Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Влияние социальной среды детского оздоровительного лагеря на развитие коммуникативности и социализированности
старших подростков

 

 

Крецер Валентин Маркович учитель биологии школы №577 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

«Другому как понять тебя?»

Ф.Тютчев

 

Помните ли вы, дорогой читатель как это - быть подростком? Помните ли Вы, что значит  «стоять одному против всего мира»? Или просто  стоять перед зеркалом, изучая некстати вскочивший прыщ или уговаривая бороду  расти быстрее? А может Вам сейчас пятнадцать (по паспорту или где-то в глубине души), и вы не понимаете всех этих людей, которые что-то от Вас хотят и не видят вашего желания побыть одному? Или Ваши дети или внуки слушают «неправильную» музыку и носят «неправильную» одежду? Вы уверены, что знаете, что такое «пушка», «угар», и можете объяснить языком Пушкина фразу «когда один жж-юзер забанен в жж другого жж-юзера, тот приходится ему, таким образом, забанатом»? Нет? И Вы собираетесь работать с подростками? Ах, не собираетесь, просто стало любопытно? Ну что ж, постараюсь удовлетворить Ваше любопытство.

Прежде чем приступить к основной части позволю себе маленькое лирическое отступление.  Возможно, когда-нибудь я напишу монографию или кандидатскую диссертацию на тему "Влияние социальной среды детского оздоровительного лагеря на развитие коммуникативности и социализированности старших подростков". Именно в ней я изложу четкие методические рекомендации со ссылками на психологов и классиков педагогики. Сегодня же мне очень хочется, чтобы Вы дочитали мою статью до конца. Поэтому я постараюсь избегать нагромождения терминов и длинных научных формулировок и просто расскажу о том, почему я решил связать в своей работе школу и "пионерский лагерь".

В последние несколько лет я регулярно становлюсь классным руководителем девятого или десятого класса. Довожу их до одиннадцатого, выпускаю, и вновь принимаю девятый или десятый класс. Таким образом, я перманентно работаю с подростками. Рискуя утомить Вас глубинами возрастной психологии, все же опишу основные трудности, с которыми приходится сталкиваться тем, кто общается с ребятами в этот непростой для них период.

Это сложный и во многом противоречивый этап в жизни ребенка. Часто его называют «кризисным периодом». Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Это уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых.  В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения в этом возрасте не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.

Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству. И наоборот, даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. В этом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.

Именно в подростковом возрасте, ребята  воспринимают все новое с изрядной долей подозрительности. Мало того, что постоянно меняется собственное восприятие мира, так еще в ближайшем окружении появляются новые люди. Чего ждать от нового классного руководителя? Можно ли доверять этому человеку? Какие у него требования? А не посягнёт ли он на мою свободу?

Работая со старшеклассниками, я, кроме всего вышеперечисленного, сталкиваюсь с проблемой иного рода. В мои руки попадает класс с уже сложившимися отношениями, иерархией и традициями. Более того, ребята привыкли к определенной модели поведения классного руководителя. Как результат – возникает острая необходимость сориентировать класс на себя. Установить с ними доверительные отношения. Убедить учеников в том, что новый «классный папа» не цербер, и не надзиратель, а советчик, помощник и, если мне сильно повезёт, друг. Возникает закономерный вопрос – как этого добиться?

Интересы ребят разные и то, что нравится одному, вызывает раздражение у другого. Все мои попытки найти универсальную модель поведения терпели крах. Менялся воспитательский класс, и старые методы уже не работали. На словах всё просто: доверяй подростку, будь ему другом и результат не заставит себя ждать. Легко сказать! Вы пробовали дружить по заказу? Мило улыбаться, вовремя говорить «Да ты что!?» или «Во-во, и у меня так!», а в душе зевать во весь рот и думать о каких-то своих делах. Не выйдет –  дети чуют фальшь. Как только Вас поймают на неискренности, можете забыть о взаимном доверии. Исправлять допущенную ошибку придется долго, если вообще получится.

