Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Изучение слов с непроверяемыми написаниями
на уроках русского языка в начальной школе

Иванова Виктория Эдиковна
     На словарную работу программа не отводит специального времени, поэтому учителя начальных классов вынуждены находить разнообразные формы, методы и приемы работы с непроверяемыми орфограммами, чтобы заинтересовать младших школьников и через слово. Для развития речи обучающихся в школе первой ступени необходимо ежедневно на каждом уроке русского языка проводить словарную работу. Чтобы овладеть словарным составом литературного языка необходимо освоение школьниками родного языка: его грамматики, орфографии, орфоэпии, правильного словоупотребления, и связной речи вообще. Для этого на уроках большое место должны занимать упражнения, которые направлены на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса, те слова, которые делают его речь более точной и выразительной. На словарную работу программа не отводит специального времени, поэтому учителя начальных классов вынуждены находить разнообразные формы, методы и приемы работы с непроверяемыми орфограммами, чтобы заинтересовать младших школьников и через слово. Практика показывает, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная на использование только этого средства памяти, мало эффективна. Запоминание графического облика слова должно быть осмысленным. А осмысленность может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нём трудности, установления связей данного слова с ранее изученными.
       Изучение слов с непроверяемыми написаниями в начальных классах Словарные слова — это слова, в которых есть орфограммы, непроверяемые согласно правилам русской орфографии. Написание любого словарного слова определяется по словарю — отсюда и название словарные слова. Вот определение, которое дано в Толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова: 35 Слово, а, мн. слова, слов, словам, ср.1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. Знаменательные и служебные слова. Происхождение слов. С. в с. (о переводе, пересказе: буквально). Не нахожу слов или не хватает (нет) слов для чего-н. (не в состоянии выразить что-н. от волнения, возмущения). С. за с. (о постепенном развитии разговора, спора; разг.). В одно с. (употр. в случаях, когда двое или многие сказали одновременно одно и то же; разг.). Слова не добиться от кого-н. (трудно вызвать на разговор). Словом не обмолвился кто-н. (не произнёс ни слова, промолчал; разг.). Двух слов связать не может кто-н. (перен.: о том, кто не умеет понятно изложить свою мысль; разг. неодобр.). 2. ед. Речь, способность говорить. Дар слова. 3. Обычно мн. Разговор, беседа [36]. Орфограмма (от греч. orthos - правильный и gramma - письмо) - написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил [36]. Обычно написание слов подчиняется определенным правилам. Но есть слова к которым правил просто нет. Такие слова называются словарными. Каждому обучающемуся начальной школы приходится сталкиваться с проблемой написания словарных слов. Их запоминание вызывает трудность у большинства школьников. Правил для их написания нет, проверить родственными словами тоже не получается. Приходится их просто заучивать. А программа каждого класса по русскому языку включает не малый список «трудных» слов различающихся с точки зрения орфографии. Но ребенок не может их просто выучить, так как его память еще не приспособлена к «просто заучиванию» ничего не значащего символа – буквы в слове. Если взрослый человек понимает, что образование – это тяжелый труд, то школьнику усвоить эту аксиому гораздо сложнее. И эта проблема знакома абсолютно всем педагогам. Методистами и учителями предложено много разных приемов, направленных на запоминание правописания «трудных» слов, которые можно разделить на три группы: 36 1. к первой группе отнесем приемы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда особое внимание обращаем на написание слова; 2. ко второй группе – приемы, направленные на развитие речи учащихся, теперь в центре внимания - значение слова (проводим работу в подборе синонимов или антонимов, составляем с данными словарными словами словосочетания или предложения, наблюдаем над устойчивыми оборотами, заменяем описательные обороты отдельными