Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация работы по изучению омонимов и многозначных
слов в различных учебно-методических комплексах

Сарана Анастасия Игоревна

Изучение многозначных слов и омонимов начинается еще в дошкольном возрасте и активно продолжается в младшем школьном возрасте.

На организацию этой работы направлены разделы дисциплины «Русский язык» в различных УМК. Рассмотрим некоторые из них, чтобы иметь ясное представление о том, на каком уровне в том или ином комплекте учебников дети изучают такие явления, как многозначность слов и омонимия, какие методы работы в различных УМК по организации данной работы пересекаются, чем отличаются и чем похожи комплексы.

Учебно-методический комплекс «Школа России» [Канакина 2013].

В данном УМК в первом классе речь идет только о многозначности слова. Начиная с первого класса, на уроках литературного чтения детям предлагаются задания, связанные с анализом группы слов. Такие задания направлены на понимание того, что слова имеют несколько значений, т.е. на первоначальное восприятие явления многозначности. На протяжении всего первого класса при знакомстве с какой-либо буквой включается задание, связанное с многозначностью слов, которые начинаются с этой буквы или в состав которых входит эта буква. При введении многозначного слова даются изображения тех животных или предметов, которые иллюстрируют разные его значения (например, набор иллюстраций: ель, игла и ёж). Ниже даётся пояснение: слово одно, а значение разное [Горецкий, Кирюшкин и др. 2018]

К концу первого класса такие слова включаются в словосочетания и предложения, а различить значение слова учащимся становится легче благодаря контексту.

Во втором классе учащиеся изучают многозначность как отдельную тему в разделе «Слово, слово, слово…», Даются задания на выделение общего признака слов, т.е. определение семантической связи. Например,

приводятся иллюстрации ежа, иглы для шитья, иглы с еловой ветки и ставится вопрос: чем похожи предметы…?

В учебник включены задания на соотношение слов, т.е. определение однозначности или многозначности слова (соотнесите предметы и их названия), а также задания, в которых от детей требуется не только обнаружение однозначных и многозначных слов, но и умение определить то или иное значение: найдите в каждой группе предложений многозначные слова, объясните их значения.

Во втором классе дети узнают лексические термины (даются определения однозначных и многозначных слов, переносного и прямого значений, даются первые представления об омонимии и смежных с нею явлениях). Полученные знания закрепляются заданиями на обнаружение, сравнение, объяснение значения слова. Например, даются иллюстрации: плывёт корабль и плывут облака (внизу иллюстраций соответствующие подписи). Задания:

1. Попробуйте объяснить значения выделенных слов.

2. Сравните лексическое значение каждого выделенного слова.

3. В каких предложениях многозначные слова употреблены в прямом значении, а в каких – в переносном?

В третьем классе знания детей расширяются и углубляются. Продолжается изучение многозначности слова, вводится понятие омонимии.

В теме, посвященной омонимам, дети сначала определяют значения слов (задание типа: что обозначает слово коса в каждом предложении) и приходят к выводу, что слова имеют непохожие значения. Вводится термин «омонимы» и предлагаются упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов.

В четвёртом классе закрепляется материал изученных ранее лексических тем. На это направлены задания на обнаружение омонимов по иллюстрациям; работа со схемами для повторения определения омонимов;

работа со словарями для определения значений тех или иных слов; задания на объяснение лексического значения слова самостоятельно.

На протяжении всего начального обучения по УМК «Школа России» учащиеся работают по плану, описанному в главе 1.3. На начальном этапе изучения многозначных слов и омонимов дети обнаруживают такие слова в тексте. Затем пытаются самостоятельно определять лексическое значение слов и выполнять ряд упражнений, направленных на систематизацию полученных знаний: составление словосочетаний, предложений, рассказов с такими словами. Будут ли дети внедрять такие слова в свой активный словарь, зависит от того, как организуется работа по изучению явлений многозначности и омонимии самим учителем.

«Перспективная начальная школа» [Чуракова 2013].

В отличие от УМК «Школа России», в рассматриваемом УМК изучение (и даже знакомство) с омонимией и многозначностью слов в первом классе не предусматривается.

