Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Конспект урока по русскому языку "Слова с проверяемыми безударными гласными, парными глухими и звонкими согласными в корне"( 2 класс)

Кроликова Юлия Васильевна,учитель начальных классов,лицей №40 Санкт-Петербург

Цели:

Развивать умение распознавать в корне букву, которую надо проверять и формировать навыки проверки  безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и при помощи подбора однокоренных слов.

Задачи:

Предметные:

Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях проверочных и проверяемых слов;

развивать умение проверять слова с безударными гласными и парными согласными в корне;

сопоставлять способы проверки этих орфограмм;

развивать умение составлять из слов предложения;

Метапредметные:

Формировать умение определять тему урока;

формировать умение принимать учебную задачу;

развивать  умение наблюдать ,сравнивать ,анализировать и делать выводы;

развивать речь и обогащать словарный запас; мотивировать детей к развитию устной речи;

формировать умение слушать и вступать в диалог;

развивать память(зрительную и слуховую) с использованием приема кратковременного запоминания;

совершенствовать  умение работать в парах постоянного и переменного состава.

Личностные:

формировать мотивацию к обучению и познанию;

формировать способность детей к саморазвитию.

Оборудование:мультимедиа , книга сказок А.С.Пушкина ,карточки для работы в парах переменного состава и для индивидуальной работы.

На уроке применяется игровая технология. Для ее реализации на уроке используются изображения  сказочных персонажей : золотой рыбки и золотого петушка, сказочных ворот ,двух рек ,мостов(значков-корней),замков ,карточки-кораблики ,жетоны для поощрения в виде золотых орешков.

Ход  урока:

1.Организационный момент. Проверка наличия  необходимых принадлежностей; настрой на урок.

На слайде: Золото добывают из земли, а знания из книг.

-Прочитайте поговорку и объясните ее смысл.

На слайде: изображения золотого петушка и золотой рыбки.

- Вы узнали этих сказочных персонажей? Из каких произведений эти герои? А какие еще сказки А.С.Пушкина вы знаете?

Показ книги.

-Эта книга поможет нам сегодня добыть новые знания и совершить сказочное путешествие в мир сказок А.С.Пушкина.

2.Актуализация знаний. 

Чистописание.

-Прочитайте поговорку еще раз и определите, какую букву будем тренироваться писать. (строчную букву з)

З - не просто завитушка:

З - пружинка ,крендель ,стружка.

Выполнение упражнения в тетради: сжимание и разжимание « пружинки», вплетение в «пружинку» буквы з .

-А теперь красиво  запишите имена сказочных персонажей в тетрадь.

Дети записывают: золотая рыбка, золотой петушок 

-Выделите знакомые орфограммы.

 -Какие правила надо знать, чтобы грамотно написать  эти слова?

3.Постановка учебной задачи.

-Определите тему нашего урока. (Ответы детей.)

- Сегодня на уроке мы  проведем исследование и сравним эти орфограммы, повторим их «секреты» и будем продолжать учиться писать слова с этими орфограммами.

На слайде таблица:

 

Проверяемые безударные гласные

Парные согласные

 

 

 

4.Работа по теме урока.

-Итак, в путь! Но сначала я должна убедиться в том , что вы готовы запомнить все то ,что увидите и услышите в сказочной стране.

А) Упражнение на развитие зрительной памяти (закрепление приема группировки) и повторение букв, которые  учат писать эти правила.

-Я сейчас покажу вам ряд букв, а вы должны запомнить их и записать в тетрадь.

На слайде букв:

в ,о, д ,а, б ,е ,г ,я ,з ,и ,ж

 

 

Слайд демонстрируется 4-5 секунд, затем слайд закрывается и дети записывают буквы в тетрадь. Потом работа проверяется по образцу.

На слайде ряд букв  разбивается на группы:

в ,о ,д ,а      б, е, г         я , з ,и , ж 

 

-Кто запомнил все буквы?   Какой прием вам помог запомнить эти буквы?

- Подчеркните согласные буквы. Чем они похожи? (звонкие парные)

- Назовите парные к ним глухие согласные.

- Рассмотрите гласные. Что  можете сказать о них? (Это гласные, которые требуют проверки)

Дополнение таблицы на слайде:

Проверяемые безударные гласные

                Парные согласные

а  о   е   я   и

б   в   г   д   ж   з

п   ф  к   т  ш   с

 

-Мы повторили те буквы, которые учат писать эти правила.

- А теперь обратите внимание на полученные группы букв  при запоминании. Какая из них  «лишняя»? (Язиж – так как не имеет лексического значения.)

- А что интересного замечаете в остальных словах? (есть орфограммы, с которыми будем работать на уроке : проверяемая безударная гласная и  парная согласная в корне).

Б)Определение позиции проверяемых букв.

Работа в парах.

