Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конспект урока русского языка в 4-м классе

Что такое склонение? Три склонения имен существительных

Каньшина Оксана Анатольев

Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование
Форма организации учебно-воспитательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая
Цели и задачи:
Познавательные:
1. Ввести понятие склонения имён существительных
2. Разработать алгоритм для определения склонения существительных
3. Развитие умения определять падеж имён существительных, изменять существительные по падежам.
Развивающие:
1.Научить осуществлять основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.
2. Развивать готовность к речевому взаимодействию в паре, в группе.
3. Развивать умения оценивать учебные действия;
Воспитательные
1. Воспитывать уважение и внимание к говорящему.
2. Воспитывать интерес к языку;
Познавательные УУД
1.Развиваем умения извлекать информацию текстов.
2.Представлять информацию в виде схемы.
3.На основе анализа объектов делать выводы.
4.Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
4.Умение работать в паре, в группе.
Личностные УУД
1.Развиваем умения выказывать своё отношение, свои эмоции.
2.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Психологический настрой детей.
На доске три облачка: бледно-голубое, голубое, серо-голубое.
– Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое настроение вам больше нравится? Нарисуйте.
– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.
2. Мозговая гимнастика.
- Вспомните, над какой темой мы работаем. Закройте глаза и вспомните всё, что вы знаете об имени существительном.
- Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.
II. Планирование учебной деятельности.
- Определите последовательность этапов урока. [на доске:]
План урока.
• Применяем новые знания. (3)
• Повторяем, что мы знаем об имени существительном. (1)
• Подводим итог. (4)
• Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока. (2)
 
III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса
- Работаем по плану:
1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.
- Cейчас я предлагаю поработать в парах.
1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»
- У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.

 

  • Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?
  • Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?
  • Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак?
  • Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?
  • Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?
  • Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?
  • Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?
  • Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?
– Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?
Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.
К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже.
  • Значение какого слова вам не совсем понятно?
  • Попробуйте подобрать однокоренные слова.
  • Значит, имя существительное может склоняться. Что это значит?
- Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.
Сформулируйте тему урока.
2. Постановка проблемы
- Прочитайте предложение, записанное на доске.
Книги учат нас смелости и дружбе.
  • Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род и падеж.
  • Что можно сказать об окончаниях? Какие они?
  • Что заметили?
  • Какие вопросы возникают?
(Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)
-Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос:
Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?
-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.
IV. Решение проблемы
Идет работа в группах.
Каждая группа ученых получает конверт с заданием.
1. Работаем по плану. (План на слайде)
  1. Просклонять предложенные существительные.
  2. Для проверки взять любое существительное того же рода и изменить по падежам.
  3. Сравнить окончания этих существительных и узнать, что общего и чем отличаются.
  4. Сделать вывод.
Задание группы выполняют на демонстрационных листах.
После выполнения идет коллективная проверка итогов работы. Представитель от каждой группы представляет свои наблюдения и выводы.
– Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания?
 
Вывод: Какие существительные входят в 1 группу? (Сущ-е ж. р. и м. р.в нач. форме окончания –а, -я).
 
Какие существительные входят во 2 группу? (Сущ-е ср. р. в нач. форме окончания –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание).
 
Какие существительные входят в 3 группу? (Сущ-е ж. р. в нач. форме с ь
на конце.
 
- Как называются в русском языке эти группы существительных?
Игра по таблице Шульте (разминка для глаз, выработка быстроты взора)
 
- Я называю адрес букв и слогов, а вы запишите на листах по порядку, должно получиться слово – название групп существительных.
 
адрес 1 2 3 4 5
А с су ме не ль
Б ще к т ны н
В ни ви ло е и
Г х ни те ри я
           
 
А-1, Б-2, В-3, А-4, Г-2, В-4
С к ло не ни е
[В таблице на доске открываются названия групп: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение]
 
Вывод: Что нового мы узнали об именах сущ-х?
(В русском языке все сущ-е делятся на три группы:)
1 склонение 2 склонение 3 склонение
 
ж. р. м. р. ср. р. м. р. ж. р.
в нач. ф. в нач. ф. в нач. ф.
-а, -я -о, -е ь на конце
 
 
2. Чтение правила в учебнике.
Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 141
Учащиеся читают правило, отвечают на вопросы после правила.
V. Физминутка. Игра «Слушай, думах, хлопай»
(Учитель называет слова и показывает их на карточках (для визуалов), уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка)
Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.
 
- Ребята, скажите, играя в эту игру, мы перешли к следующему этапу урока по плану:
3. Применяем новые знания.?
 
VI. Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.
1. Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.
Проблемный вопрос:
Почему у слов о смелости и о дружбе разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)
- Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ-х?
 
Прием ТРКМ «Составление кластера»
  • Сколько склонений у имен существительных?
  • Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?
 
  • С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?
а) Практическая работа № 159
Упражнение выполняется коллективно
Задание: определить склонение существительных и записать в з столбика.
б) Игра «Третье лишнее»
Идет работа в парах.
Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.
Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка, рысь.
Дочь, конь, ночь.
Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения.
в) Отгадывание загадок.
Самостоятельная работа в тетрадях.
Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить склонение.
  • Семь одежек,
    Все без застежек. (Капуста)
  • Белая вата
    Поплыла куда-то. (облако)
  • Зимой спит,
    Летом ульи ворошит. (медведь)
  • Что же это за девица –
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьет,
    А в иголках круглый год. (ель)
  • И железные рога,
    И железная нога,
    На цепи на дно пойдет-
    Остановит пароход. (Якорь)
Якорь Контроль: самопроверка. Учащиеся проверяют по образцу.
VII. Стадия рефлексии.
1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»
А сейчас давайте вернемся к нашему первому заданию «Верите ли вы...» и проверим, все ли верно.
Учитель читает вопросы, ученики проверяют ответы со слайдов.
  • В каких высказываниях у вас возник спор?
  • Узнали ответы на этот вопросы?
  • Что такое склонение?
  • Сколько склонений у имен существительных?
  • Склонение – это постоянный признак?
Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.
  • Что больше всего понравилось на уроке?
  • С какими трудностями столкнулись?
  • Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
  • Все ли имена существительные склоняются?

Значит, мы еще знаем не все об именах существительных. И на этот вопрос попытаемся ответить на следующих уроках.
2. Выставление оценок.
Наш урок подошел к концу
И умный вид вам всем к лицу,
Все вы милы и симпатичны
И отвечали на «отлично».
VIII. Домашняя работа.
Написать эссе по опорным словам
Опорные слова: существительное, склонение, род, падеж, окончание. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»