Решение пришло неожиданно и, как это ни странно, всё это время находилось у меня под самым носом. Нужно просто правильно сформулировать проблему и тогда варианты её решения появятся сами.

Вопрос: Чего я хочу добиться?

Ответ: Установления доверительных, уважительных отношений с новым классом и внутри него.

Вопрос: В чём  заключается главная сложность при становлении отношений с новым воспитательским классом?

Ответ: В невозможности найти «ключик» каждому ребёнку.

Вопрос: Что мешает?

Ответ: Уникальность личностных характеристик учащихся. (Неверный ответ.)

Ответ: Нехватка времени для раскрытия «уникальных личностных характеристик учащихся».

Вот оно! В рамках стандартных классных часов и встреч на переменах, невозможно познакомится с каждым и найти подход к каждому. Сразу видится прекрасный выход – устроим расширенный классный час-тренинг (часика на три-четыре) пригласим школьного психолога, и давай знакомится! Прекрасное решение, вот только есть два маленьких «НО». Первое. Более половины подростков, узнав о присутствии психолога, скажут: «Психолог? Это который с психами работает? Нет спасибо я нормальный!». Второе. Представьте себе ситуацию – подходит к Вам  Ваш начальник и говорит:  «В четверг вечером, после работы у нас проходит тренинг на знакомство и сплочение. По времени займёт – часа три-четыре. Явка обязательна!». Представили? Про парикмахерскую, автосервис или день рождения брата вспомнили? Вот и воспитанник ваш, даже если придёт на тренинг, придёт  именно с теми словами на устах, о которых вы сейчас подумали.

Первая проблема решается детальной проработкой того, что Вы собираетесь делать с ребятами и отсутствием посторонних людей на Вашем мероприятии. А как быть со второй? Всё упирается в то, что Вы посягаете на личное время подростка, а значит и на его свободу.

Вывод –  нужно сделать так, чтобы это мероприятие воспринималось не ограничением, а напротив расширением степени свободы.

Вопрос: Как достигнуть расширения степени свободы подростка?

Ответ: Создать условия снимающие ряд ограничений.

Вопрос: Где подросток может чувствовать себя более свободно и раскованно, чем в школе?

Ответ: Конечно, дома! Точно, идём по домам! Да? Вы уверены, что Вас там ждут? Стоп. А Вы вообще уверены, что дома подростку комфортно?

Как же быть? Всё просто. Помните – «стремление к самостоятельности». Дайте подростку полную свободу действий, в чётко очерченных рамках. Рамка школы слишком тесна,  рамка улицы не поддаётся контролю – мы не сможем работать. Меня осенило внезапно. Я вспомнил, где я впервые достиг полного взаимопонимания с подростками. Еще до того, как пошел работать в школу. Детский оздоровительный лагерь. Тот самый, что раньше называли «пионерским».

Работая в дни школьных каникул в лагере, я всегда воспринимал её (работу), как переключение рода деятельности, а значит, как отдых. Я был вожатым на отряде, старшим вожатым, организатором программы, методистом, – и везде я отдыхал. Отдыхал, конечно, не в буквальном смысле, а потому, что всё то,  что в школе требовало неимоверных усилий, в лагере получалось само собой. Я со знанием дела объяснял молодым и неопытным вожатым специфику работы с подростками. Указывал им на ошибки, которые когда-то совершал сам. Учил доверять подросткам и вести ребят за собой. Учил ориентировать детей на себя. Стоп! Совсем недавно я говорил, что это самая большая моя проблема. А теперь говорю, что учил других справляться с ней. Как такое возможно?

Всё просто – в школе ребёнок зажат в жёсткие рамки. Школьная форма, расписание уроков, звонков, домашние задания, оценки. В лагере значительно больше степень свободы. Отношения «ученик-учитель» меняются на «отдыхающий-вожатый» следовательно, детям легче идти на контакт и раскрываться. Вывод прост. Я решил применить свой опыт работы вожатым в своём воспитательском классе и организовать выезд класса в детский оздоровительный лагерь.

