Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Твердые  и  мягкие  согласные.  Обозначение  мягкости  согласных  звуков  на  письме

(Методическая разработка урока русского языка для учащихся 1-го класса)

Черкасова  Лариса  Борисовна

учитель,  ГБОУ  лицей  №  384Кировского района Санкт-Петербурга

 

 

Тема:Твердые  и  мягкие  согласные.  Обозначение  мягкости  согласных  звуков  на  письме.  ( Русский  язык  1класс  )

                           

Цели:

1.     Организовать  работу  по  закреплению  умения  различать  твердые  и  мягкие  согласные  звуки  и  буквы,  которыми  они  обозначаются  на  письме.

2.     Повторить  способы  обозначения  мягких  согласных  звуков  на  письме

3.     Повторить  умение  проводить  звуковой  анализ  слов.

4.     Проводить  работу  по  изучению  весенних  изменений  в  неживой  и  живой  природе.

5.     Организовать  работу  в  паре  и  в  группе.

6.     Активизировать  работу  детей  на  всех  этапах  урока (составление  слов,  пословиц,  разбиение  слов  на  группы,  синквейн)

7.     Дать  возможность  оценить  свою  деятельность  на  уроке  в  письменной  и  устной  форме (с  помощью  смайликов)

 

Ожидаемый  результат:

1.     Ученики умеют различать твердые и мягкие согласные звуки и буквы,  которыми  они  обозначаются  на  письме.

2.     Ученики  знают  способы  обозначения  мягких  согласных  на  письме.

3.     Ученики  делают  звуковой  анализ  слов.

4.     Ученики  знают  весенние  изменения в  неживой   и  живой  природе.

5.     Ученики  умеют  работать  в  паре,  в  группе (умеют  слушать  других)

6.     Ученики творчески перерабатывают информацию (в группе составляют  синквейн),  расширяют  свои  знания.

7.     Ученики  оценивают  свою  деятельность  устно,  письменно  и  образно.

Оборудование: интерактивная доска

Методы  обучения:                             

-   объяснительно - иллюстративный

-   репродуктивный

-   проблемного  изложения

Технология:  технология  развития  критического  мышления,  технология  сотрудничества

Организационные  формы  обучения:  фронтальная,  групповая,  в  парах.

Таблица № 1. Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Результаты

1

2

3

4

Стадия  вызова

Учитель  читает загадку  и  просит  детей  составить  слова  из  слогов

Дети  составляют  слова

познавательные

 

 

предметные

Учитель  просит  показать  карточки  с  пропущенной  орфограммой ,  объяснить  ее  и  записать  слово  в  тетради

Дети  показывают  пропущенную  букву, объясняют  орфограмму

и  записывают  в  тетради

 

познавательные

 

 

предметные

 

Учитель задает  вопросы  о  весенних  признаках

Дети  отвечают  на  вопросы  учителя

познавательные

 

метапредметные

Учитель  предлагает  выполнить  фонетический  разбор  слова

Дети  выполняют в  тетради

познавательные

 

предметные

Стадия  осмысления

Учитель  выясняет  у  детей,  какие буквы  обозначают  мягкость  согласных  звуков

Дети  отвечают  на  вопросы

познавательные

 

 

предметные

 

Учитель  предлагает  вспомнить  в  названиях  каких  месяцев  есть  ь

Дети  выполняют  работу  на  листке  (работа  в  парах)

познавательные

 

коммуникативные

личностные

предметные

Учитель  предлагает  составить  поговорку  и  подчеркнуть  мягкие  согласные

Дети  составляют  поговорку  и  записывают

познавательные

 

метапредметные

Учитель  предлагает  вспомнить,  какие  изменения  в  живой  природе  происходят  весной

Дети  вспоминают  о  прилете  птиц

познавательные

 

 

матапредметные

Сценарий  урока

      I.       Стадия  вызова

Учитель:Отгадайте  загадку и  тогда  вы  составите  из  слогов  слова:

Четыре  ковра  рукодельницы  ткут,

Один  за  другим  их  на  землю  кладут.

Белый,  зеленый,  пестрый,  желтый.

Ответ  мудреный.  Его  нашел  ты?

На  доске  написаны  слоги:

зи  ле  ма  то  о  вес  сень  на

Ученики:  Это  времена  года:  весна,  лето,  осень,  зима.

Учитель:Объясните  орфограммы.  Запишите  слова,  поставьте  ударение,  подчеркните  орфограммы.

На  какие  вопросы  отвечают  эти  слова? Что  обозначают?

Ученики:Эти  слова  отвечают  на  вопрос  что?  и  обозначают  предметы.

Учитель:  А  какое  сейчас  время  года?

