ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
«ПУТЬ К СЛОВУ»
Циколия Т.Н.,
учитель
Цели и задачи факультатива
При создании программы курса факультатива «Путь к слову» в центре внимания была основная задача: пробудить у учеников интерес к родному языку.
Для успешного решения этой задачи была сделана попытка «оживить» русский язык, раскрыть его секреты, помочь ученикам увидеть язык как стройную гармоничную систему.
Была поставлена задача приобщить детей к искусству слова на примере литературных текстов , мудрых высказываний. Это позволяло очеловечить лексико-орфографическую работу.
Большое внимание уделялось именно лексической работе, знакомству с этимологией, с историей языковых процессов. Это направление работы неизменно вызывает интерес у учеников.
Также важным разделом работы является близкое знакомство с историей появления славянской письменности, знакомство со старославянскими текстами и образцами древнерусской литературы.
Благодаря такому подходу возможно представить слово не только с позиций формально-грамматических, но и с позиций нравственных и эстетических. Это безусловно важнейшая задача школы – обучение живому языку, а не своду грамматических и пунктуационных правил.
Чрезвычайно актуальной явилась та часть программы, которая посвящена борьбе за чистоту устной речи подростка, знакомству с заповедями говорящего, с орфоэпическими нормами и образцами современного сленга. Задача учителя при этом пробудить потребность в самостоятельной работе над культурой речи. Практические занятия часто носили творческий характер, что способствовало пробуждению дополнительного интереса к слову как инструменту общения и выражения мысли и чувства.
1 ЧЕТВЕРТЬ
1 Коммуникативная функция слова.
Вторая сигнальная система.
Возможность существования рода, семьи, любого сообщества, государства, межгосударственных отношений – все строится на возможности людей ДОГОВОРИТЬСЯ.
Что было бы без СЛОВА?
2.Учиться общению, общаясь.
Основные правила хорошей речи.
ПРАВИЛЬНОСТЬ
ТОЧНОСТЬ
БОГАТСТВО
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
(Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.)
3.Диалогическая и монологическая речь.(с.160)
Умение приветствовать и отвечать на приветствие.
Коммуникативные качества желающего вести диалог.
Создание практических ситуаций для развития диалогической речи.
Спор как форма общения. Умение спорить.
4.Заповеди говорящего.
Осторожно обращайся со словом (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь).
Продумывай свою будущую речь.(Не допускай, чтобы язык забегал вперед ума)
Не искажай действительности в речи (У лжеца дом сгорел – никто не поверил)
Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.
Не говори о том, что всем давно известно.
Не будь многословен. (Поменьше говори, побольше услышишь)
Не повторяй одно и то же несколько раз.
Оцени своевременность беседы ( В добрый час молвить, в худой промолчать)
5.Правила слушающего.
Выслушай обращенное к тебе слово, вникни и попробуй понять говорящего.
Умей слушать (Молчаливость и скромность – качества очень пригодные для разговора)
Если тебе не ясно, не спеши с выводами.
Не принимай решения, выслушав только одну сторону. (Сто человек – сто мнений)
6.Обогащение речи пословицами и «крылатыми словами».
Работа со сборниками пословиц и поговорок.
Работа с книгой «Крылатые слова».
Придумывание речевых ситуаций, в которых можно использовать некоторые пословицы, поговорки или «крылатые слова».
Составление речи с любимыми пословицами, поговорками или «крылатыми словами».
Подбери к началу пословицы подходящий конец.
7.Правильное ударение, орфоэпия.
Орфоэпическая ошибка. Примеры ошибок.
Орфоэпический словарь. Знакомство со словарем.
Орфоэпические нормы. Материал учебника.
8.Нормы речи.
Соблюдение лексических норм языка.
Орфоэпические нормы.
Стилистические нормы.
Грамматические нормы.
Синтаксические и другие нормы.
Ненормативная лексика (Просторечия. Обсценная лексика(англ.) – бесстыдная, нецензурная, непечатная, непристойная, грязная. Слэнг).
Основные составляющие культуры речи (уместность, эффективность, нормативность).
Безнаказанность для использующих ненормативную лексику.(Случаи штрафов).
9.Поговорим о сленге.
Работа со словарем сленга.
Разыгрывание сценок- ситуаций, где требуется официальное общение
С употреблением сленга.
Отслеживание в своей речи и в речи товарищей сленговых выражений.
Сленг в Интернете.
2 ЧЕТВЕРТЬ
1.Этимология. Этимон слова.
Этимология (греч. etymologia, от étymon - истинное значение слова, этимон и lógos - слово, учение), отрасль языкознания, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи…
Эта соотнесённость может быть объективно обусловлена сохранением в структуре слова исходного этимона ("снегирь" и "снег"), но может быть и результатом так называемой "народной", или "ложной", этимологии
Нахождение этимона слов.
Примеры ложных этимонов.
2.Полисемия языковых единиц.
Многозначность слова, полисемия, наличие у слова более чем одного значения, т. е. способность одного слова передавать различную информацию о предметах и явлениях.
Наблюдение явления полисемии.
Сходство понятий, на котором основано явление многозначности слова.
Практические упражнения в поисках многозначных слов.
Работа с толковыми словарями.
Учимся различать многозначные слова от омонимов.
3.Перенос значения слова.
