Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование мнемотехнических приемов на уроках
русского языка в начальной школе при изучении слов
с непроверяемым написанием

Ульянова Оксана Васильевна
       В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых нельзя проверить (словарных слов). Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе.
       В каждом классе даются списки слов из словаря, правильное написание которых обязательно и основным путем их усвоения является механическое напоминание.
       С этой целью новое слово обычно записывается на доске, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетради, затем многократно повторяется на следующих уроках. Такая методика, ориентируя учащихся на заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствует устойчивые ошибки, допускаемые учащимися, когда им трудно вспомнить какую же букву надо писать, особенно если слово изучалось давно и долго не повторялось.
       Актуальность данной проблемы обусловлена еще тем, что словарная работа - процесс энергоемкий и порой на уроке просто нет времени уделять каждому слову много внимания. Как же решить эту проблему и сделать процесс изучения словарных слов эффективным и самое главное интересным для ребенка?
     В настоящее время учитель не может только рассчитывать на память ребенка. Все больше приходит детей с дефицитом внимания, с проблемами восприятия и запоминания учебного материала. Современные дети живут в огромном информационном потоке интернета, телевидения, социальных сетей,
рекламы и поэтому организм ребенка начинает защищаться от лишней информации, и он перестает «слышать» учителей. В этот момент даже очень нужная информация до ребенка «не доходит»...
        Поэтому задачей учителя является превратить изучения сложного объемного материала в «игру», в которую будет вовлечен сам ребенок.
Использование занимательного материала, нетрадиционных методов и приёмов работы будет способствовать более прочному усвоению слов с непроверяемыми орфограммами, развитию речи, творческого потенциала младших школьников, самостоятельности их мышления и формированию
интереса к русскому языку.
        В связи с этим актуальным и необходимым является подбор способов,
которые позволят усвоить написание таких слов.
Давно известно: детям (да и взрослым тоже!) проще всего запомнить какуюнибудь «ерунду». Желательно смешную. Но школа — дело серьезное.
И, тем не менее, несколько поколений школьников все же придумали, как запомнить то, что сложно. Наверняка, ребенок еще с детского сада знает цвета радуги по запоминалке: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан», или всем известное определение биссектрисы «это крыса, которая бегает из угла в угол и делит его пополам». Самое интересное заключается в том, что запоминается это «навсегда», потому что соблюдены главные условия успешного запоминания для ребенка: яркость восприятия, образность запечатления, нестандартность и юмор.
       В связи с этим на уроках русского языка для решения вышеперечисленных задач я использую мнемотехнические приемы.
Мнемоника -  искусство улучшать, укреплять память, звучать и помнить много”. В. И. Даль”
Мнемоника -  совокупность правил и приемов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов”. Д. Н. Ушаков.
      Слова ”мнемотехника” и ”мнемоника” обозначают одно и то же — техника запоминания. Они происходят от греческого ”mnemonikon” искусство запоминания. Совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Существуют разнообразные способы успешного запоминания, которые можно использовать самостоятельно или комбинируя их друг с другом, с учетом особенностей восприятия детей.
Приведу примеры некоторых из них:
1. Метод  зрительных ассоциаций:
Слово хОрОшО вместо букв О дети рисуют смайлики, как символ одобрения,
похвалы, радости
Слово Б0лОтО вместо букв О рисуют красные ягоды клюквы
Слово кАрАндАш острый верх буквы А похож на заточенный карандаш, дети раскрашивают их в разные цвета.
2. Метод звуковых ассоциаций:
Слово пEтvx изучается обращением «Петя, Петя, петvшок.............. »
 3..Этимологический анализ слов:
Ботинок — от слова «боты». В переводе с французского «ботт» - caпoг
СпАсибо — «Бог cпac» всех верующих людей
4.Метод «подсказочных» слов (фонетических ассоциаций)
     Один из самых интересных и любимых методов у детей, позволяющий проявить свою фантазию, придумывать нестандартную ситуацию и над ней посмеяться. Учащимся нравится иллюстрировать такНе истории, создавать
собственный словарик.
Слово гЕрой:
Учитель вместе с детьми придумывает рифмованную историю о мальчике
«ГЕра —гЕрой, обливался холодной водой».
(каждый ребенок, «передергиваясь от холода», представляет, что обливание посильно только смелому, героическому человеку)
Слово пАльто
История о том, как «пAпa в пАльто снимался в кино»
Слово рАкета
«рАк в рАкете машет детям»
Выдуманные истории могут быть не всегда в рифму. Например, при изучении слова
до свИданИЯ, дети напоминают, что «мы скоро увИдимся и Я приду»
 
На мой взгляд, ценность этого метода еще состоит в том, что каждый ребенок может почувствовать, что эта история про него самого или его родных, друзей, т.е быть «внутри» самого процесса.
В результате данной работы у ребенка надолго сохраняется яркий, эмоционально значимый «файлик» с нужной информацией.
Конечно, подобная работа требует большой подготовки учителя, особенное отношение к каждому слову, затрат времени и сил, но тщательно проделываемая на данном возрастном этапе ребенка (когда ему интересна игра, словотворчество), она дает возможности для развития орфографической зоркости и правил грамотного письма в будущем. Ребенок чувствует, что ему это « не навязывают», и, вовлекаясь в этот процесс, начинает сам придумывать свои ассоциации для запоминания. Данное умение может иметь метапредметный характер, позволяя каждому современному ребенку «взять новые инструменты» и быть успешным в любой деятельности.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»