родам и правильно писать родовые окончания имен прилагательных;
· обеспечение понимания содержания учебного материала всеми учащимися.
2. Развивающие:
· развитие учебно-интеллектуальных и познавательных умений (анализ, сравнение, выделение главного, обобщение, умение ставить и разрешать проблему, умение доказывать свою точку зрения);
· развитие коммуникативных умений (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем)
· развитие учебно-организационных умений (планировать текущую работу, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, действовать по алгоритму, осуществление самоконтроля и самоанализа учебной деятельности, сотрудничать при решении учебных задач)
3. Воспитывающие:
· воспитание у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать и высказывать свою точку зрения.
Тип урока:Изучение нового материала
Оборудование:карточки с заданиями для самостоятельной работы ( №1, №3), карточки для составления схемы по теме урока «Изменение имен прилагательных по родам», схемы-опоры: «Части речи», «Тема урока», «Цели урока», «Изменение имен прилагательных по родам», предложения для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок.
Проверка готовности к уроку.
- Давайте улыбнемся друг другу. Отправляемся по дороге к знаниям, а в дорогу с собой возьмем хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет вам радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает новое открытие.
II. Актуализация знаний
- Какую большую тему изучаем? (Имя прилагательное)
- Сегодня продолжим изучать тему: «Имя прилагательное». А тему сегодняшнего урока вы сами скажете позже.
III. Чистописание
Цель:продолжаем работать над высотой заглавных и строчных букв: Г в соединении с элементом буквы в и строчная буква г.
- Пишите красиво, каллиграфически правильно, выводите каждый элемент
- Найдите самую правильную по форме и размеру заглавную и строчную букву.
IV. Словарная работа
1. Цель: повторение слов с непроверяемым написанием.
- Замените развернутое определение одним словом и запишите его:
Плод яблони. (Яблоко)
Мебель для спанья – длинная рама с ножками и двумя спинками, на которую кладут матрац и постельное бельё. (Кровать)
Находящийся в крупном населенном пункте, месте поселения людей. (Городской)
Лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой, листья которого дрожат даже в безветренную погоду. (Осина)
Главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений. (Столица)
- В каком государстве мы живем? (В России)
- Как называется столица нашего государства? (Москва)
Проверьте слова.
(На доске записаны слова с выделенными орфограммами.)
Яблоко, кровать, городской, осина, ботинки.
- Что объединяет эти слова?
(Слова с непроверяемым написанием, с безударной гласной -о-)
2. - Какое слово лишнее? Почему?
(Городской – все слова имена существительные, а «городской» - имя прилагательное;
во всех словах одна безударная гласная, а «городской» - две;
кровать– во всех словах три слога, а «кровать» - два слога.)
3. - Составьте предложение со словом «городской»
(Варианты ответов детей)
Запись с комментированием в тетрадях и на доске одним учеником:
По городским дорогам едут машины.
(Один ученик комментирует предложение:
«По» - это предлог, пишется отдельно, «по широким городским улицам»;
«городским» - ударение падает на второй слог, непроверяемая безударная гласная «о», парная согласная «д», проверочное слово «города»;
«дорогам» - сочетание –оро-,
«машины» - непроверяемая безударная гласная «а» в первом слоге, сочетание «ши» с гласной «и».)
4. Разбор предложения по членам предложения и по частям речи.
(Второй ученик выполняет разбор у доски: «В предложении говорится о «машинах». Это подлежащее, подчеркиваю одной чертой, подлежащее выражено именем существительным.
О «машинах» говорится, что они едут. Это сказуемое, подчеркиваю двумя чертами. Сказуемое выражено глаголом.
Группы подлежащего нет.
Нахожу группу сказуемого. Едут (где?) по дорогам. Это обстоятельство места, подчеркиваю штрихпунктирной линией. Обстоятельство выражено существительным с предлогом.
Нахожу группу второстепенных членов. По дорогам (каким?) городским. Это определение, подчеркиваю волнистой линией.»)
5. Дадим характеристику предложения.
(Третий ученик дает характеристику предложения: «Это предложение по цели высказывания - повествовательное,
по интонации - невосклицательное,
по количеству грамматических основ - простое,
по наличию второстепенных членов - распространенное.)
6. - Что знаете об имени существительном?
Рассказ по схеме-опоре:
… - это … |
Отвечает на вопросы … |
Обозначает … |
Изменяется по … |
В предложении бывает … |
(- Имя существительное – это часть речи
- Отвечает на вопросы: кто? что?
- Обозначает название предмета, явление, событие
- Изменяется по числам и по падежам
- В предложении бывает главным и второстепенным членами)
7. - Что знаете об имени прилагательном? (Рассказ по схеме-опоре)
(- Имя прилагательное – это часть речи
- Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
- Обозначает признак
- В предложении бывает главным и второстепенным членами)
V. Постановка темы и цели урока.
- Посмотрите на план, по которому мы рассказываем обо всех частях речи.
- С чем мы еще не знакомились при изучении имени прилагательного?
Изменяется по … |
(Как изменяется имя прилагательное.)
- Попробуйте назвать часть темы урока.
Изменение имен прилагательных … |
(«Изменение имен прилагательных»)
- А остальную часть темы вы скажете позднее.
- Сформулируйте цель урока, пользуясь опорой.
Познакомиться с тем, как … Учиться определять … |
(Познакомиться с тем, как изменяются имена прилагательные.)
VI. Изучение нового материала.
1. Приготовьте карточку №1
Карточка №1.
Шарф |
новое, синее |
юбка |
новый, синий, большой |
пальто |
новая, синяя |
а. - Прочитайте слова 1 столбика.
- Какой частью речи они являются? Почему?