Принцип переноса (сходство или смежность).
Метафора – «перенос» по-гречески.
Разновидности метафоры.
Практические упражнения в поисках и создании тропов.
Анализ художественных текстов богатых тропами.
4.Работа с этимологическим словарем.
Выбираем в этимологическом словаре этимоны, заинтересовавшие учеников и
И стараемся проследить исторический путь этого корня.
5.Работа с этимологическим словарем.
Повторение прошлого занятия.
Связь развития языка с развитием жизни народа.
Проникновение в язык иноязычных слов.
В мире животных.
В мире растений.
Наше меню.
6.Творческая работа
Самостоятельно выбрать в словаре слово и написать небольшое рассуждение о словах данного этимона и их употреблении в современной речи. Работа задается на дом.
7.Обсуждение результатов.
Читаем и обсуждаем написанные дома работы.
3 ЧЕТВЕРТЬ
1.Слова – пришельцы.
О заимствованной лексике. Причины проникновения слов-пришельцев.
Игра –«определи родину слова».
Подсчет в тексте слов исконно русских и слов-пришельцев.
Какие русские слова могли уйти в другие языки( история винегрета).
Откуда пришли пельмени ,салат, галстук, панама, велосипед…
2.Правильно ли мы говорим?
О стилях речи.
О выразительной и правильной речи.
О темпе, ритме речи.
О логическом ударении.
Как формулировать мысль.
Что, зачем икак нашей речи.
.
3.Анализ речевых ошибок.
Употребление не тех слов.
Употребление лишних слов.
Употребление слов-паразитов.
Употребление неправильных форм слова (падеж и т. п.)
Неоправданные повторения.
Употребление однообразных по структуре предложений.
Непоследовательно излагаются мысли.
Не выражена основная мысль.
4.Богатство языка. Синонимия.
Необычайное богатство синонимами русского языка.
Работа со словарем синонимов.
Игра « лото-синонимы».
Примеры синонимии в поэтических текстах.
Творческие упражнения.
5.Богатство языка. Фразеологизмы.
Вырабатываем умение найти лексическое значение фразеологизма в целом.
Примеры использования фразеологизмов в разговорной речи и в художественных произведениях.
Меткие выражения из произведений писателей – «крылатые слова».
Знакомство с фразеологическим словарем.
6.Богатство языка. Синтаксис речи.
Синтаксические единицы.
Строительный материал речи.
Сообщаем, спрашиваем, восторгаемся
Для чего нужна инверсия?.(с.158)
Зачем нужны знаки препинания?
Чужая речь.
7.Игра – поиск синонима.
Игра в лото «Синонимы».
Конкурс на большее количество синонимов, к предложенным словам.
Работа со словарем синонимов.
8.Твое имя. История имен.
Откуда на Руси появились имена.
Выбор имени человеку.
Как выбирали имя А.В.Суворову.
Отрывок из повести Н.В.Гоголя Шинель». (О выборе имени герою повести).
Стихотворение о выборе имени.
Легенда об именах Вера, Надежда, Любовь.
Первые русские имена.
Ты и твое имя. (рассказ учащимся об их именах)
Что может рассказать фамилия.
Устаревшие имена.
Имена начала 20 века.
Современные имена.
Стихотворение о странных именах.
9.Что такое анаграмма?
Значение слова анаграмма.
Игра со словами, предложенными учителем. Подготовленные учениками анаграммы (с просчитанным количеством слов) они предлагают друг другу.
10.Изложение – рассуждение.
В конце четверти целесообразно предложить детям изложени – рассуждение на тему, показавшуюся интересной. Текст составляю сама в зависимости от выбора класса.
4 ЧЕТВЕРТЬ
1.История изобретения письма.
Болгарские братья Константин и Мефодий.
Необходимость создания славянской письменности.
Монашество и подвиг Кирилла.
Почему кириллица появилась на Руси.
Общие духовные корни славянских народов.
2.О славянской письменности.
Знакомство со старославянским алфавитом.
Красота и своеобразие новой азбуки.
В каких языках сохранилась кириллица.
3.Латиница и кириллица.
Что значит слово латиница.
Почему в Польше, несмотря на сходство русского и польского языков, алфавит не кириллица, а латиница?
Постепенное возникновение латиницы и чудесное появление кириллицы.
Название букв. 41 буква. Где остальные?
Буквы, потерянные в петровскую реформу.
Буквы, потерянные после ленинской реформы.
4.Старославянский язык и его сохранившиеся формы.
Древнерусский язык и старославянский язык.
Церковнославянский язык – хранитель богатств родного языка.
Зачем человеку надо знать свои корни и корни своего языка. Что можно утратить?
5.Практические занятия. (чтение старославянских текстов).
Чтение евангельских текстов с переводом на русский язык.
Отслеживание некоторых грамматических форм.
Упражнения учеников в чтении текста. Научиться узнавать и читать буквы
«ять» и «ер».
6.О древнерусской литературе.
Чтение отрывков из «Слова о полку игореве» на древнерусском языке.
Знакомства с житиями и воинскими повестями.
Особенности жанров древнерусской литературы – как отражение духовной жизни русского народа в средневековье.
7.Практическое занятие.
Продолжаем обсуждать понравившиеся в течение года темы и заинтересовавшие всех вопросы.
