Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Сложные слова и их правописание

Иванова Ксения Андреевна
Тема: Сложные слова и их правописание.
Цели деятельности педагога -сформировать понятие сложные слова
-познакомить учащихся с правописанием сложных слов.
Тип урока Открытие нового знания
Средства обучения Учебник, презентация.
Литература 1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Учебник по русскому языку. «Баласс»., М., 2018  (программа «Школа 2100»).
2. http://school2100.com/pedagogam/lessons/  Полосова М.А.ОС "Школа 2100"
3. ФГОС общего начального образования (этапы урока)
 
План урока
Этап урока (с указанием продолжительности этапа) Формируемые УУД (для каждого этапа) Планируемые предметные результаты (для каждого этапа)
  1. Орг. момент – 1 мин.
Регулятивные:  постановка учебной задачи.  
  1. Проверка домашнего задания
Регулятивные: анализировать собственную работу, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Закрепление изученных орфограмм.
  1. Чистописание – 1-2 мин
Познавательные УУД:      анализ с целью выделения существенных признаков. Закрепление каллиграфического написания букв.
IV. Словарная работа  5 мин:
1.Закрепление написания ранее изученных слов
2.Обучение написанию новых словарных слов
Познавательные УУД
1. Выявлять сущность, особенности объектов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
Умение правильное записывать изученные словарные слова.
Нахождение и выделение орфограмм.
Умение правильно записывать новые слова.
V. Изучение нового материала
 
1.Сообщение темы урока и целеполагание – 1 мин
2.Наблюдение языкового явления –  5 мин
3.Формулирование вывода (определения, правила) учащимися – 1 мин
4.Уточнение определения/правила по учебнику – 1-2 мин
 
Физминутка   (2 мин)
 
5.Тренировочные упражнения – 20 – 25 мин
Указывать вид упражнения и планировать время на его выполнение
Регулятивные УУД
1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
2. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
3.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
 
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
 
Развития навыка работы в парах.
Умение находить в тексте, предложениях сложные слова, путем выделения двух корней.
 
 
Изучение правил написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Использовать в речи и писать сложные слова Осознавать лексическое значение сложных слов.
.
 

 
VI. Подведение итогов урока – 1,5 мин Регулятивные УУД-контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Личностные-оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу.
 
VII. Домашнее задание- 2 мин Личностные-самоконтроль,
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
 
VIII. Орг. конец –
1 мин
   
       
 
Этап урока  указанием продолжительности этапа Деятельность учителя
 

 
Деятельность учащихся
 

 
  1. Орг. момент – 1 мин.
Приветствие детей. Проверка их готовности к уроку.
-Здравствуйте.
 
 
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно

 
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, и настраиваются на урок.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
  1. Проверка домашнего задания
4 минуты
 
-Проверим домашнее задание, № 5 на странице 102. Что нужно было сделать в упражнении?
Кто готов ответить?
 
 
Спрашиваю 3 человек. И каждый прочитает по 3 проверяемых слова и к ним проверочные.
 
-Вспомните правило, как проверять безударные гласные в словах?
Проверяют домашнюю работу
-Нужно было подобрать и записать 10 слов с изучаемой орфограммой
 
 
 
 
 
 
Надо подобрать проверочное слово, такое чтобы безударная гласная стала ударной.

 
III.    Чистописание – 4 минуты -Откройте тетради и запишите дату. Сначала прочитайте дату по слогам. (Дата на слайде, печатными буквами, красным выделены сложные места)
Двадцать шестое октября.
Теперь запишите  Классная работа.
-Сейчас у нас будет минутка чистописания. Сначала напишите соединения элементов
-Какой элемент вы видите в узоре?
 
-Сколько элементов в одном соединении?
-Как пишется первое соединение?
Напишите это соединение 3 раза.
 
-Как пишется второе соединение?
-Какой элемент вы видите в узоре?
 
 
 
-Сколько элементов в одном соединении?
Напишите это соединение на той же строчке,  что и предыдущее,  3 раза.
 
-Какую букву мы будем писать на следующей строчке?
Напишите эту букву 4 раза.
-Назовите слоги, в которых буква в строчная соединяется с другой буквой нижним соединением?
Напишите соединение вм 4 раза. 
-Средним?
Напишите соединение ве 4 раза.
-Верхним?
 Напишите соединение вы 4 раза.
 
