Орфографическая грамотность младшего школьника
Клименко Елена Владимировна
Грамотность обучающихся — главная цель школьного обучения русскому языку и, увы, его острейшая проблема. Орфографическая грамотность — правильное воспроизведение (написание и самопроверка) письменного текста — всегда представлялась весомой составляющей общей языковой культуры человека и языковой компетенции учащихся.Содержание знаний, необходимых для грамотного письма, зависит от характера написания, принятого за основу русской орфографии. Так, особенностью системы русского правописания является то, что в основе написания слов заложены разные принципы, которые, в свою очередь, требуют и различных путей усвоения. Для одних необходимо осмысление фонетических особенностей слова, для иных — осознание грамматических, лексических и прочих его свойств.
Процесс обучения правописанию базируется на «трёх китах»: это — орфограмма как объект применения орфографического правила, самоправило как «формула», фиксирующая отправные положения конкретных языковых явлений и их нормы, и путь разрешения орфографической задачи. Самый первый этап состоит в умении обнаруживать орфограмму, без чего не может быть решён вопрос правильного написания. Отсутствие или недостаточная сформированность умения выделять орфограммы — основная причина, препятствующая полноценному развитию орфографического навыка. И действительно, способность видеть орфограммы выступает базовым орфографическим умением, получившим в научной литературе
самостоятельное определение «орфографическая зоркость».
Впервые понятие орфографической зоркости ввел В.П. Шереметевский, который под орфографической зоркостью понимал пристальное внимание при чтении и списывании к орфографической стороне слова, умение замечать те места в слове, которые могут затруднить пишущего. Т.М. Воителева определяют орфографическую зоркость как «умение позиционно оценивать каждый звук в слове, различая, какой из них в сильной позиции, а какой – в слабой и, значит, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одинаковом звучании».
Другими словами, орфографическая зоркость – это выработанная способность находить такие места в словах, где письменный знак не совпадает с произношением. Таким образом, орфографическая зоркость – это умение распознавать те случаи письма, где существует различный выбор написания при одном возможном варианте произношения.
Говоря о психологической природе орфографической зоркости, Т.Я. Фролова делает акцент на способности младших школьников на начальном этапе обучения в
опознавательном процессе выделить и квалифицировать орфограммы в результате выявления их признаков на основе последовательной фиксации отдельных признаков.
Согласно М.С. Соловейчику, успешному формированию орфографической зоркости способствуют следующие факторы:
1. Необходимо обеспечить разграничение детьми понятий «звук» и «буква» на самых ранних этапах обучения, а также достаточное развитие у них полного комплекса фонетических умений;
2. Познакомить младших школьников с признаками наиболее часто встречающихся орфограмм;
3. Предлагать школьникам тренировочные упражнения в нахождении орфограмм.
Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль. Существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов. Сюда же можно добавить ещё речедвигательный, т.е. артикуляционный. Все эти факторы должны быть задействованы.
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Учёные-психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку.
Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам себе проговаривает. Поэтому немаловажную роль играет формирование и развитие фонематического слуха. Начинать эту работу надо с 1 класса.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создаёт графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Артикуляционный фактор. Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание так, как надо писать. Этот приём используют многие учителя, и он даёт хорошие результаты. Такую работу необходимо вести с 1 класса. Пусть ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, чётко, медленно, по слогам. Ученик называет слог и гласную в нём. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в ходе письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода «наговор». Чаще всего это необходимо делать при написании трудных слов. Такое многократное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и в конце концов прочно запоминается.
Формирование орфографически и пунктуационно грамотного письма, пожалуй, одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе.
Поэтому для наиболее эффективного обучения начинать работу над орфографической грамотностью нужно с первых дней. Ещё в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определённой буквой, появляются первые орфограммы, а значит, и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль.