РАЗВИТИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ермакова Елена Зинатуловна
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 546 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Овладение ребенком системой словообразования посвящены исследования многих учёных. Отмечается, что овладение ребенком процессом словообразования представляет собой сложный процесс, включающий, с одной стороны, овладение средствами формального выражения и, с другой стороны, овладение «семантическими сдвигами» в значении исходных слов
Проблема формирования словообразования у младших школьников является особенно актуальной, поскольку овладение словообразованием детьми имеет большое значение для профилактики нарушений письма, для овладения орфографией.
Словообразование – один из творческих компонентов речевой деятельности, заключающийся в такой номинации (назывании) явлений и предметов окружающего, при которой существенные связи и отношения объективной действительности находят свое выражение в отношениях структурных элементов внутри слова.
Словообразование тесто связано с лексикой, как бы примыкает к ней. Словообразовательная система включает прежде всего производные слова, относящиеся к лексическому уровню языка наряду со словами непроизводными.
Формирование словаря ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.
В лингвистике отмечается многообразие форм словообразования прилагательных:
1. Префиксальные прилагательные (перетёртый – тёртый).
2. Суффиксальные прилагательные. В этой группе прилагательных мотивирующей основой являются различные части речи: имена существительные (берёза – берёзовый), имена прилагательные (белый – беловатый), глаголы (колоть – колкий), числительные (два –двойной), местоимения (ничей – ничейный), наречия (завтра – завтрашний).
3. Префиксально-суффиксальные прилагательные (бездомный – дом).
4. Флексийные прилагательные (зло – злой).
5. Префиксально-флексийные прилагательные, которые мотивируются только именами существительными.
6. Сложные прилагательные, образующиеся путём сложения слов (железнодорожный). При чистом сложении опорным компонентом является самостоятельное прилагательное. Сложные прилагательные могут состоять из двух, трёх и более компонентов.
Так, образование качественных прилагательных связано с использованием суффиксов: -ист- (пор-ист-ый), -ат- (-чат-) (ус-ат-ый, узор-чат-ый), -к-(лов-к-ий), -ив-, -чив-, -лив- (лен-ив-ый, разговор-чив-ый, говор-лив-ый), сложного суффикса –тельн- (стара-тельн-ый) и непродуктивных суффиксов –ав- (-яв-) и –ляв- (кудр-яв-ый, трух-ляв-ый), а также –ит- и –овит- (знамен-ит-ый, дар-овит-ый) и некоторых других.
При образовании относительных прилагательных используются суффиксы –н-(сталь-н-ой), -льн-, -овн- (краси-льн-ый, дух-овн-ый), -ан (-ян-) (серебр-ян-ый, песч-ан-ый), -онн-, (-енн) (революци-онн-ый, традиции-онн-ый), -ск- и производные –ческ-, -ическ-, -овск-, -инск- (учитель-ск-ий, языковед-ческ-ий) и некоторые другие.
В образовании имен прилагательных распространен префиксальный способ морфологического словообразования. Всего в русском языке 25 префиксов, около 20 из них продуктивны. Специфическая группа приставок используется в словообразовании имён прилагательных. Так, среди приставок, образующих качественные прилагательные, продуктивными являются: пре- (пре-забавный), наи- (наи-кратчайший), раз- (раз-любезный), сверх- (сверх-звуковой), ультра (ультра-фиолетовый) и др.
Относительные прилагательные образуются с приставками на-, над-, под-, за-, при-, вне-, внутри-, анти-, между-, интер,-, но обычно в этих образованиях выступают одновременно и наиболее распространенный суффиксы –н-, -ок_, -ов и вследствие этого способ их образования является смешанным, суффиксально-префиксальным (над-зем-н-ый и т.д.)
Прилагательные с приставками и суффиксами представляют особую словообразовательную модель, в которой префиксы не только вносят особое свойственное им значение, но часто становятся неотъемлемой частью основ.
Чаще всего приставочные образования прилагательных возникают от производящих основ с суффиксами –н-, -ов-, -ск-, с приставкой до-, с близкой с ней по значению приставкой пред-, и противоположной по значению приставкой по-.
Живым продуктивным способом образования имен прилагательных является использование приставок между- и меж-, за-, на-, над-, под- в сочетании с суффиксом –н- (международный).
