Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Приемы словарной работы на уроках русского языка

Словарная работа – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.
Начальное обучение – важное время жизни для тех, кого мы называем будущие члены общества. То, как проходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на их дальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества.
Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.
Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма", - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ.
Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на безударных гласных, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов, вплоть до оканчивающих среднюю школу. У большинства школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей. Это объясняется самой природой гласных звуков. В отличие от согласных, которые, по образному выражению одного из грамматистов, являются берегами нашей речи, гласные звуки вливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимая разнообразные формы. В пределах одного и того же языка различные диалекты его отличаются преимущественно гласными звуками. Даже в корнях слов, являющихся основными элементами нашего языка, они произносятся вполне определенно и отчетливо только под ударением, а в безударном положении изменяют свое звучание. Поэтому в словах между гласными буквами и звуками, которые обозначаются этими буквами, часто не наблюдается соответствия. Поэтому перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача – добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов. В качестве отправной точки служит, с одной стороны, ударение, с другой – словоизменение и словообразование. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую "орфографическую зоркость", добиться определенной самостоятельности орфографического мышления. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. И каждый педагог знает, с каким трудом дается изучение словарных слов, как быстро ученики устают от монотонного повторения. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить школьника писать эти слова без ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над словами с непроверяемым написанием вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.
Продуктивной эту работу можно считать, когда она отражается на развитии всех видов памяти школьников: слуховой, зрительной, тактильной, эмоциональной, артикуляционной. Предлагаем упражнения и задания, которые направлены на изучение слов с непроверяемым написанием и основаны на работе с разными видами памяти.
1.
Игра «Знаток словарных слов».
Ученик (предполагаемый знаток) выходит к доске. Двое учеников из класса приносят красивую заставку «Знаток словарных слов». Ученики называют изученные словарные слова, а знаток должен их орфографически правильно проговорить. Если ученик одержит победу и допустит не более одной ошибки, то он получает медаль «Знаток словарных слов». Получивший за весь учебный год 10 таких медалей в конце получает диплом «Знаток словарных слов».
2.
Использование магнитной азбуки на доске: «Подул ураган, все буквы в слове перемешал». Ученики выходят по очереди и восстанавливают слово.
3.
Запоминание орфографического облика слова. Закрывается часть записанного на доске слова, ученики должны его угадать. Иногда можно оставить открытым маленький кусочек слова, ученики подбирают по нему другое словарное слово. Таким образом, повторяется несколько словарных слов.
4.
Слова написаны на карточках, карточки разрезаны на части. Задание: «Соберите слова».
5.
Групповые картинные диктанты. На листе (формат А3) сюжетная картина, на которой изображено много предметов, названия которых — словарные слова: лес, медведь, заяц
и пр.
6.
Карточки с предложениями, в которых словарное слово заменено картинкой. Надо вставить слово и при необходимости изменить форму слова.
7.
Групповая игра «5 попыток узнать».
Группа загадывает словарное слово, остальные делают пять попыток узнать слово, называя его различные признаки.
8.
Игра «Посылка». Рисунок зайца. Заяц держит табличку: «Я заяц. Можете называть меня Зая. Я люблю ... (ученики прикрепляют карточки со словами морковь, капуста), я люблю кататься на ... (ученики прикрепляют слова коньки, машина, автобус) и т.п. После того как все возможные  слова прикреплены, ученики составляют целый рассказ и еще раз убеждаются в необходимости замечать словарные слова с измененной формой слова. В этой игре активно развивается речь школьника.
9.
Из счетных палочек составляют словарные слова. Задание направлено на развитие мышления, двигательной памяти,
 
10.
Ученики рисуют слова пальчиками, обмакнув их в акварели, пишут и проговаривают. Это задание развивает зрительную и тактильную память.
11.
Игра «Соревнование». Играют две команды. На доске записаны в два столбика словарные слова с пропущенными буквами.
лаг..рь
т..традь
к..стер
с..рень
р..бята
св..бода
ул..ца
р..стение
Ученики должны подойти к доске, по очереди от каждой команды, написать пропущенную букву в слове. Выигрывает та команда, которая быстрее вставит буквы и выполнит задание без ошибок.
12.
Различные шарады. «Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное слову красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс — как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным».
Этот дидактический материал оживляет работу на уроке, делает ее более занимательной, интересной, способствует быстрому запоминанию трудных слов. Подобная работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, учит делать
выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.
