Интеллектуальная интегрированная игра
Созвездие естественных наук
(химия, физика, география)
Плево Людмила Леонидовна,
ГБОУ СОШ № 512
Невского района Санкт-Петербурга
Задачи:
Образовательная. Расширить и углубить знания учащихся о Д.И. Менделееве и его трудах.
Воспитательная. Создать доброжелательные, уважительные отношения между соперниками. Формирование умений работать в группе.
Развивающие. Расширить кругозор учащихся. Развить умения сконцентрировать свои знания и отбирать самое главное за короткий период времени.
Цели:
- интеграция учебных предметов;
- развитие у обучающихся познавательного интереса, логического мышления, интеллекта, смекалки, внимания к предметам физика, химия, география;
- формирование навыков коллективной познавательной и самостоятельной деятельности;
- создание положительного эмоционального фона учебных предметов.
Участники: обучающиеся 9-10-х классов , команда 12 человек.
Автор: Плево Л.Л. (учитель географии)
Время проведения: 25 февраля 2014 года
ПРОГРАММА
1 Вступительное слово ведущего – 1 мин.
2 Разминка: участникам команды необходимо ответить на вопросы, опережая соперника - 5 мин.
3 Домашнее задание: литературно - музыкальный номер, инсценировка сказки , сценка – загадка (команде необходимо ответить, какие слова, термины, понятия встретились по предметам физика, география, химия) – команда «Катионы» – до 7 мин. (обсуждение до
3-х мин.) – 10 мин
4 Домашнее задание: литературно - музыкальный номер, инсценировка сказки , сценка – загадка (команде необходимо ответить, какие слова, термины, понятия встретились по предметам физика, география, химия) – команда «Сфера» – до 7 мин. (обсуждение до 3-х мин.) – 10 мин
5 Игра с болельщиками – 5 мин.
- ответ команды «Катионы» по домашнему заданию команды «Сфера».
Итоги домашнего задания – 2 мин
6 Задания – задачи – 5 мин
- игра с болельщиками – 3 мин.
- ответы команд «Задания – задачи» - 2 мин.
7 Подведение итогов: слово жюри – 4 мин
РАЗМИНКА
1. На каком материке нет рек? (Антарктида)
2. Какую воду можно замутить своим дыханием? (известковую)
3. Что это?
-Оно входит в название одного из альбомов П.И.Чайковского.
- Оно является IV координатой в нашем 3-хмерном пространстве.
- Единица его измерения входит в "Великолепную семерку СИ".
- Его ни на миг не остановишь.
- Оно не ждет.
- Оно является деньгами.
- Его всегда не хватает человеку.
- Оно есть даже на ОРТ. (Время)
4 Какую реку России называют «матушкой»? (Волга)
5. Какая кислота называется «купоросным маслом» или «хлебом химии»?(H2SO4)
6. К какому заболеванию приводит нехватка йода в организме? (зоб)
7 Что это?
- Он является автором стихотворения "Незнакомка".
- Он встречается в волейболе и в боксе.
- В Государственной Думе он не один.
- Он бывает неподвижным и подвижным.
- Он бывает из бетона, а бывает из шлака.
- Он является разновидностью рычага.
- Он служит для изменения направления силы или для получения выигрыша в силе. (Блок)
8 Главное время страны (Московское)
9 Поднимаемся мы в гору,
Стало трудно нам дышать,
А какие есть приборы,
Чтоб давленье измерять? (барометр, манометр)
10 Набор географических карт…. ? (атлас)
11 Назовите материк, который омывается четырьмя океанами (Евразия)
12 . Жили-были старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко – не простое, а золотое. Дед бил, бил – не разбил, бабка била, била – не разбила, бежала мышка, несла склянку с жидкостью. Упала мышка, склянка разбилась. Попала жидкость на яйцо, и оно исчезло. Что было в склянке? («Царская водка» - смесь соляной и азотной кислот).
13 . Элемент, который в холод прячется в нору, поднимается в жару ( ртуть)
14 В свойство “лёгкость тел” не веря,
Кто вес воздуха измерил? (Г. Галилей)
15 Какой лёд более скользкий: гладкий или шероховатый? (Гладкий, меньше трение)
16 Самая большая горная цепь? (горы Анды)
17 Самое распространенное полезное ископаемое России? (уголь, газ)
18 Самая вредная часть выхлопных газов автомобиля и сигаретного дыма. (СО – угарный газ)
19. Почему пресная вода на Земле не иссякает? (круговорот воды в природе)
20. Как называется это вещество?
