Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль внеклассных мероприятий в жизни школьников

Романова Ольга Евгеньевна,
воспитатель ГПД школы № 219
Красносельского района Санкт-Петербурга
Аннотация: данная статья посвящена технологии организации и проведения внеклассных мероприятий в школе. В статье говорится о важности внеклассных мероприятий, о роли, которую они играют в жизни школьников. Для этого в статье раскрываются важные аспекты, вносящие понимание о создании внеклассных мероприятий, а также описывается влияние внеклассных мероприятий на всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: внеклассное мероприятие, формы внеклассного мероприятия, функции внеклассного мероприятия, направления внеклассного мероприятия, последовательность.
В жизни человека школьный период играет важную и основополагающую роль для дальнейшего профессионального становления, также влияющего на последующее социальное самоопределение. Именно в школе раскрывается личностный потенциал, заложенный в человеке. Кроме того, школа формирует образовательный фундамент, который в будущем необходим как в прикладном порядке, так и для дальнейшего повышения его уровня, чтобы осваивать выбранную ребёнком профессиональную сферу.
«Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» (Закон РФ «Об образовании).  Именно в школе идёт процесс обучения ребёнка, школа закладывает «фундамент».
«Обучение – процесс активного взаимодействия обучающего и обучающегося, в ходе которого педагог осуществляет целенаправленное управление деятельностью учащихся, результатом которого является развитие личности учащихся как активно действующих субъектов» [1].
В этих двух понятиях заостряется внимание на воспитании и развитии личности учащихся. Без комплексного развития личностных качеств и социальных навыков невозможным становится использование полученных знаний, а иногда и их получение. На развитие ребёнка влияет и учебная деятельность, и внешкольная, такая как различные кружки, самостоятельные занятия с родителями или родственниками, посещение музеев, театров и других мест культурного досуга. Учебную деятельность в образовательных организациях можно разделить на основной учебный процесс и дополнительные мероприятия. Основной учебный процесс даёт основу формирования ребёнка непосредственно, но по четким параметрам, связанным с программой обучения и решением ребёнком поставленных ей задач. Для более тонкого и многогранного формирования личности ребёнка, для его последующего самоопределения также требуются в учебном процессе дополнительные мероприятия. Их называют внеклассными или внеурочными мероприятиями. Эти мероприятия развивают познавательные и творческие способности, раскрывают потенциал школьников. Внеклассная работа способствует развитию интереса учащихся, самостоятельности, самореализации личности, повышает мотивацию к обучению, помогает проявить свою индивидуальность, реализовать себя.
Внеклассные мероприятия проходят вне обязательных учебных занятий в школе, участие в них является добровольным. Учащимся предоставляют больше творческой активности и самостоятельности на таких занятиях, поскольку нет чёткой регламентации и поставленных задач.  Они формируются под конкретное внеклассное мероприятие, что помогает гибко подстроиться под особенности каждого учебного коллектива и эффективнее дополнить недостающие «пробелы» или же дать ещё одну возможность раскрыть способности учеников. Большую роль в организации данных занятий отводят воспитателям, классным руководителям, педагогам-предметникам.  При подготовке к такому мероприятию участникам требуется затратить немало сил для того, чтобы всё прошло успешно [3]. Мероприятие должно быть продумано до мельчайших подробностей, включать в себя важную духовную составляющую, иметь чёткую тему, цель, задачи для того, чтобы используемое время не было потрачено впустую [4]. Необходимо продумать мероприятие так, чтобы каждый участник был задействован и играл определённую роль. Также, при подготовке нужно учитывать возрастные особенности (младших школьников легче вовлечь в занятия с элементами двигательной активности, учащиеся постарше способны к более длительному восприятию материала без применения двигательной активности), способности самого педагога и учеников. Особенно стоит отметить последних, так как без их стараний и вовлечённости проведение даже подготовленного мероприятия становится под вопросом. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, тема и формат проведения должны быть близки им и понятны. Мероприятие должно заинтересовать учеников, быть познавательным, побуждать к дальнейшим размышлениям и самоанализу личности не только учениками, но и педагогом. Важно, чтобы учащиеся имели положительный настрой и комфортно себя чувствовали во время проведения мероприятия. Хорошо проведённое внеклассное мероприятие запомнится учениками и в дальнейшем сыграет важную роль в отношении учёбы и личностных качеств.
Функции внеклассного мероприятия:
- образовательная;
- воспитательная;
- развивающая.
Большую роль именно во внеклассных мероприятиях играет воспитательная и развивающая функции.
Для проведения внеклассной работы педагоги используют три направления:
- учебно-воспитательная деятельность;
- досуговая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность.
