Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности организации школьного самоуправления

 

Юдина Кира Олеговна

старшая вожатая

ГБОУ гимназия № 209

Центрального района Санкт-Петербурга

 

 

Самоуправление – непременный признак коллектива.

Чем совершеннее самоуправление, тем совершеннее коллектив.

В.А. Караковский

 

 

Гимназия № 209 является районной инновационной площадкой по теме «Социальное партнерство как фактор становления социальной компетентности учащихся в условиях поликультурной образовательной среды». Одним из направлений опытно-экспериментальной работы является создание ученического самоуправления в форме Совета старшеклассников.

Понятие ученического самоуправления

Совет старшеклассников – это коллегиальный орган самоуправления гимназии, призванный выступать инициатором и помощником в проведении воспитательных мероприятий и оказывать им организационную поддержку. Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей решать вопросы, связанные с воспитанием у старшеклассников чувства ответственности за принимаемые им решения, умения довести начатое дело до конца, умения аргументировать собственную точку зрения.Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.

Предпосылки создания ученического самоуправления

В гимназии № 209 Центрального района на протяжении ряда лет действует ученическое самоуправление. Для его создания существовали объективные предпосылки: деятельность Совета музея истории гимназии и скаутского клуба «Мы».

Совет музея истории музея гимназии состоит из экскурсоводов, историков, художников, ответственных за работу с ветеранами  и включает 15 учащихся с 5 по 11 класс. Под руководством заведующей музеем А.А. Захаровой Совет занимается следующими основными вопросами:

·        экскурсионная деятельность (экскурсии, музейные занятия, образовательные путешествия),

·        посещение школьных и городских музеев,

·        участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях,

·        работа в библиотеках и архивах,

·        работа над проектами,

·        создание временных экспозиций к знаменательным историко-культурным событиям,

·        работа с выпускниками разных лет,

·        разработка и проведение экскурсий для учащихся начальных классов.

Скаутский клуб «Мы» успешно работает под руководством учителя английского языка А.Ю. Григорьевой. Членами клуба являются не только учащиеся 5-11-х классов, но и бывшие ученики гимназии, ныне студенты различных вузов. Основная форма деятельности скаутского клуба – выезды в скаутские лагеря в Ленинградской области, в Шотландии и в США. В этих лагерях осуществляется спортивно-оздоровительная и историко-патриотическая работа в разновозрастных группах. Для эффективной организации деятельности создан Совет клуба «Мы», основной задачей которого является организация и координирование работы.

Опыт работы Совета музея истории гимназии и Совета клуба «Мы» показал, что  многие вопросы решаются более качественно на уровне учащихся, а не на уровне администрации гимназии и учителей. Кроме того, опыт работы в разновозрастных группах способствует эффективной социализации учащихся, формированию лидерских качеств, умению работать в команде. Так появилась идея создания Совета старшеклассников - органа ученического самоуправления.

 

Первый этап становления ученического самоуправления

Становление школьного самоуправления – процесс сложный и длительный.

В соответствии со статьей № 34 п. 17 Закона об образовании Российской Федерации № 273-ФЗ обучающиеся имеют право на участие в управления образовательной организации. С целью реализации этого закона в гимназии создан Совет старшеклассников, состоящий из учащихся 9 – 11 классов. Опишем процесс создания Совета.

В начале сентября в 8-11 классах были проведены классные часы, на которых классные руководители и старшая вожатая К.О. Юдина  рассказали учащимся о цели и задачах ученического самоуправления, о возможностях, которое оно предоставляет для участия в управлении гимназии, организации и проведении различных мероприятий, развития собственных организационных умений и лидерских качеств. На основе принципов коллегиальности и добровольности от каждого класса были выбраны представители в Совет старшеклассников.

Первое заседание Совета старшеклассников было проведено в форме ролевой игры. Методом произвольного выбора каждый ученик получил определенную «роль»: ведущий собрания, лидер, генератор идей, секретарь, критик, оптимист, скептик. У каждой роли есть краткая инструкция, например: генератор идей  выдвигает любые идеи, связанные с поставленной проблемой, какими бы парадоксальными и нереальными они ни казались; секретарь фиксирует идеи и результаты их обсуждения; оптимист находит рациональное зерно в каждой выдвинутой идее; скептик определяет риски реализации идеи; критик  анализирует объективные возможности воплощения идеи в практику гимназической жизни. Так в игровой форме на первом заседании был разработан проект устава Совета старшеклассников и намечен примерный план работы. Важно отметить тот факт, что в процессе заседания Совета учащиеся проявили активность, социальную инициативу. У них формировались важнейшие социальные компетентности: работать в разновозрастной группе, слушать и слышать друг друга,  действовать в соответствии с заданной социальной ролью, формулировать собственную социальную позицию и аргументировать ее.

Второй  этап становления ученического самоуправления ориентирован на становление самой системы самоуправления и определение  ее структуры. Гимназическое  самоуправление имеет несколько уровней:

1-й уровень– индивидуальный. Каждый ученик имеет право избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с  учетом личного желания и рекомендации классного коллектива, а также проявлять инициативу при проведении любого дела, как общегимназического, так и классного.

