Возможности использования ИКТ при изучении
синтаксических понятий в начальной школе
Соколова Светлана Васильевна
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) вносят в школьный курс изменения, которые нельзя недооценивать, и в то же время недопустимо их безоговорочно принимать. Наиболее важно определить их истинную роль и то место, которое им должно быть отведено в учебном процессе.
Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение, фантазию.
Компьютерную поддержку возможно использовать при изучении любого раздела курса русского языка, в частности – синтаксиса. Раздел «Синтаксис» включён в программу всех известных на сегодняшний день учебно-методических комплектов.
Проблеме изучения синтаксиса и синтаксических понятий в школьном курсе русского языка посвящали свои исследования А. Ю. Купалова, Н. Н. Сергеева, В. В. Бабайцева, С. Г. Ильенко, В. И. Шаталов и др. Но, несмотря на достаточную разработанность лингвистических, дидактических основ изучения синтаксиса, в современной начальной школе, учителя-практики отмечают немалые трудности в усвоении синтаксических понятий младшими школьниками, доказательством чего является нарушение согласования (маленький мышь), управления (грузовик застрял в лужу), местоимённое дублирование подлежащего (Он щенок ещё не лакал сам.), однообразие синтаксических конструкций (Я иду в школу. Я иду домой. Я иду в магазин.), неверный порядок слов в предложении (Погода какая холодная стала!), неумение находить границу предложения (Дворник, когда подметал двор. Он сломал ростки тополя.) и др. Причины синтаксических ошибок самые разные: и плохое знание правил, неумение их применять, малый объём закрепляющих упражнений по синтаксису, недостаточное языковое чутьё учащихся, речевые нарушения и, как вариант, несовершенство методов, приёмов, средств, подобранных учителем на уроке русского языка.
С целью повышения интереса к предмету «Русский язык», улучшения качества обучения и, следовательно, предупреждения возникновения синтаксических ошибок в письменной и устной речи учащихся возможно наряду с традиционными методами, приёмами использовать компьютерную поддержку.
УМК «Школа России», представленная учебником «Русский язык» Канакиной В. П. и Горецкого В. Г., даёт возможность для организации компьютерной поддержки уроков русского языка. Изучив весь программный материал по разделу «Синтаксис», мы составили комплекс заданий и упражнений с использованием ИКТ. Всего разработано 11 заданий, выполненных в приложении Microsoft Office – Power Point. Для наглядности и удобства работы с упражнениями мы представили их в виде системы – паровозика, на «окошках» которого написаны номера упражнений. В данной статье представлю лишь некоторые из них.
Например, упражнение «Найди предложение». Это упражнение проводится с целью развития умения распознавать предложения среди других синтаксических единиц на основе его характеристик. Учащимся предлагаются различные синтаксические конструкции, задача детей – выбрать из них только те, которые являются предложениями. Если ребёнок выбрал правильно – рядом появляется положительная отметка в виде смайлика. Упражнение можно использовать на этапе актуализации знаний учащихся при подготовке к введению нового материала или на этапе первичного закрепления знаний.
Учащиеся начальных классов составляют, как правило, предложения однообразные по структуре. С целью речевого развития младших школьников можно предложить упражнение «Добавь слова», направленное на формирование навыка построения распространённых предложений. Учащимся предлагаются простые синтаксические конструкции (Цветёт черёмуха. Повидло стояло. Прилетели скворцы.). Задача учащихся распространить данные конструкции, дополняя подходящими по смыслу словами. На экране на выбор представлены следующие слова: душистая, повидло, на, скворцы, обеденном, в мае, первые, прилетели, черёмуха, вкусное, столе, цветёт, в марте, стояло, из слив. Ребёнок самостоятельно выбирает подходящие по смыслу слова и нажатием правой кнопки составляет из них распространённое предложение. Данное упражнение можно использовать в качестве творческого задания на любом типе урока. Форма организации – фронтальная. Также данное упражнение может служить образцом грамотного построения распространённых предложений. С такой же целью можно предложить ребятам упражнение «Волшебный конструктор». Учащимся предлагается на выбор набор слов, из которых они должны построить предложения: 1.В школе ребята готовятся нашей ко Дню птиц 2.Мальчики удобные делают скворечники 3.появятся скоро На синичники деревьях и скворечники. Возможно использование данного упражнения при подготовке к написанию контрольного списывания, где за основу предложен деформированный текст. Данное упражнение оформляется на слайде презентации, выполненной в программе Power Point. Учащиеся, обсуждая, составляют их слов предложения. Форма организации работы – фронтальная, работа сопровождается контрольном со стороны учителя.
С целью знакомства учащихся с теоретическими знаниями, например, с правилом о предложениях, различных по цели высказывания, можно предложить упражнение «Юный редактор». Учитель выносит содержание правила на слайд презентации, задача учащихся – вставить пропущенные слова и дополнить правило примерами. При этом дополнения учащихся сопровождаются анимационными действиями на экране. Упражнение используется при организации работы после прочтения учащимися правила из учебника. Форма организации – фронтальная. Данное упражнение оформляется на двух слайдах презентации, выполненной в программе Power Point, один из которых содержит деформированное правило, другой – отредактированное и дополненное примерами, и служит наглядным пособием. Редактирование правила можно дополнить вопросами для опорного повторения (задать устно или вынести на экран).
В классе с углублённым изучением русского языка в качестве тренировочного или контрольного здания можно предложить кроссворд, выполненный в приложении Microsoft Office Excel «Язык родной, дружи со мной». Целью данного упражнения является проверка уровня усвоения синтаксических понятий учащимися. Задача учащихся – ответить на предложенные задания. Можно усложнить задачу, добавив таймер.