 Один ученик комментирует слово «вода», а другой – «бег».

-В какой части слова находятся эти орфограммы? (в корне).

-Выделите орфограммы и  объясните почему эти буквы надо проверять? (находятся в слабой позиции).

Дополнение таблицы на слайде:

Проверяемые безударные гласные

                Парные согласные

а  о   е   я   и

б   в   г   д   ж   з

п   ф  к   т  ш   с

В корне

В корне

 

-Когда надо проверять гласные «А,О,Е,И,Я»?

-Когда надо проверять парные согласные?

Дополнение таблицы:

Проверяемые безударные гласные

                Парные согласные

 

 

а  о   е   я   и

б   в   г   д   ж   з

п   ф  к   т  ш   с

 

 

В корне

В корне

 

 

Не под ударением

В конце слова или перед согласным

 

 

 

В)Повторение правил написания орфограмм.

- Пока мы работали, не заметили, как оказались у сказочных ворот. Как нам добраться до них? Ведь на пути две широкие реки! Помогут нам в этом наши корни! Что они напоминают? (мосты). Но по мостикам надо пройти! Пройдет тот, кто знает два основных правила написания корня.

Игра «Расскажи по цепочке» (прием деятельного запоминания) .

Дети по команде учителяназывают поочередно по одному слову из правила до тех пор, пока учитель не отменит задание. Если кто-то забыл слово, то следующий участник игры, выждав одну секунду, отвечает вместо забывшего.

-Вот мы и у ворот! Но на них такие тяжелые замки! Открыть мы их сможем, если расскажем «волшебные» правила. Дети хором (мальчики одно правило , а девочки другое) рассказывают стихи ,выученные на предыдущих уроках .

Если слышишь парный звук,                                     Если буква гласная

Будь внимателен , мой друг!                                       Вызвала сомнение,

Парный сразу проверяй                                              Ты ее немедленно

И звук гласный подставляй!                                       Ставь под ударение!

5.Применение полученных знаний при выполнении самостоятельной работы.

А) Различение проверочных и проверяемых слов. Обобщение двух способов проверки.

-Молодцы! Ворота мы открыли! Перед нами страна Лукоморье! А вот и сказочное дерево! О нем А.С.Пушкин написал так:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Текст демонстрируется на слайде или записывается на доске.

-Выполним задание ученого кота. Прочитайте отрывок и найдите слова, которые используются в разных грамматических формах. (Дуб, на дубе)

-Какая из них является проверочной? Почему? (запись слова «на дубе» в тетради)

-А как еще можно проверить парный согласный в корне? (подобрать однокоренное слово). Подбор и запись.

-Запишем слово с орфограммой.

У детей в тетради появляется запись:

На дубе, дубок - дуб

- В каком еще слове есть эта орфограмма? (цепь)

-Подберите два проверочных слова двумя способами . Самостоятельная работа и коллективная проверка у доски.

-Что надо сделать, чтобы правильно написать парную согласную букву?

- Сколько способов проверки парных согласных  существует?

-Какое условие подбора проверочного слова важно соблюдать?

Дополнение таблицы на слайде:

Проверяемые безударные гласные

                Парные согласные

 

                Парные согласные

 

а  о   е   я   и

б   в   г   д   ж   з

п   ф  к   т  ш   с

 

б   в   г   д   ж   з

п   ф  к   т  ш   с

 

В корне

В корне

 

В корне

 

Не под ударением

В конце слова или перед согласным

 

В конце слова или перед согласным

 

 

Подобрать проверочное слово.

 

 

 

 

1.изменить форму слова;

2.подобрать однокоренное слово

 

Чтобы после согласной стояла гласная буква.

 

-Ребята, а что интересного заметили  в ряде слов «зацепка, цепь - по цепи? (есть слово с безударной  гласной).Есть ли среди слов этой строки слово ,которым можно это слово проверить?(цепь ,зацепка).Докажите .Сделайте вывод о проверке безударных гласных в слове.

Дополнение таблицы на слайде:

Проверяемые безударные гласные

                Парные согласные

 

а  о   е   я   и

б   в   г   д   ж   з

п   ф  к   т  ш   с

 

В корне

В корне

 

Не под ударением

В конце слова или перед согласным

 

Подобрать проверочное слово.

Подобрать проверочное слово.

 

1.изменить форму слова;

2.подобрать однокоренное слово

1.изменить форму слова;

2.подобрать однокоренное слово

 

Чтобы на гласную падало ударение.

Чтобы после согласной стояла гласная буква.

 

 

- Такие слова в русском языке называют взаимопроверяемыми.

Б) Постановка проблемного вопроса. Работа над расширением словарного запаса .Знакомство с устаревшими словами.

-Ребята, я в недоумении! Мне кажется ,что кто-то сослужил нам злую шутку !Нет ли ошибки в этом отрывке? Сравните слова: золото ,златая ,золотая.