Ученики:  Сейчас  весна.

Учитель:  Назовите  весенние  месяцы.

Ученики:Март,  апрель,  май.

Учитель:  Сделаем  фонетический  разбор  слова   апрель.

                               Ап-рель- 2  слога,  6  букв, 5  звуков

А – [а ]

П – [п  ]

Р – [р’ ]

Е – [э  ]

Л – [л’]

Ь – [ - ]

6  букв, 5  звуков

   II.       Cтадия  осмысления

Учитель:  Что  показывает  мягкость  [ р’ ] ?

Ученики:  Буква  «е»

Учитель:  Выберите  гласные,  показывающие  мягкость  согласных.

Ученики:  е,  е,  ю,  я,  и

Учитель:  Почему  звуков  меньше,  чем  букв?

Ученики:  «ь»   не  обозначает  звука.

Учитель:  Что  показывает  «ь» ?

Ученики:  Мягкость  предшествующего  согласного.

Учитель:  В названиях  каких   месяцев  пишется  «ь»? Запишите названия этих  месяцев на  листочке, работая  в  паре со  своим  соседом.

Учитель:  Прочитайте.

Ученики:  Апрель,  июнь,  июль,  сентябрь,  октябрь,  ноябрь, декабрь,  январь, февраль.

Учитель:  Назовите  признаки  весны  в  неживой  природе.

Составьте  поговорки  и  запишите  в  тетрадь.

Март —

Апрель —

Май —

(с  цветами,  с  травой,  с  водой )

Учитель:  Обменяйтесь  тетрадями,  проверьте

Учитель:Подчеркните буквы, обозначающие  мягкие  согласные  звуки.

Учитель:  Вспомните  признаки  весны  в  живой  природе.

Ученики: Прилетают  перелетные  птицы.

Учитель:  Какие  птицы  прилетают  первыми?

Ученики:  грачи,  скворцы.

Учитель:Расскажите  о  них.

(Два  ученика,  по-очереди,  рассказывают)

Грачи  в  народе  всегда  были  символами  весны.  Чаще  всего  они  прилетают  к  нам  17-19  марта.  В  народном  календаре  день  17  марта  называется  Герасим -  грачевник.  Есть  немало  поговорок, связанных  с  этим  днем,  например: “  Увидел  грача – весну  встречай”.  Грачей  считают  предсказателями  погоды. Если  они  строят  гнезда  высоко,  лето  будет  хорошим, если  низко – холодным  и  сырым.

“Скворцы  прилетели !” – радостно  сообщают  люди  друг  другу. Это  значит  они  радуются  вновь  наступившей  весне,  весть  о  которой  принесли  веселые  скворцы.  Скворцы – спутники  и  помощники  человека.   За  лето  они  уничтожают  много  вредных  насекомых.

Учитель:Положите  перед  собой  листочки.

Прочитайте  слова. Что  общего? (птицы)

Найдите  лишнее  слово. (Сорока)  Почему?

На  какие  группы  можно  разделить?

Запишите  в  2  столбика  с  твердыми  согласными  и  мягкими согласными.

Проверка (фронтальная )

 

       Аист                                            Грач

Утка                                             Скворец

Сорока                                        Гусь

Жаворонок                                 Лебедь

Кукушка                                     Журавль

                                                    Ласточка

 

Учитель:  Подчеркните  буквы,  обозначающие  мягкие  согласные  звуки.  Назовите  слова,  где  согласные  всегда  мягкие.  Какие  всегда  мягкие  согласные  вы  знаете?  (  Ч  Й  Щ )

( Учитель  просит  детей  сесть  по  группам )

Учитель:  О приметах  какого  времени  года  мы  говорили  на  уроке?

Ученики:  о  весне

Составьте  синквейн  со  словом  весна.  (У  детей  на  партах  лежат  памятки )

Учитель:  Прочитайте

Весна

Ранняя    долгожданная

Приходит   радует   согревает

Долгожданная  весна  пришла  к  нам.

Красавица

Учитель:  Попробуйте  составить  вопросы  по  теме “ Твердые  и  мягкие  согласные”

Ученики:Какие  буквы  показывают  мягкость  согласных  звуков?

Какая  буква  не  обозначает  звука?

Какие  согласные  всегда мягкие?

III.       Стадия  рефлексии

Учитель:Нарисуйте  в  тетради  смайлик, который  поможет оценить  вашу  работу  на  уроке.

 

Литература

1.     Л.М.  Зеленина,  Т.Е.  Хохлова  Русский  язык   1  класс 

2.     С.  Вохринцева  Окружающий  мир.  Перелетные  птицы

3.     Т.Д.  Нуждина  Энциклопедия “Чудо -  всюду”

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»