ПЛАНИРОВАНИЕ
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
«ПУТЬ К СЛОВУ»
учителя Циколия Т.Н.
Цели и задачи факультатива.
При создании программы курса факультатива «Путь к слову» в центре внимания была основная задача: пробудить у учеников интерес к родному языку.
Для успешного решения этой задачи была сделана попытка «оживить» русский язык, раскрыть его секреты, помочь ученикам увидеть язык как стройную гармоничную систему.
Была поставлена задача приобщить детей к искусству слова на примере литературных текстов , мудрых высказываний. Это позволяло очеловечить лексико-орфографическую работу.
Большое внимание уделялось именно лексической работе, знакомству с этимологией, с историей языковых процессов. Это направление работы неизменно вызывает интерес у учеников.
Также важным разделом работы является близкое знакомство с историей появления славянской письменности, знакомство со старославянскими текстами и образцами древнерусской литературы.
Благодаря такому подходу возможно представить слово не только с позиций формально-грамматических, но и с позиций нравственных и эстетических. Это безусловно важнейшая задача школы – обучение живому языку, а не своду грамматических и пунктуационных правил.
Чрезвычайно актуальной явилась та часть программы, которая посвящена борьбе за чистоту устной речи подростка, знакомству с заповедями говорящего, с орфоэпическими нормами и образцами современного сленга. Задача учителя при этом пробудить потребность в самостоятельной работе над культурой речи. Практические занятия часто носили творческий характер, что способствовало пробуждению дополнительного интереса к слову как инструменту общения и выражения мысли и чувства.
1 ЧЕТВЕРТЬ
1 Коммуникативная функция слова.
Вторая сигнальная система.
Возможность существования рода, семьи, любого сообщества, государства, межгосударственных отношений – все строится на возможности людей ДОГОВОРИТЬСЯ.
Что было бы без СЛОВА?
2.Учиться общению, общаясь.
Основные правила хорошей речи.
ПРАВИЛЬНОСТЬ
ТОЧНОСТЬ
БОГАТСТВО
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
(Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.)
3.Диалогическая и монологическая речь.(с.160)
Умение приветствовать и отвечать на приветствие.
Коммуникативные качества желающего вести диалог.
Создание практических ситуаций для развития диалогической речи.
Спор как форма общения. Умение спорить.
4.Заповеди говорящего.
Осторожно обращайся со словом (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь).
Продумывай свою будущую речь.(Не допускай, чтобы язык забегал вперед ума)
Не искажай действительности в речи (У лжеца дом сгорел – никто не поверил)
Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.
Не говори о том, что всем давно известно.
Не будь многословен. (Поменьше говори, побольше услышишь)
Не повторяй одно и то же несколько раз.
Оцени своевременность беседы ( В добрый час молвить, в худой промолчать)
5.Правила слушающего.
Выслушай обращенное к тебе слово, вникни и попробуй понять говорящего.
Умей слушать (Молчаливость и скромность – качества очень пригодные для разговора)
Если тебе не ясно, не спеши с выводами.
Не принимай решения, выслушав только одну сторону. (Сто человек – сто мнений)
6.Обогащение речи пословицами и «крылатыми словами».
Работа со сборниками пословиц и поговорок.
Работа с книгой «Крылатые слова».
Придумывание речевых ситуаций, в которых можно использовать некоторые пословицы, поговорки или «крылатые слова».
Составление речи с любимыми пословицами, поговорками или «крылатыми словами».
Подбери к началу пословицы подходящий конец.
7.Правильное ударение, орфоэпия.
Орфоэпическая ошибка. Примеры ошибок.
Орфоэпический словарь. Знакомство со словарем.
Орфоэпические нормы. Материал учебника.
8.Нормы речи.
Соблюдение лексических норм языка.
Орфоэпические нормы.
Стилистические нормы.
Грамматические нормы.
Синтаксические и другие нормы.
Ненормативная лексика (Просторечия. Обсценная лексика(англ.) – бесстыдная, нецензурная, непечатная, непристойная, грязная. Слэнг).
Основные составляющие культуры речи (уместность, эффективность, нормативность).
Безнаказанность для использующих ненормативную лексику.(Случаи штрафов).
9.Поговорим о сленге.
Работа со словарем сленга.
Разыгрывание сценок- ситуаций, где требуется официальное общение
С употреблением сленга.
Отслеживание в своей речи и в речи товарищей сленговых выражений.
Сленг в Интернете.
2 ЧЕТВЕРТЬ
1.Этимология. Этимон слова.
Этимология (греч. etymologia, от étymon - истинное значение слова, этимон и lógos - слово, учение), отрасль языкознания, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи…
Эта соотнесённость может быть объективно обусловлена сохранением в структуре слова исходного этимона ("снегирь" и "снег"), но может быть и результатом так называемой "народной", или "ложной", этимологии
Нахождение этимона слов.
Примеры ложных этимонов.
2.Полисемия языковых единиц.
Многозначность слова, полисемия, наличие у слова более чем одного значения, т. е. способность одного слова передавать различную информацию о предметах и явлениях.
Наблюдение явления полисемии.
Сходство понятий, на котором основано явление многозначности слова.
Практические упражнения в поисках многозначных слов.
Работа с толковыми словарями.
Учимся различать многозначные слова от омонимов.
3.Перенос значения слова.
