Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование лингвистической сказки
в процессе обучения русскому языку
в начальной школе

Тимофеева Ангелина Игоревна

С целью повышения уровня развития речи младших школьников в методике преподавания русского языка предлагаются различные приемы и виды работ. В частности, на уроках развития речи используются сочинения «нетрадиционных» жанров. С одной стороны, сочинение – это одно из учебных упражнений, некий продукт накопленных знаний и умений, а одновременно и небольшой шаг к новым умениям в передаче своих мыслей, знаний, чувств, намерений.
Сочинение придает смысл всем урокам родного языка: ведь в нем реализуется языковое развитие школьника, используются все речевые умения. Можно сказать, что сочинение – наилучшее средство развития речи, мотивации учения, самооценки, самоуважения школьника.
Сочинение начинается с первых уроков в 1 классе в виде небольших устных рассказиков рассказчиков, оно постепенно перерастает в серьезную умственную планируемую работу – не только учебную, но и развивающую, формирующую личность учеников.
В современных методиках преподавания русского языка в начальных классах приводятся следующие классификации сочинений:

  • по цели проведения
  • по характеру текстового материала
  • по содержанию
  • по объему
  • по наличию дополнительных учебных задач.
Каждая из приведенных классификаций решает проблемы формирования речевых умений, прописанных в федеральных программах по русскому языку для начальной школы.
Одним из видов сочинения может быть сочинение сказки.
Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:
  • в качестве дидактического материала;
  • как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);
  • объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);
  • как вид работы по развитию речи (сочинение лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).
Сказка может предварять ознакомление с теоретическим материалом учебника, при этом учитель обязательно должен поставить перед детьми учебно-поисковую задачу, чтобы во время объяснения материала через сказку ученик не был пассивным слушателем, но был готов к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленные учителем вопросы.
Лингвистическая сказка может следовать за ознакомлением с теоретическим материалом учебника. При этом также ставится учебно-поисковая задача перед детьми, однако в этом случае происходит уже не объяснение нового материала, а закрепление уже объясненного.
Сказка может послужить и для актуализации знаний полученных учащимися ранее (в прошлом учебном году, в прошлом месяце и т.д.). В этом случае можно говорить о закреплении изученного материала с помощью сказки на лингвистическую тему. То, какое место на уроке учитель отводит лингвистической сказке, во многом зависит от индивидуальных особенностей класса, сложности изучаемой темы и, конечно, возможностей использования сказки при изучении данной темы.
Лингвистическая сказка играет огромную роль в формировании у ребенка представлений о строении и богатстве родного языка. Не случайно использованию данного жанра посвящено множество учебно-теоретических изданий. В книге Голуб И.Б. и Ушаковой Н.Н. «Путешествие по стране слов» учащиеся отправляются в путешествие по Стране Слов. Отправляясь в дальнее путешествие, они берут с собой путеводитель, чтобы узнать о городах и странах, куда лежит наш путь. Для тех, кто решил отправиться в Страну Слов, эта книга и будет путеводителем. А помощниками будут необычные герои: Сказочников и Затейкин. Учащиеся, путешествуя по страницам удивительной книги, читают лингвистические сказки, рассказы и разгадывают головоломки, ребусы тем самым изучая новый материал или закрепляя уже пройденный.
В пособии «Русский язык в рассказах, сказках, стихах» автором которой является В.В. Волина, в доступной и увлекательной форме рассказывается об истории зарождения языка и письменности. Раздел «Веселая грамматика» включает в себя большое количество грамматических сказок и стихов различных авторов, которые помогут не только усвоить основные правила русского языка, но и полюбить этот предмет.
В пособии Г.С. Щеголевой «Система обучения связной письменной речи в начальной школе» представлены разработки уроков, раскрывающих методику обучения изложениям и сочинениям различных видов. Система уроков, предлагаемая в учебно-методическом комплекте, направлена на осознание учащимися специфических свойств письменной речи и овладение комплексом текстовых умений с учетом связей между ними. В данном пособии представлены различные методические разработки уроков. Например, одной из тем 3 класса является «Сочинение сказки по аналогии». Одной из целей данного урока является формирование умения повествования в жанре сказки с учетом ее структуры и особенностей героя.
Учитель может использовать лингвистическую сказку как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изучаемом явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто слушать, но искать ответ на заключенную в ней задачу. Лингвистические сказки хорошо запоминаются, потому что в них приставки, корни, суффиксы, подлежащие, сказуемые превращаются в гордых королев, красивых принцесс, обаятельных рыцарей.
Сказки на лингвистическую тему хорошо запоминаются, так как языковые понятия персонализируются в образах сказочных героев.
Так, например, при изучении темы «Имя прилагательное» для развития речи у детей к данной теме можно использовать лингвистическую сказку, главным героем которой является то самое имя прилагательное.
Школьники не только с интересом слушают лингвистические сказки, но и сами сочиняют их, своеобразно преломляя сухую теорию в живые волшебные рассказы. Составление лингвистической сказки помогает реализовать такие развивающие цели:
- развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса, осмысление законов русского языка, совершенствование речевого общения.
- интеллектуальное и общее развитие учащихся;
- развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, строить аналогии, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие исследовательских способностей школьников.
Кроме того, в ходе применения лингвистической сказки реализуются и воспитательные цели:
- создание творческой эмоциональной обстановки;
- формирование нравственных качеств;
- воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям: доброта, любовь, человечность;
- формирование гуманного отношения друг к другу.
На основе теоретического анализа и практического опыта учителей, использующих лингвистическую сказку в своей профессиональной деятельности, был составлен алгоритм создания лингвистической сказки, который включает следующие шаги:
  1. Определить, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.
  2. Выбрать лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии, дополнительный материал.
  3. Подумать, какие герои будут действовать.
  4. Продумать композицию, опираясь на традиционную структуру сказки, продумать сюжет.
  5. Составить план.
  6. Записать сказку. По желанию сделать иллюстрацию.
  7. Проверить, нет ли логических или фактических ошибок.
  8. Отредактировать текст, не забывая о том, что это сказка.

