Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку.
Программа Школа Росссии
Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения.
Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Ефимова Татьяна Валерьевна,
учитель начальных классов I квалификационной категории
ГБС(К)ОУ школы — интерната №9
Калининского района Санкт — Петербурга
Цель: закрепление знаний о предложении, о главных и второстепенных членах предложения.
Задачи:
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации.
Предметные результаты
- совершенствование умения находить грамматическую основу предложения и второстепенные члены предложения;
-отработка навыка орфографической зоркости;
- активизация словарного запаса и развитие связной речи;
- развитие языкового анализа и синтеза;
- формирование умения самостоятельной работы, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- воспитание интереса к родному языку, к родной природе.
Содержание учебного материала:
- тетради для чистописания (Л.И.Тикунова, Т.В.Игнатьева. Прописи – ступеньки) и индивидуальные карточки для чистописания (приложение 1);
- слова для словарной работы: синичка, воробей, ветка, солнце, горизонт, небо, облако, снег, трава, береза, почки;
- презентация, созданная в программе «Microsoft Power Point» (приложение 2);
- текст для чтения учителем: Л.Н.Толстой «Как меня гроза в лесу застала»
(приложение 3);
- текст для редактирования (приложение 4);
- пособие: правила по русскому языку для начальных классов «Дружок», И.А.Бахментьева (приложение 5).
- домашнее задание задается в индивидуальных тетрадях. «Ступени. Тесты. Русский язык» М.Г.Ракитина. (приложение 6);
- примерные задания из программно - методического комплекса «Семейный (школьный) наставник»: (приложение 7).
План урока
-
Организационный момент.
2. Чистописание.
3. Словарная работа.
4. Работа по теме урока.
5. Физкультминутка.
6. Самостоятельная работа.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Части урока (краткое содержание деятельности учителя)
|
краткое содержание деятельности учащихся
|
Временная реализация
(в минутах)
|
Учитель: проверяет посадку;
надевает утяжелители на руки тем учащимся, кому даны рекомендации врачом - ортопедом; помогает пододвинуться к парте.
|
Учащиеся садятся за парты. Самостоятельно или с помощью учителя проверяют правильность посадки.
|
1 мин.
|
- Минутка чистописания. Зачем мы отводим время на уроке русского языка чистописанию?
Учитель следит за посадкой учащихся, следит, чтобы работу выполняли в полном объеме.
|
- Чтобы красиво писать, понятно. Чтобы не пропустить своих ошибок при самопроверке. Чтобы был хороший подчерк.
Учащиеся выполняют индивидуальные задания в прописях, на отдельных карточках.
1 ученик – работает в прописях, выполняя задание одной строки.
1 ученик – работает на отдельном листе, выполняя задание с постепенным сужением строки – 3 строки.
Остальные учащиеся – работают в прописях, выполняя задание 3 строк.
|
3 мин.
|
3.Словарная работа.
На доске написаны слова в столбик с пропущенными орфограммами, их надо записать в тетрадь так же, как на доске – в столбик.
Доска:
1 синичка ( сл.сл.)
Воробей (сл.сл.)
ветка ( веточка)
2. солнце ( сл.сл.)
Горизонт ( сл.сл.)
3. облако ( сл.сл.)
4. снег ( снега)
Трава (травы)
5. береза ( сл.сл.)
Почки (ЧК, чн)
Одному ученику из 11 слов прописано 6 слов в тетрадь заранее (с пропусками как на доске), ему в эти слова надо вставить букву, а остальные слова ученик записывает сам.
Учитель читает слова с доски.
- Как вы думаете, что надо сделать с этими словами?
- Чтобы правильно выполнить задание, какие умения и знания вам понадобятся?
- А если, вы забыли как писать словарное слово?
- Правильно. Приступайте к выполнению задания.
Когда написаны слова, учитель дает следующее задание: обозначить какие из данных слов являются словарными.
Учитель следит за ходом выполнения задания.
Учитель и учащиеся проверяют на доске правильность выполнения работы: вслух называют орфограммы, а учитель выделяет их в словах на доске, обозначают словарные слова.
- Кто выполнил задание без ошибок?
- Кто допустил ошибки, какое правило вам надо повторить, пометьте на полях.
|
Учащиеся: открывают тетради для классных работ. Записывают число, «классная работа», «словарь».
- Надо списать слова, вставляя пропущенные буквы.
- Нам надо знать словарные слова, и изученные правила, быть внимательными при списывании, помнить о том, как правильно оформлять работу в тетради.
- Правильность написания словарного слова можно уточнить в словаре.
Если учащиеся обнаружили в своей работе ошибку, то они ее самостоятельно исправляют. Делают пометки на полях о том, какое правило надо повторить.
|
7 мин.
|
4. Работа над темой урока.
А) Повторение о предложении.
Презентация.
Слайд 1. Тема урока.
Слайд 2. Что является грамматической основой предложения?
Слайд 3. Какими членами предложения являются подлежащее и сказуемое?
Слайд 4. Назовите второстепенные члены предложения. На какие вопросы они отвечают?