Принцип переноса (сходство или смежность).
Метафора – «перенос» по-гречески.
Разновидности метафоры.
Практические упражнения в поисках и создании тропов.
Анализ художественных текстов богатых тропами.
4.Работа с этимологическим словарем.
Выбираем в этимологическом словаре этимоны, заинтересовавшие учеников и
И стараемся проследить исторический путь этого корня.
5.Работа с этимологическим словарем.
Повторение прошлого занятия.
Связь развития языка с развитием жизни народа.
Проникновение в язык иноязычных слов.
В мире животных.
В мире растений.
Наше меню.
6.Творческая работа
Самостоятельно выбрать в словаре слово и написать небольшое рассуждение о словах данного этимона и их употреблении в современной речи. Работа задается на дом.
7.Обсуждение результатов.
Читаем и обсуждаем написанные дома работы.
3 ЧЕТВЕРТЬ
1.Слова – пришельцы.
О заимствованной лексике. Причины проникновения слов-пришельцев.
Игра –«определи родину слова».
Подсчет в тексте слов исконно русских и слов-пришельцев.
Какие русские слова могли уйти в другие языки( история винегрета).
Откуда пришли пельмени ,салат, галстук, панама, велосипед…
2.Правильно ли мы говорим?
О стилях речи.
О выразительной и правильной речи.
О темпе, ритме речи.
О логическом ударении.
Как формулировать мысль.
Что, зачем икак нашей речи.
.
3.Анализ речевых ошибок.
Употребление не тех слов.
Употребление лишних слов.
Употребление слов-паразитов.
Употребление неправильных форм слова (падеж и т. п.)
Неоправданные повторения.
Употребление однообразных по структуре предложений.
Непоследовательно излагаются мысли.
Не выражена основная мысль.
4.Богатство языка. Синонимия.
Необычайное богатство синонимами русского языка.
Работа со словарем синонимов.
Игра « лото-синонимы».
Примеры синонимии в поэтических текстах.
Творческие упражнения.
5.Богатство языка. Фразеологизмы.
Вырабатываем умение найти лексическое значение фразеологизма в целом.
Примеры использования фразеологизмов в разговорной речи и в художественных произведениях.
Меткие выражения из произведений писателей – «крылатые слова».
Знакомство с фразеологическим словарем.
6.Богатство языка. Синтаксис речи.
Синтаксические единицы.
Строительный материал речи.
Сообщаем, спрашиваем, восторгаемся
Для чего нужна инверсия?.(с.158)
Зачем нужны знаки препинания?
Чужая речь.
7.Игра – поиск синонима.
Игра в лото «Синонимы».
Конкурс на большее количество синонимов, к предложенным словам.
Работа со словарем синонимов.
8.Твое имя. История имен.
Откуда на Руси появились имена.
Выбор имени человеку.
Как выбирали имя А.В.Суворову.
Отрывок из повести Н.В.Гоголя Шинель». (О выборе имени герою повести).
Стихотворение о выборе имени.
Легенда об именах Вера, Надежда, Любовь.
Первые русские имена.
Ты и твое имя. (рассказ учащимся об их именах)
Что может рассказать фамилия.
Устаревшие имена.
Имена начала 20 века.
Современные имена.
Стихотворение о странных именах.
9.Что такое анаграмма?
Значение слова анаграмма.
Игра со словами, предложенными учителем. Подготовленные учениками анаграммы (с просчитанным количеством слов) они предлагают друг другу.
10.Изложение – рассуждение.
В конце четверти целесообразно предложить детям изложени – рассуждение на тему, показавшуюся интересной. Текст составляю сама в зависимости от выбора класса.
4 ЧЕТВЕРТЬ
1.История изобретения письма.
Болгарские братья Константин и Мефодий.
Необходимость создания славянской письменности.
Монашество и подвиг Кирилла.
Почему кириллица появилась на Руси.
Общие духовные корни славянских народов.
2.О славянской письменности.
Знакомство со старославянским алфавитом.
Красота и своеобразие новой азбуки.
В каких языках сохранилась кириллица.
3.Латиница и кириллица.
Что значит слово латиница.
Почему в Польше, несмотря на сходство русского и польского языков, алфавит не кириллица, а латиница?
Постепенное возникновение латиницы и чудесное появление кириллицы.
Название букв. 41 буква. Где остальные?
Буквы, потерянные в петровскую реформу.
Буквы, потерянные после ленинской реформы.
4.Старославянский язык и его сохранившиеся формы.
Древнерусский язык и старославянский язык.
Церковнославянский язык – хранитель богатств родного языка.
Зачем человеку надо знать свои корни и корни своего языка. Что можно утратить?
5.Практические занятия. (чтение старославянских текстов).
Чтение евангельских текстов с переводом на русский язык.
Отслеживание некоторых грамматических форм.
Упражнения учеников в чтении текста. Научиться узнавать и читать буквы
«ять» и «ер».
6.О древнерусской литературе.
Чтение отрывков из «Слова о полку игореве» на древнерусском языке.
Знакомства с житиями и воинскими повестями.
Особенности жанров древнерусской литературы – как отражение духовной жизни русского народа в средневековье.
7.Практическое занятие.
Продолжаем обсуждать понравившиеся в течение года темы и заинтересовавшие всех вопросы.
