Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок русского языка с использованием технологии  проблемного обучения во 2 классе

Правописание слов с парным по глухости-звонкости
согласным звуком на конце слова или перед согласным

Устинова Елена Александровна

Тема   Знакомство с новой орфограммой.
«Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным»
Школа России
Учитель начальных классов: Устинова Елена Александровна
Цель урока: Развивать умения анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность (выводить правило),  делать выводы.
Задачи:
1. Образовательные:
  -развивать умение находить орфограмму-букву согласного ;
  -развивать умение графически обозначать данную орфограмму и писать слова с ней.
2. Развивающие:
 - организовать и упорядочить знания;
 - работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
 - принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи
3.  Воспитывающие:
 - воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные
  • Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
  • Формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения.
Метапредметные
  • Строить логические  рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
  • Систематизировать  подобранные материалы в виде схемы.
 
Предметные
  • Освоить умение находить орфограмму-букву согласного в конце слова
  • Овладеть умением графически обозначать её и писать слова с данной орфограммой.
  • Уметь выбирать слова из ряда предложенных  для успешного решения коммуникативной задачи.
 
Демонстрационный материал
- изображение Мальвины;
-изображение Буратино;
-карточки со словарными словами.
Индивидуальные наглядные пособия
-учебник  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс часть 2.
-сигнальные карточки
Основные этапы урока:
1. Оргмомент.
2. Словарная работа.
3. Постановка учебной проблемы.
4. Поиск решения (открытие нового знания).
5.Физкультминутка.
6. Развитие учебно-языковых и правописных умений.
7.Итог урока.
8. Домашнее задание.
1. Организационный момент.
2. Словарная работа.
-Сегодня мы побываем в гостях у одной сказочной героини. Отгадайте, кто она:
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
Правильно. А вот и она (картинка с изображением Мальвины)
У неё в гостях Буратино.(картинка с изображением Буратино) Они играют в игру «Что мы едим?»
Давайте присоединимся к ним.
-Вспомните «съедобные» слова, в которых есть непроверяемая орфограмма-буква гласного в корне. Мы будем записывать слова, а Мальвина поможет нам определить, откуда оно пришло в русский язык и что означает.
Первое слово:
Пшеничные кафтанчики, в кафтанчиках – кабанчики.
Пельмени(фин.: пель- «ухо»,нянь-«хлеб»; «хлебное ухо»)
Второе слово:
Шоколадные Матрёшки
Носят яркие одёжки.
Конфеты(лат.: «конфектум»- приготовленное лекарство)
Третье слово: Напиток, получаемый смешиванием нескольких жидкостей.
Коктейль(англ.: «петушиный хвост».Родилось в США во время популярности петушиных боёв.)
-В каких словах букв больше, чем звуков? Почему?
-Какую орфограмму в них подчеркнём? (Мягкий знак в середине и в конце слова для обозначения мягкости согласных.)
3. Постановка учебной проблемы.
 Мальвина задала Буратино задание. У Буратино возникла проблемная ситуация. Давайте поможем ему с ней справиться.
  • На доске Мальвина записала 2 слова:
 Арбуз
 Ананас
Что общего у этих слов? (Это «съедобные» слова, названия фруктов, оба словарные слова, без ударения пишется буква а.)
-Какие звуки слышатся в конце слов? (Одинаковые-звук [с ].)
-А какие буквы пишутся? ( Разные: з и с.)
-Сформулируйте учебную проблему.
-Почему одинаковые звуки передаются разными буквами?
-А теперь Мальвина сотрёт эти буквы. Как быть Буратино, если он не знает, какую букву писать? Давайте вместе поищем ответ на этот вопрос.
4. Поиск решения(открытие нового знания).
1. Наблюдение в учебнике( упр.30).
Прочитайте слова первой строчки.
 Докажите, что они однокоренные.  Как  пишется корень в однокоренных словах?
Какой звук обозначают выделенные буквы?? Что это за звуки?
? В каких словах расходится написание и произношение? Что здесь наблюдаем?   (Оглушение на конце слова или перед глухим согласным). Что необходимо делать в таком случае?  (Проверять) Прочитайте вывод на стр. 19 и сравните его со своим.
А в каких словах звучание парного по глухости-звонкости согласного  звука  в слове совпадает  с его обозначением буквой? Что помогает услышать звук правильно?
Сделайте вывод, какие слова являются проверяемыми, а какие- проверочными. Сравните его с выводом учебника на стр. 21
-А теперь снова посмотрим на записанные Мальвиной слова: арбуз и ананас и поможем Буратино сделать вывод: почему одинаковые звуки передаются разными буквами?(В конце слова арбуз происходит оглушение согласного, но пишется буква звонкого согласного, так как есть проверочное слово-арбузы, для слова ананас проверочным будет ананасы, пишем букву глухого согласного с.)
-Какую же букву писать в конце слова? Буратино так и не понял. Сформулируйте правило, помогите ему понять.(Чтобы правильно написать букву, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное  слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или звук [н] )
-Сравним с правилом на стр. 22.
2.Работа над правилом.
а) Прочитайте правило. Сравните с выводом, который вы сделали.
- О каких буквах согласных идёт речь? Сомневаемся ли мы в выборе букв согласных л, м, например, в словах стол, дом? (О буквах, обозначающих парные по глухости-звонкости согласные звуки).
-Как проверить букву согласного в конце слова или после глухого согласного?
-Приведите свои примеры.
-Молодцы! Буратино, кажется,  всё понял.
      5. Физкультминутка.
     6. Развитие учебно-языковых и правописных   умений.
  1. Работа по учебнику:
      А теперь вместе с Буратино выполним задание Мальвины: упр.34. Запишите слова - названия  предметов. Будьте внимательны, в этих словах есть изучаемая орфограмма . Объясните, как подобрать проверочное слово для каждого из данных слов.
 Молодцы! Вы справились. Мальвина приготовила последние задания:
2. Слуховой диктант с сигнальными карточками.
Вы должны отгадать загадки и написать в тетрадях букву, которую вы бы написали на конце слова-отгадки.
  • Загадки:
На солнце греется пузатый  
Крепыш в рубашке полосатой.(Арбуз)
Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь- сороконожка.
По дорожке той ползёт
Весь обоз она везёт.(Поезд).
Да не бойся, ладно уж, не ужалит этот …(Уж).
(В тетрадях:з, д, ж)
Проверка с помощью сигнальных карточек.
7. Итог урока.
Мальвина и Буратино очень благодарны вам за помощь. Мальвина хочет закончить урок стихами, а вы расскажите правило.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
8. Домашнее задание.
  • Упр. 35
  • Выучить правило на  с. 22
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»