Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

К вопросу профессиональной компетентности педагога

Ольшанский Даниил Александрович
В становлении личности важнейшее значение имеет образование. Оно обеспечивает  не только познание мира, но и развитие индивидуальности человека.  Современный рынок труда предъявляет высокие требования,  как к профессиональным знаниям, так и общей гуманитарной подготовке. Хороший специалист постоянно пополняет и совершенствует свои знания.
Современный рынок труда предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников, востребует их личностные качества. Присоединение России к Болонскому процессу также определяет необходимость перехода на общий язык, терминологию, с помощью кото­рой можно было бы описать образовательный процесс, в частности, его цели и результаты. Поскольку компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, то он является гуманитарным в своей основе. Как известно, цель гуманитарного образования – не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере деятельности, но и развитие у него кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. [2, с.134]
 Стандарты профессио­нального образования нового поколения уже формулиру­ются на языке компетенций, однако внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует ре­шения многих исследовательских задач.
Внутри компетентностного подхода выделяют два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность», на которых строится профессионализм человека. Профессионализм человека, согласно Е.И. Рогову, - это совокупность психофизиологических, психологических и личностных изменений, происходящих в нем в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях.[5,с.30]
Чрезвычайно важными сегодня становятся профессиональная компетентность, профессиональная мобильность и педагогическое мастерство  преподавателя. Природа этих качеств такова, что они, являясь продуктом усвоения преподавателем профессиональных знаний и способов действий, адекватных выполнению функциональных обязанностей в соответствии с современными требованиями, не напрямую вытекают из их совокупности, а проявляются в виде его профессионально-педагогической самореализации.[4]
В.Н.Введенский считает целесообразным введение понятия «профессиональная компетентность», которая обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности».[1]
 Выделяют различные подходы к пониманию содержания и сущности «профессиональной компетентности». Профессиональная компетентность – это совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.[5,с.31] В отечественной науке сегодня профессиональную компетентность определяют как определенное психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции (А.К.Маркова); как наличие специального образования, широкой общей и специальной эрудиции, постоянное повышение своей научно-профессиональной подготовки (В.Г.Зазыкин и А.П.Чернышева); как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности (К.А.Абульханова) ; как потенциальную готовность решать задачи со знанием дела (П.В.Симонов). Показателями профессиональной компетентности являются и общая совокупность объективно необходимых знаний, умений, навыков; и умение правильно распорядиться ими при исполнении своих функций; и знание возможных последствий определенных действий; и практический опыт; и результат труда человека; и гибкость метода, и критичность мышления; а также профессиональные позиции, индивидуально-
психологические качества и акмеологические инварианты. А.К.Маркова, рассматривая профессиональную компетентность, выделяет следующие её виды: специальная компетентность, социальная компетентность, личностная компетентность и индивидуальная компетентность. Рассматривая сущность профессиональной компетентности непосредственно педагога, и учитывая, что проблема эта стала разрабатываться в науке сравнительно недавно, ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Так, по мнению В.А.Сластенина, И.Ф.Исаева, А.И.Мищенко и Е.Н.Шиянова, профессиональная компетентность педагога выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности», при этом основу структуры компетентности учителя составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность. А.К.Маркова определяет профессиональную педагогическую компетентность как «осведомленность учителя о знаниях и умениях и их нормативных признаках, которые необходимы для осуществления этого труда; обладание психологическими качествами, желательными для его
выполнения, реальная профессиональная деятельность в соответствии с эталонами и нормами». В содержание компетентности педагога включается процесс (составляющие его – педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность) и результат (обученность и воспитанность школьников) его труда. А.К.Маркова обращает внимание на то, что «знания и умения учителя
составляют объективную структуру его труда» и в каждом процессуальном блоке рассматривает объективно необходимые знания и умения, а затем психологические требования к их выполнению. Е.В.Попова, вслед за А.К.Марковой, исследуя психолого-педагогическую компетентность как
интегральную характеристику, тем не менее, подчеркивает большую значимость психологических качеств личности педагога, которые дополняются умениями («техниками»), и, соответственно, при формировании психолого-педагогической компетентности учителя главная роль принадлежит совершенствованию его личности. [3].
    Н.В. Кузьмина определяет профессиональную компетентность как способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется.
А.П. Акимова трактует профессиональную компетентность учителя, как сумму знаний, умений, навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения,- в узком смысле слова и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой – в широком.
В.Р. Веснин под профессиональной компетентностью понимает способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как  в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Р.О. Агавелян особо отмечает, что «…профессионально компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя и достигаются результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой. [1]
Профессиональная компетентность, по Л.Ю.Кривцову, - это интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, навыками и такими компонентами профессионального мастерства, как система профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности.[5]
Компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях.
Литература.
  1. Козырева О.А. Профессиональная педагогическая компетентность учителя: феноменология понятия//Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 2(80)  - с.17-23
  2. Мосягина Г.П. реализация основных положений компетентностного подхода в образовательной деятельности российских ВУЗов.//Профессиональное педагогическое  образование на современном этапе: опыт, традиции и новации: материалы IV региональной научно практической конференции (31 марта 2011 года, г.Буденновск, Филиал ГОУ ВПО СГПИ) 350с.
  3.  Симен – Северская О.В. Педагогическая компетентность и профессионализм учителя // Серия «Гуманитарные науки», выпуск 6 – с.97-100
  4. Ситникова М.И. Формирование культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы. Автореф.  дис. д-ра пед. наук, Белгород, 2008
  5. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для. студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Д. Якушева. – 3-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»