словами, составляем тематические группы, пишем небольшие сочинения по опорным словам); 3. к третьей группе отнесем приемы, направленные и на запоминание написания и на развитие речи (проводим работу по подбору однокоренных слов, разгадыванию кроссвордов, здесь же дается этимологическая справка «трудных» слов). В русской орфографии есть слова с традиционным написанием. Традиционный (то есть этимологический) принцип – когда признаётся правильным написание, закреплённое традицией. К нему относится написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне (собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея). Такие слова также относятся к словарным словам. Словарь – это книга, в которой собраны слова по определенному признаку. Самые известные и распространенные словари– орфографический и толковый. Существует словарь синонимов, в котором к каждому слову подобраны несколько синонимов, и словарь антонимов. Есть словарь фразеологизмов и словарь ударений. При определении последовательности изучения словарных слов необходимо учитывать специфику приемов. Поэтому все словарные слова учебника можно разбить на смысловые группы (Приложения 1 и 2). Этапы работы со словами с непроверяемыми написаниями: 37 1) первичное восприятие группы слов Цель этапа: рациональная организация запоминания орфографического облика слов, максимально исключающая их неверное написание; Этот этап является самым важным. Ведь дальнейшая работа над словом будет бессмысленной, если при первом знакомстве со словом была допущена ошибка. Поэтому вся работа на этом этапе состоит из нескольких строго обязательных и последовательных действий: • орфоэпическое чтение вслух слов, записанных на доске; • краткий орфографический разбор; • запоминание с опорой на орфографическое проговаривание; • запись под диктовку (слова должны быть закрыты); • орфографический самоконтроль (проверка по образцу с обязательным орфографическим проговариванием). Изучение одной группы слов обычно осуществляется в течении пяти уроков, затрачивая на словарную работу от 5 до 10 минут. На первом уроке происходит первичное восприятие группы слов, на последующем - проверка усвоения правописания данных слов. 2) закрепление правописания группы слов Цель данного этапа: создание условий для прочного запоминания написания и активного употребления в речи слов с непроверяемыми написаниями. В начале каждого последующего урока в течении одной или двух учебных недель проводится повторное восприятие изучаемой группы слов. Но в целях более эффективного и прочного запоминания каждое такое восприятие должно осуществляться в новых условиях, в процессе решения других задач (фонетических, лексических или речевых). Так организуется закрепление правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Проверка усвоения может осуществляться в любой форме, удобной для последующего учета и анализа ошибок. Если в результате такого анализа учитель выясняет, что написание некоторых слов еще усвоено плохо, то 38 можно скорректировать состав следующих групп (эти слова включаются в новые группы для повторного изучения) или продлить этап закрепления этой группы. Для закрепления написания «трудных» непроверяемых слов полезно на уроках создать ситуацию занимательности, использовать прием удивления, давать детям творческие задания, вводя в учебный процесс занимательный материал. Например: Шуточные вопросы: - В каких словах спряталось любимое слово лягушки «ква»? (Москва и квартира) - В каких словах спряталось слово «кар»? (картина, картофель) - В каких словах поселился «рак»? (ракета и завтрак) Также на этапе закрепления можно использовать загадки, кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы. Что является не только забавным материалом, но еще одним способом повторения орфограммы и закреплением написания слова. Например: Шарада: Мой первый слог крик птицы. Два других на дне пруда, А целое в музее найдёте без труда. (кар-ти-на) Анаграмма: - Составьте слова из букв. омколо – молоко рианяб – рябина патеак – аптека давоз – завод Ребусы: 39 Рис. 1. Ребусы Возможны и другие упражнения, направленные на запоминание правильного написания слов с непроверяемыми орфограммами. Например: - Слова со звонкой согласной на конце слова запишите в первый столбик, а с глухой согласной – во