Учебно-воспитательная деятельность предназначена для воплощения целей и задач педагогической деятельности. Она направлена на решение поставленных учебных задач, во время которых также ведётся формирование и корректировка волевых, личностных качеств, умения взаимодействия в команде. Эта часть является основополагающей в процессе обучения, она наибольшим образом влияет на развитие ребёнка во всех выше рассмотренных аспектах. 
Досуговая деятельность необходима для организации полноценного отдыха, положительных эмоций, для дружеской атмосферы в коллективе. может формироваться как представителями учебного заведения, так и родителями с родственниками. В большинстве случае, рассматривается вариант их сотрудничества в данном вопросе. Целью досуговой деятельности может быть активный или полноценный отдых, формирования и закрепления взаимосвязей как в детском, так и во взрослом коллективе, также целью может быть аккумуляция положительных эмоций, необходимых для поддержания дружеской атмосферы среди детей и их родителей.
Спортивно-оздоровительная деятельность необходима для полноценного развития организма школьников. Если не обращать внимание родителей на данную важнейшую сферу жизни их детей, то тогда у них могут быть проблемы со здоровьем, которые в дальнейшем повлияют как на учебный процесс, так и на качество жизни в целом. Например, если ребёнок не тренирует организм, то потенциально уменьшается его работоспособность. В таком случае становится тяжелее переносить учебную нагрузку. В результате неё и внешних факторов снижается иммунитет и учащийся заболевает. Это негативно сказывается на учебном процессе как локально, так и в целом. Другой пример, в последнее время одной из больших проблем является формирование неправильной осанки школьников. В дальнейшем, эта проблема может повлиять на социальную адаптацию (будет формироваться комплекс неполноценности), что также очень сильно отразится на желании ходить в учебное заведение, а значит, отразится на заинтересованности в обучении. Также неправильная осанка повлияет на здоровье уже в зрелом возрасте. Таким образом, данный аспект имеет колоссальное значение. 
При реализации внеклассных мероприятий необходимо использовать разнообразные формы проведения таких мероприятий. Встречается большое разнообразие различных форм внеклассных мероприятий. Таких, как ролевая игра, спектакль, викторина, сказка, экскурсия, конкурс, беседа, мастер-класс, дискуссия, соревнования и другие.
Современные технологии позволяют внедрить в проведение внеклассного мероприятия музыкальное сопровождение, видеоряд, видеосъёмку, фотосъёмку, использование презентации. Также, такие мероприятия предусматривают не только занятия в классе, но и возможность выехать на природу, на экскурсию, провести интересные интерактивные квесты на прилегающей территории.
При выборе формы мероприятия стоит учитывать её учебно-воспитательное значение с позиции цели, задач, средств и методов. Преподаватель выбирает такую форму мероприятия, которая максимально помогает в решении задач, которые были поставлены.
Для того, чтобы внеклассное мероприятие прошло успешно, независимо от формы проведения, нужно соблюдать определённую последовательность [2]:
  1. Анализ будущего мероприятия, конструирование;
  2. Подготовка;
  3. Проведение;
  4. Анализ (самоанализ) занятия.
Таким образом, внеурочные занятия являются важным видом деятельности в учебном заведении. Во время таких занятий между учениками и педагогом образуется невидимая связь, которая помогает лучше понимать друг друга и в дальнейшем взаимодействовать, образуются более доверительные и тесные отношения с учениками. Поэтому внеурочные мероприятия полезны не только ученикам, но и педагогам. Внеурочные мероприятия играют большую роль в воспитании ребёнка и становлении его личности. Внеклассные мероприятия создают условия для нравственного, интеллектуального формирования личности, обеспечивают всестороннее развитие учеников.
Список литературы
1. Вергелес Г.И. Технологии обучения младших школьников. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов начального образования / Г.И. Вергелес, А.А. Денисова.  – СПб.: 2014 – 218 с.
2. Княжева, В. В. Педагогические приемы выбора и моделирования новых форм внеклассных мероприятий / В. В. Княжева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 227-231. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9506/
3. Сергунина Т.А. Событийные формы организации внеклассного воспитательного мероприятия // Наука и образование сегодня. – 2017. – С.1-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynye-formy-organizatsii-vneklassnogo-vospitatelnogo-meropriyatiya
4. Фесикова Н.А., Патриотическое и нравственное воспитание обучающихся через внеклассные мероприятия / Н.А. Фесикова, П.Д. Ведрова // Образование. Карьера. Общество. – 2017. – С.1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-i-nravstvennoe-vospitanie-obuchayuschihsya-cherez-vneklassnye-meropriyatiya
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»