Создание обучающимися лингвистической сказки может быть не только самостоятельной, но и групповой работой. Сочиняя лингвистическую сказку по цепочке, каждый обучающийся сможет показать свои знания по той или иной теме урока. Каждый ребенок поучаствует в создании волшебного мира русского языка.
К основным видам работы с лингвистической сказкой можно отнести и редактирование уже готовых сказок. Например, перевод из одного стиля речи в другой позволит не только закрепить знания по теме сказки, но и научиться различать стили речи, уметь их использовать.
Лингвистические сказки могут послужить отличным сценарием для инсценировки. Так, например, на уроке - закрепления знаний, умений и навыков обучающимся предлагается подготовить небольшую инсценировку лингвистической сказки. Тогда учащиеся смогут не только представить, но уже воочию увидеть приставки, суффиксы, окончания в образе волшебных героев.
Использование лингвистических сказок на уроках русского языка поможет оживить, «очеловечить» слово, показать существование неповторимого, удивительного мира, мира русского языка.
Сказка, используемая на уроке или сочиненная самими учащимися, является средством повышения уровня теоретической подготовки по всем разделам русского языка, формирования практических навыков, способствует поддержанию стабильного интереса к урокам русского языка, развитию речи и творческих способностей.
Таким образом, работа с лингвистической сказкой в процессе обучения русскому языку в начальной школе способствует формированию у младшего школьника представлений о строении и богатстве родного языка, позволяет использовать полученные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Обучение написанию сочинения на лингвистические темы, повышает уровень речи школьника, развивает интерес к изучаемой грамматической теме и творческие способности учащихся, а также активизирует образное и логическое мышление младших школьников.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»