Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка внеклассного мероприятия

Знатоки истории

Лазарев Константин Владимирович
Пояснительная записка
События конца XX в. подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Все эти факторы определили темы наших интеллектуальных игр. Ведь воспитание патриотизма начинается с углубленного познания своей Родины, своего края, района, города, села. Молодежь должна изучать прошлое Родины ради своего будущего. Людей, не имеющих родства с землей, потерявших «чувствование» Отечества, еще Ломоносов называл «нищими». Необходимо учить воспитанников ощущать себя русскими и гордиться своей нацией, любить Россию и быть счастливым от сознания, что она «твоя Родина».
В воспитании у молодого поколения любви к Родине большую роль играет краеведение. Поэтому в интеллектуальные игры были включены  его элементы и направлены на воспитание патриотизма, активной гражданской позиции студента, на развитие умений представлять себя и свою точку зрения, на   осмысление проблем, которые существует в нашем обществе. Игровая ситуация является наиболее естественным способом жизнедеятельности подростка, это мощный стимул в воспитании. Игра позволяет моделировать сложнейшие социальные процессы, создавать положительный эмоциональный настрой группы и поддерживать его на протяжении всего классного часа. Данная форма внеклассного мероприятия  способствует формированию активной гражданской позиции, духовно-нравственных качеств, познавательной деятельности, осознания своих ценностных ориентаций, стремления к самостоятельному «добыванию» новых для себя знаний и умений, что обеспечивает ценностно-смысловую компетентность и личное самосовершенствование. В процессе игры идет формирование мировоззренческой позиции каждого обучающегося.
Такое мероприятие предполагает использование комбинации имитационных и эвристических методов, позволяющих решить поставленные задачи наиболее оптимальным образом. Представленный сценарий учитывает возрастные особенности студентов, уровень подготовленности участников, возможные эмоциональные воздействия, а также психологическую атмосферу всего мероприятия в целом.     
Интеллектуальная игра является одной из эффективных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, значимых  дат,  исторических имен и других событий.
Интеллектуальная игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условиях ситуации. Игра побуждает учащихся перевоплотиться в другого человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он изображает взрослого, «примеривая на себя» условный или знакомый чей-то образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев, учащиеся моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностнозначимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.
Цели и задачи программы
· освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории России в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
· овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
· формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями
Реализация программы направлена на достижение следующих целей:
· воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
· освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
· овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
· формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
· применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Для усвоения учебного материала применяются основные группы методов обучения и их сочетания:
· Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные), практические, проблемно-поисковые под руководством преподавателя и самостоятельной
работой учащихся.
·Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, деловые игры.
· Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные работы.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
Педагогические технологии, применяемые при реализации программы:
- Исследовательская технология, при которой обучающиеся учатся умению самостоятельно добывать знания.
- Информационно-компьютерные технология: создание и применение на уроке мультимедийных презентаций; виртуальные экскурсии, практикумы.
- Здоровьесберегающая технология. Использование данных технологий позволяют равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания. Основные формы контроля: фронтальный опрос, работа по карточкам.
Сценарий проведения заключительного этапа «Неделя истории»
Звучат фанфары
Ведущий: Уважаемые студенты, преподаватели и гости нашего прославленного колледжа. Позвольте приветствовать Вас на торжественном мероприятии, посвященном завершению «Недели истории».
Я глубоко уверен, на сто процентов, что на нашем мероприятии присутствуют все, кто увлечен историей по-настоящему. Кто пришел сюда по внутреннему зову. Поэтому сегодня не будет ни команд победителей, ни проигравших. Ибо все мы в этом уютном зале служители великой музы истории Клио. Однако будут искренне приветствоваться, активные и талантливые студенты всех наших площадок. Итак, объявляю заключительный этап «Недели истории» открытым.
1 стадия. Самопрезентация команд учебных площадок.
В этом зале присутствуют представители различных площадок нашего прославленного колледжа. Давайте поближе познакомимся друг с другом через презентации на тему «Я люблю историю». Они будут представлены по порядку номеров площадок. Просим представителей команд Учебной Площадки № 1 занять места за столом под № 1.
Самопрезентация команды площадки № 1. Аплодисменты.
Приглашаем представителей площадки № 2 занять места за столом под № 2.
Самопрезентация команды  площадки № 2 Аплодисменты.
Ну и наконец, приглашаются представители третьей площадки. Аплодисменты.