Во втором классе информация об омонимии и многозначности последовательно дается в теме «Слова, у которых несколько значений». При изучении языкового материала лингвистические термины не вводятся, однако детей учатся отличать нюансы значений слов, что позже (в средней школе) должно стать базой для изучения теоретических основ лексики. Например, в одном из упражнений, где говорится о шишке еловой и шишке на лбу [Агаркова, Агарков 2016: 102], ребёнку необходимо понять, случайно ли две вещи названы одним словом. Анализируя общие признаки ‘шишки еловой’ и ‘шишки на лбу’, учащиеся приходят к выводу, что реалии названы так неслучайно, они проверяют по толковому словарю в учебнике свои предположения.

В другом упражнении – про норку как домик и норку как животное [Агаркова, Агарков 2016: 105], учащиеся должны с помощью анализа прийти к выводу, что два предмета названы одним словом случайно, что между ними нет семантической связи, следовательно, это омонимы.

Такой подход к изучению явлений многозначности и омонимии, на мой взгляд, рациональнее, так как дети постепенно приходят к определению и разграничению этих двух типов лексической связи. В третьем классе затрагивается тема многозначности в аспекте прямого и переносного значений слова. Перед этим актуализируются знания о многозначных словах. Затем предлагаются упражнения, где слово употреблено в прямом и переносном значении, проводится работа со словарем, дающая ребенку возможность определить количество значений слов, и далее учащиеся анализируют, в каком конкретном значении употреблено слово в том или ином случае: В каких значениях слово «перо» используется в стихотворении?

Предлагаются задания на обдумывание: какое значение слов является прямым, а какое – переносным. В учебник включены и упражнения, направленные на употребление слов в переносном значении в связной речи.

В четвёртом классе работа над лексическими разделами носит характер повторения и отработки лингвистического анализа, новый теоретический материал не вводится.

Таким образом, сравнивая два учебно-методических комплекса, приходим к выводу о том, что в УМК «Школа России» работа по изучению многозначности слов начинается с первого класса и продолжается на протяжении всего начального обучения в школе, тогда как в УМК «Перспективная начальная школа» организация систематической работы по изучению лексических явлений предусматривается только во втором и третьем классе. Авторы обоих УМК придерживаются одного алгоритма работы, описанного в параграфе 1.3, но второй УМК имеет преимущество в самой подачи тем, поскольку изучение проходит наиболее конкретно, последовательно, учащиеся в ходе анализа приходят к пониманию сути многозначности и омонимии.


Список использованной литературы

1. Азбука. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. 1 ч .[В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшина, Л. А. Виноградская и др.]. 10 изд. – М.: Просвещение, 2018. – 111 с.

2. Ахманова. О.С. Словарь омонимов русского языка. – М.: «Русский язык», 1976. – 6–12 с.

3. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. А. С. Кузнецов. – СПб: НОРИНТ, 2003. – 1536 с.

4. Блумфилд М. Язык. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1968. – С. 142.

5. Виноградов В. В. Исследования по русской грамматике. – М.: Издательство Академия Наук ССР,1975. – С. 295–312.

6. Даль В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников.– Москва: Эксмо, 2018. – 555 с.

7. Канакина В.П. Русский язык 1,2,3,4 классы. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013.

8. Кульчицкая Н. Н. Восхождение к смыслу. (О работе со словом на уроках родного языка.) // Начальная школа до и после. – 2003. – № 2. – С. 10–12.

9. Курилович Е. Заметки о значении слова // Очерки по лингвистике. – М., 1962. – 246 с.

10. Львов М. Р., Горецкий В. Г. , Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 269 с.

11. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – с. 48–49.

12. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – с. 49–50.

13. Словарь русского языка в 4-х т. / ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд.. – М.: Русский язык, 1988.

14. Новиков Д. Н. Разграничение полисемии и омонимии в свете когнитивной лингвистики (на материале современного английского языка): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – СПб., 2001. – 16 с.

15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского. 28-е изд., перераб. – М.: Мир и Образование, 2015. – 584 с.

16. Семенова Е. В. .Отражение вопросов омонимии в языке саха // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – СПб., 2011. – N 130. – С. 147–150.

17. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка // Педагогические сочинения: в 6 т. – М.: Педагогика, 1989. – стр. 528.

18. Чуракова Н. А. Русский язык: учебник 1, 2, 3, 4 кл. – М.: АкадемКнига , 2013–2016.

19. Чуракова Н.А Русский язык. 2 класс. Учебник в 3 ч. Ч. 1 и 2. – М.: 2016–2017.

20. Шмелёв Д. Н. Современный русский язык. Лексика: Учеб. пособие. – М., «Просвещение», 1977. – 335 с

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»