Конспект урока по русскому языку "Слова с проверяемыми безударными гласными, парными глухими и звонкими согласными в корне"( 2 класс)
Кроликова Юлия Васильевна,учитель начальных классов,лицей №40 Санкт-Петербург
Цели:
Развивать умение распознавать в корне букву, которую надо проверять и формировать навыки проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и при помощи подбора однокоренных слов.
Задачи:
Предметные:
Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях проверочных и проверяемых слов;
развивать умение проверять слова с безударными гласными и парными согласными в корне;
сопоставлять способы проверки этих орфограмм;
развивать умение составлять из слов предложения;
Метапредметные:
Формировать умение определять тему урока;
формировать умение принимать учебную задачу;
развивать умение наблюдать ,сравнивать ,анализировать и делать выводы;
развивать речь и обогащать словарный запас; мотивировать детей к развитию устной речи;
формировать умение слушать и вступать в диалог;
развивать память(зрительную и слуховую) с использованием приема кратковременного запоминания;
совершенствовать умение работать в парах постоянного и переменного состава.
Личностные:
формировать мотивацию к обучению и познанию;
формировать способность детей к саморазвитию.
Оборудование:мультимедиа , книга сказок А.С.Пушкина ,карточки для работы в парах переменного состава и для индивидуальной работы.
На уроке применяется игровая технология. Для ее реализации на уроке используются изображения сказочных персонажей : золотой рыбки и золотого петушка, сказочных ворот ,двух рек ,мостов(значков-корней),замков ,карточки-кораблики ,жетоны для поощрения в виде золотых орешков.
Ход урока:
1.Организационный момент. Проверка наличия необходимых принадлежностей; настрой на урок.
На слайде: Золото добывают из земли, а знания из книг.
-Прочитайте поговорку и объясните ее смысл.
На слайде: изображения золотого петушка и золотой рыбки.
- Вы узнали этих сказочных персонажей? Из каких произведений эти герои? А какие еще сказки А.С.Пушкина вы знаете?
Показ книги.
-Эта книга поможет нам сегодня добыть новые знания и совершить сказочное путешествие в мир сказок А.С.Пушкина.
2.Актуализация знаний.
Чистописание.
-Прочитайте поговорку еще раз и определите, какую букву будем тренироваться писать. (строчную букву з)
З - не просто завитушка:
З - пружинка ,крендель ,стружка.
Выполнение упражнения в тетради: сжимание и разжимание « пружинки», вплетение в «пружинку» буквы з .
-А теперь красиво запишите имена сказочных персонажей в тетрадь.
Дети записывают: золотая рыбка, золотой петушок
-Выделите знакомые орфограммы.
-Какие правила надо знать, чтобы грамотно написать эти слова?
3.Постановка учебной задачи.
-Определите тему нашего урока. (Ответы детей.)
- Сегодня на уроке мы проведем исследование и сравним эти орфограммы, повторим их «секреты» и будем продолжать учиться писать слова с этими орфограммами.
На слайде таблица:
Проверяемые безударные гласные |
Парные согласные |
|
|
4.Работа по теме урока.
-Итак, в путь! Но сначала я должна убедиться в том , что вы готовы запомнить все то ,что увидите и услышите в сказочной стране.
А) Упражнение на развитие зрительной памяти (закрепление приема группировки) и повторение букв, которые учат писать эти правила.
-Я сейчас покажу вам ряд букв, а вы должны запомнить их и записать в тетрадь.
На слайде букв:
в ,о, д ,а, б ,е ,г ,я ,з ,и ,ж
|
Слайд демонстрируется 4-5 секунд, затем слайд закрывается и дети записывают буквы в тетрадь. Потом работа проверяется по образцу.
На слайде ряд букв разбивается на группы:
в ,о ,д ,а б, е, г я , з ,и , ж |
-Кто запомнил все буквы? Какой прием вам помог запомнить эти буквы?
- Подчеркните согласные буквы. Чем они похожи? (звонкие парные)
- Назовите парные к ним глухие согласные.
- Рассмотрите гласные. Что можете сказать о них? (Это гласные, которые требуют проверки)
Дополнение таблицы на слайде:
Проверяемые безударные гласные |
Парные согласные |
а о е я и |
б в г д ж з п ф к т ш с |
-Мы повторили те буквы, которые учат писать эти правила.
- А теперь обратите внимание на полученные группы букв при запоминании. Какая из них «лишняя»? (Язиж – так как не имеет лексического значения.)
- А что интересного замечаете в остальных словах? (есть орфограммы, с которыми будем работать на уроке : проверяемая безударная гласная и парная согласная в корне).
Б)Определение позиции проверяемых букв.
Работа в парах.
