Открытый урок по русскому языку
Имя прилагательное
(Программа Начальная школа 21 века»)
Малинина Светлана Павловна
Цель урока: Познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи.Задачи: развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте; учить классифицировать имена прилагательные; видеть связь между прилагательным и существительным; определять род, число и падеж имен прилагательных; решать проблемные задачи; развивать умение работать самостоятельно; создать атмосферу творческого сотрудничества, условия для благоприятной работы, для настроя на успех.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: презентация, таблички для опоры-схемы «Имя прилагательное», , индивидуальные сигнальные карточки, карточки для словарно-орфографической работы, печатные листы для работы в парах, индивидуальные карточки для исследования имени прилагательного.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво……….,
Вижу класс наш хоть куда -
Мы начнем урок, друзья.
Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы?
А что мы будем исследовать, вы узнаете позже.
- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. (скучный, тоскливый, печальный или светлый, солнечный, прекрасный)
- Да, на дворе чудесная пора. Какое время года? (весна)
- Весна приятное время года, в это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
- Какой сейчас месяц? (март)
2 СЛАЙД
- Что вы знаете о нем?
Ученик:
- Март – слово нерусское, оно пришло к нам из Византии. Наши древние предки называли этот месяц протальник, капельник .
– Почему так называли месяц? (из-за таяния снегов, большого количества луж)
- Ярче свет, выше солнце, длиннее дни. Март – время прилета птиц, поэтому еще его называли “грачевник”. Почему?
- Назовите первый звук в названии месяца? ( [м])
3 СЛАЙД
- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
На доске: М м Ме Мн Мо Мл Мя Мы Ми
2.Словарно орфографическая работа.
4 СЛАЙД
У вас на партах есть карточка, на которой написана пословица, в которой пропущены некоторые буквы. Прочитайте ее, почему так говорят? (март первый весенний месяц)
Март зиму к_нчает, в_сну н_чинает.
1 уровень: Вставить пропущенные буквы. Поставить ударение.
(Март зиму кончает, весну начинает.)
2 уровень: Вставить пропущенные буквы найти сущ., определить род, число.
(Март (м.р., ед.ч) зиму (ж.р, ед.ч) кончает, весну (ж.р, ед.ч) начинает.)
3 уровень: Вставить пропущенные буквы найти сущ., определить род, число.
Составить предложение со словом весна.
(Март (м.р., ед.ч) зиму (ж.р, ед.ч) кончает, весну (ж.р, ед.ч) начинает.
Наступила долгожданная весна.
Наступила ранняя весна.)
- Чем отличаются два этих предложения? ( разные прилагательные)
ПРОВЕРКА
3.Систематизация и обобщение знаний учащихся.
В предложении встретилось слово ранняя, долгожданная.
На какой вопрос отвечает это слово? (какая)
Какой частью речи является это слово? (имя прилагательное)
Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
С каким, словом оно связано? (с существительным весна)
Можно сказать, что весна наступила очень рано, мы ее долго ждали.
У существительных подчас.
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
– О какой части речи говорится в стихотворении?
- Да, это прилагательное. Какую роль играет имя прилагательное в нашей жизни?
(Прилагательные украшают нашу жизнь, дают точное описание предмета)
- Определите тему урока.
Тема нашего урока – Имя прилагательное. (на доске карточка)
- Запишите тему урока в тетрадь.
- Сегодня на уроке мы будем исследовать имя прилагательное.
- У каждого из вас есть карточка-исследователя, в которой написаны верные и неверные утверждения. Также есть три графы: моя версия, правильная версия.
Возьмите ручку и поставьте «+» в графе «моя версия» если вы согласны с утверждением, « - » если не согласны с утверждением, а если вы не знаете ответ на вопрос, то попробуйте догадаться верное или неверное это утверждение.
№ п/п |
Утверждение | Моя версия | Правильная версия | Инсерт |
1 | Имя прилагательное - это часть слова. | |||
2 | Имена прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи? | |||
3 | Имена прилагательные обозначают признак предмета. | |||
4 | Имена прилагательные связаны в роде и числе с глаголом. | |||
5 | Имена прилагательные изменяются по родам. | |||
6 | Имена прилагательные не изменяются по числам. | |||
7 | Имена прилагательные не имеют начальной формы. |
4.Исследование имени прилагательного
Приступаем к исследованию имени прилагательного.
- Посмотрим на карточку-исследователя пункт № 1 «Имя прилагательное – это часть слова» - это верное или неверное утверждение? (нет) Назовите правильную версию. Поставьте знак «-». Ваше мнение совпало с правильной версией, если да, то нарисуйте улыбающийся смалик.
1)
Прочитайте текст. (устная работа)
Весна в лесу
Хороша ранняя весна в лесу. Все ярче пригревает ласковое солнце. Солнечный луч разбудил душистый цветок. Легкие облака украшают голубое небо. С пригорка зажурчал говорливый ручеек.
