Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сущность понятия «лингвистическая сказка»

Тимофеева Ангелина Игоревна
Сказка сопровождает ребёнка с рождения. Она играет огромную роль в формировании у ребенка представлений о строении и богатстве родного языка. По сказкам ребенок учится отличать добро от зла, проникается родной историей, обретает свои «корни».
Методика развития речи детей издавна опиралась и на сказочные сюжеты, и на язык сказки. Сказка и сегодня используется в детских садах и в школе. Дети любят не только слушать и читать сказки, но и сами их рассказывают, перестраивая сюжет, добавляя новые сюжетные линии действия, новых персонажей, придумывая приключения.
И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов выделили требования к методическому аппарату учебника, среди которых присутствует следующее требование: наличие заданий на развитие творческого мышления. Одним из приемов развития творческого мышления на уроках русского языка является сочинение-фантазия.
Работа над сочинением-фантазией — очень важное направление в области письменного творчества младших школьников. Оно развивает воображение учащихся, являющееся высшей и необходимейшей способностью человека, которая присуща только человеку и которая дает ему возможность создания новых образов путем переработки накопленного опыта. Значение воображения в жизни человека трудно переоценить. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Воображение и фантазия обеспечивают человеку новый, необычный взгляд на мир; способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный опыт; позволяют в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Известно, что в тех случаях, когда по тем или иным причинам воображение людей остается недоразвитым, они начинают сомневаться в существовании весьма реальных, но необычных вещей. Наконец, без фантазии не было бы научных открытий и произведений искусства. Если лишить человека фантазии — остановится прогресс. Самый благоприятный период для развития фантазии — от пяти до пятнадцати лет.
Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Сказка – это вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. 
Главная цель сказочника – своим рассказом увлечь, позабавить, а иногда просто удивить, поразить слушателя. В этих целях он нередко даже вполне реальным жизненным фактам придает совершенно невероятную, фантастическую форму выражения.
Все это отразилось и на сказочном сюжетосложении, причем по – разному в различных жанровых разновидностях сказки: в сказках о животных, волшебных, бытовых.
Но среди многообразия сказок есть очень интересная их разновидность – лингвистические сказки. Созданные по законам русского языка, лингвистические сказки демонстрируют правила словообразования и привлекают детей своей необычностью.
Лингвистическая сказка – это предметная сказка с лингвистической начинкой, которая превращает скучный урок русского языка в урок – сказку, на котором правило рассказывается, как сказка, а ученик становится участником сказочного действия.
Особенностями лингвистической сказки является то, что герои её не люди и животные, а языковые понятия (части речи, морфемы, звуки, буквы). И назначение лингвистическая сказка имеет другое. Она объясняет не законы жизни (что хорошо, что плохо), она объясняет законы языка. 
Выделяют ряд особенностей лингвистической сказки:
1 Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.
2 Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения.
3 Данная сказка родилась гораздо позже, чем фольклорная. Конечно, она очень много взяла от фольклорной сказки.
Композицию лингвистических сказок составляют присказка, зачин, сказочное действие и концовка. В лингвистической сказке в концовках говорится о лингвистических понятиях. Как бы делается вывод из того, о чём в сказке рассказывалось.
В чем же отличие лингвистической сказки от фольклорной?
1 Лингвистическая сказка поучительна.
2 Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.
3 Герои – буквы или слова. Герои находятся в особом царстве. Все они разные: сильные, добрые, капризные.
4 В лингвистической сказке нельзя допускать фактических ошибок, (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно, иначе вы сочините неправильную сказку).
Лингвистическая сказка может быть использована учителем на разных этапах урока.
 Белкина Ю.А. выделяет следующие виды сюжетов лингвистических сказок: Сказка – спор, сказки – проделки, сказки о добрых помощниках, сказка – чудесное знакомство, сказка о рождении и взросления героя, сказки – неожиданные события, сказка - ссора, сказка - жалоба, сказка - путешествие, сказки-задания, сказка – чудесное превращение героя.
Таким образом, многообразие лингвистических сказок позволяет использовать их на всех этапах обучения младшего школьника. Данный вид сочинений заинтересовывает младших школьников в изучении того или иного лингвистического понятия. Более того, сочиняя сам лингвистические сказки, обучающийся развивает свои творческие способности, воображение, мышление, речь. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»