Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мнемотехника в работе над словарными словами

Петрова Антонина Витальевна
С развитием современных технологий люди стали реже общаться друг с другом при помощи длинных монологических высказываний, описывая словесно свои эмоции, используя вместо этого смайлы. Речь перестаёт быть связной, правильной, красивой. Особенно подвержена отрицательным изменениям письменная речь, поскольку пользуясь «умными» устройствами: телефонами, планшетами, мы перестаём запоминать правильность написания слова.
В таких условиях одной из главных задач становится сохранить грамотную письменную и устную речь человека. Учиться этому мы начинаем в начальной школе. Поэтому, именно в период начального образования необходимо «закладывать» в долговременной памяти вышеуказанные умения: говорить и писать грамотно.
При решении данной проблемы в первую очередь огромную роль играют память и мышление ребёнка, так как ему необходимо запоминать правила, словарные слова, формулы и др. Такое количество информации «внушает» страх ребёнку – учиться дальше. И если правила повторяются на протяжении всех четырёх лет обучения, то написание и произношение словарных слов очень трудно запомнить, а они в свою очередь часто встречаются во всех видах речи. Учитывая при этом ещё и  то, что каждому из нас присуще разные свойства памяти (зрительная, механическая и др.). Исходя из этого, учителя применяют технологии, которые будут направлены на более лёгкое усвоение материала для каждого обучающегося, то есть, на сегодняшний день, это использование личностно-ориентированного подхода.
Здесь появляется новая проблема. Как сделать так, чтобы удовлетворить потребности каждого ученика, при этом, не тратя много времени и сил на подготовку к уроку?  На помощь приходят различные образовательные технологии. Одной из них является мнемотехника.
Мнемотехника – это совокупность приёмов и способов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов путём образования искусственных ассоциаций.
Какие же приёмы и способы существуют?
1. Ритм и рифма. Такую методику использовал в жизни каждый из нас. Например, при заучивании таблицы умножения: шесть на шесть – тридцать шесть. Или сочинение песенки из словарных слов. Например, в 3 классе мною был сочинён небольшой текст со многими словарными словами 1 и 2 четверти, который мы часто с детьми читали на уроке (особенно учащимся понравился формат «рэпа»). Фрагмент этого текста представлен ниже.
Поднявшись на лестницу, чувства пропали,
Как и звуки в этих словах убежали.
Это не значит, что букв теперь нет,
Т и В в середине - вот вам ответ.
Однако, в данном случае, следует учитывать, что техника не направлена на осмысление информации, которую необходимо запомнить. Поэтому её следует применять «аккуратно»
2. Акронимы. Начальные буквы запоминаемой информации складывают в одно слово или шифруют фразой. Таким образом мы с вами выучили цвета радуги с помощью предложения «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Возможен следующий вариант: чтобы запомнить названия служебных частей речи, придумали слово ЧАСОПР (частицы, союзы, предлоги).
3. Последовательные ассоциации. Они используются для запоминания порядка какой-либо информации или списка слов. К примеру, необходимо запомнить некоторые слова с непроизносимым согласным в корне: солнце, радостный, ненастный, гигантский. Можно придумать связи для этих слов -  когда на улице появляется солнце, мне становится радостно, но если его нет, погода будет ненастная и появится гигантская туча. В данном случае, очень важно, чтобы у детей появились мысленные образы этих слов в действии, каждый объект или явление наделить цветом, размером и т.д. В данном случае развивается не только память, но логическое и наглядно-образное мышление.
4. Графические ассоциации. Необходимую информацию изображают с помощью рисунка. Например, чтобы запомнить слово шофёр, вместо буквы «о» рисуют руль. В данном случае, ребёнок может придумать свой вариант, наиболее эмоционально яркий именно для него самого.
5. Метод Цицерона. Здесь необходимо «привязать» информацию к какому-либо месту. Например, чтобы выучить определения разных частей речи, дома выделяем три места: кухня, ванная, спальня. На каждой локации учим одно из правил. Для наиболее успешного запоминания, можно каждое место обозначить плакатами, картинками, знаками нужного материала.
6. Шифровка информации или мнемотаблица. С помощью схематических изображений запоминаются (кодируются) различные виды информации: стихотворение, текст, правила и т.д.
Подводя итоги, можно сказать, что приёмов достаточно много, указаны далеко не все. Однако, не каждый из них может одинаково помочь разным детям. Поэтому, чтобы эффективно использовать способы запоминания информации, необходимо учитывать особенности каждого ребёнка, возраст и принципы работы с мнемотехникой.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»