Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Работа со словами с непроверяемым написанием.

 

Шевцова Ирина Александровна

Учитель начальных классов школы №285 Санкт-Петербурга    

 

 Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются с так называемыми словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам все больше возрастает.

     Словарные слова изучаются в индивидуальном порядке, так как в отношении их не может быть никаких обобщений (правил). Поэтому методика обучения их написанию опирается на очень простое положение: написание каждого словарного слова надо запомнить.

     Наблюдения показывают, что учащиеся, окончившие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин этого видится в том, что работа над орфограммами ведется на уроках изолированно, в отрыве от другой орфографической работы. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается только списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.

     Работу по усвоению таких слов рекомендуется строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

     Первым шагом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.

1.     Предъявление слова.

В настоящее время используются следующие способы:

·        чтение загадки, отгадывание её учащимися;

·        прослушивание литературного текста и определение предмета, о котором идет речь;

·        рассматривание предметной картинки;

·        описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

     Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над так называемым «слуховым» образом слов.

2.     Работа над «слуховым» образом слов.

     В школьной практике распространен следующий способ подачи «словарного» слова: сначала учащиеся отгадывают загадку (или рассматривают картинку и т.д.), затем учитель поясняет: «Сегодня мы познакомимся с новым словом. Посмотрите, как оно пишется, запомните его написание. Теперь давайте разберем это слово».  Проводится звуковой анализ сова, выделяется безударный гласный и т.д. Дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

     3. Запись слов с «окошком».

     После того как дети определяют ударный и безударный слоги, они записывают «словарное» слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, сами показали «трудное» место пропуском буквы – так называемым «окошком».

     После проведения необходимой работы учащиеся самостоятельно  вставляют нужную букву и еще раз записывают слово, предварительно проговорив его орфографически, т.е. так, как нон записано.

     После того, как учащиеся записали слово с «окном», они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Согласно традиционной методике, учитель сам показывает написание нового слова: записывает его на доске, предъявляет его с выделенной орфограммой на карточке, либо просит посмотреть в учебнике на соответствующей странице.

3.     Работа над «зрительным» образом слова.

     Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю (или словарю учебника). Это будет способствовать накоплению опыта работы со словарем.

     Таким образом, на этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы, выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи. Завершающий шаг- запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.

     В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:

·        активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

·        обучающий характер учебной деятельности;

·        регулярность в работе над словарными словами.

     Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова.

     Более высокая эффективность, в процессе обучения написанию слов с непроверяемыми орфограммами, достигается с помощью специальных приемов обучения.

Запись слов по алфавиту.

     Учащиеся усваивают алфавит уже в конце первого года обучения. Знание детьми порядка расположения букв в алфавите учитель может использовать и в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Так, записав на доске вразбивку несколько слов с такими написаниями, учитель предлагает переписать эти слова в тетрадь, расположив их по алфавиту.

Выборочный диктант.

     Учитель читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение , записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами.

     В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик, из данного текста, учащиеся записывают слова с проверяемыми безударными гласными, в другой- с непроверяемыми.

     В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными, но и закрепляют правописание тех и других.

Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

     Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Так, учитель дает слова с непроверяемыми безударными гласными и предлагает записать их столбиками: в один столбик с безударной гласной А, в другой – с безударной гласной О и т. д.

Подбор однокоренных слов других частей речи.

     При изучении (и повторении) частей речи предложить учащимся задания на образование одних частей речи от других.

     Чтобы закрепить написание слов учитель предлагает записать эти слова под диктовку, подобрав к ним родственные слова – другие части речи (собака- собачий; суббота- субботний).

Подбор и запись синонимов и антонимов.

     Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является подбор учащимися слов, близких и противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми орфограммами (метель- вьюга, буря, метелица; работать- отдыхать, праздновать).

Составление предложений с данными словами.

     Этот вид работы способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся.

Сочинение по опорным словам.

     Близко к предыдущему виду стоит сочинение по опорным словам. Учитель предлагает детям написать сочинение на определенную тему, использую конкретные слова.

Дописывание таблиц.

     Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован прием дописывания таблиц. Учащимся можно предложить, пользуясь орфографическим словарем, дописать в таблицу по графам, слова в соответствии с их орфографическими особенностями (с непроверяемой безударной О, Е, И..)

     Планомерное применение названных приемов дает возможность повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям.

     Навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений:

     Упражнение1. Спишите слова в алфавитном порядке. Подчеркните в словах непроверяемые безударные гласные.

   Собака, заяц, лисица, корова, воробей, медведь, петух.

     Упражнение 2.

Составьте предложения со словами: тетрадь, пенал, класс. Запишите их.

    Упражнение 3.

   Пользуясь «Орфографическим словариком», допишите таблицу.

оро

оло

воробей

молоко

   Упражнение 4.

    Составьте связный рассказ на тему « В огороде» со словами: ягода, помидор, огурец, горох, работа, урожай.

   Упражнение 5.

   Спишите слова в два столбика: в первый столбик с проверяемыми гласными, во второй – слова с непроверяемыми безударными гласными.

     Библиотека, горизонт, запевать, портрет, поляна, заявление, телефон, шофер, глядеть.

   Упражнение 6.

   Спишите, вставьте пропущенные буквы.

     Д..ректор, д..рога, пон..дельник, ф..милия, с..поги.

   Упражнение 7.

   Спишите, образуя прилагательные.

     Сентябрь-…

     Береза-…

     Интерес-…

     Дорога-…

     Класс-…

   Упражнение 8.

     Прочитай слова. Запиши их по группам: 1) названия людей, 2) названия растений, 3) названия плодов.

     Ученик, рябина, девочка, ребята, яблоня, ягода, ученица, яблоко.

   Упражнение 9.

      Вставь пропущенные гласные буквы.

      Квртр, крбль, ксмс, прзднк, тврщ, пмдр.

   Упражнение 10.

      Запиши одним словом.

      Помещение для торговли……………..

      Жилое помещение в доме…………….

      Подземная железная дорога………….

      Ученик, отвечающий за порядок в классе……….

   Упражнение 11.

     Напиши слова, противоположные по значению.

     Медленно-………..

     Грустно-…………

     Поражение-……...

     Белый-…………...

 

 

 

Литература:

1.     Л.К. Скороходова. Словарная работа на уроках русского языка М. «Просвещение» 1990

2.     Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах М. «Просвещение» 1973 (сборник статей)

3.     Методика грамматики и орфографии в начальных классах

4.     «Начальная школа» №7-8 1992г.

5.     «Начальная школа» «11 1993г.

6.     «Начальная школа» «1 1994г.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»