Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование речевой культуры обучающихся
2 класса посредством работы со словарями
на уроке русского языка

Боталова София Эдуардовна
В последние годы методика русского языка все активнее говорит о формировании речевой культуры учащихся средствами «параллельного воздействия», об использовании в дидактических и воспитательных целях языкового материала, который дают разные учебные и творческие предметы, дисциплины. Народное искусство можно классифицировать как одно из таких средств. Являясь частью национальной культуры, оно обладает богатым материалом для создания продуктивной модели формирования речевой культуры учащихся.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности. От того, насколько полно будут сформированы эти навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Становление речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной речи младших школьников.
Немаловажное значение  придавали проблеме формирования правильной речи мыслители - гуманисты, просветители, педагоги XVIII-XIX в.в. (Ж.Ж. Руссо, М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, Я.А. Каменский, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский). В их работах рассматривались вопросы: роли речи в развитие ребенка, роль упражнений в воспитание правильной речи у детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее: ФГОС НОО) сформулированы требования к результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.
Предметные результаты освоения Основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» отражают:
1) формирование первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике, графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах речи и их признаках и особенностях употребления;
2) овладение обучающимися первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
Понимание  структуры  слова  играет  важную  роль  в  обучении
чтению и правописанию, так как прежде всего младшие школьники узнают слова при чтении и воссоздают их при письме по их значимым частям –морфемам. Выяснение того, как образованы слова в русском языке и как они образовываются, способствует   возникновению   мотивации,   которая необходима  для  успешного  овладения  речевой  деятельностью,  развития  в младших школьниках потребности в повышении своей языковой культуры, стремлении наиболее точно выразить мысль в устной и письменной речи.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что формирование речевой культуры важно именно в младшем школьном возрасте, так как дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине зависит от того, как будет сформирована речевая культура обучающихся на начальном этапе обучения. Также об актуальности темы говорят требования ФГОС НОО к образовательным результатам по русскому языку.

Культура речи в ее традиционном понимании – это степень владения литературным языком (его нормами, стилистическими, лексическими и грамматико-семантическими ресурсами) в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникаций.
Одной из главных составляющих культуры языка являются выразительные средства языка. Знать их, уметь использовать их в речи во всем их структурном многообразии – к этому должен стремиться каждый носитель языка.
Львов М.Р., в своем словаре дает такое определение понятию качества речи (с точки зрения достижения коммуникативных целей) – это свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, актуальность, уместность. Оценивая качества речи, пользуются понятием коммуникативной целесообразности всех ее сторон.
Основные качества речи:
  • Точность речи.
точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.
  • Понятность речи.
Среди требований, предъявляемых к языку говорящего или пишущего, выделяется требование понятности. М.М. Сперанский (1772–1839) в «Правилах высокого красноречия» подчеркивал, что говорить так, чтобы нас не понимали, «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей». Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова.
  • Чистота речи.
Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления.
  • Выразительность речи.
Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной.
  • Богатство и разнообразие речи.
Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.
Основной целью словарной работы является помощь учащимся в осмысленном восприятии содержания и художественного восприятия литературного произведения и новых литературных слов, словосочетаний, научит употреблять их в точном, правильном значении, чтобы речь учащихся была яркой, выразительной, связной. Отсюда вытекают следующие задачи, которые каждый педагог должен ставить перед собой, чтобы организовать целенаправленную и качественную работу со словами:
1) Раскрыть значение слов, необходимых для понимания смысла читаемого усиления этико-эстетического воздействия на учеников;
2) Ознакомить школьников с языковыми выразительными средствами, ввести их в речь, сделав ее более эмоциональной и выразительной;
3) Развивать связную устную и письменную речь школьников.
Вследствие чего методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных направления. Это такие, как:
·обогащение словаря;
·уточнение словаря;
·активизация словаря;
·устранение нелитературных слов.
В работе можно использовать следующие приемы и методы:
  • Словарная работа
• работа со словами, данными в учебнике: условно разбиваем все слова, данные в рамках, на группы (улица и движение, наука, спорт, нравственные качества и т.п.), на уроках объясняем слова, входящие в данный параграф, и еще 3–4, которые встретятся позже (принцип опережающего обучения);
• различные виды диктантов: словарный диктант (1 раз в неделю); диктант по памяти (проверка домашнего задания); диктант «Угадай словечко» (я читаю толкование слова, а дети записывают само слово); зрительный диктант (берем 3–5 предложений, включающих словарные слова, поочередно их демонстрируем по 10–30 секунд). За это время учащиеся должны прочитать, запомнить и записать. Работа ведется до тех пор, пока все учащиеся не будут писать эти предложения безошибочно; лексический диктант (см. Приложение 1)
• сочинение-миниатюра по опорным словам;
• карточки с разнообразными заданиями;
• «Объясни разницу» – работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению; прием подбора антонимической пары
• работа со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом (выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по сноскам и словарю в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями); работа с толковым словарем учебника (анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определенные пометы, объяснение назначения той или иной пометы);
• традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.
