Методическая разработка урока по развитию речи
В.М. Васнецов «Иван Царевич и Серый Волк»
Соболева Ольга Германовна
- Мотивация. СЛАЙД 1.
Учитель:
-узнали голос? Как Владимир Высоцкий относился к горам? Почему?
- как вы думаете, покорять вершины можно только в горах? (и в жизни: надо стремиться узнавать новое, открывать для себя новые знания)
-зачем нам знания? (чтобы развивать умения, которые пригодятся в жизни).
-и каковы ваши вершины? (достижения в учёбе, новые возможности)
-готовы покорять новые вершины? В добрый путь!
2. Актуализация знаний.
Учитель: Вершина первая: Ребята, на стенах кабинета расположены номера с заданиями, вы можете выбрать любой номер и подойти к нему, продемонстрировать умение спонтанно объединяться в команды по 4 человека. (ребята выбирают номер).
- дано задание, первая командная работа: прочитать художественный текст, определить жанр, попытаться угадать произведение. (команды выполняют задание: жанр – сказка, «Иван царевич и Серый Волк»).
- Догадались?
-И куда же мы попали? (в сказку)
- Получается, что все отрывки из одного произведения. Что можем сделать? (расположить по порядку). На доске складывается слово «Картина»
3.Новый материал.
Учитель:Какие картины мы с вами сейчас представляли? (нарисованные словами) А ещё чем рисует художник? (кистью).
-У вас в картинной галерее есть репродукция картины к сказке «Иван Царевич и серый волк». СЛАЙД №2.
-Найдите репродукцию. Как называется картина? ( «И Ц на С В») Кто автор этой картины? (Виктор Михайлович Васнецов)
Рассказ учителя: Виктор Михайлович Васнецов много внимания уделял сюжетам русских народных сказок. Его так и называли «художник-сказочник». Идея картины, основанной на русской народной сказке про Ивана-царевича и Серого Волка, родилась внезапно. И вот мы видим полотно, где герои картины оживают перед нами. Беглецы запечатлены в момент движения, «выхвачены» из стремительного бега. Кажется, ещё немного — и Серый Волк выпрыгнет с полотна и убежит, продолжая нести молодых людей.
- Какая картина? (Живая).
Учитель: Как вы думаете, зачем Лариса Юрьевна рассказала с вами о художнике и его картине? (на уроке мы будем описывать картину).
Кто готов сформулировать тему урока: «Подготовка к сочинению-описанию по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке».
Да, мы будем не просто описывать картину, нам нужно выразить своё отношение к ней, понять и прочувствовать героев, тона картины, общее настроение.
СЛАЙД 3
- Какова цель такого урока?
Цель урока: собрать информацию, материал для сочинения.
-Куда мы будем помещать собранную информацию? ( в информ.листы)
-Готовы поставить прогностическую оценку?(ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ).
-что уже узнали? (про художника – записываем в инф.таблицу).
Смотрим на картину и слушаем отрывок из сказки. СЛАЙД 4
-Что помогает ярче представить эпизод? (конечно, картина).
4.Открытие новых знаний. Рисование словом:
Учитель Кто центральные персонажи картины? (Иван-царевич, Елена Прекрасная Серый Волк и Лес).
Прочитайте, как видели этих персонажей современники художника, и решите, согласны вы с таким описанием или нет.
Захарова: Трое героев спасаются от погони, мчась на встречу судьбе через непролазный и дремучий лес. Под лапами Волка пролегает болото, по бокам — вековые деревья, покрытые мхом, ель и нехоженая тропка. Но! Яблоня в цвету и болотные кувшинки символизируют надежду, новую жизнь, счастье и любовь.
- Что здесь описывается? (лес)
Ферина: Иван-царевич крепко обнимает Елену Прекрасную и с тревогой следит, не догоняют ли их преследователи. Его наряд ярко свидетельствует о высоком положении юноши — дорогой кафтан, красная шапка, отороченная мехом, чёрные перчатки с узором и красные сапоги с рисунком. За спиной у Царевича виден меч в ножнах — доказательство того, что молодой человек будет до последней капли крови биться за своё счастье.
Сафронов: В объятиях Ивана-царевича на Сером Волке едет Елена Прекрасная. Выражение лица её печально и сосредоточенно. Она опасается за свою жизнь и жизнь любимого, боится, что не удастся им убежать от своих врагов. Длинные волосы Елены Прекрасной волнами ниспадают ей на плечи и развеваются по ветру от быстрой скачки. На девушке прелестное платье небесного цвета с отделкой золотом. На ножках Елены красуются золотые сапожки, а на голове — богатая шапочка с драгоценными каменьями. Нитка жемчуга украшает шею беглянки.
?Главный помощник влюблённой пары изображён уставшим, но отчаянно борющимся за счастье молодых. Серый Волк бежит с колоссальной скоростью, спасаясь от погони — мощные лапы напряжены, видны все сухожилия и мускулы. Уши прижаты к голове, а язык вываливается из пасти — зверю нелегко нести на себе беглецов и стремительно нестись вперёд.
-И это? (СВ). Обратите внимание на название картины. Почему слова «Серый Волк» в названии картины написаны с заглавной буквы? Каково отношение художника к этому персонажу?
А теперь ещё раз посмотрите на картину. Совпало ли ваше восприятие героев с описанием?
2) Учитель: В таблице анализа есть раздел «блокнот», в который мы внесём свои наблюдения по персонажам. (обсуждаем и вписываем по очереди.)
У вас в конвертах есть слова-помощники, только они перепутались, и вы сами распределите их по своим местам. Работаем в команде.
Иван Царевич | |
Елена Прекрасная | |
Серый Волк | |
Лес | |
Помощник-справка: печальная, боится, задумчивая, молодая, прекрасная, спасает, спасается, смелый, мужественный, губы сжаты, будущий богатырь, дремучий, густой, древний, косматый мох, яблонька, кувшинки, черное болото, волшебный помощник, человеческие глаза, сильные лапы, уши прижаты, язык вывалился из пасти, мчится.
А теперь оцените В БАЛЛАХ свою работу в ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ.
3) Учитель. Включение в систему знаний.
У вас на планшетках таблица анализа, в которой предложены вопросы. Под вопросами пустые поля. Предлагаю командно-круговую работу: каждый записывает свою мысль и передаёт планшет собеседнику справа по кругу. Результаты обсуждаем в общей беседе, при обсуждении дополняем информационные поля. !!! по 1 минуте!!!! Колокольчик.
- Какие тона преобладают в картине?
− Каково общее впечатление от картины?
− Какие чувства она вызывает?
- Какова основная мысль картины?
А теперь оцените В БАЛЛАХ свою работу в ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ.
3) Учитель. Ребята, а теперь я предлагаю вам план к сочинению. Обсудите его в группе и попробуйте составить по нему рассказ о картине.
1) Художник – сказочник.
2) Главные герои картины, их описание, настроение и чувства.
3) Главная мысль картины.
4) Моё впечатление от картины.
Каждая группа рассказывает свой вариант.
А теперь оцените В БАЛЛАХ свою работу в ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ.
5. Л.М: Рефлексия.
Какова была цель урока?
-А теперь посмотрите на свои планшеты и скажите, материал для сочинения собран?
- Цель достигнута?
-Что понравилось на уроке? Что можно добавить?
-Оцените свою работу на уроке, подсчитайте общее количество баллов и переведите в отметку.
- Поставьте себе итоговую оценку и сравните её с прогностической. Выводы.
6. Д/З. Используя собранную информацию, написать сочинение по картине.