Самопрезентация команды площадки № 3. Аплодисменты.
Ведущий: В ходе презентаций выяснилось, что все команды достойны прикоснуться к тайнам истории и смыслам эпох.
2 стадия. Проведение викторины «Своя игра».
«Безусловно, сегодняшнее мероприятие имеет важнейшую актуальную тему». Оно посвящается 75-летию снятия блокады города на Неве, Патриотическому подвигу героического народа. В колледже еще работают и трудятся живые свидетели исторических событий Великой Отечественной войны. И отдавая дань уважения, мы начинаем встречу с фрагмента фильма о, наших заслуженных ветеранах, перемеживших бомбежки и слышавших пронзительный вой пикирующих бомбардировщиков люфтваффе.
Показ отрывка фильма 4.5 минут. Эпизод о бывшем руководителе площадки г. Пушкина. Песня. М. Бернеса.
Порядок проведения и правила игры.
Ведущий: Игра состоит из одного раунда, в ней участвует три команды. Они выбирают вопрос по одной из трех тем: История, Великая Отечественная война, Обществознание. Вопросы расположены в порядке возрастания степени сложности. Дается 30 секунд на обдумывание.
Команды отвечают в порядке очереди. При верном ответе члены жюри заносят баллы на счет отвечающей команды. (См. Приложение 2. Критерии оценки указаны в Приложении 1). В случае неверного ответа слово другим командам не предоставляется, а правильный ответ говорит ведущий.
Итак, игра началась! Прошу капитанов команд подойти для жеребьевки.
Капитаны команд выбирают из каски свой порядковый номер.
По ходу игры после звукового вопроса во время обдумывания появляется муза истории, фланирует вокруг команд, осыпает их серпантином, обозначает награждение венком.
Правила игры, указанные выше условны. Количество команд, как и количество участников в командах может быть разным. Итоги викторины могут подводиться как в командном зачете, так и в индивидуальном, по результатам отдельно взятой дисциплины и (или) двух дисциплин (с учетом имеющихся исходных данных).
Вопросы и ответы к викторине (см. Приложение 3)
Ведущий: Сегодня мы пролистали разные страницы нашей истории, высказали различные мнения. Но главное, что при наших различиях мы остаемся единым народом нашей великой Родины.
У нас не будет победителей и побежденных. Каждая команда получит награду по заслугам. А пока почетные гости подводят предварительные итоги, группа студентов пушкинской площадки РКТК студии «Anna Deans» исполнят танец военных лет.
4 стадия. Военный танец - вальс. Исполняет коллектив площадки г. Пушкина.
Подведение итогов. Слово предоставляется председателю жюри заместитель директора по учебной работе Пантелеевой Марине Анатольевне.
Награждение. Пироги. Серпантин. Каска.
По результатам Викторины каждая команда награждается пирогом и побеждает в одной из трех номинаций: «Лучшая презентация «Я люблю историю», «Лучшие знатоки истории в викторине «Своя игра», «Лучшие знатоки обществознания в викторине «Своя игра».
Общее время: 1,5 часа.
Вопросы к разделу «История»
5 баллов.
Вопрос: После одноименного фильма Сергея Эйзенштейна, этому новгородскому князю приписывают легендарное изречение: «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». О каком князе идет речь и в связи с каким историческим событием оно произнесено?
Ответ. Эти слова приписываются новгородскому князю Александру Невскому. По преданию они произнесены после разгрома немецких рыцарей на Чудском озере.
10 баллов.
Вопрос: Этот непобедимый российский полководец – генералиссимус получил все мужские российские ордена.  Ему, в образе античного военного бога, при жизни был поставлен памятник. Где воздвигнут памятник, что вы о нем знаете?
Ответ: Памятник возведен на Марсовом поле.  Александр Васильевич Суворов представлен в доспехах Марса с мечом и щитом.
15 баллов.
Вопрос: Как известно, великой морской державе, которой стала Россия, Петр I придумал флаг, который и в наше время гордо реет на корме боевых кораблей. В честь какого Святого он поднят? Что Вы знаете об этом?
Ответ. В честь Андрея Первозванного, ученика Иисуса Христа, который был рыбаком. По преданию Апостол Андрей служил на Руси.
20 баллов.
Вопрос: В ремейке одноименного фильма «Звонок» фюреру установили срок – семь дней, означавший конец войны. В каком году и когда была официально закончена война?