Эффект словарно-орфографической работы зависит от способов введения на уроке нового словарного слова. Выполняя задания, учащиеся сами должны найти новое словарное слово. В ходе такого поиска развиваются их интеллектуальные способности, а у учителя появляется дополнительная возможность организовать на уроке попутное повторение по разным темам.
При помощи речи дети не только общаются с другими людьми, но и в познают мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Еще в раннем возрасте у ребенка возникает не обходимость в общении, которую он удовлетворяет при помощи простейших средств. Богатство, точность, содержательность, речи зависят от обогащения сознания ребенка разными представлениями и понятиями, от жизненого опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Поэтому при построении речи важно учитывать не только языковой, но и в фактический материал.
В начальной школе учащихся обучают чтению, письму, речи устной и письменной - это и есть закладывание специфических речевых умений и навыков, т.е. вкладов речевой деятельности.
В основном выделяют четыре главных вида речевой деятельности.
  1. Устная речь.
  2. Чтение.
  3. Аудирование (понимание и слушание)
  4. Письменная речь.
Речь многообразна. Это может быть разговор друзей и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски. Внутренняя речь - это мысленная речь протекающая, хотя на языковом материале, но без отчётливых внешних проявлений. Это скорее разговор с самим собой. Речь отрывочна, лишена чётких грамматических форм. Внешняя речь - это речь - общение, речь для других. Она направлена на восприятие, на то, что бы говорящего поняли его собеседники или слушатели, которые вступают с говорящим в речевой контакт. Внешняя речь бывает диалогической и монологической
Выделим основные механизмы речевой деятельности. Для ребёнка хорошая, грамотная и правильно построенная речь - это основа успешного обучения и развития. Вначале язык усваивается ребёнком стихийно, в процессе общения. Но в основном этого не достаточно, стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые не обходимые аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся под руководством школы. Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме. Умение отличать литературный «правильный» язык, от не литературного, т.е от просторечия, диалектов, жаргонов. Во-вторых, школьники овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо - это речевые навыки, основывающиеся на системе языка, на знание его фонетики, лексики, грамматики, орфографии. Третья форма работы школы по речевому развитию - это доведение речевых умений детей до определенного базового минимума, ниже которого не может остаться ни один ученик. Это совершенствование речи учащихся, повышение её культуры.
Человек всю жизнь работает над совершенствованием собственной речи, овладевает богатством языка. Речь появляется из необходимости людям высказаться, а высказывания возникают посредством определенных побуждений. Эту сторону речевой деятельности принято называть мотивацией речи. Мотивация речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к какой-либо деятельности. Отсюда следует - потребность общения - это первое и, пожалуй, одно из самых важных условий речевого развития. Но общение возможно только посредством общепринятых знаков, т.е слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Значит, детям не обходимо дать образцы речи или создать речевую среду
Плохо развитой речи у ребенка могут способствовать следующие причины: низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, нарушения в развитии мышц артикуляционно-речевого аппарата, недостатки в развитии грамматических навыков. Нарушение звукопроизношения и артикуляции заключается в том, что ребёнок не правильно произносит отдельные звуки, его речь отличаеться не достаточной внятностью и выразительностью, а её темп медленнее, чем у школьников соответствующего возраста. недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи - школьник не может грамотно и правильно составлять и понимать грамматические конструкции, не правильно использует роды и падежи. Сюда же относится не умение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до не узнаваемости.
Отсюда можно сделать вывод, что работа по развитию речи должна и обязана проводиться с самых первых ступеней обучения. Но речь - это языковая функция, поэтому судить именно о формировании речи как таковой нельзя. В этом вопросе нужно обратится к психологии. Разрабатывая вслед за Л. С. Выготским теорию деятельности, психологи доказали, что речь тоже является своеобразной деятельностью, речевой деятельностью.
Таким образом, из вышесказанной психологической характеристики речевой деятельности можно сделать два методических вывода.
1. Предлагая детям создать текст, необходимо обеспечить им понимание того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются.
2. Прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, нужно постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение.
Система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарным запасом русского языка.
Рассмотрим словарную работу по изучению слов с непроверяемыми написаниями («словарных слов») по плану:
1. На первом этапе подготовки:
  1. Систематизирую слова по классам по темам: «Растения», «Животные», «Школа», «Народ», «Работа» и другие;
  2. Планирование ознакомления со словами на весь учебный год ;
  3. Обучение детей пользоваться словарями и составлять свои словарики; - закладки!
