Формирование основ коммуникативной грамотности на уроках русского языка в начальной школе.
Кроликова Юлия Васильевна,учитель начальных классов лицея №40 Санкт-Петербурга
«Много на земле живых существ.
Из них только одно обладает
даром речи. Даром слова. »
Л.Успенский
В современном мире мерилом богатства наиболее развитых стран становится производство, распространение и потребление знания, а социальное расслоение общества будет определяться отношением к знанию, к возможностям его создания и использования. Поэтому повышение качества образования является одной из актуальных проблем, как для России, так и для всего мирового сообщества. Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру, содержание и организацию образовательного процесса, переосмысление целей, задач и результатов образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей.
Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так как грамотность и компетентность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности ,а формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно - воспитательного процесса. Свободное владение языком, которое позволит уверенно общаться с различными людьми в различных ситуациях - это одна из новых целей, которую ставит современная жизнь перед учеником. Поэтому формирование умений связно излагать мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии — одно из самых важных направлений в развитии коммуникативной деятельности учащихся.
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется через обучение содержанию предмета, развитие прикладных исследовательских и социально-коммуникативных умений, личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства.
Процесс этот длительный и достаточно сложный. Строящийся в соответствии с возрастными психологическими и интеллектуальными возможностями детей он предполагает на каждом этапе обучения свои результаты, которые представлены в следующей таблице:
Начальная школа |
Основная школа |
Старшая школа |
Учебное сотрудничество |
Коммуникативная грамотность |
Коммуникативная компетентность |
форма взаимодействия педагога и учащихся, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача.
|
знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией. Она включает культуру речи, языковую и речевую грамотность, знания о педагогике и психологии общения, знания о логике и этике общения.
|
одна из важнейших характеристик языковой личности, которая приобретается в результате естественной речевой деятельности и в результате специального обучения.
|
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации, поэтому уже в начальной школе перед учителем стоит важная задача - привлечь внимание детей и побудить их к энергичному и целенаправленному общению, направленному наустановление межличностных отношений со сверстниками и педагогами. И начинать эту работу нужно с формирования у детей способности к планированию учебного сотрудничества с учителями и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и разрешать конфликтные ситуации, т.е. принимать решение, брать ответственность на себя.
Учебное сотрудничество - это особая новая для детей форма отношений, которая нужна для полноценного усвоения теоретических понятий. Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом его являются новые способы действия, освоенные ребенком.
Общение является неотъемлемой частью любого урока. Большие возможности для активизации коммуникативной деятельности младших школьников имеются на уроках русского языка. Речевому развитию на этих уроках всегда уделялось и уделяется серьезное внимание. Проводится работа по увеличению словарного запаса, объема высказываний учащихся на уроках; отрабатывается произношение; особое значение придается пониманию детьми обращенной к ним речи. Программой предусмотрена система уроков по развитию речи. Но коммуникативное развитие только в этом направлении предполагает лишь количественное накопление и качественные изменения. Основным же критерием формирования коммуникативной личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой. А это возможно только при определенной организации обучения, когда главным условием обучения, направленного на организацию учебного сотрудничества, является постановка учебных задач, требующих поиска новых способов действия. Невозможность действовать по готовому образцу, имитировать действия учителя создает напряженную потребность в новых, неимитационных, собственно учебных формах взаимодействия со взрослым и с другими детьми. И до школы дети были вовлечены в разные формы сотрудничества: например, предметно-деловое или игровое. Эти прежние, формы сотрудничества ребенка и в школе продолжают занимать место на уроке в начальной школе. Они ничем не заменимы в работе по отработке действий по готовым образцам и перерастают в младшем школьном возрасте в творческие, словесно-коммуникативные игры на уроках, которые являются одной из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества.В непосредственном взаимодействии только с учителем ребенку трудно освоить взрослые, учительские функции, необходимые для того, чтобы научиться учить себя самостоятельно, для этого ему нужно общение с равными себе, то есть с детьми .Поэтому развитие учебного сотрудничества в процессе обучения следует планировать по двум линиям: «учитель - ученик» и «ученик - ученик».
Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку требует от учителя пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, усиления объяснительного аспекта при изучении системы языка. При этом изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий. Избежать формализма в этой работе и использовать работу над правилом для развития коммуникативных умений, можно применив эти игры. Приведу несколько игровых приемов ,предложенных В. В. Лайло, которые использую на своих уроках.
Коллективная игра «Ваш пропуск, слово!»
В игре есть ведущий и контролер, все остальные учащиеся – защитники слов. Каждое слово правила должно получить «пропуск» в правило, но перед этим оно подвергается тщательной проверке.
Ведущий поочередно называет слова, входящие в правило. Контролер ждет, пока защитники докажут важность того или иного слова. Если слово в правиле необходимо, то оно получает от контролера законный « пропуск». Такое слово помечается любым условным знаком, например «плюс».
Эту игру изначально лучше проводить коллективно со всем классом, но в дальнейшем организовать работу в группах (тройках, четверках) и предоставить возможность самим детям распределять роли между собой. В процессе такой работы ученики не только запоминают правило, не только глубже уясняют лексическое значение слова, а самое главное, учатся сотрудничать друг с другом в достижении конкретной учебной цели.