Ответ предусматривает несколько вариантов: 9 мая – Великая Отечественная война. В Европе день победы отмечают 8 мая. Вторая мировая война – 2 сентября
25 баллов.
Вопрос: В современном французском языке слово «березина» стало синонимом полной катастрофы. Что, помимо воинских ресурсов, потерял Наполеон в этом сражении?
Ответ. Помимо армии, часть казны. Награбленные сокровища Москвы, затопленные по слухам Наполеоном. Золото - 300 кг. Серебро - 5000 кг. Обоз - 25 повозок. Большинство культурных ценностей до сих пор в розыске.
Вопросы к разделу «Великая Отечественная война»
 5 баллов.
Вопрос: Какой правитель России поставил задачу «добить фашистского врага в его логове и водрузить знамя победы над Берлином»?
Ответ. Это высказывание принадлежит Иосифу Сталину. (Оно произнесено в 1944 году).
10 баллов.
Вопрос: Этот импульсивный правитель России 60-х годов иногда называл представителей Запада «недобитыми под Сталинградом». Назовите правителя, что вы о нем знаете?
Ответ: Высказывание принадлежит Н.С. Хрущеву. Произнесено на встрече с иностранными журналистами в адрес канцлера Германии Конрада Аденауэра.
15 баллов.
Вопрос: 27 января 1944 года во время спектакля в Большом театре действие вдруг внезапно прервалось, опустился занавес, зажегся в зале свет, а на авансцену вышел директор театра. После реакции в зале на его сообщение возможность продолжить спектакль появилась только через полчаса. О чем сообщил директор театра?
Ответ: Директор сообщил о снятии блокады Ленинграда.
20 баллов.  Студенты читают стихотворение «Блокадный салют».
Вопрос: Как известно, в блокадном Ленинграде была применена карточная система нормирования продуктов. Карточка бала предназначена на минимальное поддержание жизненных сил. Какова ежедневная норма выдачи хлеба в граммах была установлена для рабочих 20 ноября 1941 года?
Ответ: Ежедневная норма суррогатного хлеба для рабочих составляла 250 граммов.
25 баллов.
Вопрос: Во время войны вместе с летчиками мужчинами громил врага женский полк ночных бомбардировщиков. Командовала полком Марина Раскова, удостоенная высшего знака отличия и звания России. Как называются медаль и высшее звание в России?
Ответ: Медаль «Золотая Звезда», звание – «Герой России».
Вопросы к разделу «Обществознание»
5 баллов
Мы с вами прослушали выступление руководителя России на Государственном Совете, посвященное эффективности бюджетных расходов. Вопрос: “Дайте определение бюджета. Какие виды бюджетов вы знаете?”
Ответ: Бюджет - финансовый план, суммирующий доходы и расходы за определенный период времени. Бюджет бывает сбалансированным, профицитным или дефицитным.
10 баллов
В представленном сюжете украинский атаман Нестор Махно рассуждает о построении анархической республики.
Вопрос: “Дайте определение терминов «республика» и «анархия». Могут ли они быть взаимосвязаны?”
Ответ: Республика - форма государственного устройства, происходит от лат. - общественное дело. Подразумевает передачу власти при помощи выборов.
Анархия – течение, отрицающее власть. Имеет множество направлений. Происходит от гр. – “безвластие”, “безначалие”. Гипотетическая ситуация, когда государство заменено безгосударственным обществом – идеал большинства анархистов. Мечты Нестора Махно неосуществимы. Оба термина находятся в философском противоречии.
15 баллов
Вам представлен сюжет о канале социальной мобильности.  Бывшие гимназисты, матросы и крестьяне взяли власть и тем самым повысили свой социальный статус. Вопрос: “Дайте определение социальной мобильности и социального статуса?”
Ответ: Социальная мобильность – совокупность социального перемещения людей в обществе. Бывает вертикальной или горизонтальной. Статус - социальная позиция индивида в группе или обществе.
20 баллов
Вопрос: “Посмотрите на картину Рафаэля «Афинская школа». Почему Платон указывает на небо, а Аристотель - на землю?”
Ответ: Платон – идеалист, Аристотель – материалист
25 баллов
Вопрос: Послушайте отрывок из указа императрицы Елизаветы Петровны 1752 года: «К крайнему неудовольствию нашему слышим разорение и притеснение подданных наших от Ябедников». Кто такие Ябедники?
Ответ: Ябедники – правозаступники (судебные исполнители) использующие недобросовестные приемы и методы.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»