Один ученик комментирует слово «вода», а другой – «бег».
-В какой части слова находятся эти орфограммы? (в корне).
-Выделите орфограммы и объясните почему эти буквы надо проверять? (находятся в слабой позиции).
Дополнение таблицы на слайде:
Проверяемые безударные гласные |
Парные согласные |
а о е я и |
б в г д ж з п ф к т ш с |
В корне |
В корне |
-Когда надо проверять гласные «А,О,Е,И,Я»?
-Когда надо проверять парные согласные?
Дополнение таблицы:
Проверяемые безударные гласные |
Парные согласные |
|
|
а о е я и |
б в г д ж з п ф к т ш с |
|
|
В корне |
В корне |
|
|
Не под ударением |
В конце слова или перед согласным |
|
|
В)Повторение правил написания орфограмм.
- Пока мы работали, не заметили, как оказались у сказочных ворот. Как нам добраться до них? Ведь на пути две широкие реки! Помогут нам в этом наши корни! Что они напоминают? (мосты). Но по мостикам надо пройти! Пройдет тот, кто знает два основных правила написания корня.
Игра «Расскажи по цепочке» (прием деятельного запоминания) .
Дети по команде учителяназывают поочередно по одному слову из правила до тех пор, пока учитель не отменит задание. Если кто-то забыл слово, то следующий участник игры, выждав одну секунду, отвечает вместо забывшего.
-Вот мы и у ворот! Но на них такие тяжелые замки! Открыть мы их сможем, если расскажем «волшебные» правила. Дети хором (мальчики одно правило , а девочки другое) рассказывают стихи ,выученные на предыдущих уроках .
Если слышишь парный звук, Если буква гласная
Будь внимателен , мой друг! Вызвала сомнение,
Парный сразу проверяй Ты ее немедленно
И звук гласный подставляй! Ставь под ударение!
5.Применение полученных знаний при выполнении самостоятельной работы.
А) Различение проверочных и проверяемых слов. Обобщение двух способов проверки.
-Молодцы! Ворота мы открыли! Перед нами страна Лукоморье! А вот и сказочное дерево! О нем А.С.Пушкин написал так:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Текст демонстрируется на слайде или записывается на доске.
-Выполним задание ученого кота. Прочитайте отрывок и найдите слова, которые используются в разных грамматических формах. (Дуб, на дубе)
-Какая из них является проверочной? Почему? (запись слова «на дубе» в тетради)
-А как еще можно проверить парный согласный в корне? (подобрать однокоренное слово). Подбор и запись.
-Запишем слово с орфограммой.
У детей в тетради появляется запись:
На дубе, дубок - дуб
- В каком еще слове есть эта орфограмма? (цепь)
-Подберите два проверочных слова двумя способами . Самостоятельная работа и коллективная проверка у доски.
-Что надо сделать, чтобы правильно написать парную согласную букву?
- Сколько способов проверки парных согласных существует?
-Какое условие подбора проверочного слова важно соблюдать?
Дополнение таблицы на слайде:
Проверяемые безударные гласные |
Парные согласные |
|
Парные согласные |
|
а о е я и |
б в г д ж з п ф к т ш с |
|
б в г д ж з п ф к т ш с |
|
В корне |
В корне |
|
В корне |
|
Не под ударением |
В конце слова или перед согласным |
|
В конце слова или перед согласным |
|
|
Подобрать проверочное слово. |
|
|
|
|
1.изменить форму слова; 2.подобрать однокоренное слово |
|||
|
Чтобы после согласной стояла гласная буква. |
-Ребята, а что интересного заметили в ряде слов «зацепка, цепь - по цепи? (есть слово с безударной гласной).Есть ли среди слов этой строки слово ,которым можно это слово проверить?(цепь ,зацепка).Докажите .Сделайте вывод о проверке безударных гласных в слове.
Дополнение таблицы на слайде:
Проверяемые безударные гласные |
Парные согласные |
|
а о е я и |
б в г д ж з п ф к т ш с |
|
В корне |
В корне |
|
Не под ударением |
В конце слова или перед согласным |
|
Подобрать проверочное слово. |
Подобрать проверочное слово. |
|
1.изменить форму слова; 2.подобрать однокоренное слово |
1.изменить форму слова; 2.подобрать однокоренное слово |
|
Чтобы на гласную падало ударение. |
Чтобы после согласной стояла гласная буква. |
|
- Такие слова в русском языке называют взаимопроверяемыми.
Б) Постановка проблемного вопроса. Работа над расширением словарного запаса .Знакомство с устаревшими словами.
-Ребята, я в недоумении! Мне кажется ,что кто-то сослужил нам злую шутку !Нет ли ошибки в этом отрывке? Сравните слова: золото ,златая ,золотая.