На слайде элементы(2 элемента на строчку).
Заглавная и строчная Вв(4 раза).Соединения вм, ве, вы.(По 2 на строчку)Всего 3 строчки.
 
-А теперь запишем предложение, в котором встречается соединение буквы В заглавной и в строчной  с другими буквами.
-Вечером веяло свежим ветром. (Диктую)
-Подчеркните соединения буквы В. С какой буквой соединена буква Вв?
Каким соединением?
Записывают число, классная работа.
 
 
Прописывают элементы и соединения в тетрадь, записывают предложение.
-Длинная прямая наклонная линия с петлёй вверху и закруглением внизу вправо
-4
-На одной строчке
 
 
-На двух строчках.
-Длинная прямая наклонная линия с петлей вверху, закруглением внизу вправо и длинная прямая наклонная линия с петлей внизу.
-2.
 
 
 
-Заглавную и строчную букву Вв.
 
 
-вм.
 
 
-ве.
 
-вы.
 
 
 
 
 
-Вечером веяло свежим ветром.
 
 
 
 
 
 
 
Подчеркивают соединения.
-с буквой е
Средним
IV.     Словарная работа –5 мин:
 
1.Закрепление написания ранее изученных слов
 
 
2.Обучение написанию новых словарных слов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
V. Изучение нового материала
1.Сообщение темы урока и целеполагание – 1 мин
 
2.Наблюдение языкового явления –
 5 мин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.Формулирование вывода (определения, правила) учащимися – 1 мин
 
 
4.Уточнение определения/правила по учебнику – 1-2 мин
 
Физминутка 1 мин
 
 
 
 
 
 
 
5.Тренировочные упражнения – 20  мин.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
VI. Подведение итогов урока – 1,5 мин
 
 
 
 
 
 
 
VII. Домашнее задание- 2 мин
 
 
 
 
 
 
VIII. Орг. конец – 0,5 мин

 
-Переходим к словарной работе.
-Ниже записываем  в строчку слова, которые вы уже умеете писать, под диктовку:
  Правило, искусство, вперёд, наоборот, вокзал, абрикос.
-Подчеркните непроверяемые орфограммы.
Проверка: прочитайте по цепочке слова и назовите непроверяемые буквы-орфограммы.
-Сегодня мы научимся писать два новых словарных слова.
Прочитайте слова на табличках (Слова вывешиваются на доске)
-Кто прочитает слова?
-Это слова союзы, они соединяют две части предложения. Что общего в этих словах?
- А что общего в их значении?
Прочитайте  предложения со слайда вслух.
Скажите, когда употребляются союзы будто и как будто?
-Примеры. Послышался звук, будто кто-то пилил металлом по металлу. Стало нестерпимо холодно, как будто резко наступила зима.
-Чем они отличаются?
 
-Спишите предложения в тетради, подчеркните новые слова.
 
 
 
 
 
 
 
-Откройте учебник на странице 104 и  найдите новую тему урока. Прочитайте её название
Что нужно сделать, чтобы изучить новую тему?
.
 
1. Выборочное списывание с грамматическим заданием
Найдите упражнение  № 122.
-Кто хочет прочитать песню? Попробуйте догадаться,  как называется песня?
-Найдите слова с двумя корнями.
Назовите корни в слове звездопад
 
А в слове небосклон какие 2 корня?
 
 
 
 
Ещё раз прочитаем тему нашего урока.  В парах обсудите, какие слова называются сложными?
Кто готов рассказать, какие слова называются сложными?
 
 
 
-А теперь давайте проверим, переверните страницу учебника, там сверху в рамочке правило, кто хочет прочитать?
-Похож ли наш вывод на авторский вывод?
 
- -А теперь давайте немного разомнемся:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
 
2. Выборочное списывание с лексическим заданием
Найдите на стр. 105 упр. 123. Прочитайте задание про себя. Прочитайте слова про себя.
-Что такое однокоренные слова?
 
Обсудите в парах, сколько групп однокоренных слов в этом упражнении.
Сколько групп однокоренных слов вы выделили?
Прочитайте слова с корнем вод- в значении водить
Прочитайте слова с корнем вод- со значением жидкость
Прочитайте слова с корнем пад-
В каком слове 2 корня?
-Запишите слова группами и выделите корень.
-Прочитайте, получившиеся группы слов.
 