2 этап – знакомство со словом провожу:
  1. Загадывание загадки или показ иллюстрации изучаемого слова : «Для уборки урожая на поля я выезжаю и за несколько машин там работаю один» (комбайн).
  2. Находим слово в словаре, читаем слово орфографически и орфоэпически; устанавливаем разницу в произношении и в написании: например, говорим [дарога], пишем: дорога.
  3. Проговариваем слово (хором или индивидуально) с целью определения места, ударения и количества слогов; букв и звуков; (дорога - 3 слога, 6 б., 6 зв.).
  4. Решаем орфографическую задачу: какую букву надо проверять при письме и почему? Как? И можно ли эту букву проверить? (или нужно запомнить).
  5. Записываем слово в свой словарик с выделением орфограммы.
  6. Подбираем синонимы (или антонимы): сверкать – сиять, блестеть, гореть, переливаться.
3 этап работы со словом - тренировочно-закрепительный.
Урок русского языка начинается с орфографической разминки:
а) часто использую игры «Подскажи словечко», шуточные вопросы и загадки:
1). - Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней… Кто же это? (соловей)
2).Окраска – сероватая.
Повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая –
Известная персона…
Кто она? (ворона)
б) в 3-4 классе работаем над словом по «Игровому словарику Баевой Т.В.»
(по методике Зайцева В.Н.) .
в) в уголке класса вывешиваются плакаты по русскому языку под рубрикой "Запомни эти слова". На нем помещаются только те слова, которых нет в "Словаре" учебника, и которые ученики нашли в другом тексте, книге, статье. Вот примерный список этих слов: аквариум, аккуратно (аккуратный), апельсин, аппарат, аппетит, асфальт, велосипед, витрина, бетон, ворота, гардероб, гостиница, демонстрация, диван, еще, железо, женщина, забота, здание, здешний, здоровье, иней, исчез, канава, капитан, карман, километр, коллекция, корабль, корзина, кровать, лимон, лучше, математика, матрас, мотоцикл, мужество, мужчина, облако, огромный, опять, офицер, палатка, памятник, пенсионер, плакат, планета, праздник, прибор, приветствие, прилагательное, природа, приставка, программа, профессия, равнина, ромашка, рябина, салат, санаторий, сирень, скамейка, смородина, соревнование, сочинение, старание, таблица, тайга, телевизор, ураган, фиолетовый, флакон, фонтан, фонарь, халат, характер, хоккей, цемент, чувство, шеренга, шиповник, юный и т.д.
 
Для обогащения словаря учащихся часто использую следующие упражнения:
  1. Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование).
  2. Диктант «Угадай словечко!» (учитель даёт толкование, дети записывают само слово)
-дорога с твёрдым покрытием (шоссе)
-мир, вселенная(космос);
-специалист с высшим техническим образованием (инженер);
  1. Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов).
  2. Зрительные диктанты (вставь пропущенную букву)
  3. Задание «Объясни разницу» – работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить – предоставить, надеть – одеть); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения.
  4. Перед контрольным диктантом объясняется непонятные для учащихся слова; давая задание на дом по учебнику, проверяю, всё ли понятно, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны учащимся или даю задание посмотреть в словаре.
Проверку проводится по "Словарю" учебника или по индивидуальному словарику; часто проводится взаимопроверка.
4 этап – контрольный (проверка ЗУН)
Проверочные словарные диктанты провожу 1-2 раза в месяц.
(Результаты прилагаются)
5 этап – аналитический (анализ ошибок и планирование дальнейшей работы).
 Как проходит словарно-орфографическая работа на уроках русского языка:
Для знакомства с новым словом ученикам можно предложить иллюстрацию, ребус или загадку: «Живёт в нём вся вселенная, а вещь обыкновенная» (телевизор)
В следующем упражнении «Узнавание слова» слово прочитывается орфографически, ставится ударение, объясняется и выделяется подчеркиванием буква, которую надо запомнить. Слово записывается на доске и в тетрадях. На следующем уроке предлагается употребить слово в тексте:
В процессе работы с орфографическим словарем, ученикам можно давать и такие задания:
  1. Составьте кроссворд, подбирая загадки к словарным словам.
  2. Вставьте подходящие по смыслу слова из словаря.
  3. Спишите текст, вставив словарное слово.
  4. Составьте и запишите рассказ на заданную тему, используя слова из словаря:
Отрывок из сочинения ученицы 4 «б» класса по теме «Моё свободное время»:
В пятницу после уроков я играю с бабушкой в настольные игры.
В субботу после завтрака люблю играть с младшим братом, потому что он счастливый и весёлый.
После обеда мою посуду и иду гулять. В воскресенье бабушка учит меня шитью, а мама не врать.
(Стилистическая ошибка)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»