-Какое слово вас настораживает? Почему?
-Слово «златая» записано верно! Это устаревшая форма слова «золотая», а золото в давние времена называли «злато».Можно ли считать это слово проверочным к слову «златая»?
Запись :злато-златая.
-Кот ученый знает много сказок! В одной из них мы сейчас и окажемся!
В)Физминутка.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
-Узнали сказку? («Сказка о царе Салтане….»)
Г) Работа над написанием слов с изученными орфограммами.
Игра «Кораблики» (Работа в парах переменного состава).
-Мы отправляемся в плавание! В пути помните о правилах проверки!
Класс делится на две группы. Первой группе учитель раздает карточки-кораблики, на которых записаны слова (на карточке записаны три или более слов :в зависимости от работоспособности класса) с пропущенной безударной гласной и парной согласной в корне слова ,взятые из сказки Пушкина. Например: под …кном, ц…рица ,св…тлица,пов..риха,тк…чиха,в…лна,ц…ревич,кня…ь,лебе….ь,грус…ь,остро…,под к…сой, в горо…, фло…, зв…зда, с ц…рквами, б…жит, восто…,ц…ревна,кор..бельщики,тор…, на к…рму, д…ржать,п…ет,оре…ки,скорлу…ки и т.д
Другая половина детей по команде учителя подходит к ребятам с корабликами и в одно слово вставляют пропущенную букву, объясняя свои действия. Хозяин кораблика слушает ответ ,а в случае необходимости ,исправляет ошибку и помогает .Далее ,закончив работу со словом ,ученик отправляется к другому свободному кораблику и выполняет ту же работу .Работа продолжается до тех пор ,пока владельцы корабликов не сдадут учителю заполненные карточки.
-Ребята! Назовите имена учеников, ответы которых вам очень понравились .Чем?
Д) Упражнение на развитие слуховой памяти.
- Ну, а теперь прислушайтесь :в листве дерева кто-то прячется!
Учитель четко проговаривает словосочетания.
Легкие скорлупки.
Сладкие орешки.
Ученики сразу же (это мгновенное действие обеспечивает точность запечатления) повторяют их про себя и записывают в тетрадь. После этого записи на доске открываются, дети проверяют написанное по образцу и оценивают свою работу :справился +; не справился – (с точки зрения запоминаемого результата).Особенное внимание уделяется орфографической грамотности выполняемого задания .Кто не допустил в работе орфографических ошибок крестик обводит в кружок.
*Работа по развитию запоминания проводится систематически на каждом уроке .
-Кто это может быть? Вам помогут только что записанные слова! Это белочка! Она поделится золотыми орешками с теми, кто найдет знакомые орфограммы. Дети самостоятельно выполняют задание и затем работа коллективно проверяется.
Е) Работа по составлению деформированных предложений.
-А теперь Белочка предлагает составить о ней предложения.
Ученикам выдаются карточки . На карточках записаны деформированные предложения:
Грызет, на ,белочка ,орешки ,сосне.
Вниз , летят ,на ,скорлупку ,площадку.
Составление и запись предложений. Взаимопроверка.
-Какие еще можно составить предложения?
-Ребята , а помните ли вы ,какие еще чудеса были в царстве Гвидона?
6.Итог урока.
-Где мы с вами сегодня побывали? Что наблюдали?
Работа в парах.
Пользуясь таблицей , сделайте вывод о том ,чем похожи и чем различаются орфограммы ,о которых мы говорили сегодня .Ответы у доски и их коллективное обсуждение.
7.Контроль уровня усвоения новых знаний.
-Чтобы вернуться обратно ,надо пройти испытание .Отыщите ошибки ,которые допущены в сказочных отрывках.
На карточках тексты с ошибками в словах.
1.Там на неведомых дАрожках 2.Через лИса ,через мАря
СлИды невиданных звИрей; Колдун нИсет богатыря;
Избушка там на курьих ноЖках В тИмнице там цОревна тужит,
СтАит без окон,без двИрей. А бурый волГ ей верно служит.
Самостоятельная работа детей и взаимопроверка.
-На какие орфограммы были допущены ошибки?
-Назовите слова с проверяемыми безударными гласными ;парными согласными.
7.Рефлексия.
Наш урок подошел к концу.
-Какие задания вызвали трудности? Какие задания больше понравились? Кто справился со всеми заданиями? Над какими заданиями надо еще поработать?
8.Домашнее задание.
Из текстов сказок А.С.Пушкина выпишите понравившийся отрывок (8 строчек); найдите слова с изученными орфограммами ; выделить их графически. Дополнительное задание: найти в сказках устаревшие формы слов; подобрать взаимопроверяемые слова.