-В какой группе оказалось слово водопад? Почему?
 
-Объясните, что обозначает слово водопад?
Как называются слова, в которых 2 корня?
 
3. Устное упражнение с грамматическим и лексическим заданием
На 105 странице найдите упражнение № 124. Прочитайте задание вслух.
 
Прочитайте задание под упражнением.
Мы выполним это упражнение устно. Читаем слова по цепочке, объясняем их значение и называем корни.
 
Какие это слова?
Чем они отличаются от других слов?
Что вы заметили в этих словах?
 
4. Дословное списывание с грамматическим заданием
Выполним упражнение 125 на стр. 106 и понаблюдаем, какая ещё буква бывает в сложных словах между двумя корнями.
-Прочитайте слова, объясните, что они обозначают.
Спишите слова и выделите корни.
-Какие буквы соединяют два корня в сложных словах? Подчеркните их.
- После  каких согласных пишется о, а после каких е?
 
-Ниже в рамочке прочитаем правило, кто нам его прочитает?
Беседа по правилу:
Как называются буквы в сложных словах между двумя корнями?
После каких букв согласных пишется буква о?
А соединительная буква е?
Какая соединительная буква пишется после букв ж и ш?
Почему эти буквы – орфограммы?
 
 
5. Знакомство с алгоритмом действий при выборе соединительной буквы
 
-А на соседней странице памятка, как нужно действовать, чтобы правильно выбрать соединительную букву о или е в сложных словах. Читать её будем по одному предложению. Называем номер того предложения, которое читаем.
 
-Подведем итог урока.
-О каких словах вы сегодня узнали?
-Что такое сложные слова?
-Как называются буквы, которые соединяют два корня в сложных словах?
-С какими соединительными буквами мы сегодня познакомились?
Когда пишется буква о?
Когда – е?
 
-Откройте дневники и запишите домашнее задание.
(будет на слайде)
-Страница 106 правило про сложные слова и соединительные буквы, выучить на странице 107 памятку, знать и уметь объяснить. Дидактический материал № 85.
 
 
-Встаньте. Урок закончен. Спасибо за работу.

 
Записывают слова.
 
 
Правило, искусство, вперед, наоборот, вокзал, абрикос.
 
 
 
 
 
 
 
-БУДТО, КАК БУДТО.
 
- У них есть общая часть – будто
 
 
- Они употребляются при сравнении.
 
 
 
 
- Союз как будто состоит из двух частей и пишется раздельно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-читает.
 
-Определить основной вопрос урока
 
 
 
 
 
 
-Звездопад.
-Звездопад, небосклон.
-Звезд – от слова звезда, пад - от слова падать
-Неб – от слова небо и склон от слова склоняться
 
 
 
 
 
-слова, у которых одинаковый корень.
Звездопад – корни звезд- и -пад.
Небосклон – корни неб- и –склон.
 
 
Слова, в которых 2 корня, называются сложными.
 
-да
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-это слова, которые имеют одинаковый корень
 
 
-3.
Водитель, водить;
- вода, водичка, водопад
 
упаду, водопад, падать.
водопад,
 
 
 
-в группе слов с корнем вод-  и  корнем пад-.
- Поток воды, который падает с высоты.
-сложные слова.
 
 
 
 
-Прочитать по слову и объяснить, что обозначают эти слова.
-Спишите слова и выделите корни.
- Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, волнорез – резать волны, носорог - носить рог, пустослов-пустые слова.
сложные
В них 2 корня
Между двумя корнями есть ещё буква о.
 
 
 
 
 
 
-водопад, мореход, долгоносик, глазомер, камнепад, пешеход.
-о и е.
 
-о после твердых согласных, а е после мягких.
-читает
 
 
-Соединительные гласные
 
-После букв твёрдых согласных
-После мягких согласных
-Соединительная е
 
-Они безударные. А после твёрдых ж и ш пишется е, как после букв мягких согласных
 
 
 
 
 
 
-читает.
 
 
 
-о сложных.
-слова, у которых два корня.
-соединительные.
-с буквами о и е.
 
-после букв твердых согласных.
-после букв мягких согласных.
 
 
Записывают домашнее задание со слайда.
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»