Слайд 5. Второстепенные члены предложения.
Слайд 6. Союзы. Запятая ставится, если…(правило)
- Мы повторили основные понятия о предложении, вспомнили союзы и правило. Зачем мы на то потратили время? Как вы думаете?
Б) Обоснование темы и цели урока. «Зачем грамотно писать?»
Учитель монотонно читает текст из рассказа Л.Н.Толстого «Как меня гроза в лесу застала»
Отрывок из рассказа Л.Н.Толстого.
Как меня гроза в лесу застала.
Когда я был маленьким. Меня послали в лес за грибами. Я дошел до леса, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно. Пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под большим дубом. Блеснула молния такая светлая, что глазам больно стало. И я зажмурился.
Затем включает аудио – презентацию выразительного чтения текста профессиональным актером.
Слайд 7.
- Что вы скажете о двух вариантах прочтения одного и того же отрывка?
Зачем мы их прослушали?
Что помогает чтецу выразительно читать текст, знать где сделать и какой продолжительности паузу?
Чтобы написать текст с правильной расстановкой знаков препинания, что важно знать?
В) Работа над предложениями.
Посмотрите на доску.
Словарные слова остались на месте.
А теперь посмотрите на монитор.
Слайд 8. На экране появились 5 схем предложений.
Что надо сделать, как вы думаете?
Кто заметил особенность записи словарных слов на доске?
Чтобы правильно составить предложения по схемам, что надо сделать?
Первая схема:
Назовите главные члены предложения, которые присутствуют в этом предложении.
Составим предложение.
Ученик, который выполняет работу на компьютере, разбирает предложения тоже на компьютере в программе «Блокнот» с опорой на таблицу условных обозначения при разборе на компьютере (таблица составлена учителем, и ученик по этой таблице работает не первый год).
В ходе работы получаются следующие предложения:
Синичка и воробей сели на ветку. Солнце показалось над горизонтом. По небу плывут белые облака. Растаял снег, а под ним спала трава. На березах наливаются почки.
Учитель следит за работой учащихся; помогает ученику с трудностями в выполнении письменных работ. написать предложения; задает наводящие вопросы.
Ученик, который выполнил данное задание быстрее всех, имеет возможность поработать за классным компьютером в программе «Семейный (школьный) наставник». Задание по русскому языку «Поставить к слову в предложении вопрос».
|
Учащиеся предлагают варианты темы урока, опираясь на темы предыдущих уроков. Затем проверяют правильность темы по слайду презентации.
Сначала учащиеся называют грамматическую основу предложения, а потом идет проверка по слайду презентации. Текст слайда открывается по «клику» мышки.
Идет беседа учителя и учащихся, приводятся примеры предложений и выделяются в них основы. Делается вывод, о том, что подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения.
Опираясь на собственные варианты предложенных предложений, учащиеся уже выделили в них главные члены предложения, затем они выделяют и называют второстепенные члены предложения. Задают вопросы от главных к второстепенным членам предложения. Делают вывод.
Идет проверка с комментированием по слайду презентации.
Учащиеся проговаривают правило, с которым знакомились ранее. Проверка идет по слайду.
- Мы на уроке будет работать с предложениями и текстом. Нам нужно будет выделять грамматическую основу, правильно писать предложения с союзами. Грамотно оформлять свою письменную речь. Поэтому сначала вспомнили правильность написания слов и как их можно проверить, а потом вспомнили предложение.
Второй отрывок был прочитан выразительно.
Прослушали, чтобы сравнить.
Знаки препинания, запятые и точки.
Надо правильно писать предложения, помнить о правилах, отличать главные и второстепенные члены предложения, союзы.
1 ученик - садится за персональный компьютер (ноутбук).
1 ученик - работает на карточке со схемами предложений.
Остальные учащиеся – работают в тетрадях.
Составить по схемам предложения, используя слова из словаря.
Слова записаны в пять схем.
Пять схем – пять групп со словами. Каждая группа к одной схеме.
Правильно задать вопросы.
Два подлежащих, одно сказуемое. Кто или что? Что сделал? Что делал? Что сделало? Что делало? На что? Или куда?.
Учащиеся предлагают свои варианты. Записывают предложение. Разбирают его по составу.
|
14 мин.
.
|
5. Физкультминутка.
Слайд 9-18
Надо следить глазами за звездой
Двигательная гимнастика сидя за партой: потянуться вверх руками,
руки в стороны,
вперед,
вниз опустить,
поставить на плечи.
Замочек.
«Помыть руки».
Погладить себя по голове.
Закрыть глаза и посидеть, глубоко дыша: вдох через нос, выдох через рот.
|
Каждая буква выводится на кран отдельным слайдом. Сначала появляется пустой слайд, затем звездочка двигается, учащиеся следят глазами за движением звездочки и думают, какую букву написала звездочка, после называния буквы проверка- буква по «клику» мышки появляется на кране. И так получается целое слово, которые учащиеся пишут только «глазами»
|
1 мин.
|
6. Самостоятельная работа.