Веселый и сказочный лес весной.
Находим прилагательные, задаем к ним вопросы.
Весна (какая?) ранняя
Солнце (какое?) ласковое
Луч (чей?) солнечный
Цветок (какой?) душистый
Облака (какие?) легкие
Небо (какое?) голубое
Ручеек (какой?) говорливый
Лес (какой?) веселый
Лес (какой?) сказочный
9 СЛАЙД
Посмотрите какая красивая картина. Даже у нас в классе повеяло весной.
- На какие же вопросы отвечает имя прилагательное? (Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья?)
Учитель дополняет схему - опору.
На доске.
Имя прилагательное
какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
- Карточка-исследователя. Проверяем пункт № 2. «Имена прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?» Правильная версия «+». Рисуем смалик.
2)- Откройте учебник на стр.74
Упр.2 Прочитайте задание.
Работа в группах. У каждого на партах листок с цифрой варианта.
Дети, работающие по I варианту, выписывают прилагательные, обозначающие цвет, II вариант – размер, III вариант – материал, IV вариант – время, V вариант – принадлежность кому-либо.
Проверим ваши работы.
Учитель открывает запись на доске.
Самопроверка. (руки «домиком» у кого правильно)
10, 11, 12, 13, 14 СЛАЙДЫ
1 в. 2 в. 3 в. 4 в. 5 в.
Цвет Размер Материал Время Принадлежность кому-либо
белый большой хрустальный осенний бабушкин
желтый длинный каменный майский мамин
узкий кожаный утренний заячий
При проверке задания используется прием развернутого толкования, например: осенний – «относящийся к осени» (осень – это время года: акцент – на слове время); мамин- «принадлежащий маме»; каменный – «сделанный из камня» и т.д.
- Закройте глазки и представите лист…….. Какой лист вы представили? (альбомный, кленовый, зеленый…)
- Почему каждый из вас представил разные листы? (потому что вы нам не сказали, какой конкретно лист)
- Так, что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
На доске.
Имя прилагательное
какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
называет признаки предметов
- Карточка-исследователя. Проверяем пункт № 3. «Имена прилагательные обозначают признак предмета» Правильная версия. Смалик.
3) Решение проблемной задачи.
Прочитайте словосочетания.
15 СЛАЙД
нежный подснежник
ранняя весна
солнечный день
Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша? (Выслушиваются предположения учащихся.)
Подумаем вместе.
Сравните два предложения.
16 СЛАЙД
Раскрылся нежный подснежник.
Раскрылся нежный.
- В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?
- Какой вывод можно сделать? (Главное слово - существительное.)
- Согласимся мы теперь с Дашей?
Прочитайте правило стр.75.
- От чего зависит имя прилагательное? (Имя прилагательное зависит от существительного)
- Как изменяется форма имени прилагательного? (В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.)
- Как называется такая связь? (Такая связь называется согласованием.)
- Во множественном числе род имен прилагательных не определяется.
Учитель дополняет схему - опору.
На доске.
Имя прилагательное
какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
называет признаки предметов
изменяется по родам, числам и падежам
- Карточка-исследователя. Проверяем пункт № 4. «Имена прилагательные связаны в роде и числе с глаголом.» Правильная версия. Смалик.
- Проверяем пункт № 5. «Имена прилагательные изменяются по родам» Правильная версия. Смалик.
- Проверяем пункт № 6. «Имена прилагательные не изменяются по числам» Правильная версия. Смалик.
Форма единственного числа мужского рода именительного падежа имени прилагательного называется начальной формой.
Согласуем существительное подснежник с прилагательным нежный. (Подснежник (какой?) нежный - м.р., ед.ч., Им.п.)
Нежный (подснежник) – начальная форма.
Учитель дополняет схему - опору.
На доске.
Имя прилагательное
какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
называет признаки предметов
изменяется по родам, числам и падежам
начальная форма – м. р., ед. ч., и. п.
Прочитайте правило стр. 76.
- Проверяем пункт № 7. « Имена прилагательные не имеют начальной формы» Правильная версия. Смалик.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Весна, весна! Пришла весна!
(хлопки в ладоши)
Тепло на крыльях принесла
(прыжки на месте)
И вот на самом солнцепеке
С поднятой гордо головой
(ходьба)
Расцвел подснежник голубой
(руки в стороны)
Он весь пушистый, серебристый,
(приседания)
На солнце маленький стоит
(прыжки)
Посланец он весны надежный,
Он не боится холодов.
(наклоны туловища)
За ним придут цветы другие,
Он первенец среди цветов.
(повороты влево – вправо).
17 СЛАЙД
Подснежник - самый храбрый из первоцветов.
Древнерусская легенда рассказывает: “ Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне”.
