Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие речи учащихся на уроках русского
языка посредством написания сочинений – 2 класс

Зайцева Людмила Владимировна
    О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли, знания, то есть говорит и пишет. 
    Своевременное, то есть раннее развитие речи совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие и усиливает интерес к знаниям». (М.Р. Львов. Работа над сочинением в начальных классах
    Развитие речи школьников - одна из главных задач деятельности учителя начальных классов. И качество дальнейшего обучения и воспитания во многом зависит от успешной ее реализации. Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений - написание сочинений и изложений разных видов.
    Сочинение занимает важное место в системе развития речи младших школьников и является высшей формой проявления творческих способностей каждого ребенка. Учителю данный вид работы позволяет определить уровень развития речи ребенка. Но для ученика, особенно на начальной стадии обучения, данная работа является сложной, так как ребенок пытается создать свой оригинальный текст. Следовательно, сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося.
      Сочинение - вид учебной работы учащихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания (словарь-справочник   под ред.Т. А. Ладыженской) .
      Обращаясь к новому стандарту образования, мы понимаем, что главной целью обучения русскому языку в начальных классах является научить ребенка пользоваться языком в различных ситуациях общения.
    Таким образом, по окончанию начальной школы учащиеся научатся распознавать: текст и его виды, определять тему и главную мысль, находить опорные слова.
     А так же учащиеся получат возможность научиться:
работать с текстом, делить текст на части, выделять опорные слова, озаглавливать текст;
писать изложение по коллективно составленному плану;
писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картине, личным наблюдениям;
отвечать на поставленные вопросы к тексту, ориентироваться в смысловом содержании текста;
определить тему и идею (основную мысль) произведения; соотносить смысл и заглавие произведения;
следить за ходом повествования и соблюдать последовательность событий при изложении; составлять план текста;
выражать свое отношение к прочитанному, давать оценку персонажам произведения, объяснять мотивы их поступков, находить аналогичные примеры в реальных жизненных ситуациях;
творчески осмысливать содержание прочитанного, создавая тексты собственного сочинения. 
     Как показывает практика, написание сочинения часто вызывает у младших школьников трудности, а порой и негативное отношение. Это объясняется тем, что отсутствие самых элементарных практических приемов в выполнении данной работы порождает нежелание выражать свои мысли и чувства. Большинство детских сочинений страдают однообразием языковых средств, невыразительностью языка, отсутствием эмоциональной окрашенности, скудным словарным запасом. Дети легко и свободно могут выражать свои чувства в устной речи. А вот письменная речь требует от них выполнения определенных правил, которые порой затеняют творческий порыв ребенка.
Одной из важнейших задач обучения в начальной школе является обогащение речи школьников, а также повышение ее образности. Поставленную задачу помогают решать такие виды работ, как изложение и сочинение.
Сочинение:
Классификация сочинений:
По источникам:
1.сочинения на материале непосредственного опыта учащихся - сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;
2.сочинения на книжном материале или по рассказам учителя, а также по кинофильму, спектаклю, отзывы о прочитанных книгах;
3.сочинения по одной картине или по серии картин - на основе воображения учащихся;
4.сочинения, где используется материал разных источников, например сочинение, в котором ученик объединяет результаты своих наблюдений со сведениями, почерпнутыми из книг или других источников.
По степени самостоятельности, по методам подготовки к письму сочинений:
  1.сочинения коллективные, проводимые на общую тему для всего класса и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовки; 
2.сочинения индивидуальные, самостоятельные.
По жанру:
1.повествовательные;
2.рассуждения;
3.описания.
По стилю:
1.эмоционально-образные, напоминающие художественные произведения, это преимущественно сочинения о различных событиях, описания природы;
2.сочинения типа деловой статьи: планы, отчёты о проделанной работе, объявления, арифметические задачи.
Наконец, сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам:
1.природа нашей Родины;
2.школа, семья, друзья;
3.труд взрослых и детей;
4.праздники.
Кроме рассмотренных групп классификации, сочинения делятся на устные и письменные, на классные и домашние, на обучающие и контрольные. (статья Ш.Л. Владимирова)
           Сочинение – это самый трудный вид речевого упражнения. Учащемуся предстоит спланировать содержание будущей работы, создать высказывания, связанные одной темой, изложить их по порядку, а главное – написать грамотно.
Обучение написанию сочинений проходит в определенной системе, начиная с 1 класса. Для этого не требуется проводить специальных уроков. Сочинение - составная часть каждого урока. Поэтому на начальном этапе вводится система упражнений, которые выполняются под руководством учителя. Такие как:
  1. Составление предложений, объединенных темой;
  2. Восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок. 
  3. Устные ответы на вопросы, объединенные темой;
  4. Составление предложений по сюжетным картинкам
  5. Устные рассказы по прочитанному.
  6. Работа со словарями (сначала с помощью учителя, потом самостоятельно).
     Во 2 классе включаются следующие виды работ:
  • небольшие сюжетные рассказы с элементами описания
  • сочинения по наблюдениям (сочинения – описания)
  • сочинения по картинам художников
 
