Особенности организации школьного самоуправления
Юдина Кира Олеговна
старшая вожатая
ГБОУ гимназия № 209
Центрального района Санкт-Петербурга
|
Самоуправление – непременный признак коллектива. Чем совершеннее самоуправление, тем совершеннее коллектив. В.А. Караковский
|
Гимназия № 209 является районной инновационной площадкой по теме «Социальное партнерство как фактор становления социальной компетентности учащихся в условиях поликультурной образовательной среды». Одним из направлений опытно-экспериментальной работы является создание ученического самоуправления в форме Совета старшеклассников.
Понятие ученического самоуправления
Совет старшеклассников – это коллегиальный орган самоуправления гимназии, призванный выступать инициатором и помощником в проведении воспитательных мероприятий и оказывать им организационную поддержку. Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей решать вопросы, связанные с воспитанием у старшеклассников чувства ответственности за принимаемые им решения, умения довести начатое дело до конца, умения аргументировать собственную точку зрения.Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.
Предпосылки создания ученического самоуправления
В гимназии № 209 Центрального района на протяжении ряда лет действует ученическое самоуправление. Для его создания существовали объективные предпосылки: деятельность Совета музея истории гимназии и скаутского клуба «Мы».
Совет музея истории музея гимназии состоит из экскурсоводов, историков, художников, ответственных за работу с ветеранами и включает 15 учащихся с 5 по 11 класс. Под руководством заведующей музеем А.А. Захаровой Совет занимается следующими основными вопросами:
· экскурсионная деятельность (экскурсии, музейные занятия, образовательные путешествия),
· посещение школьных и городских музеев,
· участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях,
· работа в библиотеках и архивах,
· работа над проектами,
· создание временных экспозиций к знаменательным историко-культурным событиям,
· работа с выпускниками разных лет,
· разработка и проведение экскурсий для учащихся начальных классов.
Скаутский клуб «Мы» успешно работает под руководством учителя английского языка А.Ю. Григорьевой. Членами клуба являются не только учащиеся 5-11-х классов, но и бывшие ученики гимназии, ныне студенты различных вузов. Основная форма деятельности скаутского клуба – выезды в скаутские лагеря в Ленинградской области, в Шотландии и в США. В этих лагерях осуществляется спортивно-оздоровительная и историко-патриотическая работа в разновозрастных группах. Для эффективной организации деятельности создан Совет клуба «Мы», основной задачей которого является организация и координирование работы.
Опыт работы Совета музея истории гимназии и Совета клуба «Мы» показал, что многие вопросы решаются более качественно на уровне учащихся, а не на уровне администрации гимназии и учителей. Кроме того, опыт работы в разновозрастных группах способствует эффективной социализации учащихся, формированию лидерских качеств, умению работать в команде. Так появилась идея создания Совета старшеклассников - органа ученического самоуправления.
Первый этап становления ученического самоуправления
Становление школьного самоуправления – процесс сложный и длительный.
В соответствии со статьей № 34 п. 17 Закона об образовании Российской Федерации № 273-ФЗ обучающиеся имеют право на участие в управления образовательной организации. С целью реализации этого закона в гимназии создан Совет старшеклассников, состоящий из учащихся 9 – 11 классов. Опишем процесс создания Совета.
В начале сентября в 8-11 классах были проведены классные часы, на которых классные руководители и старшая вожатая К.О. Юдина рассказали учащимся о цели и задачах ученического самоуправления, о возможностях, которое оно предоставляет для участия в управлении гимназии, организации и проведении различных мероприятий, развития собственных организационных умений и лидерских качеств. На основе принципов коллегиальности и добровольности от каждого класса были выбраны представители в Совет старшеклассников.
Первое заседание Совета старшеклассников было проведено в форме ролевой игры. Методом произвольного выбора каждый ученик получил определенную «роль»: ведущий собрания, лидер, генератор идей, секретарь, критик, оптимист, скептик. У каждой роли есть краткая инструкция, например: генератор идей выдвигает любые идеи, связанные с поставленной проблемой, какими бы парадоксальными и нереальными они ни казались; секретарь фиксирует идеи и результаты их обсуждения; оптимист находит рациональное зерно в каждой выдвинутой идее; скептик определяет риски реализации идеи; критик анализирует объективные возможности воплощения идеи в практику гимназической жизни. Так в игровой форме на первом заседании был разработан проект устава Совета старшеклассников и намечен примерный план работы. Важно отметить тот факт, что в процессе заседания Совета учащиеся проявили активность, социальную инициативу. У них формировались важнейшие социальные компетентности: работать в разновозрастной группе, слушать и слышать друг друга, действовать в соответствии с заданной социальной ролью, формулировать собственную социальную позицию и аргументировать ее.
Второй этап становления ученического самоуправления ориентирован на становление самой системы самоуправления и определение ее структуры. Гимназическое самоуправление имеет несколько уровней:
1-й уровень– индивидуальный. Каждый ученик имеет право избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации классного коллектива, а также проявлять инициативу при проведении любого дела, как общегимназического, так и классного.
