Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Современные речевые стратегии
и тактики коммуникации и диалога
Ткачёва Елена Викторовна,
рио директора, учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 653
Калининского района Санкт-Петербурга
Проблема понимания, взаимопонимания и сотрудничества субъектов педагогического процесса в целом и ее отдельные аспекты в последние годы оказались в центре педагогических дискуссий и исследований; коммуникативная компетенция и компетенция сотрудничества определяются как ключевые компетенции ХХI века, входят в структуру профессиональной компетентности учителя и руководителя.
Речевая стратегия, являясь составляющей коммуникативной компетенции и компетенции сотрудничества, представляет собой совокупность запланированных участником коммуникации речевых ходов, направленных на достижение своей цели. В свою очередь, в рамках речевой стратегии принято выделять речевую тактику как отдельный речевой ход в рамках стратегии.
В настоящее время существуют противоречия между современными достижениями психолингвистики эпохи пропаганды, важностью взаимопонимания и сотрудничества субъектов педагогического процесса и отсутствием компетенций, соответствующих современному уровню развития психолингвистики у большей части педагогического сообщества; между необходимостью установления субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе и коммуникации и недостаточностью практики применения адекватных речевых стратегий.
Для обучения педагогов эффективным речевым стратегиям на основе современных достижений психолингвистики предлагается внедрение программы внутришкольного обучения, включающей лекции, учебные видео, презентации, тренинги и практикумы по темам:
Тема 1. Введение. Дискурсы речевой стратегии и тактики.
Дискурсы – это «фактически» творимый в речи связный текст, но рассматриваемый в событийном плане, это текст, в котором актуализируются не только собственно языковые факторы – правила сочетаемости слов и последовательности высказываний, их интонационное оформление, формы переспроса, перебивания партнера, виды реакции на вопрос и т.п., но и неязыковые (экстралингвистические факторы) – познавательные, этнографические, социокультурологические, психологические и др. В дискурсе актуализируются невербальные средства, правила речевого этикета (Конецкая 1997).
Стратегия предполагает планирование действий, связанных с социальными отношениями. Социальные отношения, и особенно социальный контекст использования языка стал в последнее время актуальной лингвистической задачей.
Тема 2. Коммуникативная цель и коммуникативные намерения
Коммуникативная цель – общее целевое начало, которое определяет, задает все речевое поведение субъекта в данном общении: содействие, подчинение, взаимодействие.
Коммуникативное намерение (интенция) характеризует отдельный конкретный речевой акт и тесно связано с мотивацией, мотивом и целью, т.е. побуждающими факторами конкретного речевого действия; различают 5 основных классов коммуникативных намерений (интенций): репрезентативы (например: сообщаю, что, считаю что и т.п.), директивы (например: приказываю, прошу и т.п.); комиссивы (например: обещаю, клянусь и т.п.), экспрессивы (например: извините, привет, спасибо и т.п.) и декларации (например: объявляю, назначаю и т.п.), а также «смешанные» типы.
         Тема 3. Речевые стратегии на основе когнитивного подхода
Когнитивный подход к коммуникации подразумевает анализ сквозь призму личных знаний и опыта взаимодействия с социумом и окружающей средой и в тесной зависимости от психологических, коммуникативных и культурных факторов.
Исследования коммуникации и речевых стратегий, предубеждений и способов их выражения в языке на основе когнитивного подхода проведены авторитетным лингвистом Т.А. Ван Дейком в сотрудничестве с когнитивным психологом Дж.Кинчем. Ключевыми направлениями исследований были следующие вопросы: каким образом люди приобретают социальные знания, как они приходят к тем или иным мнениям, как формируются их установки и как реализуются пристрастные точки зрения.
Ван Дейк выделяет в качестве основного типа репрезентации знаний, мнений, убеждений, взглядов человека «модель ситуации». В основе модели ситуации лежат личностные знания, аккумулирующие индивидуальные опыт, установки, намерения, чувства и эмоции конкретного человека. Следствием этого является то, что люди говорят не столько о действительной реальной ситуации, сколько о субъективной модели ситуации.
Эффективная коммуникация для формирования или изменения представления, установки или точки зрения, по мнению Ван Дейка, состоит в отборе наиболее значимой в данном контексте и для данных коммуникантов информации и её доведении через речевые стратегии обобщения, приведение примера, поправка, усиление, уступки, повтор, контраст и др.
Тема 4. Речевые стратегии на основе НЛП: рефрейминг и подстройка
Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это модель обучения навыкам коммуникации, подход к самосовершенствованию и воздействию на других. В основе НЛП техника копирования вербального и невербального поведения успешных людей.
Рефрейминг – это принцип, что «в любой ситуации есть позитивный ресурс», только его нужно увидеть и постараться использовать; это изменение контекста или ценности рассматриваемого явления.
Рассматриваются рефрейминг контекста, рефрейминг содержания, подстройка, 6-ти шаговый рефрейминг, инструментарий рефрейминга.
Рефрейминг контекста: в разных ситуациях одно и то же поведение может оказаться и полезным и вредным. В данном случае, если изменить контекст сообщения, то меняется и подход к содержанию.
Рефрейминг содержания: состоит в том, чтобы изменить ценность самого сообщения. Например, если человек лжет, значит, у него есть хоть какая-то цель. Рефрейминг содержания направлен в первую очередь на изменение восприятия объекта, что для субъекта проявляется в смещении смысловых акцентов и приводит к возникновению новых ощущений.
Трудно переоценить значение установления контакта с собеседником для эффективной коммуникации.
Подстройка - инструмент, посредством которого мы достигаем раппорта - взаимопонимания, эмоционального и интеллектуального единства с нужными людьми. Подстраиваясь, мы как бы входим в резонанс с другим человеком, настраиваемся на одну волну с ним.
Подстройка включает:
Язык тела - положение тела, выражения лица, жесты рук, дыхание и контакт глаз.
Голос – подстройка по тональности, скорости, громкости, ритму и четкости речи.
Слова - подстройка по предикатам. Если использует, главным образом, визуальные слова, вам также следует использовать визуальные слова (аналогично для аудиальных, кинестетических и аудио-дигитальных)
Эффективные речевые стратегии могут использоваться в воспитательной, профилактической, организационно-административной работе.
Литература
Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997 – 304с.
Ричард Бендлер, Джон Гриндер. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий. Перев. с англ. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 256 с. ISBN 5-87224-072-1
Т. А. ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. Пер. с англ. / Сост. В.В.Петрова; Под ред. В.И.Герасимова; Вступ. ст. Ю.Н.Караулова и В.В.Петрова. М.: Прогресс, 1989. С. 294-300. Пер. О.А.Гулыги.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»