второй. Завтрак, обед, ужин, горох, сахар, язык, город, восток, компот, стакан. - Запишите слова в алфавитном порядке. Завтрак, обед, ужин, посуда, кастрюля, тарелка, стакан, молоко, компот, сахар - Выпишите только те слова, в которых все согласные твердые. Завтрак, обед, ужин, посуда, кастрюля, тарелка, стакан, молоко, компот, сахар. - Выпишите из словарика 5 слов, в которых звуков больше, чем букв. - Выпишите из словарика 5 слов, в которых букв больше, чем звуков. - Выпишите из словарика 2 двусложных слова и 2 трехсложных слова. Разделите их на слоги. - Выпишите из словарика 5 слов, в которых третий слог ударный. - Выпишите из словарика слова на тему «Овощи» - Отгадай слово. Замени цифры буквами из алфавита. 33, 4, 16, 5, 1 (ягода) - Отгадай слова. В… т… р, ин … й, м … … … з, к … … ь … и. (ветер, иней, мороз, коньки) - Отгадай слова (Сахар, салют, сапоги) 40 Рис. 2. Карточки с загаданными словами При отборе приемов для этапа закрепления должна обязательно учитываться их специфика. На первых уроках данного этапа целесообразно использовать приемы первой группы, направленные на запоминание правописания слов, затем - приемы третьей группы, направленные и на запоминание написания, и на развитие речи учащихся. И только в конце этапа закрепления следует применять приемы второй группы, направленные на развитие речи учащихся. На этапе закрепления прекрасно проходит творческая словарная работа, организованная в группах. Например: Класс делится на 3 группы, каждой из которых дается карточка со словарным словом (1 группа – лисица, 2 группа – медведь, 3 группа – заяц). Задание: придумать загадку об этом животном (либо составить текст – описание так, чтобы по описанию можно было угадать название зверя, поэтому в тексте нельзя указывать название животного). Затем каждая группа читает свою загадку, остальные ребята должны назвать и записать отгадку на доске. Такая работа активизирует словарь школьника и развивает его речь. Контроль знаний (словарные диктанты) можно проводить один раз в две недели. Во втором классе диктант содержит 8 – 10 слов, в третьем классе – 10 – 12 слов, в четвертом классе – 12 – 16 слов. Подходя таким образом к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний слов каждый учитель точно знает, сколько слов уже изучено на данный момент, сколько раз каждое слово встретилось на уроках, и какие слова необходимо еще раз включить в новые группы для повторного изучения. Формируя орфографическою грамотность при работе со словарными словами хорошо использовать методику запоминания словарных слов с помощью ярких ассоциаций: 41 1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания): пальто (носит папа); капуста (дождик поливает капусту КАП! КАП!); аптека – там продает лекарства Айболит; пенал (первым достаю из портфеля); ученик (ученье – свет для ученика); ребята (решают ребус). 2. В слове спряталось другое слово: комнаты для Наты; валенки у Ленки; много мебели из ели; соловей поет соло; солнце падает на западе; лак на облаке; ромашку подарил Рома. 3. Состав слова: весело, хорошо, скоро, быстро, – суффикс -о-. 4. Разъяснение лексического значения слова, углубление в этимологию слова: погода – погоду наблюдаем по годам, спасибо – значит спаси тебя бог; сегодня – сего дня (так говорили при Петре I); урожай – земля рожает урожай; лопата – произошло от слова «лОпа» (широкий лист). 5. Нахождение проверочного слова: ботинки – боты, далеко – даль; весело - веселый; светло – свет; лисица - лисы. 6. Применение мнемотехники (рисунки-ассоциограммы) МНЕМОНИКА - (греч. mnemonika - искусство запоминания), МНЕМОТЕХНИКА - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций [36]. Запомнить слова, да еще если их значение неизвестно, очень сложно большинству людей. Конечно, их можно «вызубрить». Но тогда они забудутся слишком быстро. Поэтому для прочного и легкого запоминания нужно «наполнить слово содержанием», т.е. связать его с какими-либо яркими зрительными или звуковыми образами, с сильными ощущениями. Только в этом случае заработает эмоционально – образная память. Недаром любимые книги с яркими картинками запоминаются гораздо быстрее и остаются в нашей памяти на всю жизнь. Именно на быстрое и легкое запоминание направлены различные методы и приемы мнемотехники. Ведь мнемонические техники так и работают: самое важное запоминается лучше в виде зрительных образов. 