Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Кудашкина Марина Юрьевна
Современная стратегия обучения ориентирована на достижение младшими школьниками метапредметных результатов, которые выражаются универсальными учебными действиями.   Одним из важнейших направлений в работе учителя является работа со словарными словами. Каждый учитель старается разнообразить словарную работу, сделать её более интересной и познавательной для учащихся. Чаще всего словарную работу связывают с отработкой орфографических навыков по основным темам курса русского языка в начальной школе. Рассмотрим работу над словарными словами как средство формирования метапредметных умений. Использование заданий разных видов позволяет ученикам проработать слово с разных сторон: происхождение и толкование, употребление с разными словами, наличие синонимов и антонимов, однокоренных слов. Такие задания формируют различные компетентности учащихся: работать со всеми видами информации, умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, работать с таблицами; способствуют формированию навыка контроля и самооценки, коммуникативных качеств, связанных с необходимостью взаимодействовать с другими людьми.
Знакомство со словарными словами лучше всего начать с побуквенного составления слова, что приучит детей внимательно вчитываться в слова, послужит пропедевтической работой по предупреждению ошибок.
Пример задания: из первых букв каждой группы слов «соберите» новые слова и запишите их.
  1. Повар, ель, тетрадь, угол, хомяк. (Петух)
  2. Воробей, облако, работа, облако, нитки, атлас. (Ворона)
  3. Ветер, облако, растение, облако, болото, ель, йод. (Воробей)
Придумайте своё задание к слову мороз.
Придумайте своё задание к слову на ваш выбор (можно использовать словарик в конце учебника)
Такие задания со словом «придумайте» направлены на формирование методологических качеств - умения ставить цель и организовать её достижение; развивать способность к творчеству. Продуктивная компетентность – быть способным создавать свой собственный продукт, нести ответственность за него.
Зрительные упражнения.
  1. Запишите слова в алфавитном порядке: тарелка, девочка, орех, язык, ветер, запад. Проверку можно организовать по контрольному листу или по карточке с алфавитом.
  2. Запишите названия предметов в таком порядке: птицы, овощи. Проверку можно провести в парах.
  3. Выпишите слова-названия профессий (явлений природы, транспорта и т.п.). Можно дать контрольный ориентир – таких слов, например, должно быть четыре.
  4. Запишите слова с безударной гласной О в первый столбик, остальные слова – во второй.
  5. Выпишите только слова с безударной гласной Е: помидор, ученик, медведь, тарелка, берёза, пенал, ребята, морковь, горох.
  6. Распределите слова в две группы: все согласные мягкие, все согласные твёрдые. (Собака, ворона, мебель, учитель, метель, аллея, карандаш, арбуз, мальчик. Включение лишнего слова создаёт проблемную ситуацию).
  7. Запишите слова, подчеркните мягкие согласные: коньки, весело, осина, петух, девочка, посуда, капуста, пальто.
  8. Запиши слова. Подчеркни слова, в которых два слога. (Россия, Москва, тарелка, озеро, арбуз, пальто, мороз, капуста, машина).
  9. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос кто? (Петух, девочка, сорока, учитель, морковь, мебель, ладонь).
Такие упражнения формируют читательскую компетентность – найти нужную информацию, преобразовать её.
Зрительно-слуховые упражнения.
  1. Ученики по цепочке читают слова с доски. Класс повторяет слово вслух по слогам. Запись слова. После коллективной работы слова закрываются и записываются под диктовку.
  2. Слова с «окошками». Найдите слово-двойник. (м…лина – малина) Вставьте пропущенные буквы. Достаточно пять – шесть пар слов. Затем слова закрываются и записываются под диктовку.
Письмо по памяти.
Детям даётся группа слов на определённую тему, (Например, транспорт: автобус, машина, трамвай, вокзал, билет, троллейбус, перрон). Дети читают про себя, вслух. Работают в парах: по очереди проговаривают слова, не нарушая порядок написания слов. Затем слова закрываются и записываются по памяти. Первое время рекомендуется запись слов столбиком.
Проверка: сначала в парах сравнение и обсуждение, затем по контрольной записи.
Этимологические упражнения.
Содержат информацию о происхождении слова, его первоначальном значении и помогает понять современное написание.
Например. В старину таким словом называли небольшую лодку, судно. А различные столовые принадлежности чаши, кувшины) изготавливали из дерева, придавая им формы лодки, ладьи, судёнышка. Видимо, именно сходство предметов по внешнему виду послужило причиной того, что все хозяйственные, столовые принадлежности стали называться словом посуда.
Подбор подобных заданий можно составить в виде упражнений на соответствие или «найди пару: описание – слово».
Упражнения с пословицами и поговорками.
Запишите пословицу. Найдите словарное слово, разделите его на слоги. Такие упражнения можно проводить как закрепление к этимологическим упражнениям.
И в богатом доме нечистая посуда есть.
Битая посуда два века живёт.
Упражнения с фразеологизмами.
  1. Допишите недостающее слово. (Живут как кошка с … (собакой). Кукушка хвалит … (петуха). Как выжатый … (лимон).)
  2. Подбери фразеологический оборот к каждой ситуации.
Об известии, сведениях, неизвестно откуда полученных, взятых. (Сорока на хвосте принесла).
О том, кто резко отличается от других, не похож на окружающих. (Белая ворона).
Говорит быстро, громко. (Трещит, как сорока).
  1. Составьте и запишите предложение, используя фразеологизмы.
Как на ладони. - Маленькая деревенька видна с холма как на ладони.
Воробьиный шаг. - Воробьиными шагами Володя изучал грамматику.
 
Синонимические, антонимические упражнения.
  1. Игра «Объяснялки». Запиши одним словом.
Домашнее животное, родственник волка. (Собака). Крупная сладкая ягода. (Арбуз).
  1. Запиши антонимы к словам. Жара – (холод), запад – (восток), холодный – (горячий), грустно – (весело), медленно – (быстро), ужин – (завтрак).
  2. Подбери синонимы к словам. Простите - (извините), увлекательный - (интересный), холод – (мороз), добродушно – (приветливо), труд – (работа).
  3. Догадайтесь по словам-признакам, о каком предмете идёт речь.
Стеклянная, хрустальная (посуда); полосатый, зелёный (арбуз); добрый, верный (друг).
Такие упражнения предполагают развитие лексических представлений, формирование понятий, помогают расширению словарного запаса, усвоению слов и оборотов речи, уместности употребления их в тексте, стимулируют интерес к родному языку.
 
Творческие упражнения.
  1. Образуйте фамилию, имя, отчество от словарных слов:
Петух (Петухов Петух Петухович);
Морковь (Морковкина Морковь Моркововна);
Пенал (Пеналов Пенал Пеналович).

 
  1. Подберите и запишите рифмовки.
- Ночь настала, свет потух.
На дворе уснул (петух).
- А за ним комарики на воздушном шарике.
А за ними раки на хромой (собаке).

 
  1. Запиши отгадку.
- Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Посуда).
- Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк. (Собака).

 
  1. Задания-кроссворды.
Для проверки усвоения написания словарных слов учителем проводятся словарные диктанты. Если в своей работе учитель использует разнообразные виды упражнений для запоминания словарных слов, то он имеет возможность проведения разных видов диктантов. В таком случае дети не просто записывают словарные слова, но и выполняют задания, имеющие смысловую нагрузку, что делает работу интересной, психологически комфортной, снижает уровень тревожности. При условии правильно и регулярно организуемой словарной работы на уроках русского зыка в начальной школе могут быть успешно сформированы метапредметные умения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»