Продуктивны в образовании прилагательных и приставки пред-, при-, сверх-, противо-, вне-, которым также сопутствуют суффиксы –н-, реже –ск, -ов- (пришкольный ).
Таким образом, словообразование – это особый раздел науки о языке. Оно тесно связано с лексическим и грамматическим строем речи, находит свое выражение в многообразии способов образования различных частей речи, в том числе и прилагательных.
Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования. Словарь ребенка обогащается за счет образования производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования.
По своим словообразовательным возможностям русский язык беспределен, обогащение его словарного состава происходит постоянно. Словообразование – движущая сила современного русского языка, и поэтому во все эпохи отмечалась весомость этого процесса в пополнении словарного состава.
Нарушения словообразование имён прилагательных у младших школьников в силу того, что в речи они появляются очень поздно. Какое-то время прилагательные употребляются детьми вопреки обычным нормам русского языка, а именно – после существительных. Усвоение словоизменения прилагательных происходит на весьма ограниченном количестве слов (около 27 названий признаков предметов). Они обозначают: величину (большой – маленький); цвет (красный, синий, желтый, беленький); вкус (горький – сладкий); температуру (теплый – холодный); вес (тяжелый – легкий); оценку предметов (грязный – чистый, хороший – плохой) и др.
Первоначально усваивается именительный падеж прилагательных, значительно позже косвенные падежи. Очень долго отсутствуют формы косвенных падежей множественного числа прилагательных ввиду нераспространенности этих форм в русском языке. Усвоение рода прилагательных начинается значительно позже, чем усвоение рода глаголов прошедшего времени. Одновременно появляются формы мужского и женского рода прилагательных, которые вначале смешиваются детьми. Согласование прилагательного с существительным устанавливается сначала в мужском и женском роде, значительно позже в среднем.
Позднее усвоение прилагательных объясняется, прежде всего, особенностью их семантики. Для того, чтобы усвоить прилагательное, нужно сначала выделить из целостного образа предмета какой-нибудь признак, что возможно лишь на определенном уровне развития процессов анализа и синтеза. Трудность усвоения прилагательных связана и с формально-языковыми особенностями этой части речи. Большое количество прилагательных являются производными словами.
Таким образом, процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.
Обучение словообразованию различных частей речи происходит последовательно-параллельно.
Работа над словообразовательными аффиксами заключается в формировании операций выделения и осознания словообразовательных морфем, морфемного анализа и комбинирования морфем.
Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку требует от учителя пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, усиления объяснительного аспекта при изучении системы языка. Приведу несколько приемов, предложенных Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, которые использую на своих уроках.
Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных
Образование притяжательных прилагательных.
- Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ин- -ов-. Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышкин, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый.
- Словообразование с использованием суффикса –i-без изменения звуковой структуры корня производного слова. Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.
- Словообразование с использованием суффикса –i- и с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.
Образование качественных прилагательных.
- Словообразование с использованием суффикса –н-
а) Без чередования. Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, морозный, холодный, интересный, капризный.
б) С чередованием в корне слов. Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.
2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов –ив-,
–лив-, -чин-, -оват-, -еват- и др. Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый.
Образование относительных прилагательных.
1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ов-,
-ев-.
а) Без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова. Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, рябиновый, осиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый.
б) С чередованием звуков в корне (беглая гласная): ситцевый, перцовый.
2. Словообразование с использованием суффикса –н- .
а) Без чередования в корне производного слова. Речевой материал: зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной.
б) С чередованием звуков в корне производного слова. Речевой материал: яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный.
3. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов – н-, -ян-, -ск-, -енн- и др. Речевой материал: кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, детский, майский, учительский, матросский, стеклянный, деревянный, соломенный.
1. Задание «Чьи хвосты?» Образование притяжательных прилагательных.
Хвост коровы. Чей хвост? Коровий.
Хвост кошки – кошачий.
Хвост лошади – лошадиный.
Хвост собаки – собачий.
Хвост козы – козий.
Хвост быка – бычий.
Хвост барана – бараний.
Хвост овцы – овечий.
Хвост зайца – заячий.
Хвост лисы – лисий.
Хвост белки – беличий.
Хвост медведя – медвежий.
Хвост волка – волчий.
Хвост мышки – мышиный.
- Упражнение «Что из чего сделано?». Образование относительных прилагательных. Используются карточки с изображением различных предметов.