Она боится воды, т.к. она в нем исчезает. Она может погубить все живое, даже умертвить море. Но она издавна считалась символом благополучия. Считалось, что она помогает от сглаза, ее раствор с нитратом серебра образует белый осадок. В нее добавляют какое-то вещество, для профилактики какого-то заболевания. Что это за вещество? (NaCI – хлорид натрия)
21. Самолёт покрывает расстояние от города А до города В в 1 час 20 минут. Однако обратный перелёт он совершает в 80 минут. Как вы это объясните? ( 1 час 20 мин = 80 мин)
22 Основная причина океанических течений? (постоянный ветер)
23Почему лед медленнее тает, если его завернуть в мокрую газету? (Мокрая газета мешает теплу пройти извне).
24 Почему палец примерзает к холодному металлу? (Из-за большой теплопроводности металла при соприкосновении имеющаяся на коже влага замерзает).
25 Каким газом наполняли первые дирижабли? (Водородом).
26 Греет ли вуаль женской шляпки? (Нет, сохраняет тепло).
27 Что видно, если ничего не видно? (Туман)
28 Кипит ли вода внутри трубочек макарон? (Нет)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (показывает команда «Катионы»)
Группа ребят показывают сценку – загадку «Пропавший химический элемент»
Участники:
Ведущий
Следователь
Магний
Бор
Кремний
галлий
Ведущий. Здравствуйте! Как я рад встрече с вами! Знаете, я очень богатый человек, у меня есть разные диковинные вещицы, с которыми случались удивительные приключения и превращения. Вот, например, эти камни.
(Достаёт из торбы красные камни, имитирующие рубины).
Посмотрите, пожалуйста, на этот красный рубин. Откуда он у меня? Мне его подарил один сыщик, расследовавший загадочное похищение. Какое? Смотрите и слушайте внимательно.
Однажды обнаружили, что из «дома таблицы Менделеева» исчез один элемент. Дворник, наводивший порядок, рано утром заметил на песке следы (большие, блестящие капли тяжёлой жидкости), о чём незамедлительно сообщил следователю. Следователь вынужден был вызвать на беседу ближайших соседей пропавшего и взять у них показания.
Магний. Я сосед по периоду. Ночью просыпаюсь и слышу в квартире справа шум, возня, крики! Я прислушался, но ничего не мог понять.
Следователь. Вы не поспешили на помощь?
Магний. Что вы? Как можно! Там было так жарко, а я легко воспламеняюсь и горю ослепительным пламенем.
Галлий. И я слышал шум в квартире этажом выше. Схватка, видимо, была горячая! Но я тоже не выношу таких условий. Ведь я легко плавлюсь. Уже при температуре 28 С я превращаюсь в жидкость, которая легко переохлаждается. Недаром меня применяют в термометрах.
Кремний. Да! Температура, температура… У всех она вызывает разные изменения. Я лично работаю полупроводником. И если меня нагреть, моя проводимость сразу увеличится.
Следователь. А что вы, уважаемый, можете сказать по существу дела?
Кремний. Какого дела?
Следователь. Ну как же? Ваш сосед слева сегодня ночью был похищен.
Кремний. Я об этом ничего не знаю.
Бор (вбегая).Ой, что я знаю, что я видел! Значит так. Просыпаюсь я среди ночи, слышу снизу шум, крики, удары. Мне показалось, что земля ходуном ходит. Я элемент любопытный. С моим соседом снизу образую массу соединений неопределённого состава. Любопытно стало, что происходит в его квартире. Разобрал паркет, проделал дыру и заглянул вниз. Знаете, что я там увидел? Квартира сплошь выложена плитками из драгоценных камней: сапфиров, рубинов, корундов. Зрелище изумительное!
Следователь. А сосед? Что с соседом?
Бор. Сосед? Я его не видел. Когда дыру проделал, шум к этому времени стих, всё успокоилось.
Следователь. Так вы не видели, кто похитил вашего соседа?
Бор. Нет. Правда, я заметил на полу разлитую жидкость, такие круглые капли, так и перекатываются.
Следователь. Опять капли. (Все уходят).
Итак, что же мы знаем? Преступник оставляет после себя капли тяжёлой жидкости. О похищенном неизвестно ничего, кроме того, что в его квартире много драгоценных камней. Зато известны соседи. Сосед слева горит ослепительным пламенем, сосед снизу – металл с низкой температурой плавления и применяется в термометрах. Четвёртый сосед ничего о себе не сообщил. Кто же похититель? Кого похитили? Помогите найти ответ, ребята.