Вывод-то прост, однако на практике сделать подобное было совсем нелегко. Как оказалось, такое простое и изящное решение встречает на своём пути огромное количество препятствий, начиная от вечной нехватки времени и заканчивая финансовыми сложностями. Одной из самых больших проблем стало решение вопроса: «Какой лагерь выбрать?». Казалось бы, а какая разница? Постараюсь объяснить. Дело в том, что почти все лагеря работают только летом или, в крайнем случае, в дни школьных каникул. А меня интересовал заезд в лагерь всего на два-три дня в начале осени и, если все сложится удачно, ещё несколько раз в течении года.

В результате выбор пал на один из лагерей в Ленинградской области, который предлагает «путёвки выходного дня». Финансовый вопрос удалось решить на внеочередном родительском собрании. Как оказалось, большинство родителей весьма положительно восприняли мою идею о выезде ребят за город. Единственное, что занимало взрослых больше, чем вопрос «Сколько это стоит?» это «Что они там будут делать?». В этот момент я очень порадовался своему решению составить программу выезда до родительского собрания.

Я постарался скомпоновать её таким образом, чтобы ребята были заняты почти постоянно. Кто-то может сказать, что я тем самым ущемляю пресловутую «свободу» подростка. Это не совсем так. Ведь никто не говорит о том, что участники выезда будут работать 20 часов в сутки. Просто день строится таким образом, что один вид деятельности сменяет другой. При этом каждое мероприятие подобрано с учетом особенностей возраста ребят.

Вы удивитесь, как много можно узнать о ваших учениках, пока они пытаются перевернуть наизнанку одеяло, на котором стоят. Более того, они и сами узнают о себе много нового и щедро делятся этой информацией. Нужно только внимательно наблюдать.

Конечно, в классе могут оказаться и такие ребята, которые сразу скажут "Да зачем это всё нужно, я лучше на кровати полежу, посижу с телефона ВКонтакте". Они привыкли всё время быть on-line. Почему им проще общаться в сети, а не вживую? "В сети тебя видят таким, каким ты хочешь, чтоб тебя видели", "В инете я могу сперва подобрать нужные слова, а затем напечатать их", "Я не стесняюсь, когда меня не видят". Подобные ответы приводят психологи, да и сам я много раз слышал нечто подобное. Самая сложная задача - убедить подростка оставить виртуальный мир хоть на пару часов. Тогда есть хороший шанс втянуть его в водоворот мероприятий, который, возможно, затянет его и позволит узнать о нем немного больше. Я говорю, «возможно», потому, что это удается не всегда. На мой взгляд, лучше всего действует "методика экзотической пищи":

- Скажи, пожалуйста, какой на вкус бенгальский орех.

- Понятия не имею. Я его не ел никогда.

- Если ты никогда не ел бенгальский орех, откуда ты можешь знать, что это не вкусно? Если ты не играл в «Ночь Триффидов» почему ты говоришь, что эта игра тебе не интересна?

Как ни странно, но это очень часто срабатывает  и маленький взрослый соглашается "посмотреть одним глазком", что вы там придумали. Вот теперь почти все зависит от того "ЧТО вы там придумали".

Выезд класса должен быть спланирован таким образом, чтобы первое мероприятие было максимально интересным. Именно от него будет зависеть дальнейший успех Вашего "расширенного классного часа". Нужно увлечь класс, заставить каждого почувствовать себя частью единой команды.

В свое время я потратил много часов на поиск интересных мероприятий. Затем еще больше времени для сведения их в единую программу выезда. Достаточно широко известный «Верёвочный курс» лёг в основу подвижно-приключенческой части. Главная цель которой «сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе». Все этапы этого курса построены таким образом, что преодолеть их можно только работая в команде. Например, задание «Колодец». Между тремя деревьями на высоте 1,5 метра натянута веревка. Расстояние между деревьями – 2 метра. Внутри «треугольника» лежит прочная палка длиной 1,5 метра, способная выдержать на себе взрослого человека. Группа находится внутри «треугольника» («колодца»). Задание: всей группе выбраться из «колодца» через «верх» над веревками. При этом нельзя касаться веревки и пролезать под ней. Задания, подобные этому, требуют не только слаженной работы, но и выбора правильной стратегии.

