Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Сложные слова и их правописание
Иванова Ксения Андреевна
Тема: Сложные слова и их правописание. | |||
Цели деятельности педагога | -сформировать понятие сложные слова -познакомить учащихся с правописанием сложных слов. |
||
Тип урока | Открытие нового знания | ||
Средства обучения | Учебник, презентация. | ||
Литература | 1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Учебник по русскому языку. «Баласс»., М., 2018 (программа «Школа 2100»). 2. http://school2100.com/pedagogam/lessons/ Полосова М.А.ОС "Школа 2100" 3. ФГОС общего начального образования (этапы урока) |
||
План урока |
|||
Этап урока (с указанием продолжительности этапа) | Формируемые УУД (для каждого этапа) | Планируемые предметные результаты (для каждого этапа) | |
|
Регулятивные: постановка учебной задачи. | ||
|
Регулятивные: анализировать собственную работу, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. | Закрепление изученных орфограмм. | |
|
Познавательные УУД: анализ с целью выделения существенных признаков. | Закрепление каллиграфического написания букв. | |
IV. Словарная работа 5 мин: 1.Закрепление написания ранее изученных слов 2.Обучение написанию новых словарных слов |
Познавательные УУД 1. Выявлять сущность, особенности объектов. 2. На основе анализа объектов делать выводы. |
Умение правильное записывать изученные словарные слова. Нахождение и выделение орфограмм. Умение правильно записывать новые слова. |
|
V. Изучение нового материала 1.Сообщение темы урока и целеполагание – 1 мин 2.Наблюдение языкового явления – 5 мин 3.Формулирование вывода (определения, правила) учащимися – 1 мин 4.Уточнение определения/правила по учебнику – 1-2 мин Физминутка (2 мин) 5.Тренировочные упражнения – 20 – 25 мин Указывать вид упражнения и планировать время на его выполнение |
Регулятивные УУД 1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 2. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 3.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Развития навыка работы в парах. Умение находить в тексте, предложениях сложные слова, путем выделения двух корней. Изучение правил написания сложных слов с соединительными гласными о и е. Использовать в речи и писать сложные слова Осознавать лексическое значение сложных слов. . |
|
VI. Подведение итогов урока – 1,5 мин | Регулятивные УУД-контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Личностные-оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу. |
||
VII. Домашнее задание- 2 мин | Личностные-самоконтроль, Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
||
VIII. Орг. конец – 1 мин |
|||
Этап урока указанием продолжительности этапа | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Приветствие детей. Проверка их готовности к уроку. -Здравствуйте. Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, Слушайте внимательно |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, и настраиваются на урок. |
|
-Проверим домашнее задание, № 5 на странице 102. Что нужно было сделать в упражнении? Кто готов ответить? Спрашиваю 3 человек. И каждый прочитает по 3 проверяемых слова и к ним проверочные. -Вспомните правило, как проверять безударные гласные в словах? |
Проверяют домашнюю работу -Нужно было подобрать и записать 10 слов с изучаемой орфограммой Надо подобрать проверочное слово, такое чтобы безударная гласная стала ударной. |
III. Чистописание – 4 минуты | -Откройте тетради и запишите дату. Сначала прочитайте дату по слогам. (Дата на слайде, печатными буквами, красным выделены сложные места) Двадцать шестое октября. Теперь запишите Классная работа. -Сейчас у нас будет минутка чистописания. Сначала напишите соединения элементов -Какой элемент вы видите в узоре? -Сколько элементов в одном соединении? -Как пишется первое соединение? Напишите это соединение 3 раза. -Как пишется второе соединение? -Какой элемент вы видите в узоре? -Сколько элементов в одном соединении? Напишите это соединение на той же строчке, что и предыдущее, 3 раза. -Какую букву мы будем писать на следующей строчке? Напишите эту букву 4 раза. -Назовите слоги, в которых буква в строчная соединяется с другой буквой нижним соединением? Напишите соединение вм 4 раза. -Средним? Напишите соединение ве 4 раза. -Верхним? Напишите соединение вы 4 раза. На слайде элементы(2 элемента на строчку). Заглавная и строчная Вв(4 раза).Соединения вм, ве, вы.(По 2 на строчку)Всего 3 строчки. -А теперь запишем предложение, в котором встречается соединение буквы В заглавной и в строчной с другими буквами. -Вечером веяло свежим ветром. (Диктую) -Подчеркните соединения буквы В. С какой буквой соединена буква Вв? Каким соединением? |
Записывают число, классная работа. Прописывают элементы и соединения в тетрадь, записывают предложение. -Длинная прямая наклонная линия с петлёй вверху и закруглением внизу вправо -4 -На одной строчке -На двух строчках. -Длинная прямая наклонная линия с петлей вверху, закруглением внизу вправо и длинная прямая наклонная линия с петлей внизу. -2. -Заглавную и строчную букву Вв. -вм. -ве. -вы. -Вечером веяло свежим ветром. Подчеркивают соединения. -с буквой е Средним |
IV. Словарная работа –5 мин: 1.Закрепление написания ранее изученных слов 2.Обучение написанию новых словарных слов V. Изучение нового материала 1.Сообщение темы урока и целеполагание – 1 мин 2.Наблюдение языкового явления – 5 мин 3.Формулирование вывода (определения, правила) учащимися – 1 мин 4.Уточнение определения/правила по учебнику – 1-2 мин Физминутка 1 мин 5.Тренировочные упражнения – 20 мин. VI. Подведение итогов урока – 1,5 мин VII. Домашнее задание- 2 мин VIII. Орг. конец – 0,5 мин |