Ведущий:
- Какой элемент был похищен из Периодической системы химических элементов? (алюминий,) 1б
- Кто похититель? ( ртуть) 1 б
- свидетели похищения: магний, бор, кремний, галлий - 4 б
- какие слова, термины, фамилии, определения вам встретились в этой сценке, связанные с химией, физикой, географией:
Камни, красный рубин, таблица Менделеева, элемент, песок, блестящие капли, тяжелая жидкость, период, воспламенение, горение, пламя, плавление, температура, переохлаждение, термометр, полупроводник, нагрев, земля, масса соединений, плиты, сапфир, корунд, металл - 23
Всего = 29 баллов
Домашнее задание показывает команда
«Сфера»
Колобок. Сказка-импровизация
На сцене двое ведущих. Играют в шахматы.
1 Ведущий. Скучно что-то стало. Может в морской бой сыграем?
2 Ведущий. Нет, надоело…
1 В. Ну давай, в города поиграем?
2 В. Нет, тоже надоело!
1 В. Ну давай тогда сказку сочиним!
2 В. Сказку? Это можно. А про кого будем сочинять?
1 В. Давай про царя сочиним. Я начну, а ты продолжишь. Значит, так…Жил-был царь, и было у него 3 сына: двое умных, а третий, как водиться…
2 В. А третий запасной. Про царя мы уже сочиняли.
1 В. Может, про лягушку сочиним?
2 В. Про какую еще лягушку?
1 В. Которая летала.
2 В. Лягушка? Летала? Кто ж её так пнул?
1 В. Да ну тебя, ничего ты не понимаешь. Это сказка такая есть. “Лягушка-путешественница” называется.
2 В. Я придумал! Давай сочиним сказку про Колобка!
1 В. Так ведь есть уже одна сказка про Колобка.
2 В. Ничего, еще одна будет. Мы про Колобка еще не сочиняли. Крибле, крабле, бумс – начинаем сочинять. Жили-были дед да бабка.
1 В. Жили они бедно, детей не имели, дед всё на печи лежал, а бабка пряла на электрической прялке пряжу, вязала, да обед в печи варила – по ресторанам её дед-то не водил.
2 В. Попросил как-то дед бабку испечь чего-нибудь сдобного к празднику. Бабка пошла, по амбару помела, мешок из-под муки вытряхнула и набрала немного муки. Добавила воды, соды гашеной уксусом, замесила она тесто. Короче, замесила она тесто и испекла Колобка в электропечке.
На сцене появляется колобок.
1 В. Только, наверное, тесто слишком крутое было, так как месила она его тестомешалкой!
2 В. Поставила бабка Колобка на окошко, которое выходило в лес, остудиться, а сама прилечь пошла.
Колобок. Это что же получается? (Смотрит на часы.) Где-то через полчаса меня съедят?! Что же делать? Надо подумать. Да что тут думать? Тут сматываться надо! Куда потеплее и где все сытые, а то ещё съедят дорогой! В город пойду.
Колобок убегает через окно.
2 В. И ушел колобок от бабки с дедом. Кого он там встретил? Лису? Нет, рано ещё.
1 В. Зайца он встретил, Зайца!
2 В. Ага! Идет себе колобок по тропинке смешанного леса и встречает Зайца!
Появляется Заяц.
Заяц. Добрый день, Колобок. А куда это ты направился? (Осматривает и обнюхивает колобка.) А какой ты пухленький. Вкусный, наверное…
Колобок. Отстань, шпана ушастая.
Заяц. Это кто здесь шпана ушастая?
Колобок. Ты, кто же ещё! (Замахивается на Зайца. Заяц закрывается ушами.)
Заяц. Ой-ой-ой! Уберите пьяного подростка! (Убегает.)
2 В. Идет Колобок дальше, и встречает он Медведя.
Появляется Медведь.
Медведь. Здорово!
Колобок. Привет.
Медведь. Ты кто такой?
Колобок. Я – турист.
Медведь. Ну, положим, турист – это я, иду из тайги. А ты – завтрак туриста с добавлением консервантов. (Хватает Колобка.)
Колобок. Эй, ты чего надумал? Съесть меня хочешь? Я не съедобный, черствый, тесто перестояло, дрожжи прокисли, в тесто муха попала. Я невкусный, зубы об меня обломаешь!
Медведь. Не обломаю! (Хватает Колобка. Колобок вырывается. Разбегаются в разные стороны.)
1В. Идет себе Колобок дальше. Тут на встречу ему Лиса.
Появляется Лиса.
Лиса. Ой! Кого я вижу! Какой вкусный, мягкий Колобок!
Колобок. А ты кто?
Лиса. А я – Лиса. Хитрая, рыжая… нет, не рыжая, а из золота. А ты что здесь делаешь?
