Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка в форме радиолинейки

Письмо из блокадного Ленинграда…

Догадина Анастасия Александровна

Методическая разработка  «Письмо из блокадного Ленинграда»  предназначена для проведения радиолинеек в школах, также может быть использована в качестве литературно-художественной постановки для школьного театра. Радиолинейка рассчитана на широкую аудиторию, поскольку  в ней в доступной и понятной форме рассказывается о жизни в блокадном Ленинграде. В сценарии использован достаточно интересный прием: одновременно показан взгляд на страшные дни Блокады глазами маленького очевидца и взгляд нашего современника, узнавшего о Блокаде из рассказов родных,  книг, документальных фильмов. Радиослушателям дается уникальная возможность создать свое впечатление о тех страшных страницах истории через призму переживаний и видения героев радиолинейки.

Цель проведения радиолинейки – это  расширение знаний учащихся о блокадном Ленинграде, а также воспитание чувства гордости за стойкость  своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Задачи,которые необходимо было реализовать:

1.     Образовательные:

- расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда

2.     Развивающие:

- способствовать развитию творческих способностей учеников

-способствовать развитию познавательного интереса в области истории и литературы

3.     Воспитательные:

- пробудить в детях чувство гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны

- прививать любовь к Отечеству и своей малой Родине

-воспитывать любовь и уважение  к  ветеранам Великой Отечественной войны

Возраст учащихся:1-11 классы

Время проведения:10-15 минут

Возможности использования:

- в качестве общешкольной радиолинейки

- на классных часах

- в качестве литературно-художественной постановки

Оборудование:

- школьный радиоузел

Ход мероприятия:

Ведущий новостей по радио:Январь – месяц особенный для всех ленинградцев. Не только для тех, кто родился и вырос в Ленинграде, кто сражался с фашистами, чтобы отстоять город, кто работал на заводах, приближая Победу, но и для нас, родившихся после войны. Хотя уже много лет город называют Петербургом, для многих людей слова Ленинград и ленинградцы остаются святыми.

Блокада – это страшное слово. В  городе, отрезанном от внешнего мир, а оказалось около 3 миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю.  По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира.  Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

Но город выстоял! 27 января 1944 года в небе над Ленинградом распустились разноцветные цветы. Это был победный салют. Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жители вышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть. По привычке горожане жались к стенам домов, обходили участки улиц с надписями: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», но вспомнив, что немецкие войска от города отброшены, улыбались. Ведь обстрелов больше не было.

Девочка: Папа, папа,  тут по радио про блокаду рассказывали… Как страшно было в Ленинграде … Разве можно детям о таком рассказывать?

Отец: Нужно и по-другому быть не должно.Тебе страшно об этом слышать, а ведь дети в Ленинграде  все это пережили. Ты знаешь, мой папа, твой дедушка, был маленьким, когда началась война…  На полке рядом с дедушкиной фотографией наш семейный альбом, принеси его пожалуйста.

Девочка берет альбом

Девочка: Тяжелый какой…

Из альбома выпадает пожелтевший от времени, сложенный треугольником листок…

Девочка:Ой, а это еще что такое? Бумажка какая-то…

Отец: Это дедушкино письмо, его сохранила твоя прабабушка. Во время войны прабабушка работала в госпитале, а дедушка остался в Ленинграде вместе с тетей и маленькой сестренкой. Читай, Анюта!

Девочка усаживается поудобнее, разворачивает письмо и почти шепотом начинает читать.

«Здравствуй, мама.

Прости, что так долго не писал.

Наступила зима, знаешь, мама, кажется, что нет ни дня, ни дневного света, а только ночь все время, такая бесконечная и холодная… О сестренке я забочусь, как ты и наставляла мне. Мы с Алькой с виду напоминаем кочаны капусты – столько на нас одежек! Мама, я стараюсь не унывать! И Альке не разрешаю. Вместо этого мы садимся за дедушкин большой письменный стол  и при свете коптилки читаем книгу за книгой. Альку потихоньку учу буквам, так глядишь,  к весне весь букварь и освоим. Мама, я отчетливо помню слова отца о том, что если читать буду, то весь мир узнаю. Так и есть, за окном не видно ничего живого, лишь обледеневшие крыши и стены домов, много снега и хмурое небо… а страницы книг открывают мне яркий мир и дают надежду на то, что очень скоро победим немцев!

Твой сын Коленька…

12 декабря 1941 года»

Девочка задумчиво вертит письмо в руках

Девочка:Странно так, казалось, это все давно было и меня это никак не касается. А оказывается вот оно все здесь, в моих руках память, память моей семьи, жизнь дедушки…

 

Отец:  Так и есть, дочка, никто не забыт, ничто не забыто — эти слова  родились в Ленинграде. Да и разве может человек такое забыть, даже если бы и хотел, имел ли право?!

 

Отец про себя:Легко ли человеку, никогда не испытавшему голода, вот так, с ходу, представить себе, что это такое. Что такое долгий ленинградский голод и что значит, при этом голоде кусочек хлеба в 125 граммов, что значит обломок хлебной корки… Нет, требовать этого от человека, выросшего в сытости, в тепле, нельзя, ему рассказывать надо терпеливо, убедительно, воображение его разбудить. Это и называется преемственностью поколений.

Дочка:Папа, папа! О чем ты задумался?

Отец: Знаешь, дочка, много горя пережили жители блокадного Ленинграда, но сердца людей не превратились в камень. Огонь жил в них, и души не очерствели. Люди стремились к добрым делам, спасали друг друга, помогали больным и детям, раненым и инвалидам. Люди жили и в тяжелейшее время могли еще творить. В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Все то время, когда шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих это было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет. (пауза)

Дочка, пойди,  посмотри, не проснулся ли там Мишутка…

Девочка уходит

Отец про себя:И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мое сердце, и я поспешно отвернулся.  Нет, не только во сне плачут мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...

Интернет-источники:

1.     http://www.libtxt.ru/adamovich_ales/13535-Blokadnaya_kniga.html

2.     http://lib.ru/PROZA/SHOLOHOW/sudbache.txt

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»