-Переходим к словарной работе. -Ниже записываем в строчку слова, которые вы уже умеете писать, под диктовку: Правило, искусство, вперёд, наоборот, вокзал, абрикос. -Подчеркните непроверяемые орфограммы. Проверка: прочитайте по цепочке слова и назовите непроверяемые буквы-орфограммы. -Сегодня мы научимся писать два новых словарных слова. Прочитайте слова на табличках (Слова вывешиваются на доске) -Кто прочитает слова? -Это слова союзы, они соединяют две части предложения. Что общего в этих словах? - А что общего в их значении? Прочитайте предложения со слайда вслух. Скажите, когда употребляются союзы будто и как будто? -Примеры. Послышался звук, будто кто-то пилил металлом по металлу. Стало нестерпимо холодно, как будто резко наступила зима. -Чем они отличаются? -Спишите предложения в тетради, подчеркните новые слова. -Откройте учебник на странице 104 и найдите новую тему урока. Прочитайте её название Что нужно сделать, чтобы изучить новую тему? . 1. Выборочное списывание с грамматическим заданием Найдите упражнение № 122. -Кто хочет прочитать песню? Попробуйте догадаться, как называется песня? -Найдите слова с двумя корнями. Назовите корни в слове звездопад А в слове небосклон какие 2 корня? Ещё раз прочитаем тему нашего урока. В парах обсудите, какие слова называются сложными? Кто готов рассказать, какие слова называются сложными? -А теперь давайте проверим, переверните страницу учебника, там сверху в рамочке правило, кто хочет прочитать? -Похож ли наш вывод на авторский вывод? - -А теперь давайте немного разомнемся: Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем. 2. Выборочное списывание с лексическим заданием Найдите на стр. 105 упр. 123. Прочитайте задание про себя. Прочитайте слова про себя. -Что такое однокоренные слова? Обсудите в парах, сколько групп однокоренных слов в этом упражнении. Сколько групп однокоренных слов вы выделили? Прочитайте слова с корнем вод- в значении водить Прочитайте слова с корнем вод- со значением жидкость Прочитайте слова с корнем пад- В каком слове 2 корня? -Запишите слова группами и выделите корень. -Прочитайте, получившиеся группы слов. -В какой группе оказалось слово водопад? Почему? -Объясните, что обозначает слово водопад? Как называются слова, в которых 2 корня? 3. Устное упражнение с грамматическим и лексическим заданием На 105 странице найдите упражнение № 124. Прочитайте задание вслух. Прочитайте задание под упражнением. Мы выполним это упражнение устно. Читаем слова по цепочке, объясняем их значение и называем корни. Какие это слова? Чем они отличаются от других слов? Что вы заметили в этих словах? 4. Дословное списывание с грамматическим заданием Выполним упражнение 125 на стр. 106 и понаблюдаем, какая ещё буква бывает в сложных словах между двумя корнями. -Прочитайте слова, объясните, что они обозначают. Спишите слова и выделите корни. -Какие буквы соединяют два корня в сложных словах? Подчеркните их. - После каких согласных пишется о, а после каких е? -Ниже в рамочке прочитаем правило, кто нам его прочитает? Беседа по правилу: Как называются буквы в сложных словах между двумя корнями? После каких букв согласных пишется буква о? А соединительная буква е? Какая соединительная буква пишется после букв ж и ш? Почему эти буквы – орфограммы? 5. Знакомство с алгоритмом действий при выборе соединительной буквы -А на соседней странице памятка, как нужно действовать, чтобы правильно выбрать соединительную букву о или е в сложных словах. Читать её будем по одному предложению. Называем номер того предложения, которое читаем. -Подведем итог урока. -О каких словах вы сегодня узнали? -Что такое сложные слова? -Как называются буквы, которые соединяют два корня в сложных словах? -С какими соединительными буквами мы сегодня познакомились? Когда пишется буква о? Когда – е? -Откройте дневники и запишите домашнее задание. (будет на слайде) -Страница 106 правило про сложные слова и соединительные буквы, выучить на странице 107 памятку, знать и уметь объяснить. Дидактический материал № 85. -Встаньте. Урок закончен. Спасибо за работу. |
Записывают слова. Правило, искусство, вперед, наоборот, вокзал, абрикос. -БУДТО, КАК БУДТО. - У них есть общая часть – будто - Они употребляются при сравнении. - Союз как будто состоит из двух частей и пишется раздельно. -читает. -Определить основной вопрос урока -Звездопад. -Звездопад, небосклон. -Звезд – от слова звезда, пад - от слова падать -Неб – от слова небо и склон от слова склоняться -слова, у которых одинаковый корень. Звездопад – корни звезд- и -пад. Небосклон – корни неб- и –склон. Слова, в которых 2 корня, называются сложными. -да -это слова, которые имеют одинаковый корень -3. Водитель, водить; - вода, водичка, водопад упаду, водопад, падать. водопад, -в группе слов с корнем вод- и корнем пад-. - Поток воды, который падает с высоты. -сложные слова. -Прочитать по слову и объяснить, что обозначают эти слова. -Спишите слова и выделите корни. - Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, волнорез – резать волны, носорог - носить рог, пустослов-пустые слова. сложные В них 2 корня Между двумя корнями есть ещё буква о. -водопад, мореход, долгоносик, глазомер, камнепад, пешеход. -о и е. -о после твердых согласных, а е после мягких. -читает -Соединительные гласные -После букв твёрдых согласных -После мягких согласных -Соединительная е -Они безударные. А после твёрдых ж и ш пишется е, как после букв мягких согласных -читает. -о сложных. -слова, у которых два корня. -соединительные. -с буквами о и е. -после букв твердых согласных. -после букв мягких согласных. Записывают домашнее задание со слайда. |