Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа со словарными словами в начальной школе.
Методы и приёмы в обучении письму непроверяемых слов

Исенова Калампыр Урундукбаевна
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
        
Начальная школа - это первое звено в цепи образования, которое ребенок получает в школе. От того насколько прочной будет база знаний, заложенная в начальных классах, зависят дальнейший успех младшего школьника.Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется  правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
        Выбор последовательности работы при знакомстве учащихся с непроверямым словом, может быть следующим: 
1. Учитель предлагает рассмотреть картинку с изображением предмета. Учащиеся называют видимый предмет, осознают значение слова. Можно избрать и другой вариант : дети отгадывают загадку или изучаемое слово может быть выделено из текста, написанного на доске или воспринятого детьми на слух. 
2. Учащиеся произносят слово, определяют место ударения, количество слогов, произносят по порядку все звуки. 
3. На доске появляется карточка с непроверяемым словом. Учащиеся читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании. 
4. Учитель предлагает решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Далее ученики записывают непроверяемое слово в тетрадь, ставят ударение, выделяют гласную (согласную), которую надо запомнить. 
5. Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске появляются однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь. 
6. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют своё предложение. 
Работа над написанием трудных слов не заканчивается на одном уроке. Она может быть продолжена на внеклассных занятиях по русскому языку. На таких занятиях можно показать учащимся не только функциональную роль непроверяемых слов в нашей речи, но и познакомить с этимологией. Осознание происхождения слова требует от учащихся определённых языковых умений, поэтому этимологический материал используется выборочно и там, где он вполне доступен для понимания учащихся. Например: «карандаш» . В этом слове тюркское «кара» является в своём обычном значении- «чёрный», «Даш» («таш») тоже тюркское слово, значащее «камень»; очевидно, «карандаш» некогда понималось как «чёрный камень» - графит. (По Л. Успенскому) 
Ознакомление учащихся с этимологией слова способствует не только развитию внимания к языку, но и способствует развитию орфографической зоркости. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемым и труднопроверяемым написанием, данные в специальных списках для каждого класса. Из года в год их количество увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных, систематических упражнений, которые связываются со всеми видами устной и письменной работы. Методические исследования и практика школьной работы показывают, что навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, а с другой- изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. 
         Ошибки на правописание безударных гласных, как известно, относятся к числу массовых ошибок, характерных для младших школьников. По подсчетам Пешковского А.М. , половину числа слов русского языка с безударными гласными составляют слова с непроверяемым написанием. Многие из этих слов входят в активный словарь младших школьников, от усвоения этих слов, их правописания в значительной мере зависит грамотность учащихся. 
          Списки слов (словари для справок) с непроверяемым написанием даны в учебниках русского языка за 2-4 классы. Многие слова, написание которых учащиеся должны запомнить вынесены на поля учебника. Кроме этих, так сказать компактных форм подачи материала, он рассыпан по каждому учебнику. 
           Усвоение «словарных» слов дается детям очень трудно. В чём же причина? Одна из причин видится в том, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведётся на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаружить гласный в слабой позиции, то есть в безударном положении. Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести дальнейшую работу над способами её решения в зависимости от разновидностей орфограммы. 
                К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся лишь предлагается списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно механическое выписывание слов при работе над ошибками. 
                Природу русской орфографии раскрывают с помощью её принципов, которые помогают в выборе методов и приемов обучения. К ним относятся: 
Морфологический принцип 
Фонематический принцип 
Традиционный принцип 
Принципы дифференциации значений (лексических, грамматических) 
Фонетический принцип
       Слова с труднопроверяемым и непроверяемым написанием подчинены традиционному принципу. Они усваиваются запоминанием, а проверяются с помощью орфографического словаря. По преимуществу слова с традиционным написанием – это заимствованные слова из других языков. Одни пришли к нам недавно, другие в давние времена. Некоторые из них настолько «обрусели», что уже не воспринимаются как заимствованные. 
      Многие написания, относимые к числу непроверяемых, на самом деле могут быть проверены на основе языка-источника: 
Аккуратный – от латинского слова akkuratus 
Пассажир – от латинского слова passager 
Трамвай – от английского слова tramway. 
Иногда написание, считавшееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка
Петух – от «петь» 
Горох – содержит полногласие –оро-, в котором не бывает буква «а».   
      В  классе  можно организовать мини-исследование на тему: «Энциклопедия одного слова». Используя все типы словарей, которые есть в библиотеке, сборники загадок и пословиц, обращаясь к помощи взрослых, ребята оформляли свои работы по следующему плану:
    Энциклопедия одного слова.
Лексическое значение слова (в толковом словаре).
  1. Слова-родственники (однокоренные).
  2. Слова-друзья (в словаре синонимов).
  3. Слова-враги (в словаре антонимов).
  4. Слово в русском фольклоре (в пословицах, загадках, скороговорках, песнях).
  5. Слово в моём творчестве.
  6. Слово в рисунках.

Такой вид деятельности позволяет активизировать учащихся, развивает их речь, формирует читательскую культуру, помогает ориентироваться в мире справочной литературы.

 Творческая мастерская.

Представляю приёмы, основанные на ТРИЗ – педагогике:

«Картинки без запинки» - это приём, который нацелен не только на запоминание словарных слов, но и развитие речи учащихся. Предварительная подготовка учителя заключается в следующем: определить группу слов, связанных одной темой, и составить рассказ, используя эти слова.  
     Назови (учащийся называет предметы, изображённые на рисунке)Например: девочка, овощи, корзина

Загадки
Начиная работу с жанром «загадки», нужно понять, как она устроена, что надо сделать для её сочинения. В данном случае приведён пример, основанный на отрицании.
Алгоритм работы:

1. Загадываем предмет.Пример: апельсин
2. Называем его признаки. (Цвет, форма и др.)Пример: жёлтый, круглый, сладкий.
3. Сравниваем с другими предметами, у которых такой же признак.
 Игровые приёмы.
«Путаница» - принцип игры в наложении слов с непроверяемым написанием друг на друга, а затем в вычленении каждого слова учащимися.
«Прятки» - принцип игры в закрытии части слова.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 
           
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.
Анализ моей работы показывает, что планомерное применение различных приемов при изучении или закреплении словарных слов повышает эффективность их правописания на 30 -40%. При этом учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. Главное, чтобы такая работа проводилась учителем систематически, рационально и соблюдением всех этапов. Только такой подход повысит интерес к родному языку, обеспечит мотивацию учения и наилучший развивающий эффект.

Литература: 

1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах, Москва Просвещение 1990 г.; 
2. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах, Москва Просвещение 1991 г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»