Например: Стакан из стекла. Какой стакан? - Стеклянный.
Сковорода из чугуна – чугунная.
Ложка из дерева – деревянная.
Нож из металла – металлический.
Ведро из железа – железное.
Ваза из хрусталя – хрустальная.
Чашка из фарфора – фарфоровая.
Платье из шелка – шелковое.
Коробка из картона – картонная.
Шарф из шерсти – шерстяной.
Булка из пшеницы – пшеничная.
Хлеб из ржи - ржаной.
Варенье из вишни – вишневое.
Дорога из песка – песчаная.
Сумка из кожи – кожаная.
Мяч из резины – резиновый мяч.
Шуба из меха – меховая.
Крыша из соломы – соломенная.
Игрушка из пластмассы – пластмассовая.
Шарик из пластилина – пластилиновый.
Труба из кирпича – кирпичная.
Подушка из пуха – пуховая.
Одеяло из ваты - ватное.
Салфетка из бумаги – бумажная.
Сарафан из ситца – ситцевый.
Кувшин из глины – глиняный.
Погреб из камня – каменный.
Шинель из сукна – суконная.
- Подобрать слова - «родственники». Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.
Подберите родственные слова к следующим словам и выделите (подчеркните) слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое?
Лес – лесок, лесной, лесник.
Гриб – грибок, грибник, грибной.
Вода – водный, водяной, водолаз, наводнение.
Сахар – сахарный, сахарница.
Гора – горка, гористый, горный, пригорок.
Лист – листик, листочек, листва, лиственница, лиственный.
Дуб - дубок, дубовый.
Еж – ежиха, ежик, ежата, ежовый.
Весна – весенний, веснянка, веснушка.
- Найти «лишнее» слово.
Боль, большой, больница.
Горе, горный, горе.
Водить, вода, водный.
Лес, лесной, лестница.
Море, морщины, морской.
Беседа, беседка, соседка.
- Относительные прилагательные.
а) Вспомнить и назвать из каких материалов могут быть сделаны предметы. Учитель показывает стекло (стеклянный стакан):
Это стекло. Этот стакан сделан из стекла. Какой он? – Стеклянный.
Назовите, какие еще предметы вызнаете из стекла. Какие они?
Стеклянна ваза.
Стеклянная витрина и т.д.
Предлагаются различный материалы: камень, дерево, резина, мех, бумага и др.
б) Из чего сделаны все эти вкусные продукты?
Эти конфеты из шоколада. Какие они? – Шоколадные.
Конфеты из орехов – ореховые.
Варенье из вишни - вишневое.
Мармелад из яблок – яблочный.
Морс из клюквы – клюквенный.
Джем из малины – малиновый.
Суп из грибов – грибной.
- Притяжательные прилагательные.
а) Игра «Путаница». Используются картинки, где заменена одна часть тела. Например: «У меня лошадь, а хвост медвежий. Мне нужен лошадиный хвост» или «У меня лиса, а уши заячьи. Мне нужны лисьи уши». и т.д.
б) Игра «Кто где живет?» Используются картинки с изображением жилища животных: дупло, нора, берлога, гнездо.
Например: « Это дупло. В нем живет белка. Это беличье дупло».
1.Образование прилагательных от наречий.
Речевой материал :
Быстро – быстрый
Чисто – чистый
Грязно – грязный
Легко- легкий
Тяжело – тяжелый
Широко - широкий
Узко – узкий
Трусливо – трусливый
Медленно – медленный
Лениво – ленивый
Темно темный
Светло – светлый
Горячо – горячий
Холодно – холодный
2.Образование относительных прилагательных от существительных.
а) дерево – деревянный
стекло – стеклянный
кожа – кожаный
железо – железный
сталь – стальной
пластмасса – пластмассовый
бумага – бумажный
снег – снежный
резина – резиновый
кирпич – кирпичный
шелк – шелковый
мех – меховой
б) Составить с этими словами предложения.
Например: «У мальчика на плече висит кожаная сумка».
3.Образование относительных прилагательных от существительных.
а) осень – осенний
зима – зимний
весна – весенний
лето – летний
лес – лесной
воздух – воздушный
река – речной
б) Найди ошибку. Написать предложения, заменив существительное прилагательным.
Дует теплый (весна) ветер.