Интеллектуально-творческая составляющая выезда была представлена методом проектов. Этот метод не только не является моим авторским, но принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в 20-е годы двадцатого столетия в США. А сейчас претерпев ряд изменений активно применяется в современной российской школе. Этот метод предлагает строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны уметь применять в жизни. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Такая проблема, для решения которой ему необходимо приложить, как полученные знания, так и новые, которые еще предстоит приобрести. Во время реализации проекта учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Для первого выезда я выбрал тему проекта заранее и незаметно, исподволь подводил ребят к ней. Мы говорили о социальных сетях, о детях и подростках которые часами, и даже днями, проводят в интернете. Мы говорили о неумении современной молодёжи общаться лицом к лицу. В результате у нас сформировалась глобальная проблема, которую мы условно назвали «Кризис реального общения». Как оказалось, большинство ребят осознаёт совё неумение общаться при отсутствии клавиатуры. И мы решили вместе поискать ответ на заданный еще Чернышевским вопрос: «Что делать?».

Рассказывая о работе, которую провели ребята, можно написать отдельную статью: как разделяли проблему на ряд более мелких вопросов, как искали информацию, как готовились к дебатам… Я приведу только один из целого ряда выводов сделанных ребятами: «Пока мы работали над истоками и сутью «проблемы общения» она стала для НАС значительно менее значимой».

Во время выезда следует помнить и о развлекательных мероприятиях. В рамках «программы выходного дня» лагерь, в который мы выезжали, предлагал вечерние дискотеки, что явилось прекрасным завершением дня.

Составляя план поездки нужно сосредоточится и на режимных моментах, самый сложный из которых - отбой. С одной стороны, нельзя позволить ребятам до утра "стоять на ушах", а затем спать до обеда. С другой - мы обещали нашим воспитанникам больше свободы. Я нашел для себя промежуточное решение - «мягкий» отбой. Это значит, что нет чёткого времени начала сна. Есть время начала отбоя, после которого ребята лежат по своим комнатам и общаются. Основное условие – не шуметь и не ходить. Как показывает практика, уложить детей таким образом намного проще, чем ходить по комнатам и ворчать, что пора спать. Дело в том, что ребята всё равно не уснут, прежде чем не обсудят все перипетии прошедшего дня. Ваше же вмешательство приведёт только к негативной реакции.

Однако я несколько увлёкся особенностями проведения выезда, а между тем пора рассказать, каковы результаты подобной интеграции детского оздоровительного лагеря в работу школы. Уже после первого выезда ребята спрашивали меня «А мы ещё поедем в лагерь?». Те ученики, которые по каким-либо причинам не смогли поехать с нами осенью. делали всё возможное, чтобы не пропустить зимний выезд. Самым важным для меня стало то, что после поездки в лагерь ребята начали приходить ко мне просто поболтать. Не потому, что «химичка забрала мобильник», или «мне завтра брекеты меняют – нужно уйти после 3 урока». Просто так, рассказать о походе в кино или даже посоветоваться в сложной ситуации. Изменились и отношения внутри класса. Социометрический тест, проведённый после выезда показал совершенно иную картину взаимоотношений. Возрос общий уровень доверия внутри класса. Даже к явным аутсайдерам улучшилось отношение.

Конечно многие, вернувшись в город, возвращаются к привычной модели поведения – надевают маску циника или снова замыкаются в себе. Безусловно, есть и такие, кто дипломатично говорит: «Спасибо, Ваш бенгальский орех мне не понравился» и больше с нами не едет. Но даже эти ребята лично для меня превращаются из «психически нестабильных жертв пубертатного периода» в людей, имеющих свою точку зрения и способных её объяснить.

А самым главным для меня доказательством того, что вывозить свой класс в лагерь было правильной идеей, стало «сарафанное радио». Первого сентября мальчишки из моего  нового воспитательского класса спросили меня: «Валентин Маркович, а наш класс Вы тоже повезёте в лагерь?».

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»