Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока

Глагол как часть речи

Садыкова Татьяна Алексеевна,
ГБОУ школа 600
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для
2класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2019.
используемый УМК (учебно-методический комплекс)
Русский язык, 2 класс
Тема: Глагол как часть речи Тип: Урок открытия новых знаний
Цель урока: Познакомить учащихся с глаголом как частью речи.
Планируемые результаты
Предметные:
  • Знать:
- что обозначают глаголы;
- на какие вопросы отвечают глаголы;
- роль глаголов в предложении;
- с какой целью употребляют глаголы в речи.
  • Уметь:
- распознавать глаголы среди других частей речи;
- образовывать глаголы;
- правильно употреблять в речи глаголы.

 
Метапредметные:
  • Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  • Познавательные УУД
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт 
  • Коммуникативные УУД
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- уметь высказывать свое мнение;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в паре.
 

 
Личностные:
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 
Ресурсы урока:
 Печатные:
  1. Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса:
  2. 2 ч. – М:  «Просвещение», 2019.
  3.  Схема «Признаки существительного»
  4.  Схема «Глагол 1»
    
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
Мотивация к деятельности
Прозвенел звонок, начинаем урок русского языка. Сделайте глубокий вдох и выдохните. Я желаю вам позитивного настроения и уважительного отношения друг другу.
 
- Посмотрите на картину Алексея Саврасова в картинной галерее нашего учебника. Как вы думаете, какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете?
 Действительно, картина так и называется «Грачи прилетели». Скоро это произойдёт, ведь на дворе - март!
Своё название месяц получил в честь римского бога войны и охраны Марса. Середина марта –время прилёта первых вестников весны –грачей.
Дети выполняют движения, проверяют подготовку рабочих мест.
 
 
 
 
 
- Ранняя весна.
Рассказывают, по каким приметам определили, что это весна.
 
 

 
Актуализация  необходимых  знаний
-Давайте вспомним отрывок стихотворения Алексея Плещеева, которое мы читали с вами на уроке литературного чтения сегодня. Как называлось стихотворение?
 
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
 
- Найдите в этом стихотворении слова с изученными орфограммами и запишите их, разделив на группы.
 
 
 
 
- Найдите слово в стихотворении, в котором  букв больше, чем звуков.
- Найдите в отрывке существительное по таким признакам:
- эти существительные неодушевленные, нарицательные, стоят в единственном числе, отвечают на вопрос что?
- это существительное неодушевленное, нарицательное, стоит во множественном числе, отвечает на вопрос что?
     - дайте характеристику имени              существительному Алексей.
 
- Какую часть речи мы с вами уже изучили?
- Что вы узнали об этой части речи?
Расскажите, используя памятку «Признаки существительного», кому это необходимо. Оцените свои знания, насколько хорошо вы запомнили признаки существительного.
 
 
 

 
 
 
 
 
 
- Весна
 
 
- Безударные гласные проверяемые в корне слова: бегут, окно, весною.
- Парные согласные: снег, уж.
- Разделительный мягкий знак: ручьи.
Дети записывают слова в три группы с комментированием, отмечают орфограммы, устно называя проверочные слова, где возможно.
 
- Ручьи
 
 
 
 
- Снег, окно
 
 
 
- Ручьи
 
- Одушевленное, собственное, стоит в единственном числе, отвечает на вопрос кто?
- Имя существительное
 
- Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? и что? обозначает предмет. Существительные бываю одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.
Существительные могут изменяться по числам.
Рассказывают, используя памятку –схему 
«Признаки существительного».
Организация познавательной деятельности
- Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению другой части речи.
- Догадайтесь, какую часть речи мы с вами будем изучать следующие несколько уроков.
- Интересная часть речи            
В русском языке живёт.
Кто, что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам…
- Откройте учебник на с. 68 и прочитайте тему урока.
 -Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня сможем вспомнить ответы, используя опыт знакомства с данной темой, а на какие сможем ответить, познакомившись с темой?
 
