Эмоциональный интеллект и эффективность руководителя
Чернова Ирина Николаевна,
иректор ГБОУ школы № 494
Выборгского района Санкт-Петербурга
иректор ГБОУ школы № 494
Выборгского района Санкт-Петербурга
Командир нужен на параде, а в бою нужен лидер.
П.А.Кропоткин
Быстрые и плохо предсказуемые изменения, происходящие в обществе, выдвигают новые требования к деятельности руководителей образовательных организаций.П.А.Кропоткин
Новые перспективы повышения эффективности управленческой деятельности и инновационного развития открывает использование и развитие эмоционального интеллекта личности.
Умение руководителя устанавливать психологический контакт; владение механизмами согласования целей, действий, идей; умение убеждать людей, вести их за собой, строить бесконфликтные отношения с ними во многом определяют возможность достижения поставленных стратегических и тактических целей совместной деятельности.
Согласно результатам многочисленных исследований, профессиональная деятельность руководителей характеризуется эмоциональной напряженностью, вызванной высокой степенью ответственности, интенсивными межличностными отношениями. При этом в большинстве случаев эмоциональность (выражение эмоций в деятельности, передача эмоциональных состояний и т.п.) противопоставляется рациональности (L. Berkowitz; М. Brenner; В. Burrough, J. Helyar; L. Eron; R. Haare; С. Izard; J. Kagan; L. Mainiero и др.). Эмоциональность часто рассматривается как причина совершения профессиональных ошибок, как фактор снижения качества принимаемых решений и эффективности работы в целом (В.Е. Ashforth, R.H. Humphrey; В. Burrough, J. Helyar; L.A. Mainiero). Однако исследования последнего десятилетия показали, что вопреки сложившимся представлениям, эмоции не вредят процессам принятия решений (из чего вытекает необходимость их устранения или уменьшения), а выступают в роли «советников», так как несут в себе сигналы, помогающие сделать оптимальный выбор (J. Ameriks, Т. Wranik, P. Salovey).
Использование эмоций, эмоционального интеллекта создаёт условия для образования формации руководителей-лидеров, отвечающей вызовам времени.
Руководитель-менеджер | Руководитель-лидер |
Применяет | Придумывает новое |
Заимствует | Вводит |
Поддерживает | Разрабатывает |
Ориентируется на системы и структуры | Ориентируется на людей |
Полагается на контроль | Внушает доверие |
Перспективы краткосрочные | Перспективы долгосрочные |
Основные вопросы «Когда?» и «Кто?» | Основные вопросы «Почему?» и «Зачем?» |
Цель: итог | Цель: горизонт |
Имитирует | Порождает |
Принимает как должное статус-кво | Бросает вызов статусу-кво |
Хороший «классический солдат» | Хороший «хозяин» |
Делает всё правильно | Делает всё правильным |
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) - сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач называется — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия.
Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году.
Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея
Я | Социум | |
Осознание | Осознание своих собственных эмоций - САМОСОЗНАНИЕ | Осознание эмоций других – СОЦИАЛЬНАЯ ЧУТКОСТЬ |
Управление | Управление своими собственными эмоциями - САМОКОНТРОЛЬ | Управление эмоциями других – УПРАВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯМИ |
Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
понимает свои эмоции; знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми; умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими; стремится познавать и обогащать свой внутренний мир; умеет регулировать свои эмоции; умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
конфликтен; раздражителен; нерешителен; стремится держать все под контролем; подвластен сильному чувству гнева.
Эмпирические факты свидетельствуют о том, что эмоционально-положительное отношение к деятельности «со стороны» формирует положительные эмоции у субъекта и повышает продуктивность деятельности при условии, что человек решает сложные задачи. При решении легких задач наиболее эффективной оказывается отрицательная «стимуляция».
Длительность решения задач зависела от эмоционального состояния испытуемых, создаваемого отношением экспериментатора: в целом поощрение ускоряло процесс решения, порицание - замедляло его. Эффект поощрения-порицания изменялся в зависимости от сложности выполняемого задания: в легких задачах похвала не оказывала стимулирующего воздействия, в трудных заданиях - улучшала продуктивность. Напротив, порицание повышало успешность выполнения легких задач и являлось помехой в решении трудных задач. Из этого факта следует, что эффективность необходимо рассматривать в зависимости от характера деятельности, трудности задачи.
Для самооценки EQ может быть использована методика Н.Холла, которая содержит 5 шкал: 1. Эмоциональная осведомленность - это осознание и понимание своих эмоций 2. Управление своими эмоциями 3. Самомотивация - управление своим поведением, за счет управления эмоциями. 4. Эмпатия - это понимание эмоций других людей, умение сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, а так же готовность оказать поддержку. 5. Распознавание и умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
Первый шаг для развития EQ - развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), 1) что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю 2) почему; удовлетворение / неудовлетворение какой потребности послужило причиной 3) что именно; какая ситуация послужила причиной. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных и субъективных сложностей.
Вывод: с учётом гендерных и возрастных особенностей состава руководителей, фактора эмоционального выгорания, объективной сложности ситуаций межличностного управленческого взаимодействия, необходимости распознавать и интерпретировать эмоции, возникающие в процессе деятельности, использовать их для решения управленческих задач в их взаимосвязи с эффективностью деятельности организации, необходимости взаимодействовать со своими партнерами, подчиненными, вышестоящим начальством, чтобы достигать намеченных целей, получать необходимый эффект, использование эмоционального интеллекта представляется важным и недооценённым ресурсом руководителя.
Учет уровня эмоционального интеллекта при профессиональном отборе, аттестации, возможность его развития в ходе подготовки управленческих кадров к организационным изменениям позволят более качественно решать задачи, которые стоят перед системой образования.
Литература
Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013
Дэвид, С. Эмоциональная гибкость / С. Дэвид. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2017
Карузо, Д. Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять / Д. Карузо, П. Сэловей. - Санкт-Петербург : Питер, 2017
Шабанов, С., Алешина Э. Эмоциональный интеллект: российская практика / С. Шабанов, Э. Алешина. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014
Хлебная Елена Анатольевна. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва. ВШЭ.2012