(Имена существительные. Отвечают на вопрос «что?», обозначают предмет)
б. - Прочитайте слова 2 столбика.
- Какой частью речи они являются? Почему? (Имена прилагательные, обозначают предмет)
- Какую разницу заметили между словами 2 столбика? (Разные окончания)
- В каком числе стоят имена прилагательные? (В единственном числе)
в. - Вы должны самостоятельно к существительным подобрать соответствующие прилагательные из 2 столбика. От существительного к прилагательному поставьте и запишите вопрос, выделите окончание.
- Объясните орфограммы.
(«Шарф» - парная согласная «ф», проверочное слово «шарфы».
«Юбка» - парная согласная «б», проверочное слово «юбочка»
«Пальто» - непроверяемая безударная гласная «а»
«Большой» - проверяемая безударная гласная «а», проверочное слово «больше»)
г. - Проверка.
- Зачитайте, какие словосочетания у вас образовались.
(Шарф (какой?) новый, синий, большой;
юбка (какая?) новая, синяя;
пальто (какое?) новое, синее)
д. - Определите род существительного «шарф». (Мужской род)
- В каком роде будут стоять прилагательные в словосочетании? (В мужском роде)
- Почему? (Прилагательное связано с существительным мужского рода)
- Определите род существительного «юбка». (Женский род)
- В каком роде будут стоять прилагательные в словосочетании? (В женском роде)
- Почему? (Прилагательное связано с существительным женского рода)
- Определите род существительного «пальто». (Средний род)
- В каком роде будут стоять прилагательные в словосочетании? (В среднем роде)
- Почему? (Прилагательное связано с существительным среднего рода)
Вывод:
- Как изменяются имена прилагательные? (По родам)
- Какая часть слова изменилась при изменении по родам? (Окончание)
- Дополним тему и цель нашего урока.
Изменение имен прилагательных по родам |
Познакомиться с тем, как изменяются именаприлагательные, как определять род имен прилагательных.
|
- Как определить род имени прилагательного в единственном числе? (По роду имени существительного)
- На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные в мужском роде? (Какой? –ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ)
В женском роде? (Какая? – АЯ, - ЯЯ)
В среднем роде? (Какое? – ОЕ, - ЕЕ)
- Какая часть слова изменяется при изменении прилагательного по родам? (Окончание)
- Род имени прилагательного – это постоянный (неизменяемый) или непостоянный (изменяемый) признак прилагательного? (Непостоянный (изменяемый) признак)
2. Работа с учебником.
- Прочитаем правило в учебнике и проверим, правильно ли мы сделали вывод.
- Учебник, стр.56. (Учащиеся читают правило в учебнике, убеждаются, что все выводы сделали правильно)
3.Приготовьте карточку №2
Карточка №2.
- Попробуйте составить схему по теме урока.
Изменение имен прилагательных по родам |
|||||
|
|
|
|
||
|
|
|
|||
|
|
|
|
||
|
|
|
|||
|
|
|
|
||
|
|
|
(Вызывать к доске учащихся для заполнения таблицы на доске)
- Проверка.
Изменение имен прилагательных по родам |
|||||
|
|
|
|
||
мужской род |
женский род |
средний род |
|||
|
|
|
|
||
какой? |
какая? |
какое? |
|||
|
|
|
|
||
- ой; - ый; -ий |
- ая; - яя |
- ое; - ее |
VII. Физкультминутка
- Если я назову словосочетания, в котором слова м.р., то приседание выполняют дети 1 ряда; ж.р. - 2 ряда; ср.р. – 3 ряда.
Белая береза, солнечный зайчик, яркое солнце, морозное утро, холодный ветер, сильная буря, хитрая лиса, высокий дом, хорошее здоровье
VIII. Первичное закрепление изученного
1. Учебник стр.57 упр.492.
Прочитайте задание. Чему будем учиться, выполняя это упражнение? (Учимся определять род имен прилагательных)
1 с/соч. объяснение учителя: «Ученик – он, мой, это существительное мужского рода, значит, и прилагательное стоит в среднем роде» (Остальные словосочетания по «цепочке» объясняют учащиеся)
Вывод:
- Как определить род имени прилагательного? (По роду имени существительного)
2. Работа с текстом (задания по выбору).
- Приготовьте карточку №3.
Прочитайте задания и выберите то, которое наиболее подходит для вас.
Карточка №3.
№3 Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род. Пришла ~~~~~~ весна. ~~~~~~ солнышко согнало ~~~~~~ снег. На поляне расцветает первый ~~~~~~ цветок. Это подснежник.
|
( Для «слабых» детей даны «Слова для справок».)
Слова для справок: Последний, ранняя, тёплая, нежный долгожданная, горячее, яркое, лесной.
|
№3 Из данных слов составить и записать предложения, изменив окончания имён прилагательных. Летний, была, лунный, ночь. Старый, на, высокий, опушке, ель, стоит. Над, бором, большой, опустилось, лёгкий, облако.
|
- Проверка
ж.р. ср.р. м.р.
(Пришла ранняя весна. Яркое солнышко согнало последний снег. На поляне расцветает
м.р.
первый нежный цветок. Это подснежник.
ж.р. ж.р.
Была летняя лунная ночь. На опушке стоит высокая старая ель. Над бором
ср.р.
опустилось большое лёгкое облако.)
- От чего зависит род имени прилагательного? (От рода имени существительного.)
IX. Домашнее задание
- Выучить правило стр.56, выполнить упражнение 494
X. Итог урока. Рефлексия
- Кому сегодня было хорошо, комфортно на уроке?
- За что бы ты похвалил себя?
- Кто испытывал трудности? В чем?
- Закончите предложения:
Я знаю … |
Я умею … |
Я научился … |
(Я знаю, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного.
Я умею определять род имени существительного)