Элементы динамики обучения
Никитина Эльвира Сергеевна
Истинной целью аудитории колледжа является «работа», и только на основе понимания препятствий для работы, которые вытекают из сложности задачи учителя, разнообразия студентов, а также характера развития группы, учитель может внести свой оптимальный вклад в эту цель. Mann (1970. p.vi) Мы, люди, в большей степени способны к разумному и логическому, неэмоциональному мышлению, чем другие млекопитающие, но мы также способны к эмоциональному и иррациональному мышлению. Эмоции являются универсальной ответной реакцией, имевшей столь важное значение в доисторическую эпоху в ситуациях «бей или беги», и не исчезли полностью по мере того, как адаптировались, выбирались и добавлялись новые модели поведения (Alcock, 1979). Не удивительно, то, что наша уникально человеческая способность мыслить рационально, неэмоционально, сосуществует с очень эмоциональным наследием. Человеческие эмоции в образовании на уровне колледжа – это тема, которая проходит через всю эту книгу, но две главы, данная глава и четвертая, специально ей посвящены. В этой главе исследуется много аспектов влияния эмоций на межличностные отношения в учебной группе. В ней обсуждаются положительные эмоции, которые стимулируют максимум усилий и уверенность в себе, и негативные эмоции, которые подрывают и то, и другое. Подробно обсуждается со-относимость эмоциональных потребностей к преподаванию и обучению преподавателя и студентов, а также их стратегии управления эмоциями. Глава четвертая посвящена роли эмоций в создании интеллектуального воодушевления, а также драматическим приемам, используемым преподавателями колледжа для стимулирования своих студентов. Несмотря на то, что аудитории колледжа - это драматические арены с интеллектуальными целями, отношения между преподавателями и студентами гораздо серьезнее, чем у исполнителя и зрителя. Учебные заведения создают условия, в которых происходят мириады межличностных столкновений, и мимолетных, и затягивающих, неизбежно возникающих между участниками. Как и во всех межличностных столкновениях, преподаватели колледжа и студенты используют стратегии, направленные на усиление положительных и уменьшению негативных чувств по отношению к себе. Хотя группы имеют разные межличностные проблемы, в основном в результате различных объемов власти, которую они имеют в контексте классной аудитории, и те, и другие стремятся удовлетворить свои основные потребности в привязанности и контроле. Способы, которыми преподаватели и студенты удовлетворяют эти потребности, производят предсказуемые феномены межличностного взаимодействия, которые влияют на степень, в которой, и на условия, при которых студенты мотивированы на освоение представленного им материала. Отношения, влияющие на феномены межличностного взаимодействия в учебной среде. Отношения студентов. Студенты сильно различаются по своему подходу к порученной работе и степени, в которой они применяют свои интеллектуальные способности. Некоторые из них будут делать все, что от них требуют, послушно читать задание и запоминать каждое определение, написанное на доске. Однако, такие студенты могут быть разочарованы в учителе из-за своей чрезмерной зависимости. Послушные и покладистые студенты часто излишне беспокоятся о том, как будет оценена их работа. В противоположность этому, некоторые студенты задиристы и недоверчивы. Такое отношение проявляется в тоне их голоса, когда они возражают против замечаний преподавателя, или в пессимистических шутках, которые они отпускают по поводу оценок или эффективности образования. Такой студент может сказать, например, «Какой прок в психологии? Как вы можете реально доказать причины, по которым люди ведут себя именно так, а не иначе?» Студенты, изначально настроенные недружелюбно и с недоверием к преподавателям как к авторитетным фигурам, выявляются как постоянные передовые «комментаторы» группы, задающие открыто критические вопросы по поводу предмета (часто сопровождаемые быстрыми взглядами, ища поддержку со стороны других студентов), а также избегающие прямого визуального контакта и индивидуальных встреч с профессором