ПЛАНИРОВАНИЕ
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
«ПУТЬ К СЛОВУ»
учителя Циколия Т.Н.
Цели и задачи факультатива.
При создании программы курса факультатива «Путь к слову» в центре внимания была основная задача: пробудить у учеников интерес к родному языку.
Для успешного решения этой задачи была сделана попытка «оживить» русский язык, раскрыть его секреты, помочь ученикам увидеть язык как стройную гармоничную систему.
Была поставлена задача приобщить детей к искусству слова на примере литературных текстов , мудрых высказываний. Это позволяло очеловечить лексико-орфографическую работу.
Большое внимание уделялось именно лексической работе, знакомству с этимологией, с историей языковых процессов. Это направление работы неизменно вызывает интерес у учеников.
Также важным разделом работы является близкое знакомство с историей появления славянской письменности, знакомство со старославянскими текстами и образцами древнерусской литературы.
Благодаря такому подходу возможно представить слово не только с позиций формально-грамматических, но и с позиций нравственных и эстетических. Это безусловно важнейшая задача школы – обучение живому языку, а не своду грамматических и пунктуационных правил.
Чрезвычайно актуальной явилась та часть программы, которая посвящена борьбе за чистоту устной речи подростка, знакомству с заповедями говорящего, с орфоэпическими нормами и образцами современного сленга. Задача учителя при этом пробудить потребность в самостоятельной работе над культурой речи. Практические занятия часто носили творческий характер, что способствовало пробуждению дополнительного интереса к слову как инструменту общения и выражения мысли и чувства.
1 ЧЕТВЕРТЬ
1 Коммуникативная функция слова.
Вторая сигнальная система.
Возможность существования рода, семьи, любого сообщества, государства, межгосударственных отношений – все строится на возможности людей ДОГОВОРИТЬСЯ.
Что было бы без СЛОВА?
2.Учиться общению, общаясь.
Основные правила хорошей речи.
ПРАВИЛЬНОСТЬ
ТОЧНОСТЬ
БОГАТСТВО
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
(Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.)
3.Диалогическая и монологическая речь.(с.160)
Умение приветствовать и отвечать на приветствие.
Коммуникативные качества желающего вести диалог.
Создание практических ситуаций для развития диалогической речи.
Спор как форма общения. Умение спорить.
4.Заповеди говорящего.
Осторожно обращайся со словом (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь).
Продумывай свою будущую речь.(Не допускай, чтобы язык забегал вперед ума)
Не искажай действительности в речи (У лжеца дом сгорел – никто не поверил)
Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.
Не говори о том, что всем давно известно.
Не будь многословен. (Поменьше говори, побольше услышишь)
Не повторяй одно и то же несколько раз.
Оцени своевременность беседы ( В добрый час молвить, в худой промолчать)
5.Правила слушающего.
Выслушай обращенное к тебе слово, вникни и попробуй понять говорящего.
Умей слушать (Молчаливость и скромность – качества очень пригодные для разговора)
Если тебе не ясно, не спеши с выводами.
Не принимай решения, выслушав только одну сторону. (Сто человек – сто мнений)
6.Обогащение речи пословицами и «крылатыми словами».
Работа со сборниками пословиц и поговорок.
Работа с книгой «Крылатые слова».
Придумывание речевых ситуаций, в которых можно использовать некоторые пословицы, поговорки или «крылатые слова».
Составление речи с любимыми пословицами, поговорками или «крылатыми словами».
Подбери к началу пословицы подходящий конец.
7.Правильное ударение, орфоэпия.
Орфоэпическая ошибка. Примеры ошибок.
Орфоэпический словарь. Знакомство со словарем.
Орфоэпические нормы. Материал учебника.
8.Нормы речи.
Соблюдение лексических норм языка.
Орфоэпические нормы.
Стилистические нормы.
Грамматические нормы.
Синтаксические и другие нормы.
Ненормативная лексика (Просторечия. Обсценная лексика(англ.) – бесстыдная, нецензурная, непечатная, непристойная, грязная. Слэнг).
Основные составляющие культуры речи (уместность, эффективность, нормативность).
Безнаказанность для использующих ненормативную лексику.(Случаи штрафов).
9.Поговорим о сленге.
Работа со словарем сленга.
Разыгрывание сценок- ситуаций, где требуется официальное общение
С употреблением сленга.
Отслеживание в своей речи и в речи товарищей сленговых выражений.
Сленг в Интернете.
2 ЧЕТВЕРТЬ
1.Этимология. Этимон слова.
Этимология (греч. etymologia, от étymon - истинное значение слова, этимон и lógos - слово, учение), отрасль языкознания, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи…
Эта соотнесённость может быть объективно обусловлена сохранением в структуре слова исходного этимона ("снегирь" и "снег"), но может быть и результатом так называемой "народной", или "ложной", этимологии
Нахождение этимона слов.
Примеры ложных этимонов.
2.Полисемия языковых единиц.
Многозначность слова, полисемия, наличие у слова более чем одного значения, т. е. способность одного слова передавать различную информацию о предметах и явлениях.
Наблюдение явления полисемии.
Сходство понятий, на котором основано явление многозначности слова.
Практические упражнения в поисках многозначных слов.
Работа с толковыми словарями.
Учимся различать многозначные слова от омонимов.
3.Перенос значения слова.
