Буквы О/Е после шипящих.
Безударный гласный, проверяемые ударением
Минина Наталья Сергеевна,
учитель начальных классов ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
учитель начальных классов ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Предмет: русский язык
Класс: 4
Цель урока: повторить, когда в существительных, корень которых оканчивается на шипящий, пишется суффикс -ек-, а когда – суффикс -ок-; повторить у каких существительных, образованных при помощи суффикса -ищ-, будет окончание -е, а у каких – окончание –а.
Личностные результаты:
1. Интерес к изучению языка;
2. Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1. Определить и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником;
Познавательные УУД:
1. Пользоваться словарями;
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
1. Оформлять свои мысли в устной форме.
2. Слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
1.Работать с учебником.
Оборудование: учебник; интерактивная доска; компьютер; проектор;
Структура урока:
Этапы урока. Педагогические задачи. |
Содержание урока. Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. | Планируемые результаты. |
I. Организационный момент. Задачи этапа: настроить учащихся на работу в классе, развивать способность быстрого перехода от одного этапа к другому, воспитывать умение организовать своё рабочее место. |
Приветствует учеников
Проверяет готовность к уроку |
Проверка готовности к уроку. | |
II. Основная часть. 1. Актуализация знаний. Задачи этапа: Повторить пройденное ранее |
Моделирование схемы - Что перед вами на доске? - Перед вами схема слов. - Правильно ли составлена схема? - Почему вы так решили? - Кто исправит ошибку? - Дайте определение каждой морфемы. - Зачем мы должны правильно выделять части слова? - Чтобы правильно написать орфограмму надо: а) найти орфограмму; б) определить в какой части слова в) вспомнить правило г) применить |
Схема слов Нет Составляют правильную схему. Дают определения. |
КУУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; ПУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; |
2. Создание проблемной ситуации. Задачи этапа: Подвести к теме урока. Определить цели. |
- Ребята, посмотрите на доску. На доске записаны 2 слова, в которых пропущена буква. Давайте почитаем слова. - В какой части слова пропущена буква? - Какие буквы вставим. Объясните. - Когда мы пишем О, а когда – Е? - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Какую цель мы перед собой поставим. |
Камушек Старичок Суффикс Под ударением пишем - О, без ударения – Е. |
РУУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником; КУУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; ПУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; |
3.Открытие нового знания. Задачи этапа: Повторить пройденные ранее правила, на основе упражнений. Познакомиться с лексическим значением слова «станок». |
Выполним упражнение 85. Прочитайте слова. Что такое «станок». -Давайте прочитаем значение этого слова. Списываем слово, ставим ударение, рядом пишем слово образованное с помощью суффикса -ок- или -ек-, подчеркиваем букву обозначающую шипящий звук. Проверяем. Задание 2. - Подчеркните чередование согласных в корне видимое на письме. - В какой части слова происходит чередование? - Давайте произнесем эту часть слова. (показ на доске указкой) - Когда же в существительных, корень которых оканчивается на шипящий, пишется суффикс -ек- , а когда -ок-? |
Один ученик выполняет задание у доски, остальные в тетради. В корне |
КУУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; ПУУД: пользоваться словарями; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Предметные результаты: работать с учебником; Личностные результаты: интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово; |
Физкультминутка | |||
Упражнение 86. Работа в парах. - Ответьте на вопрос. Докажите. - В первом и втором столбиках слов суффикс один и тот же, следовательно слова из первого столбика являются проверочными для слов из второго столбика. - Какого рода бывает имя существительное? Работа в парах. На доске по пять слов Мужского, женского и среднего рода. - Вставьте в данные слова окончание. - Спишите, вставьте в слова пропущенные буквы, выделите окончание. - Сделаем вывод: У каких существительных, образованных при помощи суффикса -ищ-, будет окончание -е, а у каких – окончание -а? У существительных в мужском и среднем роде, образованных с помощью суффикса -ищ-, будет окончание –е, а существительных в женском роде, образованных с помощью суффикса -ищ-, будет окончание а. |
Выполняют упражнение. Проверяют. Работают по опорной таблице. Работают в парах. Списывают вставляя пропущенные буквы и выделяя окончания. |
КУУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; ПУУД: пользоваться словарями; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Предметные результаты: работать с учебником; Личностные результаты: интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово; |
|
III. Домашнее задание. Задачи этапа: объяснение домашнего задания. |
Упражнение 87. Инструктаж. | ||
IV. Подведение итога. Задачи этапа: подвести итоги урока. |
-Когда в существительных, корень которых оканчивается на шипящий, пишется суффикс -ек-, а когда – суффикс -ок-? -У каких существительных, образованных при помощи суффикса -ищ-, будет окончание -е, а у каких – окончание –а? |
Отвечают на вопросы | КУУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; ПУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; |
VI. Рефлексия. | Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке. |