Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Вихристюк Людмила Яковлевна,

учитель начальных классов ГБОУ Гимназия №248.

Словарные слова в курсе русского языка – большой и трудный пласт в работе с учениками начальной школы.

Многие учителя задаются вопросом: как же эффективно построить работу с этими словами, чтобы ученику начальных классов было легче усваивать особенности написания каждого словарного слова?

Словарные слова не подчиняются русской орфографии, поэтому роль артикуляции и раскрытие смысла слова играют основную роль в восприятии детей.

Обязательным условием является организация в добукварный период безбуквенных уроков, на которых ребёнок учится воспринимать образ речевого звука. Ребёнок опознаёт образ звука по двум большим речевым мышцам: мышцы языка и мышцы губ. Одновременно ребёнок учится выделять акустические признаки речевых звуков и на их основе рассуждать и делать выводы.

Таким образом, в добукварный период  осуществляются предпосылки наглядно – образного и наглядно – действенного мышления ученика, которое ведёт к развитию логического мышления.

Сначала дети воспринимают слово на слух, подключая слуховой анализатор. Затем слово проговаривается артикуляционными единицами (слог – слияние и звук  вне слога – слияния).

Следующий этап – работа над смыслом слова. И только после этого ученик способен правильно записать слово.

Эту работу со словарным словом можно представить в виде алгоритма.

1.     Учитель на слух предъявляет слово: корова.

2.     Действия ученика:

- произносит по слогам – слияниям и звукам вне слогов – слияний;

          - записывает в тетради структуру слова;

 

         - обозначает гласные звуки условными значками (точки красного цвета)         и ставит ударение

 

       - обозначает согласные звуки условными обозначениями (точками синего и зелёного цветов)

 

3.     Ученики объясняют смысл слова.

4.     Работа по этимологическому словарю под руководством учителя.

В связи с тем, что первокласснику сложно работать со словарями, которые предназначены для взрослых, необходимо было создать этимологический словарь для младшего школьника. Этимологический словарь первоклассника состоит из 25 словарных слов.  На уроках используем этот словарь в разных формах: читаем с листа, с помощью компьютера учитель выводит словарную статью на экран. Развиваем умение ученика работать со словарём.

В последующих классах работа по составлению этимологических словарей второклассника, третьеклассника и четвероклассника расширяется, потому что в создании этих словарей принимают участие сами ученики, и помогают их родители. Каждый детский словарь имеет своё художественное оформление, а содержание словарей одинаковое.

Например.

Находим в словаре статью, рядом с которой изображение коровы. Наша задача объяснить смысл этого слова. Читаем статью, взятую из историко-этимологического словаря современного русского языка П.Я. Черных.

Это крупное парнокопытное рогатое домашнее животное, самка быка, греч. kruo– «рогатый», тот, у которого есть рог, «рогатое животное».

С помощью учителя ученики могут подобрать однокоренные слова, они помогут глубже осознать смысловую сторону слова.

Учитель.

-  Как ласково называют это животное? (коровка, коровушка, коровёнка).

Вводим слово в словосочетание для более глубокого осознания и понимания лексического значения слова, которое приводит к осознанности грамотного письма.

Примеры детских словосочетаний: любимая коровушка, послушная коровка, пятнистая корова.

Можно это слово или словосочетание вводить в предложение, продолжив работу над усвоением смысла слова.

Примеры детских предложений.

Бабушкина корова пасётся на лугу.

Корова  Веснушка даёт вкусное молоко.

Обращаемся к созданной структуре слова, где условными знаками обозначены гласные и согласные звуки,   произносим слово по слогам –                                                             слияниям и звукам вне слияния. Уже можем буквами записать ударный гласный о (стоит в сильной позиции) и согласные буквы в соответствии с артикуляционными единицами.

Указываем ещё раз ударный гласный звук, называем, какой буквой в письменной речи обозначается.

А перед ударным гласным в слове стоит безударный гласный, слышится он нечётко (стоит в слабой позиции), и мы можем допустить ошибку в написании гласной буквы. Подчёркиваем место безударного гласного.

Это опасное место в слове, которое требует нашего особого внимания.

Запоминаем: после твёрдого согласного в безударной позиции пишу в этом слове букву о.

Появляется в классе табличка с правильным написанием слова «корова», и ученики в свои структуры слова дописывают гласную букву о на месте безударного гласного  в первом слоге – слиянии.

Обязательно слово проговариваем орфографически.

Теперь это слово можем записать в тетрадь. Ставим ударение и подчёркиваем ту букву, написание которой нужно запомнить. Важно записать ряд однокоренных слов, чтобы доказать истинность утверждения, что корень в однокоренных словах пишется единообразно. Во всех словах ставим ударение и подчёркиваем безударный гласный.

Обязательно идёт проверка записанных слов с обозначением артикуляционных единиц: слог – слияние и звук вне слияния:

Корова,  коровка,  коровушка,  коровёнка.                         

Когда ребёнком усвоен звуковой и смысловой строй слова, то он легко запоминает и орфографическую сторону слова.

 

Использованная литература:

1.     Историко-этимологический словарь современного русского языка.  П.Я. Черных. М.: Русский язык. 1994

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»