Принцип переноса (сходство или смежность).
Метафора – «перенос» по-гречески.
Разновидности метафоры.
Практические упражнения в поисках и создании тропов.
Анализ художественных текстов богатых тропами.
4.Работа с этимологическим словарем.
Выбираем в этимологическом словаре этимоны, заинтересовавшие учеников и
И стараемся проследить исторический путь этого корня.
5.Работа с этимологическим словарем.
Повторение прошлого занятия.
Связь развития языка с развитием жизни народа.
Проникновение в язык иноязычных слов.
В мире животных.
В мире растений.
Наше меню.
6.Творческая работа
Самостоятельно выбрать в словаре слово и написать небольшое рассуждение о словах данного этимона и их употреблении в современной речи. Работа задается на дом.
7.Обсуждение результатов.
Читаем и обсуждаем написанные дома работы.
3 ЧЕТВЕРТЬ
1.Слова – пришельцы.
О заимствованной лексике. Причины проникновения слов-пришельцев.
Игра –«определи родину слова».
Подсчет в тексте слов исконно русских и слов-пришельцев.
Какие русские слова могли уйти в другие языки( история винегрета).
Откуда пришли пельмени ,салат, галстук, панама, велосипед…
2.Правильно ли мы говорим?
О стилях речи.
О выразительной и правильной речи.
О темпе, ритме речи.
О логическом ударении.
Как формулировать мысль.
Что, зачем икак нашей речи.
.
3.Анализ речевых ошибок.
Употребление не тех слов.
Употребление лишних слов.
Употребление слов-паразитов.
Употребление неправильных форм слова (падеж и т. п.)
Неоправданные повторения.
Употребление однообразных по структуре предложений.
Непоследовательно излагаются мысли.
Не выражена основная мысль.
4.Богатство языка. Синонимия.
Необычайное богатство синонимами русского языка.
Работа со словарем синонимов.
Игра « лото-синонимы».
Примеры синонимии в поэтических текстах.
Творческие упражнения.
5.Богатство языка. Фразеологизмы.
Вырабатываем умение найти лексическое значение фразеологизма в целом.
Примеры использования фразеологизмов в разговорной речи и в художественных произведениях.
Меткие выражения из произведений писателей – «крылатые слова».
Знакомство с фразеологическим словарем.
6.Богатство языка. Синтаксис речи.
Синтаксические единицы.
Строительный материал речи.
Сообщаем, спрашиваем, восторгаемся
Для чего нужна инверсия?.(с.158)
Зачем нужны знаки препинания?
Чужая речь.
7.Игра – поиск синонима.
Игра в лото «Синонимы».
Конкурс на большее количество синонимов, к предложенным словам.
Работа со словарем синонимов.
8.Твое имя. История имен.
Откуда на Руси появились имена.
Выбор имени человеку.
Как выбирали имя А.В.Суворову.
Отрывок из повести Н.В.Гоголя Шинель». (О выборе имени герою повести).
Стихотворение о выборе имени.
Легенда об именах Вера, Надежда, Любовь.
Первые русские имена.
Ты и твое имя. (рассказ учащимся об их именах)
Что может рассказать фамилия.
Устаревшие имена.
Имена начала 20 века.
Современные имена.
Стихотворение о странных именах.
9.Что такое анаграмма?
Значение слова анаграмма.
Игра со словами, предложенными учителем. Подготовленные учениками анаграммы (с просчитанным количеством слов) они предлагают друг другу.
10.Изложение – рассуждение.
В конце четверти целесообразно предложить детям изложени – рассуждение на тему, показавшуюся интересной. Текст составляю сама в зависимости от выбора класса.
4 ЧЕТВЕРТЬ
1.История изобретения письма.
Болгарские братья Константин и Мефодий.
Необходимость создания славянской письменности.
Монашество и подвиг Кирилла.
Почему кириллица появилась на Руси.
Общие духовные корни славянских народов.
2.О славянской письменности.
Знакомство со старославянским алфавитом.
Красота и своеобразие новой азбуки.
В каких языках сохранилась кириллица.
3.Латиница и кириллица.
Что значит слово латиница.
Почему в Польше, несмотря на сходство русского и польского языков, алфавит не кириллица, а латиница?
Постепенное возникновение латиницы и чудесное появление кириллицы.
Название букв. 41 буква. Где остальные?
Буквы, потерянные в петровскую реформу.
Буквы, потерянные после ленинской реформы.
4.Старославянский язык и его сохранившиеся формы.
Древнерусский язык и старославянский язык.
Церковнославянский язык – хранитель богатств родного языка.
Зачем человеку надо знать свои корни и корни своего языка. Что можно утратить?
5.Практические занятия. (чтение старославянских текстов).
Чтение евангельских текстов с переводом на русский язык.
Отслеживание некоторых грамматических форм.
Упражнения учеников в чтении текста. Научиться узнавать и читать буквы
«ять» и «ер».
6.О древнерусской литературе.
Чтение отрывков из «Слова о полку игореве» на древнерусском языке.
Знакомства с житиями и воинскими повестями.
Особенности жанров древнерусской литературы – как отражение духовной жизни русского народа в средневековье.
7.Практическое занятие.
Продолжаем обсуждать понравившиеся в течение года темы и заинтересовавшие всех вопросы.