Для самостоятельной работы учащимся даются задания в печатном варианте: редактирование письма «Весне». Надо исправить допущенные ошибки в словах, проверить расстановку знаков препинания – где надо поставить запятые, а где не надо. Для опоры учащиеся могут пользоваться пособием «Дружок». Само задание учитель вслух не говорит. Учащиеся сами его читают на карточке.
2-м ученикам, быстро выполняющему работу на уроке, или ученику, слишком медленно работающему на уроке, дается возможность выбирать вариант самостоятельной работы: редактирование текста на листе или работа в программе «Семейный (школьный) наставник» Русский язык; коррекция; учебный раздел: члены предложения; элемент: знаки препинания в предложениях с однородными членами. Всего 13 заданий в блоке.
Посмотрите внимательно на лист с заданием. Как вы думаете, почему задание дано в виде письма?
Что нужно сделать с этим письмом?
Письмо весне.
Висне
От учиника
4 класса__________
_________
Письмо.
Уважаемая Висна!
Добро пожаловать в мой двор. Я с радосным волнением наблюдаю слижу и слушаю как просыпается природа от зимниго сна. Грачи прилители запели первые песни жаворонки. Сонце светит все ярче теплее. В полдень с крыш течет вода По улицам и во дворе журчат ручейки разливаются громадные лужи. Земля покрывается тровами цветами. На тополе бирезе набухли почки Скоро зацветет черемуха
Задание на самой карточке.
Исправить ошибки в словах. Проверить расстановку знаков препинания.
3 предложение разобрать по составу. Выписать все вопросы в столбик, которые задаете к словам 3 предложения.
Если учащиеся быстро справляются с заданием, то ученик, работающий за компьютером, частично выполняет задание на карточке. А ученик, работающий с карточкой частично выполняет задание на компьютере.
|
Задание в виде письма, потому что мы тоже пишем письма в Интернете, пишем сообщения, выполняем разные письменные работы и нам надо уметь правильно оформлять письменную речь, быть грамотными. Нужно прочитать письмо, Проверить, и если найдем, исправить ошибки.
|
12 мин.
|
7. Подведение итогов урока.
О чем говорили на уроке?
Чем занимались?
Подумайте молча.
Кто готов подвести итог урока?
|
Ученикам дается возможность высказаться по теме заданного вопроса. Охарактеризовать свое участие в уроке.
|
1 мин.
|
8. Домашнее задание.
Откроем дневники. Запишем домашнее задание.
Ступеньки. Страница 36 – 37 № 1.
Подведем итоги урока. Каждый выскажется как работал на уроке, какие допустил ошибки и что сделал правильно. Сам оценит свою работу на уроке.
Урок окончен. Готовим парты к следующему уроку и идем отдыхать на перемену.
|
Фрагмент домашнего задания
Учащиеся высказывают свое мнение по поводу своей работы на уроке, могут дополнить самооценку одноклассника как положительно, так и отрицательно. Учащиеся говорят чем занимались на уроке и для чего им эти умения и знания пригодятся на других уроках.
|
1 мин.
|
Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока.
-
Используемые образовательные технологии, методы и приемы, их место в уроке.
На 4, 5, 6 этапах урока использованы информационно - коммуникационные технологии. Презентация, созданная в программе «Microsoft PowerPoint»; работа ученика на персональном компьютере с опорой на специально созданную таблицу обозначений в программе «Блокнот»; прослушивание аудио-фрагмента рассказа; индивидуальная работа учеников в программе «Семейный (школьный) наставник». Технология используется и при подготовки урока учителем: создание презентации, поиск аудио-фрагмента в Интернете.
Создавались условия для максимальной самореализации учащихся с разным темпом работы на уроке - система заданий различного уровня сложности, объема и способа выполнения. Технология уровней дифференциации обучения применялась на 2, 3, 4, 6 этапах урока.
Частично применялась игровая технология на 6 этапе урока, когда учащиеся выбирали вариант самостоятельной работы - программа «Семейный (школьный) наставник» носит игровой характер.
Иллюстративный метод - в ходе урока схемы, таблицы в презентации, которые помогали сжато и наглядно дать информации учащимся на уроке. Элементы проблемного метода обучения, когда учащиеся сами решали, что за задание им предстоит выполнить, предлагали свои варианты.
-
Дидактические материалы и средства обучения.
На уроке использовались различные дидактические материалы и средства обучения: презентация, организационно–педагогические средства (раздаточный материал, пособие для школьника в таблицах «Дружок»).
-
Оформление урока – используемые иллюстративные материалы: схемы предложений, аудио - материал, презентация.
-
Рекомендации по подготовке и проведению урока.
Урок готовится по принципу «от слова к предложению». Планируя урок в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья, надо знать их особенности и возможности, учитывать разный темп их работы. Аудио – материал взят из Интернета и в программе «Office MowiMaker» вырезается нужный фрагмент.
Итоги урока.
В ходе урока учащиеся активно работают, прислушиваются к ответам своих товарищей. Такая работа дает положительный результат. Материал по повторению закрепляется, учащиеся отработают на практике навык проверки написания слов, предложений. Урок способствует положительной мотивации учения.