Организация словарной работы с использованием тематической лексики в настоящее время получила научную основу. Исследование лексики как системы позволило ученым лингвистам прийти к выводу о наличии в ней различных микросистем, в том числе и тематических групп слов.
Именно тематические группы являются основой системного расширения словарного запаса школьников. Л.А. Новиков справедливо отмечает, что «при характеристике слова в том или ином значении важно не только показать, с какими словами в речи сочетается данное слово, но и поставить его в ряд с ближайшими соседями по парадигме—синонимами, антонимами, тематически близкими словами, что, безусловно, способствует более эффективному усвоению лексики».
Одна из тематических групп, выделяемых в словарном составе современного русского языка, — это спортивная лексика. Слова этой группы относятся к общеупотребительной лексике, активно используются в текстах различной жанровой принадлежности. Названная тематическая группа включает более четырехсот лексем, которые обогащают словарь учащихся.
Анализ спортивной лексики говорит о том, что внутри этой группы можно выделить несколько подгрупп.
I.
Слова — названия видов спорта. Большинство из них относятся к заимствованной лексике, например, название спортивной командной игры  баскетбол английского происхождения (basketball — basket — корзина, ball — мяч); бокс от английского box — удар; гимнастика (gymnastic) в переводе с древнегреческого обнаженный.
II.
Слова наименования спортсменов, занимающихся тем или иным видом спорта:
футболист, хоккеист, баскетболист, теннисист, биатлонист, волейболист и др.
Тематические подгруппы виды спорта и спортсмены тесно связаны между собой. Большинство названий спортсменов образовано от наименования соответствующего вида спорта с помощью прибавления суффикса -ист:
футбол — футболист, хоккей — хоккеист.
III.
Наименования спортинвентаря— слова, называющие совокупность предметов, используемых в спортивных состязаниях:
— приспособления для водных видов спорта: байдарка, каноэ, яхта, лодка, весло;
— для занятий спортом на суше: брусья, доска, канат, шахматы, мишень, мяч.
Часть этих слов (бревно, весло, мяч, лук, конь, копье) относятся к общеславянской лексике.
Встречаются собственно русские слова — байдарка, винтовка, лодка, лыжи, шахматы.
Некоторые слова (мишень, лента, штанга, шайба) заимствованы из других языков.
IV.
Слова обозначения мест для занятий спортом: бассейн, ипподром, каток, поле, ринг, тир, трамплин. В одной подгруппе много заимствованных слов: бассейн, трамплин— из французского языка, ипподром— греческого происхождения,  корт и ринг— английского.
V.
Слова наименования спортивных обществ и их членов: капитан, клуб, команда, секция.
VI.
Слова, именующие виды спортивных соревнований.
Здесь выделяются:
— слова, обозначающие конкретное соревнование в близких видах спорта: забег в легкой атлетике и конькобежном спорте, заплыв в плавании, заезд в велосипедном, конном, санном и других видах спорта;
— слова, обозначающие часть соревнования: раунд (промежуток времени, в продолжение которого происходит одна схватка боя в боксе); тайм— часть спортивной игры в футболе;
— слова, обозначающие начало и конец отдельного соревнования: старт, финиш; финал, полуфинал (встреча на первенство, предшествующая финалу).
Некоторые лексемы анализируемой тематической группы вступают в омонимические отношения.
Например, омонимический ряд слова лексемы бокс включает четыре члена:
Бокс (только ед. ч.) - вид спорта, кулачный бой в специальных перчатках между двумя спортсменами.
Бокс (только ед. ч.) - вид мужской стрижки.
Бокс (спец.) - хромовая кожа специальной выделки.
Бокс - изолированное помещение.
При этом бокс — вид спорта, бокс — название стрижки являются полными омонимами, так как сопоставимы друг с другом при формообразовании. Оба эти омонимы употребляются только в единственном числе.
Бокс — вид спорта и бокс — изолированное помещение являются неполными омонимами, потому что первый из них не имеет форм множественного числа.
Для эффективного усвоения учащимися спортивной лексики целесообразно использовать следующие практические задания.
Задание 1.
Объясните значение слов: чемпион, бадминтон, регби, финиш, кросс, гонщик, теннисист, трамплин, турник, хоккей, эстафета.
Задание 2.
Распределите слова по группам.
Байдарка, стадион, теннисист, олимпиада, футболист, турнир, спортивный зал, брусья, корт, чемпионат, гимнаст, мяч, лыжи.
Задание 3.
Напишите сочинение на тему «Мой любимый вид спорта».
Задание 4.