2-й уровень–  уровень первичного коллектива, класса. Все члены классного коллектива, согласно своим интересам, выбирают себе направление деятельности, которым собираются заниматься. Каждая группа  выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из представителей  составляется совет класса. Все члены  совета по очереди  исполняют роль председателя совета. Совет класса имеет сменный состав, чтобы каждый ученик мог испытать свои возможности, проявить инициативу в любой деятельности.

Совет класса планирует работу классного коллектива с учетом перспективного планирования работы гимназии и Совета старшеклассников; распределяет общественные поручения;   организует участие класса в общегимназических мероприятиях, смотрах, конкурсах, соревнованиях и КТД; обеспечивает связь класса с Советом старшеклассников. На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с классным руководителем.

Эффективным приемом организации деятельности классного коллектива является методика «Древо желаний». Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой ветке размещены  несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы:

– В каких мероприятиях класса я хочу участвовать?

– В каких мероприятиях класса я могу оказать существенную помощь?

– Какие мероприятия надо провести в классе обязательно?

Эта методика позволяет создать условия для формирования рефлексивных качеств подростка, мотивации на участие в общественной деятельности, учета индивидуальных склонностей учащегося.

3-й уровень самоуправления– уровень ученического коллектива гимназии, Совет старшеклассников. Функции Совета старшеклассников:

- совместное с администрацией и педагогическим советом решение вопросов, затрагивающих  интересы учащихся гимназии;

- инициирование историко-культурных и познавательных мероприятий;

- подготовка и размещение информации о проводимых мероприятиях;

- участие в заседаниях педсоветов, Совета старшеклассников по вопросам поощрения и наказания учащихся, а также по вопросам организации общественно-полезной воспитательной работы в школе;

- проведение анкетирования и опросов.

На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с вожатой, заместителем директора по воспитательной работе, которые входят в состав Совета старшеклассников, а также представители Попечительского совета.

         В структуру Совета старшеклассников входят следующие сектора:

·        культурно-массовый, занимающийся организацией и проведением мероприятий;

·        дисциплинарный, контролирующий  пропуски, опоздания, дисциплину на уроках;

·        учебный, ориентированный на оказание помощи в учебе;

·        хозяйственный,  обеспечивающий благоустройство и санитарное состояние кабинетов;

·        редколлегия, выпускающая  стенгазеты;

·        Спортивный, организующий спортивно – оздоровительную работу.

Третий  этап становления ученического самоуправления предполагает собственно деятельность ученического самоуправления.

В процессе подготовки каждого мероприятия создаются временные творческие группы на добровольной основе. Покажем процесс подготовки мероприятия «Торжественная церемония, посвященная занесению имени великой княгини Екатерины Павловны в Золотую книгу Санкт-Петербурга», проводимого в сотрудничестве с Региональной общественной организацией «Золотая книга Санкт-Петербурга». 

Сектор редколлегии Совета старшеклассниковпод руководством старшей вожатой К.О. Юдиной, руководителя музея истории гимназии А.А. Захаровой, родителей-журналистов подготовил стендовую информацию, посвященную «Памятникам Российской империи».

Учебный сектор совместно с Региональной общественной организацией «Золотая Книга Санкт-Петербурга» разработал информационную презентацию, посвященную княгине Екатерине Павловне; эта презентация будет показана на телепанелях в гимназии в день церемонии.

Сектор технической поддержки принимает участие в подготовке концерта и отвечает за музыкальное сопровождение церемонии.

Дисциплинарный сектор в день проведения церемонии помогает встречать гостей и распространять информационные буклеты и значки.

Сектор редколлегии отвечает за фото- и видеосъемку в течение всего мероприятия, интервьюирует гостей гимназии, представляет информацию на сайт гимназии.

Учебный сектор проводит анкетирование учащихся и гостей гимназии. Так в совместной деятельности учащихся, их родителей, педагогов и социальных партнеров готовится и проводится каждое мероприятие.

Четвертый этап  предполагает обязательную рефлексию качества проведения каждого мероприятия. Одним из приемов реализации рефлексии является анкетирование и анализ анкет. Важно, чтобы и сами анкеты, и их анализ проводили именно учащиеся. Это позволяет сформировать не только организаторские, но и аналитические умения, без которых невозможно качественное становление социальной компетентности.

Активное участие Совет старшеклассников принимает в организации традиционных мероприятий, проводимых в гимназии: День Знаний, Ученик года,  Ученическая научно-исследовательская конференция «Павловские чтения», Туристический слет, День семьи, День Гимназиста, вечер встречи выпускников. Кроме этого были организованы и подготовлены конкурсы плакатов ко Дню космонавтики, месячника по экологии, систематически проходят информационные встречи членов Совета старшеклассников с классами с презентационным материалом, приуроченным к знаменательным датам.

Благодаря согласованной работе всех секторов Совета старшеклассников  мероприятия в гимназии проходят с максимальным привлечением всех учащихся, лидерские качества которых развиваются благодаря активному участию в жизни гимназии, способствуют объединению ради достижения общей цели. Учащиеся приходят к осознанию того факта, что не только от личности лидера зависит, насколько интересной и яркой будет жизнь класса и гимназии, но и от них самих, от их вклада в общее дело. Это создаёт традиции гимназии и способствует эффективному развитию каждого учащегося в классе, становлению его социальной компетентности.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»