ПЛАНИРОВАНИЕ
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
«ПУТЬ К СЛОВУ»
учителя Циколия Т.Н.
Цели и задачи факультатива.
При создании программы курса факультатива «Путь к слову» в центре внимания была основная задача: пробудить у учеников интерес к родному языку.
Для успешного решения этой задачи была сделана попытка «оживить» русский язык, раскрыть его секреты, помочь ученикам увидеть язык как стройную гармоничную систему.
Была поставлена задача приобщить детей к искусству слова на примере литературных текстов , мудрых высказываний. Это позволяло очеловечить лексико-орфографическую работу.
Большое внимание уделялось именно лексической работе, знакомству с этимологией, с историей языковых процессов. Это направление работы неизменно вызывает интерес у учеников.
Также важным разделом работы является близкое знакомство с историей появления славянской письменности, знакомство со старославянскими текстами и образцами древнерусской литературы.
Благодаря такому подходу возможно представить слово не только с позиций формально-грамматических, но и с позиций нравственных и эстетических. Это безусловно важнейшая задача школы – обучение живому языку, а не своду грамматических и пунктуационных правил.
Чрезвычайно актуальной явилась та часть программы, которая посвящена борьбе за чистоту устной речи подростка, знакомству с заповедями говорящего, с орфоэпическими нормами и образцами современного сленга. Задача учителя при этом пробудить потребность в самостоятельной работе над культурой речи. Практические занятия часто носили творческий характер, что способствовало пробуждению дополнительного интереса к слову как инструменту общения и выражения мысли и чувства.
1 ЧЕТВЕРТЬ
1 Коммуникативная функция слова.
Вторая сигнальная система.
Возможность существования рода, семьи, любого сообщества, государства, межгосударственных отношений – все строится на возможности людей ДОГОВОРИТЬСЯ.
Что было бы без СЛОВА?
2.Учиться общению, общаясь.
Основные правила хорошей речи.
ПРАВИЛЬНОСТЬ
ТОЧНОСТЬ
БОГАТСТВО
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
(Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.)
3.Диалогическая и монологическая речь.(с.160)
Умение приветствовать и отвечать на приветствие.
Коммуникативные качества желающего вести диалог.
Создание практических ситуаций для развития диалогической речи.
Спор как форма общения. Умение спорить.
4.Заповеди говорящего.
Осторожно обращайся со словом (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь).
Продумывай свою будущую речь.(Не допускай, чтобы язык забегал вперед ума)
Не искажай действительности в речи (У лжеца дом сгорел – никто не поверил)
Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.
Не говори о том, что всем давно известно.
Не будь многословен. (Поменьше говори, побольше услышишь)
Не повторяй одно и то же несколько раз.
Оцени своевременность беседы ( В добрый час молвить, в худой промолчать)
5.Правила слушающего.
Выслушай обращенное к тебе слово, вникни и попробуй понять говорящего.
Умей слушать (Молчаливость и скромность – качества очень пригодные для разговора)
Если тебе не ясно, не спеши с выводами.
Не принимай решения, выслушав только одну сторону. (Сто человек – сто мнений)
6.Обогащение речи пословицами и «крылатыми словами».
Работа со сборниками пословиц и поговорок.
Работа с книгой «Крылатые слова».
Придумывание речевых ситуаций, в которых можно использовать некоторые пословицы, поговорки или «крылатые слова».
Составление речи с любимыми пословицами, поговорками или «крылатыми словами».
Подбери к началу пословицы подходящий конец.
7.Правильное ударение, орфоэпия.
Орфоэпическая ошибка. Примеры ошибок.
Орфоэпический словарь. Знакомство со словарем.
Орфоэпические нормы. Материал учебника.
8.Нормы речи.
Соблюдение лексических норм языка.
Орфоэпические нормы.
Стилистические нормы.
Грамматические нормы.
Синтаксические и другие нормы.
Ненормативная лексика (Просторечия. Обсценная лексика(англ.) – бесстыдная, нецензурная, непечатная, непристойная, грязная. Слэнг).
Основные составляющие культуры речи (уместность, эффективность, нормативность).
Безнаказанность для использующих ненормативную лексику.(Случаи штрафов).
9.Поговорим о сленге.
Работа со словарем сленга.
Разыгрывание сценок- ситуаций, где требуется официальное общение
С употреблением сленга.
Отслеживание в своей речи и в речи товарищей сленговых выражений.
Сленг в Интернете.
2 ЧЕТВЕРТЬ
1.Этимология. Этимон слова.
Этимология (греч. etymologia, от étymon - истинное значение слова, этимон и lógos - слово, учение), отрасль языкознания, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи…
Эта соотнесённость может быть объективно обусловлена сохранением в структуре слова исходного этимона ("снегирь" и "снег"), но может быть и результатом так называемой "народной", или "ложной", этимологии
Нахождение этимона слов.
Примеры ложных этимонов.
2.Полисемия языковых единиц.
Многозначность слова, полисемия, наличие у слова более чем одного значения, т. е. способность одного слова передавать различную информацию о предметах и явлениях.
Наблюдение явления полисемии.
Сходство понятий, на котором основано явление многозначности слова.
Практические упражнения в поисках многозначных слов.
Работа с толковыми словарями.
Учимся различать многозначные слова от омонимов.
3.Перенос значения слова.