- В какой сказке и какого автора встречается подснежник? («12 месяцев» С.Я.Маршак)
4) Продолжение "исследования" имени прилагательного.
Учимся определять род, число и падеж прилагательных.
Упр.5, стр.76.
У доски:
Лесных шорохов - мн.ч., Р.п.
С душистыми ландышами - мн.ч., Т.п.
Спелую землянику - ж.р., ед.ч., В.п.
С комментированием:
Березовый лес - м.р., ед.ч., И.п.
В беличьем дупле - с.р., ед.ч., П.п.
Пушистому хвосту - м.р., ед.ч., Д.п.
Соловьиным пением - с.р., ед.ч., Т.п.
У глубокой норы - ж.р., ед.ч., Р.п.
Самостоятельно:
Два ученика выполняют самостоятельную работу за "шторками".
О дубовой роще - ж.р., ед.ч., П.п.
Красивыми озерами - мн.ч., Т.п.
Проверьте свою запись с записью товарищей. Исправьте ошибки, недочеты, если они имеются.
5.Проверка усвоения изученного материала
- Подведем итоги исследовательской работы.
- Над какой темой сегодня работали на уроке? (имя прилагательное)
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- Имена прилагательные обозначают …
- Как изменяются имена прилагательные?
- Имена прилагательные связаны с какой частью речи?
- Как называется такая связь?
- Начальная форма имени прилагательного это ….
6.Рефлексия
И заключительный разговор нашего урока-исследования.
Сигнальная карточка.
Молодцы! Урок окончен.
Март зиму к_нчает, в_сну н_чинает. 1 уровень: Вставить пропущенные буквы. Поставить ударение. 2 уровень: Вставить пропущенные буквы найти сущ., определить род, число. 3 уровень: Вставить пропущенные буквы найти сущ., определить род, число. Составить предложение со словом весна. ____________________________________________________________________ |
Март зиму к_нчает, в_сну н_чинает. 1 уровень: Вставить пропущенные буквы. Поставить ударение. 2 уровень: Вставить пропущенные буквы найти сущ., определить род, число. 3 уровень: Вставить пропущенные буквы найти сущ., определить род, число. Составить предложение со словом весна. ____________________________________________________________________ |
Март зиму к_нчает, в_сну н_чинает. 1 уровень: Вставить пропущенные буквы. Поставить ударение. 2 уровень: Вставить пропущенные буквы найти сущ., определить род, число. 3 уровень: Вставить пропущенные буквы найти сущ., определить род, число. Составить предложение со словом весна. ____________________________________________________________________ |
Карточка – исследователя «Верные и неверные утверждения»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Карточка – исследователя «Верные и неверные утверждения»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 вариант | 1 вариант | 1 вариант | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЦВЕТ | ЦВЕТ | ЦВЕТ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2 вариант |
2 вариант | 2 вариант |
РАЗМЕР | РАЗМЕР | РАЗМЕР |
|
||
|
||
|
3 вариант |
3 вариант | 3 вариант |
МАТЕРИАЛ | МАТЕРИАЛ | МАТЕРИАЛ |
|
||
|
||
|
4 вариант |
4 вариант | 4 вариант |
ВРЕМЯ | ВРЕМЯ | ВРЕМЯ |
|
||
|
||
|
5 вариант | 5 вариант | 5 вариант |
ПРИНАДЛЕЖ-НОСТЬ КОМУ-ЛИБО |
ПРИНАДЛЕЖ-НОСТЬ КОМУ-ЛИБО |
ПРИНАДЛЕЖ-НОСТЬ КОМУ-ЛИБО |
|
||
|
||
|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Весна, весна! Пришла весна!
(хлопки в ладоши)
Тепло на крыльях принесла
(прыжки на месте)
И вот на самом солнцепеке
С поднятой гордо головой
(ходьба)
Расцвел подснежник голубой
(руки в стороны)
Он весь пушистый, серебристый,
(приседания)
На солнце маленький стоит
(прыжки)
Посланец он весны надежный,
Он не боится холодов.
(наклоны туловища)
За ним придут цветы другие,
Он первенец среди цветов.
(повороты влево – вправо).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Весна, весна! Пришла весна!
(хлопки в ладоши)
Тепло на крыльях принесла
(прыжки на месте)
И вот на самом солнцепеке
С поднятой гордо головой
(ходьба)
Расцвел подснежник голубой
(руки в стороны)
Он весь пушистый, серебристый,
(приседания)
На солнце маленький стоит
(прыжки)
Посланец он весны надежный,
Он не боится холодов.
(наклоны туловища)
За ним придут цветы другие,
Он первенец среди цветов.
(повороты влево – вправо).
Ученик:
- Март – слово нерусское, оно пришло к нам из Византии. Наши древние предки называли этот месяц протальник, капельник.