42 Метод графических ассоциаций очень нравится детям. (Приложение 14). При запоминании словарного слова необходимо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Ее можно сделать маленькую или большую, печатную или письменную, любого шрифта. Такая картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Придумав к слову такую ассоциацию - опору, дети уже не допускают ошибок в написании. Если дается установка на запоминание всех трудных слов именно таким способом, тогда дети стараются его использовать даже тогда, когда есть четкое правило, определяющее написание нужной буквы. Что является недостатком этого метода. В таком случае учителю несколько раз необходимо обратить внимание учеников на эти случаи. Тогда дети будут писать словарные слова, используя графические ассоциации для запоминания, а там, где букву можно проверить, будут использовать правила русского языка. Метод звуковых (или фонетических) ассоциаций используется тогда, когда к словарному слову можно подобрать созвучное слово или даже фразу. Например: К слову ЗАВТРАК созвучно слово РАК. Если их объединить в одну фразу «РАКи на ЗАВТРАК», будет легче запомнить словарное слово, нежели использовать графические ассоциации (рисунок) (Приложение 15). Можно связать трудное слово с другим, обыграв ассоциативную связь в стихотворении или сказке, рассказе или шараде, загадке. И чем неожиданней, абсурдней и смешнее будет эта связь, тем лучше и быстрее и легче запомнится слово (ТОПОР ИЗ ТОПОЛЯ или ЗА ГОРОДОМ ОГОРОД). А если трудное слово или «опасную» букву сделать главным героем рассказа, сказки или стихотворения, да еще заставить его охать, ахать и громыхать, то такой сюжет дети запомнят безо всяких усилий, а вместе с ним и «опасную» букву. Причем учить наизусть такие стихи совсем не обязательно (Приложение 14). 43 Хорошо запоминаются и применяются детьми на практике мнемо – правила. - Поставьте существительные НОСКИ и ЧУЛКИ во множественное число родительного падежа. Мнемо–правило звучит так: «Что длиннее – то короче». Получается раз носки короче чулок, то тогда во множественном числе родительного падежа слово НОСКОВ будет длиннее слова ЧУЛОК. Правильные ударения: Долго ели тОрты – Не налезли шОрты. Мягкий знак: Уж замуж невтерпеж. - В этих словах после «Ж» мягкий знак не пишется. - В числительных может стоять ТОЛЬКО ОДИН мягкий знак. Если он есть в конце слова, то в середине слова его писать уже не надо: СЕМНАДЦАТЬ, ПЯТЬДЕСЯТ. При подборе созвучий к словам с двумя (и более) непроверяемыми буквами получается «нагромождение» фраз. А значит, в них легко запутаться. Тогда рекомендуется использовать комбинированный метод. Комбинированный метод – это использование одновременно и графических и звуковых ассоциаций при запоминании словарных слов. Например: К непроверяемой безударной гласной «А» в слове МАЙОНЕЗ созвучно слово МАЙКА. А вот вторую непроверяемую букву «О» легче нарисовать в виде пятна на майке. Тогда получится: «МАЙка испачкана майонезом» + рисунок. Разнообразные игры, использующие образные графические и звуковые ассоциации помогают детям без напряжения освоить многие премудрости русской орфографии. Ведь информация, подкрепленная эмоциями запоминается лучше и остается в памяти дольше. А чем больше ученик сам 44 придумает ассоциаций к трудным словам, развивая свою фантазию и образную память, тем лучше будет результат. Использование ИКТ на уроках русского языка при работе с трудными словами позволяет педагогу: - сделать образовательный процесс более наглядным, а значит увлекательным; - активизировать познавательный интерес, вовлечь в работу всех обучающихся, а также позволяет привлечь учащихся к исследовательской деятельности, что способствует развитию творческих способностей учащихся; - дает возможность учитывать индивидуальные особенности каждого ученика; - позволяет рационально распределять время на уроке. А значит, использование ИКТ на уроке повышает качество обучения, так как учащимся легче запомнить трудный материал с помощью рисунков, кроссвордов, анимации, тренажёров. Ведь легче запомнить всё то, что интересно. И лучше запоминается всё яркое и необычное, то есть все то, что вызывает эмоции.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»