Методическая разработка урока русского языка во 2 классе
по образовательной системе «Перспектива»
Тематические группы слов
Романова Наталья Александровна,
учитель ГБОУ школы №113
Санкт-Петербурга
1. Результаты деятельности:
Личностные (ЛР): ценностное отношение к умению воспринимать задание, самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия, строить алгоритм деятельности; вносить существенные дополнения, уточнять алгоритм, перепроектировать, выполнять задания на закрепление знаний и способов действий, анализировать и осмысливать свои достижения.
Метапредметные (МПР): учебные действия: исследование, критика, описание способа деятельности; умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия. Умение выполнять задания на закрепление знаний и способов действий; умения описывать, сравнивать и оценивать способы своей деятельности и признавать ошибочность их выбора; самоконтроль, самооценка.
Предметные (ЛР): понимание предметного содержания задания, представление о цели, результате (предметных ЗУН), который необходимо получить для успешного выполнения задания и способе его получения. Представление о не изученном предметном содержании и способах его применения. Определение области «незнания». Прочные знания и умения выполнять задания на повторение и закрепление изученного ранее. Прочные знания и умения по изученной теме.
2. Оценка результатов:
оценочные суждения на умение оценивать готовность к предстоящей деятельности:
-
воспринимать задание, на самостоятельную практическую деятельность и оценивать результаты своей деятельности;
-
сравнивать, оценивать и признавать ошибочность способов действий по его достижению;
-
самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели;
-
создавать зрительный образ понятия,;
-
умение строить алгоритм деятельности.
3. Цели:
-
создать условия для развития универсальных учебных действий, творческих способностей;
-
продолжить работу над формированием представлений о словах, отвечающих на вопросы кто? что? ;
-
познакомить с новым понятием «тематическая группа слов», учить объединять слова в тематические группы;
-
развивать устную и письменную речь детей;
-
воспитывать интерес к изучению родного языка.
4. Технологии достижения цели:
-
ИКТ - технология;
-
технология проблемно-диалогического обучения на основе деятельностного метода работы.
Ход урока.
Этапы урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Самоопределение к деятельности |
1.Приветствие учителя: Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке? Книги, ручки и тетрадки?
2.Целеполагание: - Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1) Грамоте учиться, всегда пригодится. - Как вы понимаете эти слова? ? Какие же задачи стоят перед нами сегодня на уроке?
3. Организация индивидуальной работы у доски. (Разрешить «Спор букв», оставить в словах правильную букву, зачеркнув неправильную. На доске записаны слова: в(о,а)рона, (а,о)ртист, с(а,о)рока, мальч(е,и)к, р(е,и)бята, в(о,а)робей, дев(о,а)чка, ч(и,е)ловек, п(и,е)тух)
|
Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок.
Дети объясняют смысл пословицы. 1. Будем открывать новые знания. 2. Учиться задавать вопросы; думать, размышлять; наблюдать; делать выводы. |
Актуализация знаний |
1.Чистописание ( слайд 2, слайд 3) О о ОО оо ом ор ог помидор лук огурец - Можно ли записанные слова назвать одним словом? 2.Работа над новым словарным словом.(Слайд 4) овощи овощной овощевод овощехранилище овощерезка 3.Подготовка к формулированию темы урока. - Игра «Кого и что ты встретишь на пути, ты помоги им домик свой найти» - Задание: распределите слова на две группы, запишите в тетради. Проверка по выполненному заданию на компьютере (Слайд 6) -По каким признакам распределили слова на группы? -Что общего у слов первой группы? У второй?
-Назовите слова, у которых все согласные звуки твердые. Назовите слово, у которого букв меньше, чем звуков. -Какие опасные места вы заметили? |
Учащиеся называют способы соединения буквосочетаний, пишут буквосочетания и слова по образцу. Учащиеся называют – овощи.
Учащиеся самостоятельно делят слова на группы, Самоконтроль. Самооценка
Одушевленные и неодушевленные существительные.
Животные и растения. Они обозначают одушевленные и неодушевленные предметы и отвечают на вопросы кто? и что?
Безударные гласные, не проверяемые ударением. Мы их запоминаем. |
Постановка учебной задачи (Проблема-тизация) Формулирование темы урока. |
-Какие два домика у нас были? ? Ребята, может быть кто-то кто догадался, как мы сегодня будем делить слова на группы? - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. -Слова-названия предметов можно делить на группы в зависимости от того, что они обозначают. - Чему же мы сегодня будем учиться? Физминутка |
Животные: сорока, ворона, заяц, медведь, пчела. Растения: береза, пшеница, рябина, черника, яблоня
Будем учиться объединять предметы в тематические группы. |
Решение учебной задачи (Депробле-матизация)
|
1. Проверка индивидуальной работы у доски. (Игра «Молчанка») - Что это за слова? - Где спорят буквы? - Что еще вы можете сказать об этих словах? - - Что между ними общего? - А можем ли мы эти слова разделить на тематические группы? - На какие? - Запишем эти слова по группам: -Люди:….. Птицы:……. Гимнастика для глаз Чтоб глаза твои зоркие были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти легкие движенья Предлагаю тебе повторить.
Вдаль посмотри и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся, что такое? И закроем их скорей.
2.Работа по учебнику. Упражнение 53. Раздели слова на группы: Луна, грузовик, строитель, Юпитер, комета, ракета, дворник, звёзды, Солнце, сапожник, учитель, самолёт, компьютер.
-На сколько групп распределили слова?
Словарное слово РАКЕТА
|
Учитель показывает слово на доске, дети правильность выполнения показывают «светофорчиками». Это словарные слова. Буквы спорят на месте безударных звуков. Одушевленные существительные. Можно разделить на 2 группы: люди, птицы
Запись с комментированием
Учащиеся выполняют задания коллективно, пошагово
На две группы: слова, отвечающие на вопросы кто? что? На три группы: люди, космос, машины
Взаимопроверка, взаимооценка. |
Первичное закрепление (Применение алгоритма на практике)
|
1.Упр. 55 самостоятельная работа Названия тематических групп: Времена года: Дни недели: Учебные предметы: Домашние животные: Дикие животные:
–Допишите по три слова в каждый столбик. - Фронтальная проверка |
Учащиеся самостоятельно выполняют задания, делают вывод.
Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют
|
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Тренинг. |
Творческая работа. р. т. с. 15 упр. 128 |
Выполняют задания учителя. |
Итог работы.
Рефлексия деятельности |
1. Наш урок подходит к концу, подведем итоги. Закончите предложения:
?Всегда ли можно создать тематическую группу слов? -Почему это трудно? Вывод: нужно больше читать, расширять словарный запас, развивать внимание к словам.
Побуждение к самооценке. _ Каким получился наш урок? - Оцените свое участие в уроке. Как вы справились с задачами, поставленными в начале урока. |
…тематические группы.
…люди, животные (звери, птицы, рыбы, насекомые)
… растения, вещи, явления природы, дни недели…
Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке.
В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.
|
Дом. задание |
Упражнение 54 |
|