-Какое слово вас настораживает? Почему?

-Слово  «златая» записано верно! Это устаревшая форма слова «золотая», а золото в давние времена называли «злато».Можно ли считать это слово проверочным к слову «златая»?

Запись :злато-златая.

-Кот ученый знает много сказок! В одной из них мы сейчас и окажемся!

В)Физминутка.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

-Узнали сказку? («Сказка о царе Салтане….»)

Г) Работа над написанием слов с изученными орфограммами.

Игра «Кораблики» (Работа в парах переменного состава).

-Мы отправляемся в плавание! В пути помните о правилах проверки!

Класс делится на две группы. Первой группе учитель раздает карточки-кораблики, на которых записаны слова (на карточке записаны три или более слов :в зависимости от работоспособности класса) с пропущенной безударной гласной  и парной согласной в корне слова ,взятые из сказки Пушкина. Например: под  …кном, ц…рица ,св…тлица,пов..риха,тк…чиха,в…лна,ц…ревич,кня…ь,лебе….ь,грус…ь,остро…,под к…сой, в горо…, фло…, зв…зда, с ц…рквами, б…жит, восто…,ц…ревна,кор..бельщики,тор…, на к…рму, д…ржать,п…ет,оре…ки,скорлу…ки и т.д

Другая половина детей по команде учителя подходит к ребятам с корабликами и в одно слово вставляют пропущенную букву, объясняя свои действия. Хозяин кораблика слушает ответ ,а в случае необходимости ,исправляет ошибку и помогает .Далее ,закончив работу со словом ,ученик отправляется к другому свободному кораблику и выполняет ту же работу .Работа продолжается до тех пор ,пока владельцы корабликов не сдадут учителю заполненные карточки.

-Ребята! Назовите имена учеников, ответы которых вам очень понравились .Чем?

Д) Упражнение на развитие слуховой памяти.

- Ну, а теперь прислушайтесь :в листве дерева кто-то прячется!

Учитель четко проговаривает словосочетания.

 Легкие скорлупки.

Сладкие орешки.

Ученики сразу же (это мгновенное действие обеспечивает точность запечатления) повторяют их про себя и записывают в тетрадь. После этого  записи на доске открываются, дети проверяют написанное по образцу и оценивают свою работу :справился  +; не справился – (с точки зрения запоминаемого результата).Особенное внимание уделяется орфографической грамотности выполняемого задания .Кто не допустил в работе орфографических ошибок крестик обводит в кружок.

*Работа по развитию запоминания проводится систематически на каждом уроке .

-Кто это может быть? Вам помогут  только что записанные слова! Это белочка!  Она поделится золотыми орешками с теми, кто найдет знакомые орфограммы. Дети самостоятельно выполняют задание и  затем работа коллективно проверяется.

Е) Работа по составлению деформированных предложений.

-А теперь Белочка  предлагает составить о ней предложения.

Ученикам выдаются карточки . На карточках записаны деформированные предложения:

Грызет, на ,белочка ,орешки ,сосне.

Вниз , летят ,на ,скорлупку ,площадку.

Составление и запись предложений. Взаимопроверка.

-Какие еще можно составить предложения?

-Ребята , а помните ли вы ,какие еще чудеса были в царстве Гвидона?

6.Итог урока.

-Где мы с вами сегодня побывали? Что наблюдали?

Работа в парах.

Пользуясь таблицей , сделайте вывод о том ,чем похожи  и чем различаются орфограммы ,о которых мы говорили сегодня .Ответы у доски и их коллективное обсуждение.

7.Контроль уровня усвоения новых знаний.

-Чтобы вернуться обратно ,надо пройти испытание .Отыщите ошибки ,которые допущены в сказочных отрывках.

На карточках тексты с ошибками в словах.

1.Там на неведомых дАрожках        2.Через лИса ,через мАря

СлИды  невиданных звИрей;               Колдун нИсет богатыря;

Избушка там на курьих ноЖках         В тИмнице там цОревна тужит,

СтАит без окон,без двИрей.                А бурый волГ ей верно служит.

Самостоятельная работа детей и взаимопроверка.

-На какие орфограммы были допущены ошибки?

-Назовите слова с проверяемыми безударными гласными ;парными согласными.

7.Рефлексия.

Наш урок подошел к концу.

-Какие задания вызвали трудности? Какие задания больше понравились? Кто справился со всеми заданиями? Над какими заданиями надо еще поработать?

8.Домашнее задание.

Из текстов сказок А.С.Пушкина выпишите понравившийся отрывок (8 строчек); найдите слова с изученными орфограммами ; выделить их графически. Дополнительное задание: найти в сказках устаревшие формы слов; подобрать взаимопроверяемые слова. 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»