Колобок. А я от бабушки ушел, от дедушки ушел! Теперь в город иду!
Лиса (обнюхивает Колобка). Сальцем пахнет!
Колобок. Что-что?
Лиса. Да ничего! От бабушки, говоришь, ушел? От дедушки, говоришь, ушел? А от меня не уйдешь! (Хватает Колобка. Колобок сопротивляется.)
Колобок. Ты что, Лиса, есть меня вздумала? Не надо, я черствый, тесто перестояло, дрожжи прокисли, в тесто муха попала. Несъедобный я, понимаешь?! Ну что ты одна по лесу шастаешь? Тебе бы в театре играть. Ты вон какая, умная, красивая, хитрая, золотая. Пошли со мной в город.
Лиса (всхлипывает). Ты что это, правду говоришь?
Колобок. О чем?
Лиса. Ну что я умная, красивая…
Колобок. Конечно!
Лиса. А расскажи мне что-нибудь, Колобок. Мне ещё никогда ничего не рассказывали!
Колобок. Чтобы душа развернулась?
Лиса. Ага, и обратно свернулась.
Колобок. Можно попробовать. А ты есть меня не будешь?
Лиса. Там посмотрим. Ты рассказывай, рассказывай!
Колобок. Хочешь, я тебе сказку-басню расскажу?
Лиса. Хочу!
Колобок. Раздобыла где-то Ворона кусочек сыра. С кило, да нет, поменьше – с полкило, а может и ещё меньше… ну, грамм триста. Не знаю только, сыр французский был – камамбер или наш – скажем, брынза. Ну да не важно. Собралась Ворона поесть, всё приготовила, клюв разинула, а тут!.. Лиса идет. Голодная, холодная, тощая, да еще и рыжая! Вдруг чует Лиса: сыром пахнет! Откуда – не поймет. Тут видит – Ворона на сосне сидит. А Лисе-то сыру хочется! Подходит она к Вороне и говорит: «Красавица! Ну точно Клава Шиффер! Какие глазки! Какие крылышки!» Тут Вороне клюв открыть полагается, а она молчит! А Лиса-то, ну что ты хочешь, голодная, холодная, тощая, да еще и рыжая! А Лиса тут опять: «А перышки какие! А прикид какой клевый! А голос! Ну прямо как у Аллы Пугачевой!» А Ворона опять молчит. А Лиса – господи, голодная, холодная, тощая, да еще и рыжая! Лиса опять: «Ты, говорит, Ворона, знаешь, что в лесу теперь своего президента выбирать будут?» Тут Ворона говорит: «Как?!» А Лиса – ну ведь голодная, холодная, тощая, да еще и рыжая – сыр схватила и бежать!..
Лиса рыдает.
Колобок. Ты что, Лиса?
Лиса. Себя, любимую, жалко!
Колобок. Почему?
Лиса. Так вот и я хожу весь год голодная, холодная, тощая, да еще и рыжая!
Колобок. Ты не рыжая, ты – золотая!
Лиса. Ой, что-то плохо стало! Ой! (Падает в обморок.)
Колобок. Лиса, Лиса, что с тобой? Воды, скорее надо воды!
Лиса (открывает глаза, слабым голосом). И корочку хлеба!
Колобок. Врача! Скорее врача!
Входят два врача, осматривают Лису, уносят. Колобок убегает с ними. Пауза. На сцену выходит врач.
1-й врач. Заключение врача: Лиса померла в результате вскрытия.
1 В. Что-то грустная у нас получилась сказка.
2 В. Надо исправить. Пусть с Лисой все будет в порядке.
По сцене проходит Лиса с сыром под подмышкой.
1 В. А что с Колобком?
2 В. А Колобок решил, что ему лучше вернуться к бабке и деду.
1 В. Но ведь бабка с дедом его съедят!
2 В. Нет, они так обрадовались , что Колобок вернулся, что не стали его есть.
1 В. По-моему, сказка у нас получилась! Только многое перепуталось.
2 В. Да что мы спорим! Спросим у зрителей, хороша ли наша сказка?
2 В. Ну-ка, зрители, скажите
Да всю правду доложите,
Интересно вам иль нет?
Дайте честный нам ответ,
Чтоб не мучилась душа.
Наша сказка ХОРОША.
ЗАДАНИЯ - ЗАДАЧИ
Задача:
Мачеха разрешила Золушке поехать на бал только после того, как она разделит смесь медных, железных и древесных опилок. Помогите Золушке быстро справиться с задачей. (Применить магнит. Добавить воду. Отстоять. Раствор профильтровать).