Принцип переноса (сходство или смежность).
Метафора – «перенос» по-гречески.
Разновидности метафоры.
Практические упражнения в поисках и создании тропов.
Анализ художественных текстов богатых тропами.
4.Работа с этимологическим словарем.
Выбираем в этимологическом словаре этимоны, заинтересовавшие учеников и
И стараемся проследить исторический путь этого корня.
5.Работа с этимологическим словарем.
Повторение прошлого занятия.
Связь развития языка с развитием жизни народа.
Проникновение в язык иноязычных слов.
В мире животных.
В мире растений.
Наше меню.
6.Творческая работа
Самостоятельно выбрать в словаре слово и написать небольшое рассуждение о словах данного этимона и их употреблении в современной речи. Работа задается на дом.
7.Обсуждение результатов.
Читаем и обсуждаем написанные дома работы.
3 ЧЕТВЕРТЬ
1.Слова – пришельцы.
О заимствованной лексике. Причины проникновения слов-пришельцев.
Игра –«определи родину слова».
Подсчет в тексте слов исконно русских и слов-пришельцев.
Какие русские слова могли уйти в другие языки( история винегрета).
Откуда пришли пельмени ,салат, галстук, панама, велосипед…
2.Правильно ли мы говорим?
О стилях речи.
О выразительной и правильной речи.
О темпе, ритме речи.
О логическом ударении.
Как формулировать мысль.
Что, зачем икак нашей речи.
.
3.Анализ речевых ошибок.
Употребление не тех слов.
Употребление лишних слов.
Употребление слов-паразитов.
Употребление неправильных форм слова (падеж и т. п.)
Неоправданные повторения.
Употребление однообразных по структуре предложений.
Непоследовательно излагаются мысли.
Не выражена основная мысль.
4.Богатство языка. Синонимия.
Необычайное богатство синонимами русского языка.
Работа со словарем синонимов.
Игра « лото-синонимы».
Примеры синонимии в поэтических текстах.
Творческие упражнения.
5.Богатство языка. Фразеологизмы.
Вырабатываем умение найти лексическое значение фразеологизма в целом.
Примеры использования фразеологизмов в разговорной речи и в художественных произведениях.
Меткие выражения из произведений писателей – «крылатые слова».
Знакомство с фразеологическим словарем.
6.Богатство языка. Синтаксис речи.
Синтаксические единицы.
Строительный материал речи.
Сообщаем, спрашиваем, восторгаемся
Для чего нужна инверсия?.(с.158)
Зачем нужны знаки препинания?
Чужая речь.
7.Игра – поиск синонима.
Игра в лото «Синонимы».
Конкурс на большее количество синонимов, к предложенным словам.
Работа со словарем синонимов.
8.Твое имя. История имен.
Откуда на Руси появились имена.
Выбор имени человеку.
Как выбирали имя А.В.Суворову.
Отрывок из повести Н.В.Гоголя Шинель». (О выборе имени герою повести).
Стихотворение о выборе имени.
Легенда об именах Вера, Надежда, Любовь.
Первые русские имена.
Ты и твое имя. (рассказ учащимся об их именах)
Что может рассказать фамилия.
Устаревшие имена.
Имена начала 20 века.
Современные имена.
Стихотворение о странных именах.
9.Что такое анаграмма?
Значение слова анаграмма.
Игра со словами, предложенными учителем. Подготовленные учениками анаграммы (с просчитанным количеством слов) они предлагают друг другу.
10.Изложение – рассуждение.
В конце четверти целесообразно предложить детям изложени – рассуждение на тему, показавшуюся интересной. Текст составляю сама в зависимости от выбора класса.
4 ЧЕТВЕРТЬ
1.История изобретения письма.
Болгарские братья Константин и Мефодий.
Необходимость создания славянской письменности.
Монашество и подвиг Кирилла.
Почему кириллица появилась на Руси.
Общие духовные корни славянских народов.
2.О славянской письменности.
Знакомство со старославянским алфавитом.
Красота и своеобразие новой азбуки.
В каких языках сохранилась кириллица.
3.Латиница и кириллица.
Что значит слово латиница.
Почему в Польше, несмотря на сходство русского и польского языков, алфавит не кириллица, а латиница?
Постепенное возникновение латиницы и чудесное появление кириллицы.
Название букв. 41 буква. Где остальные?
Буквы, потерянные в петровскую реформу.
Буквы, потерянные после ленинской реформы.
4.Старославянский язык и его сохранившиеся формы.
Древнерусский язык и старославянский язык.
Церковнославянский язык – хранитель богатств родного языка.
Зачем человеку надо знать свои корни и корни своего языка. Что можно утратить?
5.Практические занятия. (чтение старославянских текстов).
Чтение евангельских текстов с переводом на русский язык.
Отслеживание некоторых грамматических форм.
Упражнения учеников в чтении текста. Научиться узнавать и читать буквы
«ять» и «ер».
6.О древнерусской литературе.
Чтение отрывков из «Слова о полку игореве» на древнерусском языке.
Знакомства с житиями и воинскими повестями.
Особенности жанров древнерусской литературы – как отражение духовной жизни русского народа в средневековье.
7.Практическое занятие.
Продолжаем обсуждать понравившиеся в течение года темы и заинтересовавшие всех вопросы.