1) Выпишите из словаря (на уроках использовался школьный словарик, Толковый словарь С.И. Ожегова) значение слов гимнастика, фехтование, теннис и др.; 2) составьте с ними предложения; 3) образуйте от названия вида спорта наименование спортсмена, который данным спортом занимается; 4) расскажите о знаменитых спортсменах
На уроке русского языка по теме «Виды предложений по цели высказывания и интонации» в качестве продолжения работы можно предложить учащимся продолжить ряд слов, называющих игры, в которые играют мальчики, и выделить в этом ряду для семантического анализа слово хоккей.
Учитель.
Хоккей— английское слово, появилось у нас сравнительно недавно, в 30–40е годы XX в. Что такое хоккей? Это спортивная командная игра на ледяном или травяном поле, в которой мяч или шайба специальными клюшками забивается в ворота противника.
Родина травяного хоккея — Англия, а хоккея на льду — Канада (где в 1866 г. состоялся первый официальный матч). Свой блистательный путь современный хоккей начал на берегах озера Онтарио, близ которого находился канадский военный форт. Как-то в один из морозных дней группа солдат военного гарнизона вздумала погонять палками по льду кем-то брошенную пустую консервную банку. Так родился хоккей. С тех пор прошло почти двести лет. Банку заменили литой резиновой шайбой, появились правила новой игры, которая вскоре пленила многих любителей спорта на Американском континенте. Затем игра перекочевала в Европу. В нашей стране хоккей с шайбой появился в 1946 г. На базе заимствованного из английского языка слова хоккей у нас возникли затем образованные по законам словообразования русского языка слова: хоккейный, хоккеист, хоккеистка. Интересно, что слово хоккей восходит к французскому и обозначает в переводе палка.
Запишите слово хоккей и придумайте с ним предложения разных типов.
Домашнее задание: напишите мини-сочинение на тему «Хоккейный (футбольный) матч».
На уроке русского языка по теме «Главные члены предложения» на этапе каллиграфической минутки учащиеся могут прописывать букву В и слово на эту букву велосипед, над которым велась специальная работа.
Учитель.
Велосипед изобретен в XIX в., и само название появилось тогда же. Это слово состоит из двух латинских корней: velox — быстрый и pedes — ноги, то есть велосипед— это буквально быстроног. Так назвали машину потому, что она предназначалась для быстрой езды при помощи силы ног человека. Почему же, в конце концов, машина получила латинское название? На Западе и в России долгие столетия латинский язык считался языком особо образованных людей. Этот язык знали ученые, церковники, врачи. Поэтому латинские слова очень часто употреблялись в речи. Переводили даже свои фамилии. Так, в XIX в. уже встречалась фамилия Велосипедов вместо Быстроногов.
Задание для учащихся. Образуйте от названия средства передвижения наименование человека, который ездит на велосипеде, а также наименования спортсменов, занимающихся фигурным катанием, фехтованием, регби. Пользуйтесь толковыми словарями. С выбранными словами составьте предложения и выделите в них грамматическую основу.
В процессе работы на уроке и во внеурочное время учащиеся могут завести словарики по теме «Спорт». Приведем примеры словарных статей, составленных учениками под руководством учителя.
Лыжи. Это слово известно на Руси с XII в. В наших народных говорах и сейчас еще звучат слова  лызнутъ в значении «убежать», лызок—«бегство» (да и современное  улизнуть означает то же самое). Лыжи с ними в родстве. Недалеко отсюда и до болгарского лъзгам— скользить; да и до псковского сълизгатъся — скользить по льду. Так что кататься на лыжах — это непременно означает бегать на них. Хотя кому что нравится.
Мяч. Даже трудно поверить в то, что мяч, вернее, его название связано со словами мягкий, мякоть, мякиш. Полвека назад в псковских деревнях девушки еще пели частушку:
Пущу мячик по дорожке,
Пускай мячик катится...
Связь со словами родственниками еще не была разорвана. Однако сейчас вряд ли кто из вас догадается, почему мячик называется мячиком. Без мяча не состоялись бы многие спортивные состязания. Попробуйте перечислить, какие именно.
Сани. В древнерусском (и старославянском) языке санъ значило змея. Два полоза зимней повозки, скользящей по снегу, напоминали нашим предкам дружно ползущих змей.
Кстати, сами эти скользкие брусья были так названы тем же словом, что и одна из неядовитых змеиных пород — полоз. Вот как тесно переплелись друг с другом сани, змеи, полозы и полозья.
