Предпосылки формирования письменной
речи у младших школьников
Костюкова Марина Александровна,
учитель-логопед;
Любова Анна Владимировна,
учитель высшей категории
школы № 627 Санкт-Петербурга
Среди многих видов учебной деятельности овладение навыком письма является наиболее сложным. Письмо, являясь основным способом фиксации учебной информации, играет важную роль в процессе усвоения знаний, однако в начальной школе оно является целью обучения, в результате которого ребенок должен овладеть навыком правильного и осознанного письма.учитель-логопед;
Любова Анна Владимировна,
учитель высшей категории
школы № 627 Санкт-Петербурга
Нарушения письма, возникающие у младших школьников, составляют серьезное препятствие для этого процесса и влияет на все школьное обучение. Исходя из этого, интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции нарушений письма у детей актуален тем, что письмо как деятельность играет весьма важную роль в жизни человека: оно обеспечивает общеобразовательную подготовку, а также стимулирует психологическое развитие и влияет на формирование личности.
Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В психолингвистике процесс продуцирования (порождения) речи рассматривается в общей структуре деятельности человека, и ориентирован на сложные внутреннеречевые процессы со специальным интересом к проблеме механизма речепорождения на основе языковых правил. Рассматривая производство речи, психолингвистика описывает, как языковая система и правила построения речи позволяют человеку выражать свои мысли, как образы сознания фиксируются с помощью языковых знаков. Описывая процесс восприятия речи, психолингвистика анализирует не только сам этот процесс, но и результат понимания человеком речи.
Безусловно, успешное овладение письмом у детей с речевыми нарушениями в большей мере зависит от сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи и связной речи [5]. Впервые М.Е. Хватцевым (1959) было отмечено, что причины нарушения письма необходимо искать, прежде всего, в состоянии звуковой речи: дефекты последней неминуемо в той или иной степени отражаются на письме и составляют подавляющую массу дисграфий [7].
В современных научных трудах, посвященных исследованию письменной речи, отмечается, что нарушения письма являются следствием недостаточной сформированности функциональной основы данного процесса, т.е. вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих становление этого навыка. Так, для нормального протекания процесса письма необходима сформированность всех компонентов устной речи сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа; хорошее состояние зрительных и моторных функций и их согласованная работа; достаточный уровень сформированности мышления, памяти, внимания и восприятия, а также эмоционально-личностная зрелость ребенка. Исследователями особо подчеркивается, что становлению навыка письма препятствует совокупность нарушений указанных психических функций, поскольку в этом случае сразу несколько компонентов функционального базиса письма оказываются дезорганизованными [3,4,6].
Для успешного овладения письмом у ребенка еще до поступления в школу должны быть сформированы все предпосылки овладения этим видом деятельности.
Вопросы диагностики нарушения предпосылок к овладению навыком письма у младших школьников с ОНР III уровня и ее профилактика тесно связаны с комплексным подходом к изучению причин и механизмов возникновения трудностей в овладении письмом. Учитывая многообразие данных речевых расстройств, необходимы:
- анализ взаимодействия между процессом владения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя речи;
- сохранность пространственного восприятия и представлений, двигательной сферы, оптико-моторных и слухо - моторных координаций;
- достаточный уровень сформированности абстрактного мышления, эмоционально-волевой сферы.
Современные данные нейропсихологии говорят о том, что пространственные представления являются базисом, над которым надстраивается совокупность высших психических процессов, которые в дальнейшем принимают участие в таких видах деятельности как чтение, письмо, счет и т.д.
Серия психолого-педагогических исследований, проведенная под руководством Ананьева Б.Г. (1951-1959 г.), показала, что в любом виде деятельности в процессе обучения детей пространственно - временная ориентация является одним из важных условий для усвоения знаний, формирования умений и навыков, а также для развития мышления детей [1].
В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
В современной медицинской литературе дается определение моторики (от motus - движение) как двигательной активности организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
Одним из немаловажных аспектов является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1984), М.М. показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи [2].
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дисграфии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целой психической деятельности.
При решении проблемы нарушений фонетической стороны речи и их коррекции у детей с ОНР значимым и продуктивным является комплексный подход, включающий психолого-педагогический, психофизиологический, медицинский, лингвистический аспекты рассмотрения данного речевого расстройства.
Проблема коррекции письменно-речевой деятельности обучающихся является актуальной на сегодняшний день в коррекционной педагогике и логопедии. Письмо и письменная речь являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительное затруднение у младших школьников, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.
Литература:
- Ананьев Б.Г. Очерки русской психологии XVIII—XIX веков, 1967.
- Волкова Л.С. Логопедия , Москва «Владос» 2004 год, ISBN 5-691-01357-2.
- Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей, С-Пб «Гиппократ» 1995 год, ISBN 5-8232-0163-Х.
- Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999.
- Левина Р.Е Нарушения речи и письма у детей Москва «Аркти» 2005 ISBN 5-89415-462-6
- Филичева Т.Б. , Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи, воспитание и обучение, Москва, Гном-пресс, 1999, ISBN 5-89334-069-5
- Хватцев М.Е. Логопедия, Москва, медицина, 1959