Урок русского языка в 4-м классе
Склонение имен прилагательных
(по учебнику В. П. Канакиной)
Плахова Елена Сергеевна,
учитель начальных классов,
воспитатель группы продленного дня
ГБОУ СОШ № 376
Цели и задачи
Образовательные цели:
- Познакомить с приёмом распознавания падежей имен прилагательных.
- Повысить уровень знаний детей по теме “Имя прилагательное”
Задачи:
- Создать условия для удовлетворения потребности субъекта в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
Развивающие цели:
- Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
Задачи:
- Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат.
Воспитательные цели:
- Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
- Воспитание чувства дружбы и товарищества.
Задачи:
- Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку русского языка.
Ход урока
1. Организационный этап
Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке.
- Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их, пожалуйста! Молодцы! Проверьте, все ли у вас готово к уроку, присаживайтесь!
- Подготовим наши тетради к уроку. Запишите, пожалуйста, число, классная работа. Хорошо! Отложите пока ручки.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, попробуйте отгадать загадку.
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода,
Какое это время года? (зима)
- Молодцы! Зима, как и все времена года по- своему прекрасна и таинственна. Это время года во все времена привлекало внимание людей искусства. Внимание на экран.
( ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ)
Посмотрите, пожалуйста, какие зимние картины рисовали великие русские художники:
Васнецов Апполинарий Михайлович « Зимний сон» (слайд 1)
Жуковский Станислав Юлианович «Зима» (слайд 2)
Колесников Степан Федорович «Зимний закат» (слайд 3)
Шишкин Иван Иванович «Зима» (слайд 4)
- Сейчас вы увидели картины художников 19 века. Уже позже, когда люди стали заниматься фотографиями, зимние красоты заинтересовали и фотографов. Полюбуйтесь, какие прекрасные зимние картины смогли запечатлеть различные фотографы.
(слайды 5-9)
- Понравились вам картины и фотографии?
- Ребята, мы с вами сейчас находимся в кабинете, мы не художники, ни фотографы. Но можем ли мы тоже попробовать описать зиму, «нарисовать « это время года? (да)
- С помощью чего? (с помощью слов)
- Молодцы! Попробуем описать зиму, какая она? (слайд 10)
Если зима рано начинается и поздно заканчивается, какая она? (длинная)
Если зимой частые морозы, какая она? (морозная)
Если зимой выпадает много снега, какая она? (снежная)
Если зимой красиво как в сказке, какая она? (сказочная)
-Молодцы! Много слов подобрали. (слайд 11)
ска Зочная
длИнная
Морозная
снежнАя
- Посмотрите на полученные слова. Что можно о них сказать?(это имена прилагательные)
- Докажите.
- Молодцы! Найдите, пожалуйста, лишнее имя прилагательное. (морозная)
- Почему это слово лишнее? (непроверяемая безударная гласная )
- Попробуйте составить предложения со всеми словами. (ответы детей)
- Молодцы! А теперь запишите предложение в тетрадь. Чем осложнено это предложение? (однородными членами предложения)
- Покажите графически, как обозначаем непроверяемые и проверяемые гласные. Молодцы!
III. Постановка темы урока и целей.
- Ребята, вспомните, что мы уже узнали об имени прилагательном? (ответы детей)
- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы сказали, что у имен прилагательных есть 2 признака: род и число. Но на экране видно, что есть еще один признак. (слайд 12)
- Сейчас вы попробуете мне сами назвать этот признак, но только после того, как выполните задание в парах. Вспомните правила работы в парах. (ответы детей)
- У вас на партах лежит задание. Это тест из 9 вопросов. На каждый вопрос нужно выбрать только один вариант ответа. Приступайте.
- Молодцы. Ну а теперь проверим, что у вас получилось.
- склонение (запись на доске)
- Правильно. Все справились. Вспомните, что такое склонение? (изменение по падежам)
-Сколько падежей? Перечислите, пожалуйста падежи. (ответы детей)
- Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей)
- Правильно! (слайд 13)
- Что всегда мы делаем после того, как формулируем тему урока? (цель)
- Попробуйте поставить цель на этот урок. С какого слова начинаем? (научиться)
- Наши цели:
Научиться склонять имена прилагательные
Научиться правильно определять падеж имен прилагательных
- Внимание на экран! (слайд 14)
- Попробуйте просклонять словосочетания по рядам.
- Получилось нам достигнуть первой цели? (да)
IV. Физкультминутка.
- Молодцы! А теперь отдохнем. Какая самая любимая детская зимняя забава у детей? (снежки). Вот и мы сейчас с вами сыграем в снежки. (листы бумаги) Передайте по своей колонке снежок.
V. Работа с учебником.
- Ну что же, отдохнули и продолжаем работу. У вас получилось просклонять имена прилагательные. Перейдем ко второй цели. Откроем учебник на странице 12, упражнение № 20. Ребята, перед вами четверостишие. Спишите его пожалуйста.
- Можно ли сразу правильно определить падеж? Давайте подумаем, что нам нужно для этого? (составить памятку)
- Итак, давайте составим памятку определения падежа у имен прилагательных.
- Какие шаги мы должны сделать?
- 1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным.
- 2 шаг – определить падеж у имени существительного.
- 3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного
После составления памятки (слайд 15) выполнение упражнения с устным комментированием учащихся.
VI. Закрепление знаний.
- Внимание на экран. Перед вами задание. Выполните его самостоятельно, пользуясь памяткой. (после выполнения – взаимопроверка) (слайд 16)
- Молодцы. Справились! Ну а теперь, посмотрите на доску. Выберите из текста прилагательное, которое подходит к этой схеме – приставка, корень, суффикс, окончание. (удивительное)
- Молодцы! А теперь выберите те прилагательные, в которых звуков больше чем букв.
( зимнее)
-
VII. Аналитический этап
- Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.
- Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?
- Что нам в этом помогло?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Кому было трудно и почему?
А кто попробует оценить свою работу, используя в своей речи прилагательные.
- Какой я? ( умный, красивый, старательный, добрый, веселый и т.д.)
-Ребята, спасибо за урок.