Игра «В слово».
Играющие называют поочередно по одному слову из правила до тех пор , пока учитель не отменит задание. Если кто-то забыл слово, то следующий участник игры, выждав одну секунду, отвечает вместо забывшего. В процессе игры дети учатся слушать своих товарищей, внимательнее относится к услышанному, контролировать и корректировать работу друг друга.
Работа в сотрудничестве невозможна без непосредственно-эмоционального общения детей с учителем и друг с другом, без доверительных отношений, являющихся непременным условием успешности всяких иных отношений. Эмоциональная сфера детей младшего возраста непроизвольна .Важно научить детей не только различать свои эмоции, правильно их выражать ,но и понимать эмоциональный настрой собеседника .Поэтому часто на уроках использую приемрассказывания правила с разной эмоциональной нагрузкой (весело или грустно, оформленное в виде вопроса ,взятое под сомнение, рассказывание правила так, словно содержание его является строжайшей тайной для всех).Сначала сама предлагаю ученикам тот или иной вариант сообщения правила, в дальнейшем самим детям предоставляется возможность определять эти ситуации. Очень важно в этой работе, чтобы дети смогли сами оценить получившийся результат: удалось ли передать нужное состояние, убедителен ли был рассказчик .Можно использовать и другой вариант этой работы, когда ученик, рассказывающий правило ,сам для себя выбирает эмоциональную нагрузку для рассказа ,а дети в классе или (если это групповая работа) товарищ по группе должны сами определить эмоциональный настрой выступления .При обсуждении выступления следует обратить внимание и на то, какие эмоции возникли у слушателей ,у выступающего ,совпали ли они ,а если не совпали ,то почему.
Актуально в данной работе и рассказывание правила в разных вариантах и ролях. Например, ученикам предлагается рассказать правило « по телефону» маме или товарищу и попросить их проверить, не сделано ли ошибок в правиле. Можно усложнить этот вариант работы , если рассказывающий нарочно сделает ошибку, которую должен уловить «на другом конце провода» ученик, слушающий за маму или товарища. Оцениваются результаты обоих учащихся.
Можно предложить и такую ситуацию : расскажи правило так, как рассказал бы первокласснику (или бабушке , или своей собаке ,или любимой игрушке).Рассказчик должен подготовить предполагаемого собеседника к восприятию правила ,т.е. предугадать какие сведения ему неизвестны ,растолковать непонятные места.
Рассказать правило можно и так, как будто вы сами сделали открытие правила или передать правило по радио, как самую свежую новость.Главное ,чтобы выбранная ситуация была актуальна для детей ,близка к сфере интересов ребят.
О полноценном сотрудничестве школьника нельзя говорить до тех пор, пока ребенок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе вовлекать взрослого в сотрудничество, вступать с ним во взаимодействие .Для формирования данного вида сотрудничества следует воспитывать неимитационное поведение ребенка на уроке, критичность его мышления; тренировать в обнаружении границы собственных знаний ;формировать умение запрашивать у учителя необходимую информацию.
При работе над правилом на этапе закрепления можно применять прием - «ловушки». Например, учитель обращается к классу с заданием рассказать правило, изученное на уроке, и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ (или присоединяется к детскому неверному ответу). Дети либо повторяют ответ учителя, либо дают свой собственный ответ - верный или неверный. При анализе поведения детей, спешащих присоединиться к учительской точки зрения (как и во всех остальных ситуациях, воспитывающих учебное сотрудничество), основной акцент должен быть сделан не на предметной стороне задания, на выяснение результата, а на правильном или неправильном способе действия детей.
Полезно предлагать задания, которые позволяют определить, способен ли ребенок ориентироваться на объективную возможность (или невозможность) действовать, или он склонен действовать неразумно, наугад .Так, например ,на уроке нового знания по теме «Правописание существительных женского рода с шипящими согласными» учитель предлагает прокомментировать написание пропущенных букв в словах с опорой на изученные правила. В процессе работы у детей возникает проблемная ситуация: как объяснить написание незнакомых слов? Как поступят дети, что будет лежать в основе их деятельности ,заметят ли ,что имеющиеся знания недостаточны для выполнения задания ,обратятся ли к учителю с дополнительными вопросами для выяснения сомнений– вот предмет наблюдения для учителя .Такие задания для воспитания привычки «спрашивания» у учителя, ситуации открытого незнания, в которых дети точно знают, что они этого не знают, необходимы, так как коренным образом изменяют традиционно вопросно-ответную форму общения между учителем и детьми .Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения многообразны .Опираясь на сотрудничество и согласие, на личное равенство педагога и воспитанника, сосредотачиваясь на потребностях ребенка, стремясь к творчеству, личностному и профессиональному росту, педагог сможетвовлечь детей в содержание обучения и сделать формирование коммуникативной грамотности результативным.
Литература:
1. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности .М., «Дрофа», 2001
2. Обучение детей учебному сотрудничеству. Рудакова И.А. [Электронный ресурс]
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=225053&d_no=236484&ext=Attachment.aspx?Id=105724
3. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения. [Электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"». URL: http://festival.1september.ru/articles/565631/.
4. Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993.-№3