Технологическая карта урока
Глагол как часть речи
Садыкова Татьяна Алексеевна,
ГБОУ школа 600
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник дляГБОУ школа 600
2класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2019.
используемый УМК (учебно-методический комплекс)
Русский язык, 2 класс
Тема: Глагол как часть речи | Тип: Урок открытия новых знаний | ||
Цель урока: Познакомить учащихся с глаголом как частью речи. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные:
- на какие вопросы отвечают глаголы; - роль глаголов в предложении; - с какой целью употребляют глаголы в речи.
- образовывать глаголы; - правильно употреблять в речи глаголы. |
Метапредметные:
- проговаривать последовательность действий на уроке; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт
- уметь высказывать свое мнение; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в паре. |
Личностные: – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
|
Ресурсы урока: Печатные:
|
|||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
Прозвенел звонок, начинаем урок русского языка. Сделайте глубокий вдох и выдохните. Я желаю вам позитивного настроения и уважительного отношения друг другу. - Посмотрите на картину Алексея Саврасова в картинной галерее нашего учебника. Как вы думаете, какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете? Действительно, картина так и называется «Грачи прилетели». Скоро это произойдёт, ведь на дворе - март! Своё название месяц получил в честь римского бога войны и охраны Марса. Середина марта –время прилёта первых вестников весны –грачей. |
Дети выполняют движения, проверяют подготовку рабочих мест. - Ранняя весна. Рассказывают, по каким приметам определили, что это весна. |
||
Актуализация необходимых знаний | |||
-Давайте вспомним отрывок стихотворения Алексея Плещеева, которое мы читали с вами на уроке литературного чтения сегодня. Как называлось стихотворение? Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… - Найдите в этом стихотворении слова с изученными орфограммами и запишите их, разделив на группы. - Найдите слово в стихотворении, в котором букв больше, чем звуков. - Найдите в отрывке существительное по таким признакам: - эти существительные неодушевленные, нарицательные, стоят в единственном числе, отвечают на вопрос что? - это существительное неодушевленное, нарицательное, стоит во множественном числе, отвечает на вопрос что? - дайте характеристику имени существительному Алексей. - Какую часть речи мы с вами уже изучили? - Что вы узнали об этой части речи? Расскажите, используя памятку «Признаки существительного», кому это необходимо. Оцените свои знания, насколько хорошо вы запомнили признаки существительного. |
- Весна - Безударные гласные проверяемые в корне слова: бегут, окно, весною. - Парные согласные: снег, уж. - Разделительный мягкий знак: ручьи. Дети записывают слова в три группы с комментированием, отмечают орфограммы, устно называя проверочные слова, где возможно. - Ручьи - Снег, окно - Ручьи - Одушевленное, собственное, стоит в единственном числе, отвечает на вопрос кто? - Имя существительное - Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? и что? обозначает предмет. Существительные бываю одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Существительные могут изменяться по числам. Рассказывают, используя памятку –схему «Признаки существительного». |
||
Организация познавательной деятельности | |||
- Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению другой части речи. - Догадайтесь, какую часть речи мы с вами будем изучать следующие несколько уроков. - Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто, что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит- Всё расскажет нам… - Откройте учебник на с. 68 и прочитайте тему урока. -Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня сможем вспомнить ответы, используя опыт знакомства с данной темой, а на какие сможем ответить, познакомившись с темой? - Итак, нам надо вспомнить на какие вопросы отвечает глагол и что обозначает. - Посмотрите в упр. 116 на с. 68. - Что делает мальчик? Составьте нераспространенные предложения. - Задайте вопрос от существительного к глаголу. - Что обозначают слова: моет, поливает, стирает, читает? - Сформулируйте правило о глаголе. Проверьте себя по учебнику на стр. 68. -Составьте и запишите распространенное предложение по одному из рисунков. - Найдите и подчеркните грамматическую основу этого предложения. - Какими частями речи выражена основа предложения? - Сделайте вывод. Физкультминутка «Ах, как долго мы писали» Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно, Ах, как солнце высоко. Мы глаза сейчас закроем, В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, Жмурься сильно, но держись. -Обратите внимание на упр. 117 на с. 68. Я предлагаю поработать в парах и устно составить текст на заданную тему «Как вы помогаете родителям по дому?» -Какая часть речи помогла вам рассказать о ваших обязанностях по дому? -Сделайте вывод о роли глаголов в речи. - Кстати, по частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. - Глаголы часто являются опорными словами предложения или текста, скелетом, можно сказать. По глаголам можно восстановить предложение или текст, вспомнить его. Игра «Кто это? Что это?» - По глаголам определите, о каком предмете идет речь. Шипит, ползает, извивается - Растёт, цветёт, пахнет – Облизывается, мурлычет, мяукает – Идут, бьют, тикают – - Продолжим работу по учебнику на с. 69 упр. 119. Прочитайте задание. - Как доказать, что перед нами глаголы? - Давайте сравним некоторые глаголы, например, чирикают и лает –в чем вы видите отличие? - Значит, какой вывод можно сделать о глаголах? - Молодцы! -Письменно выполняем последнее задание упражнения. -Выполните проверку и оцените работу своих одноклассников у доски. |
- Глагол - Что такое глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? Что обозначает? - Как глагол изменяется? - Мальчик моет. Мальчик поливает. Мальчик стирает. Мальчик читает. Мальчик что делает? - Действие предмета - Формулируют правило и проверяют себя по учебнику. - Мальчик моет посуду щёткой. Ученики оформляют работу в тетради. - Мальчик моет - Мальчик –им.сущ., моет –глагол. -Подлежащее в предложении выражено чаще им. сущ., а сказуемое –глаголом. Дети встают с мест, поворачиваются к окну и выполняют упражнения для глаз (Поморгать глазами) (Посмотреть влево - вправо) (Посмотреть вверх.) (Закрыть глаза ладошками) (Посмотреть по дуге вверх- вправо и вверх - влево) (Посмотреть вниз) (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими). Читают задание к упражнению. Ребята в парах составляют текст из двух –трех предложений и озвучивают его (3 - 4 чел.) - Глагол - Играет одну из важных ролей в речи, часто употребляется, без него речь не очень понятна. - Змея - Цветок - Кошка - Часы Дети читают задание к упражнению. - Задать вопрос и подумать, что обозначает слово. Ребята читают глаголы, задают вопросы и определяют, что это действие. - Чирикают – это множественное число, а лают –единственное. - Они изменяются по числам, как и многие имена существительные. Придумывают и записывают предложение с любым глаголом, подчёркивают сказуемое, пишут, чем оно выражено (2 ученика работают у доски). Ребята проверяют и оценивают работы учеников у доски. |
||
Рефлексия деятельности | |||
- Вернемся к задачам урока. Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их? - Оцените свою работу на уроке с помощью кубика Блума Домашнее задание. -В учебнике на с. 69 упр. 118, с. 68 правило о глаголе выучить, заполнить дома схему «Глагол 1» (выдана детям в печатном виде). - Спасибо за активную работу на уроке! |
Называют задачи урока и как они их усвоили. Подкидывают кубик Блума, читают вопрос на выпавшей грани и отвечают на него. Передают кубик другому. Записывают задание в печатные дневники, получают схемы « Глагол 1». |
||