Таким образом, на уроках русского языка, в частности при изучении синтаксических понятий, целесообразно использовать компьютерную поддержку. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся, повышает их познавательный интерес, способствует увеличению эффективности учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.
Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение, фантазию.
Компьютерную поддержку возможно использовать при изучении любого раздела курса русского языка, в частности – синтаксиса. Раздел «Синтаксис» включён в программу всех известных на сегодняшний день учебно-методических комплектов.
Проблеме изучения синтаксиса и синтаксических понятий в школьном курсе русского языка посвящали свои исследования А. Ю. Купалова, Н. Н. Сергеева, В. В. Бабайцева, С. Г. Ильенко, В. И. Шаталов и др. Но, несмотря на достаточную разработанность лингвистических, дидактических основ изучения синтаксиса, в современной начальной школе, учителя-практики отмечают немалые трудности в усвоении синтаксических понятий младшими школьниками, доказательством чего является нарушение согласования (маленький мышь), управления (грузовик застрял в лужу), местоимённое дублирование подлежащего (Он щенок ещё не лакал сам.), однообразие синтаксических конструкций (Я иду в школу. Я иду домой. Я иду в магазин.), неверный порядок слов в предложении (Погода какая холодная стала!), неумение находить границу предложения (Дворник, когда подметал двор. Он сломал ростки тополя.) и др. Причины синтаксических ошибок самые разные: и плохое знание правил, неумение их применять, малый объём закрепляющих упражнений по синтаксису, недостаточное языковое чутьё учащихся, речевые нарушения и, как вариант, несовершенство методов, приёмов, средств, подобранных учителем на уроке русского языка.
С целью повышения интереса к предмету «Русский язык», улучшения качества обучения и, следовательно, предупреждения возникновения синтаксических ошибок в письменной и устной речи учащихся возможно наряду с традиционными методами, приёмами использовать компьютерную поддержку.
УМК «Школа России», представленная учебником «Русский язык» Канакиной В. П. и Горецкого В. Г., даёт возможность для организации компьютерной поддержки уроков русского языка. Изучив весь программный материал по разделу «Синтаксис», мы составили комплекс заданий и упражнений с использованием ИКТ. Всего разработано 11 заданий, выполненных в приложении Microsoft Office – Power Point. Для наглядности и удобства работы с упражнениями мы представили их в виде системы – паровозика, на «окошках» которого написаны номера упражнений. В данной статье представлю лишь некоторые из них.
Например, упражнение «Найди предложение». Это упражнение проводится с целью развития умения распознавать предложения среди других синтаксических единиц на основе его характеристик. Учащимся предлагаются различные синтаксические конструкции, задача детей – выбрать из них только те, которые являются предложениями. Если ребёнок выбрал правильно – рядом появляется положительная отметка в виде смайлика. Упражнение можно использовать на этапе актуализации знаний учащихся при подготовке к введению нового материала или на этапе первичного закрепления знаний.
Учащиеся начальных классов составляют, как правило, предложения однообразные по структуре. С целью речевого развития младших школьников можно предложить упражнение «Добавь слова», направленное на формирование навыка построения распространённых предложений. Учащимся предлагаются простые синтаксические конструкции (Цветёт черёмуха. Повидло стояло. Прилетели скворцы.). Задача учащихся распространить данные конструкции, дополняя подходящими по смыслу словами. На экране на выбор представлены следующие слова: душистая, повидло, на, скворцы, обеденном, в мае, первые, прилетели, черёмуха, вкусное, столе, цветёт, в марте, стояло, из слив. Ребёнок самостоятельно выбирает подходящие по смыслу слова и нажатием правой кнопки составляет из них распространённое предложение. Данное упражнение можно использовать в качестве творческого задания на любом типе урока. Форма организации – фронтальная. Также данное упражнение может служить образцом грамотного построения распространённых предложений. С такой же целью можно предложить ребятам упражнение «Волшебный конструктор». Учащимся предлагается на выбор набор слов, из которых они должны построить предложения: 1.В школе ребята готовятся нашей ко Дню птиц 2.Мальчики удобные делают скворечники 3.появятся скоро На синичники деревьях и скворечники. Возможно использование данного упражнения при подготовке к написанию контрольного списывания, где за основу предложен деформированный текст. Данное упражнение оформляется на слайде презентации, выполненной в программе Power Point. Учащиеся, обсуждая, составляют их слов предложения. Форма организации работы – фронтальная, работа сопровождается контрольном со стороны учителя.
С целью знакомства учащихся с теоретическими знаниями, например, с правилом о предложениях, различных по цели высказывания, можно предложить упражнение «Юный редактор». Учитель выносит содержание правила на слайд презентации, задача учащихся – вставить пропущенные слова и дополнить правило примерами. При этом дополнения учащихся сопровождаются анимационными действиями на экране. Упражнение используется при организации работы после прочтения учащимися правила из учебника. Форма организации – фронтальная. Данное упражнение оформляется на двух слайдах презентации, выполненной в программе Power Point, один из которых содержит деформированное правило, другой – отредактированное и дополненное примерами, и служит наглядным пособием. Редактирование правила можно дополнить вопросами для опорного повторения (задать устно или вынести на экран).
В классе с углублённым изучением русского языка в качестве тренировочного или контрольного здания можно предложить кроссворд, выполненный в приложении Microsoft Office Excel «Язык родной, дружи со мной». Целью данного упражнения является проверка уровня усвоения синтаксических понятий учащимися. Задача учащихся – ответить на предложенные задания. Можно усложнить задачу, добавив таймер.
Таким образом, на уроках русского языка, в частности при изучении синтаксических понятий, целесообразно использовать компьютерную поддержку. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся, повышает их познавательный интерес, способствует увеличению эффективности учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.