Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Русский язык (1 класс, программа «Перспектива»)

Написание заглавной буквы -Ж-

Тумко Наталья Владимировна
Цель: ознакомление с написанием заглавной буквы Ж.        
Оборудование: толковый словарь Ожегова, презентация, изограф «Жираф», раскраска буквицы Ж.
Ход урока:
I. Организационный момент (стихотворение, готовность к уроку).
II. Актуализация знаний, постановка темы и цели урока.
- Я хотела в начале урока с вами поиграть в игру, но утром, когда проветривался класс, упали прописи, и буквы сломались. Помогите, пожалуйста, мне их отремонтировать (строчные письменные буквы э, и, ж, а, ы).
- Благодарю вас. А теперь можно поиграть в «5 лишний». Какая буква в этом ряду лишняя и почему? Какой звук она обозначает? Какие особенности имеет этот звук? Какую букву мы научились вчера писать? Вспомним, как она пишется (показ на доске или в воздухе).
- Перед вами пословица. Прочитайте ее, объясните значение и попробуйте догадаться, где нужно написать строчную ж.
изнь   доро…е   всех   сокровищ.
- Что означает слово «сокровище»? Где мы можем посмотреть значение этого слова? (показ толкового словаря Ожегова)
-Куда в пословице можно написать строчную ж? Куда нельзя? Почему? Какая буква нужна для написания 1 слова в предложении? Умеем ли мы ее писать?
- Тогда догадайтесь, какая сегодня тема урока? Поставьте цель. Почему ученику обязательно надо уметь писать заглавную букву Ж?
- По какому плану мы изучаем новую букву? (1. Написание буквы. 2. Написание новой буквы в слогах. 3. Написание новой буквы в словах.)
III. Изучение нового материала.
- Сравните буквы письменные ж и Ж. Какие общие элементы в них есть? Чем они отличаются? Как будем писать заглавную букву с отрывом или нет? Потренируемся на стр. 16. Сначала обведем элементы заглавной буквы в 1 строке, а затем соединим их и безотрывно напишем заглавную буку Ж один раз. (Еще раз написание в воздухе заглавной буквы Ж.)
- А сейчас сами попробуйте написать всю строку.
Доп. вопрос (для тех, кто быстро справился с работой) – на что похожа заглавная буква Ж?
- Хотите узнать, как ее писали в старину наши предки? (Показ буквицы Ж на слайде).
- Когда появилась на Руси кириллица (предок нашей азбуки) сначала написание всех букв было одинаковым, т. е. все буквы были одной высоты. Только позднее появились заглавные буквы, их называли буквицами. Ею  начиналась 1 буква книги или большого раздела. Буквицу делали большой и красиво украшали. Иногда такая богато украшенная буквица занимала целую страницу. Каждая буквица имела свое название и значение. Наша «ж» раньше называлась «живите» и обозначала «саму жизнь человека, его творчество и добрые созидательные дела». Сейчас буква Ж выглядит так, но не для всех людей. (Показ образа буквы Ж в различных азбуках – для слепых, глухих, азбука Морзе.)
- С первым этапом работы мы справились. Какой этап следующий? (Написание слогов).
- Найдите 3 рабочую строку и прочитайте слоги с нашей буквой. Какое соединение в них использовано? (Показ в воздухе слога «Жа»). Обведите 1 раз слог и 1 раз напишите его самостоятельно. Назовите первые 2 буквы в слове «жмурки». Какое соединение нужно для слитного их написания? Напишем  с заглавной буквы 1 раз. Прочитайте 3 слог? (Слог «Жи») Какой звук мы слышим после звука [ж]? А какая буква написана? Назовите правило? (Дети читают стихотворение на это правило). Обведите 1 раз слог и 1 раз сами напишите его.
(физкультминутка)
- Мы узнали, как Ж соединяется с другими буквами. Каков следующий этап нашей работы? (Написание слов с новой буквой).
- Посмотрите на экран и соедините слоги так, чтобы получились слова. Какие из этих слов надо писать с заглавной буквы и почему?
жо                             на
жар                            ра
жан                            ко
- Правильно. Напишите грамотно эти имена в 4 рабочую строку. В старину говорили, что заглавная буква Ж в именах людей обозначает их характер , эти люди любят жизнь в всех ее проявлениях, но имеют сложный характер. На Руси встречались такие необычные имена, как Ждан, Жаворонок, Жизномир.
- А в документах указывают только имя человека? (Не только, но и фамилию.). Как пишутся фамилии людей?
- Угадайте ученика нашего класса. Фамилия этого мальчика состоит из 2 слогов, в каждом из которых есть правило, с которым мы вчера познакомились и буквы, которые научились писать вчера и сегодня? (Жижин).
- Попросим Ваню написать свою фамилию на доске, а мы запишем ее в тетрадях. Верно написано? А сейчас все три слова самостоятельно разделите на слоги и поставьте ударение.
Доп-но: А что еще можно написать с заглавной буквы? (Названия городов.)
-Какие российские города на букву Ж вы знаете?
(Зарядка для пальчиков)
IV. Первичное закрепление.
- А сейчас работа в парах. Прочитайте, пожалуйста задание. Чем будут похожи все слова? Как мы пишем это правило? (Дети самостоятельно записывают 4 слова).
Доп-но: Кто написал, составить предложения с написанными словами к схемам.
- Проверим, какие слова у вас получились? Какую букву вы написали в них после буквы «ж»?
- А теперь отгадайте, что зашифровано в этом  изографе:
(изограф «Жираф»)
-  Жираф – самый высокий зверь из всех ныне живущих в мире. Рост жирафа может достигать 5,5 метров, а вес – 900 кг. Рисунок пятен каждого жирафа индивидуален, как отпечаток пальца человека. Кроме длинной шеи, жираф имеет еще и необыкновенно длинный 45-сантиметровый язык, похожий на змею, он темного цвета. Ноги у жирафов тоже очень длинные и сильные, ударом своего мощного копыта жираф способен убить крупного хищника, даже льва.
- Произнесите слово жираф. Сколько в нем слогов? Какой слог ударный? Сделайте звуковую схему слова. (Проверка). Когда слово жираф надо писать с заглавной буквы?
Работа с предложением: У Жени жили ежи. (Правило написания предложения, правило заглавной буквы в словах и правило «жи»). Предложение списать и найти мягкие согласные.
V. Итог урока
- C написанием какой буквы мы сегодня познакомились? Какова была цель урока? Вы смогли добиться ее? Все этапы работы мы прошли?
VI. Рефлексия
- Благодарю вас за трудолюбие. Урок окончен.
Если кому-то понравилась наша буква, то ее предка, буквицу, я предлагаю раскрасить, когда вам захочется.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»