План работы над сочинением включает в себя:
- Сообщение темы и задач предстоящего сочинения.
-Подготовительная беседа.
-Коллективное составление плана.
-Коллективное составление, рассказывание и обсуждение вариантов предстоящего сочинения.
-Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.
-Запись учащимися составленного рассказа.
-Самопроверка.
-Проверка учителем. Анализ сочинений.
 
Подготовительная работа: в начальных классах нет специальных уроков, отводимых только на развитие речи, поэтому работа над сочинениями и устными рассказами проводится на уроках русского языка и литературного чтения. Перед тем, как написать сочинение проводится подготовительная работа. Она включает в себя разнообразные упражнения со словом и словосочетанием. К концу подготовительных упражнений у детей появляется своеобразная копилка. В ней собраны слова, которые потом пригодятся детям в работе над сочинением.
Упражнения со словом. Работа над синонимами.
Например: В данных предложениях заменить глаголы синонимами: Мы катились с горы на санках. (неслись, летели)
Собака выбежала из-за угла. (выскочила)
Мальчики слепили снеговика из снега. (сделали) 
     Работа над антонимами.
     Например, подбери противоположные по смыслу слова: пожилой - (молодой) редкий - (частый) трудно - (легко).
Многозначные слова: ударил клюшкой - ударил мороз, звезда пела - звезда на небе, шёлковый платок - шёлковая трава.
     Однокоренные слова.
     Например, подобрать как можно больше однокоренных слов: Снег - снеговик, снежинка, заснеженный, снежок. Поле - полевой, полянка, полюшко. 
     Перифраз.
     Например, скажи по-другому:
Радуют глаз цветы. (нравятся)
Особенно трудно было пожилым людям. (было тяжело)
Скоро придёт зима. (наступит).
Работа со словосочетаниями и предложениями.  
      Со словами, собранными в копилку слов можно составить словосочетания.      Подобрать слова, которые можно употребить с существительными:
      Например: Зима - наступила, началась, пришла, морозная, настоящая, дружеская, суровая… Игра - интересная, полезная, познавательная… Яблоки - ароматные, красные, кислые, крупные…  
       Подобрать глаголы или существительные, которые можно употребить со словами: дружно, весело, старательно, после уроков, на огороде (работали) быстрые, говорливые, шумные, весенние (ручьи). Отредактировать предложения. (Убери лишнее) Максим - он больше всех подтягивался на перекладине. Хитрый хитрец шёл по дороге навстречу нам. Мы шли быстро бегом к вокзалу.  
       Лишнее слово.
       Например, замени правильным словом: Мы шли по собаковым следам. Боря прожевает кусок мяса. Маша наигровывает на гитаре.  
      Большое значение имеет работа над фразеологизмами. Используя жизненный опыт детей, сначала объясняем значение фразеологизмов самостоятельно. А потом находим объяснение в словаре. Предлагаем детям, составить свой словарик. Постепенно записываем фразеологизмы. Устно составляем предложения, мини - сочинения.
       Например: Язык точно примёрз, пальцем в небо, не смел дохнуть, задать стрекача, выбился из сил, бить баклуши, выскочить из кожи, замертво свалился и др. Такие задания следует практиковать при подготовке к сочинениям на разные темы. Их можно использовать на любом уроке.
План работы над сочинением по картине включает в себя:
-Рассказ о художнике и истории создания картины.
-Беседа по картине.
-Словарно-стилистическая работа.
-Составление плана сочинения.
-Составление устного высказывания по картине.
-Написание сочинения.
-Самопроверка. Проверка учителем.
- Анализ творческих работ.
Во 2 классе дети знакомятся с терминами: монолог, диалог, реплика, тема текста, главная мысль текста, части текста (начало, основная часть, концовка).
 Очень важно к каждой творческой работе составлять планы. Сначала они будут выглядеть в виде вопросника. Этот прием используется для того, чтобы научить детей понимать и четко отвечать на поставленные вопросы, а главное, осознавать значение плана. Сохраняя лексику вопросов, достаточно добавить одно-два слова, получив правильно построенное предложение. Так же следует внимательно относиться к составлению вопросов. Их порядок должен определять связность и последовательность мысли.
Можно в своей работе использовать план с нарушением последовательности событий. И стоит отметить, что затруднений у учащихся данный вид работы не вызывает. Подобный вид работы знаком детям.
Вниманию детей предлагаются деформированные тексты, в которых поменяны местами абзацы, пропущены предложения и пунктуационные знаки, использованы не точные слова, а также допущены орфографические ошибки.
Использую в работе не первый год печатную тетрадь Крыловой О.Н. «Работа с текстом».
Наглядное моделирование один из приёмов мнемотехники (в переводе с греческого – «искусство запоминания»).  Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи (использование мнемотаблиц).
      Нравится детям такой вид работы по созданию текста, как сочинение – мозаика. Методика проведения очень проста. Условно ее проведение можно разделить на три этапа.
  1. Ознакомительный (начальный) - учащимся предлагается рассмотреть ряд сюжетных картинок, серию рисунков. Под руководством учителя определяется последовательность развития сюжета или события, определяется главная мысль, придумывается заголовок. После этого учащиеся делятся на группы. Число групп определяется количеством картинок или рисунков.
  2. Подготовительный - каждая группа начинает совместную работу по описанию своей картинки или рисунка. Создание творческой работы происходит в коллективе. Учащиеся советуются, подбирают подходящие слова, строят предложения, связывая их одной мыслью.
  3. Заключительный – каждая группа представляет свою работу, т.е. отрывок, на заданную тему. Затем все эти отрывки с помощью учителя складываются в общее сочинение. Сложность заключается в том, что нужно соединить части в целое. Для этого необходимо определить средства связи, исправить или устранить несоответствия в описании героев, места, действия и т.д.
После проделанной работы, учащиеся самостоятельно записывают сочинение.
 