Стадион. Три тысячи лет назад в прекрасной Элладе далекие предки современных греков эллины — провели первую Олимпиаду. Эллины ценили красоту, а красивыми у них считались люди крепкие, здоровые, ловкие. Возник обычай проводить состязания с участием атлетов всей Эллады. Сначала атлеты соревновались только в коротком беге — один стадий, т.е. на 192 м 27 см. От названия этой первой дистанции и произошло слово стадион.
Эстафета. Прямое значение выражения эстафету принять (передать, донести)
вам наверняка понятно. По происхождению слово эстафета— французская переделка итальянского слова, обозначающего гонец. Название это произошло от слова  стаффа (стремя). Некогда срочные письма посылались особыми конными нарочными. По дороге они передавали друг другу срочный пакет, едва успев соприкоснуться стременами при встрече. Теперь мы также называем эстафетным бегом состязание с передачей на бегу эстафеты — палочки, заменяющей письмо.
Целесообразно использовать спортивную лексику для обучения младших школьников распределению слов по тематическим группам. Приведем фрагмент урока по теме «Подлежащее».
Учитель.
Вы посмотрели футбольный матч, место для занятий этим видом спора — стадион. Название вида спорта — футбол, матч— это вид спортивного состязания. Спортсмен, играющий в футбол - футболист. За соблюдением правил игры на поле следит судья, или рефери. Спортинвентарь для игры — мяч.
Попробуйте выделить нужные компоненты и установить связи к словам гимнастика, бокс и т.д.
Гимнастика — гимнастический зал, гимнасты, кольца, брусья, бревно, состязание, чемпионат, судья, тренер, оценка, турнир.
На уроке по теме «Имя существительное» учащимся предлагается выполнить следующие задания.
Продолжите ряды слов.
1. Названия видов спорта: атлетика...
2. Названия спортинвентаря: мяч, весло...
3. Названия мест для занятий спортом: стадион...
4. Спортивные общества: клуб, команда...
5. Названия спортивных состязаний: чемпионат, олимпиада...
На материале спортивной лексики учеников можно познакомить с явлениями омонимии и синонимии. Так, например, на уроке по теме «Учимся писать письма» можно предложить ученикам написать своим сверстникам письмо об интересующем их виде спорта, используя слова-омонимы. Например, рассказывая в письме о толкании ядра, ученики, пользуясь словарем, сначала объясняют значение слова ядро.
Ядро— спортивный снаряд — металлический шар для толкания.
Ядро— старинный орудийный снаряд в виде шара.
Ядро— внутренняя, центральная часть чего-нибудь.
Ядро— внутренняя часть плода, семя, заключенное в твердую оболочку.
Ядро— часть клетки животного и растительного организма, в которой сосредоточена основная масса нуклеиновой кислоты.
Ядро— основная часть какого-нибудь коллектива, группы.
Для того чтобы в сочинении не повторялись одни и те же слова при описании места действия или этапов состязания, учащиеся могут подобрать синонимы и антонимы к словам победитель, соревнование, старт, упражнение.
Большое внимание необходимо уделять творческим упражнениям: составлению предложений, текстов, анализу текстов на спортивную тему, сочинением на тему «В спортивном зале», «Наш чемпионат», «На уроке физкультуры» и т.д.
Работа по обогащению словаря учащихся спортивной лексикой должна вестись систематически и целенаправленно с использованием разнообразных приемов: слово учителя, работа с текстом, наблюдение, задания на классификацию, работа со справочной литературой, творческие задания. Благодаря этому у учащихся развивается интерес как к занятиям спортом, так и к словам этой тематической группы. Как показал наш опыт, ученики проявляют к этой тематике интерес, начинают задавать вопросы, читать спортивные газеты, смотреть спортивные каналы, активно следят за успехами наших спортсменов на международных соревнованиях, у них появляется желание самостоятельно выяснить значение непонятных слов спортивной тематики.
 
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Русский язык. 3 класс. М., 2013.
Новиков Л.А. Семантика русского языка. М., 1982.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2013.
Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студентов
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2014. N 9
Литературное чтение. I класс (авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина): В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.
Филин Ф.П. О лексикосемантических  группах слов. Минск, 1994.
Фомина М.И.  Современный русский язык. Лексикология: Учеб. пос. М., 2011.
Шмелев Д.Н.  Современный русский язык.   Лексика: Учеб. М., 1977.
Шмелев Д.Н.  Проблемы семантического  анализа лексики: Учеб. пос. М., 1993.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»