2-й уровень– уровень первичного коллектива, класса. Все члены классного коллектива, согласно своим интересам, выбирают себе направление деятельности, которым собираются заниматься. Каждая группа выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из представителей составляется совет класса. Все члены совета по очереди исполняют роль председателя совета. Совет класса имеет сменный состав, чтобы каждый ученик мог испытать свои возможности, проявить инициативу в любой деятельности.
Совет класса планирует работу классного коллектива с учетом перспективного планирования работы гимназии и Совета старшеклассников; распределяет общественные поручения; организует участие класса в общегимназических мероприятиях, смотрах, конкурсах, соревнованиях и КТД; обеспечивает связь класса с Советом старшеклассников. На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с классным руководителем.
Эффективным приемом организации деятельности классного коллектива является методика «Древо желаний». Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой ветке размещены несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы:
– В каких мероприятиях класса я хочу участвовать?
– В каких мероприятиях класса я могу оказать существенную помощь?
– Какие мероприятия надо провести в классе обязательно?
Эта методика позволяет создать условия для формирования рефлексивных качеств подростка, мотивации на участие в общественной деятельности, учета индивидуальных склонностей учащегося.
3-й уровень самоуправления– уровень ученического коллектива гимназии, Совет старшеклассников. Функции Совета старшеклассников:
- совместное с администрацией и педагогическим советом решение вопросов, затрагивающих интересы учащихся гимназии;
- инициирование историко-культурных и познавательных мероприятий;
- подготовка и размещение информации о проводимых мероприятиях;
- участие в заседаниях педсоветов, Совета старшеклассников по вопросам поощрения и наказания учащихся, а также по вопросам организации общественно-полезной воспитательной работы в школе;
- проведение анкетирования и опросов.
На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с вожатой, заместителем директора по воспитательной работе, которые входят в состав Совета старшеклассников, а также представители Попечительского совета.
В структуру Совета старшеклассников входят следующие сектора:
· культурно-массовый, занимающийся организацией и проведением мероприятий;
· дисциплинарный, контролирующий пропуски, опоздания, дисциплину на уроках;
· учебный, ориентированный на оказание помощи в учебе;
· хозяйственный, обеспечивающий благоустройство и санитарное состояние кабинетов;
· редколлегия, выпускающая стенгазеты;
· Спортивный, организующий спортивно – оздоровительную работу.
Третий этап становления ученического самоуправления предполагает собственно деятельность ученического самоуправления.
В процессе подготовки каждого мероприятия создаются временные творческие группы на добровольной основе. Покажем процесс подготовки мероприятия «Торжественная церемония, посвященная занесению имени великой княгини Екатерины Павловны в Золотую книгу Санкт-Петербурга», проводимого в сотрудничестве с Региональной общественной организацией «Золотая книга Санкт-Петербурга».
Сектор редколлегии Совета старшеклассниковпод руководством старшей вожатой К.О. Юдиной, руководителя музея истории гимназии А.А. Захаровой, родителей-журналистов подготовил стендовую информацию, посвященную «Памятникам Российской империи».
Учебный сектор совместно с Региональной общественной организацией «Золотая Книга Санкт-Петербурга» разработал информационную презентацию, посвященную княгине Екатерине Павловне; эта презентация будет показана на телепанелях в гимназии в день церемонии.
Сектор технической поддержки принимает участие в подготовке концерта и отвечает за музыкальное сопровождение церемонии.
Дисциплинарный сектор в день проведения церемонии помогает встречать гостей и распространять информационные буклеты и значки.
Сектор редколлегии отвечает за фото- и видеосъемку в течение всего мероприятия, интервьюирует гостей гимназии, представляет информацию на сайт гимназии.
Учебный сектор проводит анкетирование учащихся и гостей гимназии. Так в совместной деятельности учащихся, их родителей, педагогов и социальных партнеров готовится и проводится каждое мероприятие.
Четвертый этап предполагает обязательную рефлексию качества проведения каждого мероприятия. Одним из приемов реализации рефлексии является анкетирование и анализ анкет. Важно, чтобы и сами анкеты, и их анализ проводили именно учащиеся. Это позволяет сформировать не только организаторские, но и аналитические умения, без которых невозможно качественное становление социальной компетентности.
Активное участие Совет старшеклассников принимает в организации традиционных мероприятий, проводимых в гимназии: День Знаний, Ученик года, Ученическая научно-исследовательская конференция «Павловские чтения», Туристический слет, День семьи, День Гимназиста, вечер встречи выпускников. Кроме этого были организованы и подготовлены конкурсы плакатов ко Дню космонавтики, месячника по экологии, систематически проходят информационные встречи членов Совета старшеклассников с классами с презентационным материалом, приуроченным к знаменательным датам.
Благодаря согласованной работе всех секторов Совета старшеклассников мероприятия в гимназии проходят с максимальным привлечением всех учащихся, лидерские качества которых развиваются благодаря активному участию в жизни гимназии, способствуют объединению ради достижения общей цели. Учащиеся приходят к осознанию того факта, что не только от личности лидера зависит, насколько интересной и яркой будет жизнь класса и гимназии, но и от них самих, от их вклада в общее дело. Это создаёт традиции гимназии и способствует эффективному развитию каждого учащегося в классе, становлению его социальной компетентности.