У причала стоит маленький (река ) трамвай.
Наступил первый (зима) день.
Папа купил сыну (воздух) шарик.
В саду собрали (богатство) урожай.
4. Образование сравнительной степени качественных прилагательных.
а) сильный – сильнее
быстрый – быстрее
красивый – красивее
красный – краснее
теплый – теплее
широкий – шире
узкий – уже
длинный – длиннее
короткий – короче
высокий – выше
вкусный – вкуснее
темный – темнее
старший – старше
младший – моложе
б) Закончить предложения с этими прилагательными
Вова сильный, а его брат еще сильнее.
Машина едет быстро, а …
Весной погода теплая, а…
Земляника красная, а…
Пирог вкусный, а…
Лента длинная, а …
5.Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
а) белый – беленький
теплый – тепленький
серый – серенький
синий – синенький
вкусный – вкусненький
сладкий – сладенький
низкий – низенький
тонкий – тоненький
толстый – толстенький
умный – умненький
б) Дополнить предложения нужным по смыслу словом.
Заяц белый, а зайчонок …
Платок синий, а шарфик…
Береза тонкая, а березка…
Дом низкий, а избушка…
Таким образом, система работы по формированию словообразования должна быть связана с развитием лексики, грамматического строя речи. В процессе работы над словообразованием прилагательных важно учитывать поэтапность формирования словообразовательных процессов, постепенное усложнение словообразовательных моделей – типов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Банишева Г.М. Суффиксальные и сложносуффиксальные образования имен прилагательных с деривативным морфом – н (ый) в современном русском языке (н материале словарей): автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филологич. наук. / Г.М. Банишева. – Новосибирск, 1970.
- Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. / А.В. Бондарко. – Л., 1976.
- Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). / В.В. Виноградов. – М., 1986.
- Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию / Г.О. Винокур // Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. / Л.С. Выготский – М., 1956.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. – М., 1961.
- Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис. / Е.Л. Гинзбург – М., 1979.
- Детская речь. Хрестоматия. Часть 1. – С. – Пб., 1994.
- Житенёва Л.И. Словообразование и состав слова. / Л.И. Житенёва. – Л., 1973.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1973.
- Захарова А.В. Отглагольные прилагательные в детской речи (модели словообразования и особенности употребления) / А.В. Захарова // Актуальные проблемы лексикологии. – Новосибирск, 1972.
- Земская Е.А. Как делаются слова. / Е.А. Земская. – М., 1963.
- Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. / Е.А. Земская. – М., 1973.
- Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. / Е.С. Кубрякова. – М., 1974.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова – С.–Пб., 1999.
- Левковская К.А. Теория слова, принципы ее построения и аспекты изучения материала. / К.А. Левковская – М., 2005.
- Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. / В.В. Лопатин – М., 1977.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции у детей. / В.И. Лубовский. – М., 1978.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. / А.Р. Лурия. – М.,1998.
- Немченко В.Н. Словообразовательная структура имен прилагательных в современном русском языке. / В.Н. Немченко. – Горький, 1973.
- Немченко В.Н. Современный русский язык. Морфемика и словообразование. / В.Н. Немченко. – Н. Новгород, 1994.
- Сахарный Л.В. Психолингвистические аспекты теории словообразования. / Л.В. Сахарный. – Л., 1985.
- Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. / Н.. Серебрякова – С.-Пб., 2009.
- Сохин Ф.А. К проблеме онтогенеза правил словообразования / Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, А.М. Шахнарович // Психолингвистические исследования (речевой развитие и обучение языку). – М., 1978.
- Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация./ И.С. Улуханов – М., 1996.
- Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка. // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. – М., 1970.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. Наук в форме научного доклада. / Т.Б. Филичева. – М., 2000.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. / С.Н. Цейтлин. – М., 2008
- Черемисина М.И. Особенности образования суффиксальных прилагательных в детской речи // Фонетика и морфология языков России. / М.И. Черемисина, А.В. Захарова. – Новосибирск, 1972.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. / К.И. Чуковский. – М., 1990.
- Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка./Н.М. Шанский – М., 1964.
- Шахнарович А.М. Семантические аспекты психолингвистического анализа онтогенеза правил словообразования / А.М. Шахнарович // Психолингвистические проблемы семантики. – М., 1983.
- Энциклопедия. Русский язык. – М., 1979.