Рассказ по личным впечатлениям и наблюдениям
     Цель: формировать умение отражать в рассказе видение мира.
Основой сочинений служат непосредственные наблюдения детей в природе, впечатления от экскурсий. А самый богатейший материал для сочинений-это собственные впечатления от увиденного и пережитого.
После того, как учащиеся сходили на экскурсию, дается задание написать сочинение. Каждый учащийся сам озаглавливает свое будущее сочинение, в парах сменного состава составляет план сочинения. Затем также в парах обсуждает содержание своей темы. Обсудив, садится и записывает самостоятельно сочинение.
 
Рассказ по началу.
Цель: сформировать умение понять основную идею рассказа и продолжить эту логику.
  1. Был теплый летний день. Ярко светило солнце. Отряд школьников шагал по тропинке. Вот и берег реки…
  2. Жил в лесу волчишка с матерью. Ушла мать на охоту…
  3. Гроза надвигалась. Большая черная туча закрывала небо. Деревья тревожно шевелились…
  4. У школьников начались весенние каникулы. На неделю отложены учебники и тетради…
       Первое сочинение учащиеся пишут под чутким руководством учителя. Запись первого сочинения идет по предложениям. Обсуждаются все варианты предложений и только лучшие записываются. Нужно помнить, что написание сочинения – это еще и работа над грамотностью. Поэтому очень важно первые сочинения прописывать на доске, объясняя все орфографические правила. Полезно вести запись трудных и словарных слов.
 От сочинения к сочинению трудности в работе нарастают, а активность и самостоятельность со стороны учащихся проявляется в большей степени.
Дети используют блокнот, как черновик, потом своё сочинение оформляют на чистовике. Больше всего детям нравится привносить своё творчество, поэтому часто работы-сочинения оформляем в виде дерева с осенними листочками (сочинение «Осень», в форме контура животного, о котором пишем (сочинение «Мой домашний питомец» и т.п.
 Вторая творческая работа усложняется. Коллективно составляется план сочинения. Учащиеся дают четкие и полные ответы на все пункты плана, затем под диктовку записывают предложения, в завершении работы проводится коллективная проверка. Количество предложений в сочинении определяется количеством вопросов.
Работа над следующим сочинением будет выглядеть несколько иначе. На предложенную тему учащиеся с помощью учителя составляют план. Затем составляется устный рассказ по пунктам плана. На доске учитель записывает опорные слова, а вот запись работы учащиеся выполняют самостоятельно. Очень важно научить школьников использовать в своей речи слова и обороты, для выражения собственных мыслей, а также уметь использовать синонимичные замены.
В 1-2 классах сочинения носят обучающий характер, поэтому не рекомендуется за работу ставить отрицательные оценки. 

                                                                          Учитель начальных классов: Зайцева Людмила Владимировна

 
 
 

  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»