Внутришкольный конкурс профессионального
мастерства как форма подготовки педагогов
к участию к профессиональным
конкурсам различного уровня
Семенякина Виктория Юрьевна
Одной из форм методического совершенствования является участие педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства. Участие в профессиональных конкурсах позволяет педагогу переосмыслить собственную педагогическую деятельность, получить независимую оценку этой деятельности педагогическим сообществом, прокачать свои профессиональные компетенции и личностные качества.
Сегодня у педагога довольно много возможностей, чтобы проявить себя и свои профессиональные достижения на любом уровне и в любом качестве, спектр педагогических конкурсов довольно широк – для учителей, педагогов дополнительного образования, методистов, работников службы сопровождения детей, конкурсы педагогического мастерства, конкурсы методических разработок, творческие конкурсы.
Тем не менее практика показывает, что большинство образовательных организаций ежегодно сталкивается с проблемой выдвижения от своего учреждения кандидатов от на участие в профессиональных конкурсах любого вида и уровня. Невысокая мотивация педагогов для участия в конкурсах обусловлена как объективными, так и субъективными причинами: большая загруженность, страх соперничества, отсутствие навыков публичных выступлений.
Анализ конкурсных материалов (анкеты участника, технологические карты/ конспекты уроков, презентации) на начало подготовки к конкурсу и собеседования с педагогами позволяет сделать следующие выводы - подавляющее большинство педагогов, не зависимо от возраста, стажа и опыта работы, испытывают затруднения:
Сегодня у педагога довольно много возможностей, чтобы проявить себя и свои профессиональные достижения на любом уровне и в любом качестве, спектр педагогических конкурсов довольно широк – для учителей, педагогов дополнительного образования, методистов, работников службы сопровождения детей, конкурсы педагогического мастерства, конкурсы методических разработок, творческие конкурсы.
Тем не менее практика показывает, что большинство образовательных организаций ежегодно сталкивается с проблемой выдвижения от своего учреждения кандидатов от на участие в профессиональных конкурсах любого вида и уровня. Невысокая мотивация педагогов для участия в конкурсах обусловлена как объективными, так и субъективными причинами: большая загруженность, страх соперничества, отсутствие навыков публичных выступлений.
Анализ конкурсных материалов (анкеты участника, технологические карты/ конспекты уроков, презентации) на начало подготовки к конкурсу и собеседования с педагогами позволяет сделать следующие выводы - подавляющее большинство педагогов, не зависимо от возраста, стажа и опыта работы, испытывают затруднения:
- при целеполагании в своей профессиональной деятельности;
- в формулировке педагогического кредо;
- при составлении технологической карты/ конспекта мероприятия в части формулировки актуальности темы занятия, педагогической цели, организационно-методических задач, определения современных педагогических технологий, используемых на уроке/занятии;
- в логическом структурировании информации (даже с опорой на образец);
- в систематизации используемых приемов, методик работы с обучающимися;
- в описании количественных и качественных показателей своей деятельности;
- не используют яркие примеры и образы в своем выступлении, демонстрируют отсутствие творческого подхода;
- не умеют и боятся публично выступать.
В связи с этим целесообразно начинать подготовку к конкурсным испытаниям задолго до подачи заявки на участие в конкурсах профессионального мастерства на уровне района и, тем более - города. Одной из самых оптимальных форм подготовки к педагогическим профессиональным конкурсам является организация и проведение на базе образовательной организации внутреннего конкурса для педагогов (далее – внутришкольный конкурс), основными задачами которого будут:
- создание условий для роста профессионального мастерства педагогов;
- обмен педагогическим опытом;
- выявление новых образовательных форм и технологий;
- развития творческого потенциала педагогов;
- определение педагогов для представления на конкурсах профессионального мастерства на уровне района.
Организация внутришкольного конкурса для педагогов дает возможность потенциальным участникам конкурса районного и (или) городского уровня:
- получить практический опыт составления конкурсных материалов;
- сформировать базовый пакет конкурсных материалов, который, при необходимости корректировки с учетом новых конкурсных условий, затребует минимум времени;
- получить практический опыт участия в ряде подобных конкурсных испытаний и, как следствие, снять психологические зажимы, связанные с публичным предъявлением собственного опыта;
- проанализировать, систематизировать свой профессиональный опыт, приобрести новые профессиональные компетенции.
Для проведения такого внутришкольного конкурса необходимо тщательно изучить требования к номинациям, участникам и испытаниям, обозначенным в положении конкурса на уровне района, определить существующие временные, материально-технические и кадровые условия образовательной организации для проведения внутришкольного конкурса и определение состава возможных участников, номинаций и сроков проведения конкурса. После чего организация и проведение внутришкольного конкурса возможно в несколько этапов:
1.Организационный этап
1.Организационный этап
- разработка положения конкурса;
- информирование педагогического коллектива о старте конкурса, формирование состава участников конкурса и жюри;
- проведение анкетирования педагогов, подавших заявку на участие в конкурсе, на предмет выявления их профессиональных затруднений.
На данном этапе необходимо сформировать команду наставников (рабочие группы) для подготовки педагогов, участвующих в конкурсе, к конкурсным испытаниям, и составить план работы с конкурсантами. В состав рабочих групп могут быть включены заместитель директора по соответствующему направлению, методисты, педагоги-организаторы, педагог-психолог, опытные педагоги. Каждая группа отвечает за
План работы с конкурсантами должен включать:
План работы с конкурсантами должен включать:
- психологическую подготовку педагогов к участию в профессиональных конкурсах;
- обучение грамотному оформлению конкурсных материалов, в том числе написание статей, информационных карт;
- техническую подготовку (работа с программными пакетами для составления презентаций и видео);
- методическую подготовку (открытые занятия);
2.Основной этап
- непосредственное проведение конкурсных мероприятий.
На данном этапе членам рабочих групп важно осуществить грамотное методическое сопровождение конкурсанта, которое выражается в гибком реагировании на степень профессиональной готовности участника к конкурсу. Также необходимо обеспечить индивидуальное сопровождение участников конкурса на конкурсные испытания с последующей рефлексией.
3.Заключительный этап
3.Заключительный этап
- завершение конкурсных испытаний.
На заключительном этапе необходимо организовать круглый стол со всеми участниками конкурса (непосредственно конкурсанты, члены рабочих групп и жюри конкурса, административная команда). В рамках круглого стола важно провести анализ работы всех участников и саморефлексию конкурсантов по итогам всех конкурсных испытаний. Такая работа позволит определить практическую и психологическую готовность конкурсантов к участию в профессиональном конкурсе на уровне района.
Таким образом организация конкурсов профессионального мастерства внутри образовательной организации имеет большой потенциал для всего педагогического коллектива:
Таким образом организация конкурсов профессионального мастерства внутри образовательной организации имеет большой потенциал для всего педагогического коллектива:
- происходит осознание своих возможностей и готовности участвовать в конкурсе профессионального мастерства;
- происходит раскрытие способностей, личностных и профессиональных качеств, утверждение конкурсанта в условиях конкурса, подтверждение своего профессионального уровня;
- происходит более глубокое осмысление профессиональных ценностей, необходимость роста профессиональной успешности.