Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Предпосылки формирования письменной
речи у младших школьников

Костюкова Марина Александровна,
учитель-логопед;
Любова Анна Владимировна,
учитель высшей категории
школы № 627 Санкт-Петербурга
         Среди многих видов учебной деятельности овладение навыком письма является наиболее сложным. Письмо, являясь основным способом фиксации учебной информации, играет важную роль в процессе усвоения знаний, однако в начальной школе оно является целью обучения, в результате которого ребенок должен овладеть навыком правильного и осознанного письма.
Нарушения письма, возникающие у младших школьников, составляют серьезное препятствие для этого процесса и влияет на все школьное обучение. Исходя из этого, интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции нарушений письма у детей актуален тем, что письмо как деятельность играет весьма важную роль в жизни человека: оно обеспечивает общеобразовательную подготовку, а также стимулирует психологическое развитие и влияет на формирование личности. 
Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В психолингвистике процесс продуцирования (порождения) речи рассматривается в общей структуре деятельности человека, и ориентирован на сложные внутреннеречевые процессы со специальным интересом к проблеме механизма речепорождения на основе языковых правил.             Рассматривая производство речи, психолингвистика описывает, как языковая система и правила построения речи позволяют человеку выражать свои мысли, как образы сознания фиксируются с помощью языковых знаков. Описывая процесс восприятия речи, психолингвистика анализирует не только сам этот процесс, но и результат понимания человеком речи.
Безусловно, успешное овладение письмом у детей с речевыми нарушениями в большей мере зависит от сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи и связной речи [5]. Впервые М.Е. Хватцевым (1959) было отмечено, что причины нарушения письма необходимо искать, прежде всего, в состоянии звуковой речи: дефекты последней неминуемо в той или иной степени отражаются на письме и составляют подавляющую массу дисграфий [7].
          В современных научных трудах, посвященных исследованию письменной речи, отмечается, что нарушения письма являются следствием недостаточной сформированности функциональной основы данного процесса, т.е. вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих становление этого навыка. Так, для нормального протекания процесса письма необходима сформированность всех компонентов устной речи сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа; хорошее состояние зрительных и моторных функций и их согласованная работа; достаточный уровень сформированности мышления, памяти, внимания и восприятия,  а также эмоционально-личностная зрелость ребенка. Исследователями особо подчеркивается, что становлению навыка письма препятствует совокупность нарушений указанных психических функций, поскольку в этом случае сразу несколько компонентов функционального базиса письма оказываются дезорганизованными [3,4,6].
           Для успешного овладения письмом у ребенка еще до поступления в школу должны быть сформированы все предпосылки овладения этим видом деятельности. 
Вопросы диагностики нарушения предпосылок к овладению навыком письма у младших школьников с ОНР III уровня и ее профилактика тесно связаны с комплексным подходом к изучению причин и механизмов возникновения трудностей в овладении письмом. Учитывая многообразие данных речевых расстройств, необходимы:
  • анализ взаимодействия между процессом владения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя речи;
  •  сохранность пространственного восприятия и представлений, двигательной сферы, оптико-моторных и слухо - моторных координаций;
  • достаточный уровень сформированности абстрактного мышления, эмоционально-волевой сферы.
         Важно определить компенсирующую роль сохранных звеньев речевой способности, сопоставить уровень развития языковых средств.
        Современные данные нейропсихологии говорят о том, что пространственные представления являются базисом, над которым надстраивается совокупность высших психических процессов, которые в дальнейшем принимают участие в таких видах деятельности как чтение, письмо, счет и т.д.
          Серия психолого-педагогических исследований, проведенная под руководством Ананьева Б.Г. (1951-1959 г.), показала, что в любом виде деятельности в процессе обучения детей пространственно - временная ориентация является одним из важных условий для усвоения знаний, формирования умений и навыков, а также для развития мышления детей [1].
         В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
         В современной медицинской литературе дается определение моторики (от motus - движение) как двигательной активности организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
         Одним из немаловажных аспектов является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1984), М.М. показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи [2].
        Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дисграфии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целой психической деятельности.
        При решении проблемы нарушений фонетической стороны речи и их коррекции у детей с ОНР значимым и продуктивным является комплексный подход, включающий психолого-педагогический, психофизиологический, медицинский, лингвистический аспекты рассмотрения данного речевого расстройства.
       Проблема коррекции письменно-речевой деятельности обучающихся является актуальной на сегодняшний день в коррекционной педагогике и логопедии. Письмо и письменная речь являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительное затруднение у младших школьников, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.
 
Литература:
  1.  Ананьев Б.Г. Очерки русской психологии XVIII—XIX веков, 1967.
  2. Волкова Л.С. Логопедия , Москва «Владос» 2004 год, ISBN 5-691-01357-2.
  3. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей,  С-Пб «Гиппократ» 1995 год, ISBN 5-8232-0163-Х.
  4. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999.
  5. Левина Р.Е Нарушения речи и письма у детей Москва «Аркти» 2005 ISBN 5-89415-462-6
  6. Филичева Т.Б. , Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи, воспитание и обучение, Москва, Гном-пресс, 1999, ISBN 5-89334-069-5
  7. Хватцев М.Е. Логопедия, Москва, медицина,  1959

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»