Применение информационных технологий во внеурочной деятельности в условиях естественнонаучного лицея
Кузьмина Светлана Анатольевна,
кандидат педагогических наук, заместитель директора по НМР,
ГБОУ лицей № 623 имени И.П.Павлова Выборгского района
Бянкина Светлана Феоктистовна,
заместитель директора по УВР,
ГБОУ лицей № 623 имени И.П.Павлова Выборгского района
Основные направления работы по применению информационных технологий во внеурочной деятельности ГБОУ лицей № 623 имени И.П.Павлова Выборгского района: познавательная внеурочная деятельность, учебно-исследовательская и проектная деятельность, информационное сопровождение образовательного процесса, работа с родителями, участие в сетевом олимпиадном и конкурсном движении, осуществление собственных сетевых проектов и мероприятий.
ГБОУ лицей № 623 имени И.П.Павлова Выборгского района – это уникальное образовательное учреждение. Уникальность его, в первую очередь, связана с тем, что, став 20 лет назад одним из первых образовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии в Санкт-Петербурге и, завоевав широкое признание, он не теряет своих позиций на протяжении всего времени существования.
На данный момент в лицее используется 60 компьютеров, 14 мультимедийных проекторов, 15 принтеров, 4 сканера. Все компьютеры соединены в локальную сеть и имеют многоканальную возможность выхода в глобальные сети Интернет. На первом и втором этажах лицея установлены «точки доступа», позволяющие на всей территории лицея использовать технологию Wi-Fi. В лицее также имеются цифровые фотоаппараты и цифровая видеокамера.
Вопрос применения информационных технологий не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности достаточно актуален для нашего лицея. Современная потребность в общении детей с компьютером вызывает необходимость современных форм ее удовлетворения. Параллельно с освоением учебных дисциплин учителя нашего лицея пытаются решить важные общепедагогические задачи, направленные на формирование раннего социального опыта: профессионального, коммуникационного, мировоззренческого.
Необходимость решения поставленных задач определила направления деятельности и формы виртуального и реального взаимодействия во внеучебное время.
1. Прежде всего, это познавательная внеурочная деятельность. Сюда относятся предметные недели, библиотечные уроки, конкурсы и другие учебно-познавательные мероприятия. При подготовке предметных недель ученики под руководством педагогов создают презентации, получают необходимую дополнительную информацию во всемирной паутине, контактируют с собеседниками посредством электронной почты.
2. Следующее направление - учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. В лицее активно работает научное общество учащихся, основным мероприятием которого является проведение научно-практической конференции по защите проектов и учебно-исследовательских работ. Без информационных технологий в этой работе не обойтись! В процессе работы над исследованием ученики работают с текстовыми редакторами(сканирование изображений, копирование, тиражирование); с приложениями MSOffice(документация, диаграммы, оформительская работа, презентации); с Интернет-ресурсами (поиск информации, музыкальных, звуковых файлов).
3. Третье важное направление – это информационное сопровождение образовательного процесса. Лицей имеет свой сайт, который освещает наиболее важные моменты лицейской жизни, дает анонс предстоящих событий, поздравляет с победами в мероприятиях, оперативно информирует обо всех изменениях в лицейской жизни (например, расписание, которое обновляется как минимум, раз в два дня). На сайте работает форум, где ученики и учителя могут обсудить злободневные проблемы, высказать свое мнение по наболевшим вопросам. Выпускники лицея также имеют свой сайт. Информационно-методический центр лицея располагает электронными учебниками, энциклопедиями практически по всем отраслям знаний. Использование информационных технологий во внеклассной работе позволило оперативно работать и со средствами массовой информации.
4. Работа с родителями также входит в перечень направлений, где активно используются информационные технологии. Родители – частые гости на сайте лицея, зачастую информацию о лицейских или классных мероприятиях, об успеваемости учеников родители получают путем рассылки СМС-сообщений. Практически все родители осведомлены об e-mailадресах своих классных руководителей, поэтому связь с учителем, классным руководителем возможна даже тогда, когда одна из контактирующих сторон находится в отъезде. В настоящее время в лицее прорабатывается вопрос проведения виртуального общеродительского собрания. Виртуальное родительское собрание- это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить чей-то опыт, познакомится с различными точками зрения. Виртуальные собрания дают возможность родителям получить информацию, задать актуальные вопросы, обсудить интересующую тематику в удобное для них время. Такая форма проведения собраний помогает родителям активно взаимодействовать со специалистами образовательного учреждения, заинтересованными родителями других классных коллективов.
5. Одно из важнейших направлений во внеурочной деятельности – это работа по вовлечению лицеистов в различные сетевые мероприятия: олимпиады, конкурсы, конференции.
Все направления внеучебной деятельности способствуют формированию целостной мировоззренческой системы, позволяющей участникам образовательного процесса мобильно ориентироваться в современном социальном пространстве, а учащимся не только полезно проводить свободное время, но и быстро усваивать нормы взрослого общества и определять личный вектор социальной интеграции. В новой программе развития лицей стремится развить идею организации пространства интеллектуального досуга и содержательной творческой деятельности, способствующих формированию ощущения социальной компетентности, позволяющей безболезненно войти в современное социальное пространство средствами информационных технологий. Какие шаги необходимо предпринять в этом направлении?
1. Эффективное использование имеющегося компьютерного оборудования, приобретение оборудования, позволяющего проводить телеконференции, телелекции и т.п.
2. Системное использование информационных и образовательных ресурсов сети Интернет.
3. Создание образовательного сайта для методической поддержки естественно-научного образования, создание англоязычных страничек – продвижение на международный уровень.
4. Создание авторских мультимедийных программных образовательных продуктов в соответствии с лицейскими образовательными программами, моделей уроков и внеурочных мероприятий с применением мультимедийных и компьютерных средств.
5. Создание единого информационного образовательного пространства лицея.
6. Оборудование кабинетов в соответствии с перечнем учебного оборудования для организации самостоятельной урочной и внеурочной деятельности учащихся с учетом современных требований.