- Итак, нам надо вспомнить на какие вопросы отвечает глагол и что обозначает.
 - Посмотрите в упр. 116 на с. 68.
- Что делает мальчик? Составьте нераспространенные предложения.
- Задайте вопрос от существительного к глаголу.
- Что обозначают слова: моет, поливает, стирает, читает?
- Сформулируйте правило о глаголе.
 Проверьте себя по учебнику на стр. 68.
 
 -Составьте и запишите распространенное предложение по одному из рисунков.
- Найдите и подчеркните грамматическую основу этого предложения.
 - Какими частями речи выражена основа предложения?
 - Сделайте вывод.
 
 
Физкультминутка
«Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно,
Ах, как солнце высоко.
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
 
-Обратите внимание на упр. 117 на с. 68.
Я предлагаю поработать в парах и устно составить текст на заданную тему «Как вы помогаете родителям по дому?»
 -Какая часть речи помогла вам рассказать о ваших обязанностях по дому?
 -Сделайте вывод о роли глаголов в речи.
 
 
- Кстати, по частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных.
- Глаголы часто являются опорными словами предложения или текста, скелетом, можно сказать. По глаголам можно восстановить предложение или текст, вспомнить его.
Игра «Кто это? Что это?»
-  По глаголам определите, о каком предмете идет речь.
Шипит, ползает, извивается -
Растёт, цветёт, пахнет –
Облизывается, мурлычет, мяукает –
Идут, бьют, тикают –
 
- Продолжим работу по учебнику на с. 69 упр. 119. Прочитайте задание.
- Как доказать, что перед нами глаголы?
 
 
 
 
- Давайте сравним некоторые глаголы, например, чирикают и лает –в чем вы видите отличие?
 
- Значит, какой вывод можно сделать о глаголах?
- Молодцы!
 
-Письменно выполняем последнее задание упражнения.
 
 
 -Выполните проверку и оцените работу своих одноклассников у доски.
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Глагол
 
- Что такое глагол?
 
 - На какие вопросы отвечает глагол? Что обозначает?
 
 
- Как глагол  изменяется?
 
 
 
 
 
- Мальчик моет. Мальчик поливает. Мальчик стирает. Мальчик читает.
 Мальчик что делает?
 
- Действие предмета
 
- Формулируют правило и проверяют себя по учебнику.
 
- Мальчик моет посуду щёткой.
Ученики оформляют работу в тетради.
 
- Мальчик моет
 
- Мальчик –им.сущ., моет –глагол.
 
-Подлежащее в предложении выражено чаще им. сущ., а сказуемое –глаголом.
 
 
Дети встают с мест, поворачиваются к окну и выполняют упражнения для глаз
(Поморгать глазами)
(Посмотреть влево - вправо)
(Посмотреть вверх.)
(Закрыть глаза ладошками)
(Посмотреть по дуге вверх- вправо и вверх - влево)
(Посмотреть вниз)
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).
 
Читают задание к упражнению.
Ребята в парах составляют текст из двух –трех предложений и озвучивают его (3 - 4  чел.)
 
 - Глагол
- Играет одну из важных ролей в речи, часто употребляется, без него речь не очень понятна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Змея
- Цветок
- Кошка
- Часы
 
 
Дети читают задание к упражнению.
- Задать вопрос и подумать, что обозначает слово.
Ребята читают глаголы, задают вопросы и определяют, что это действие.
 
- Чирикают – это множественное число, а лают –единственное.
 
 
- Они изменяются по числам, как и многие имена существительные.
 
 
 Придумывают и записывают предложение с любым глаголом, подчёркивают сказуемое, пишут, чем оно выражено (2 ученика работают у доски).
Ребята проверяют и оценивают работы учеников у доски.
Рефлексия деятельности
- Вернемся к задачам урока.
Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их?
- Оцените свою работу на уроке с помощью
кубика Блума
 
 
Домашнее задание.
 -В учебнике на с. 69 упр. 118, с. 68 правило о глаголе выучить, заполнить дома схему
«Глагол 1» (выдана детям в печатном виде).
 
- Спасибо за активную работу на уроке!
 

 
 
Называют задачи урока и как они их усвоили.
Подкидывают кубик Блума, читают вопрос на выпавшей грани и отвечают на него. Передают кубик другому.
 
 
 
Записывают задание в печатные дневники, получают схемы « Глагол 1».
       
 
 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»