(умеренная умственная отсталость)
Игры и дидактические упражнения на различение
диких животных: лисы, зайца, волка, медведя.
Имитация звуков, издаваемых животными
учитель ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: Расширение, формирование знаний детей о диких животных (волке, зайце, лисе, медведе).
Задачи:
I Образовательные:
- Изучение особенностей и повадок диких животных;
- Изучение особенностей рациона диких животных;
- Формировать умение выделять и группировать предметы по определенным признакам;
II Коррекционно-развивающие:
- Развивать пространственные представления и ориентировку, мыслительные операции;
- Расширять представления об окружающем мире, пополнять словарный запас;
- Коррекция и развитие зрительного восприятия, слухового и зрительного внимания;
- Развивать слуховое восприятие, внимание, артикуляционный аппарат;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук;
- Развивать коммуникативные навыки.
III Воспитательные:
- Воспитывать интерес к учебе, предмету.
- Воспитывать навык самоконтроля
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброжелательное отношение к животным, чувство ответственности за братьев наших меньших.
Метапредметные цели:
Личностные УУД:
- Проявление инициативы в оказании помощи одноклассникам;
- Умение прийти на помощь друг другу в практической деятельности;
- Умение оценить свою работу, свои достижения, оценить работу других детей;
- Умение выполнять творческие задания, проявлять интерес к процессу познания, к изучению нового материала.
Коммуникативные УУД:
- Развитие умения работать в паре.
- Развитие умения сообща принимать решение.
- Развитие умения взаимодействовать в ходе дидактической игры.
Познавательные УУД:
- Умение узнавать, называть или показывать, определять буквы «а», «у»; звуки [а], [у];
- Выполнять действия по определенному порядку.
- Умение классифицировать, анализировать, сравнивать, синтезировать.
Регулятивные УУД:
- Контролирование своей деятельности через результат выполнения задания;
- Поиск нужного материала
- Формирование умения оценивать свои действия.
Цели занятия:
- Закреплять умение различать животных по внешнему виду и по звукам, которые они издают;
- Формировать понятие «дикие» и «домашние» животные;
- Формировать навыки глобального чтения;
- Формировать навыки «писать» названия животных по пунктиру.
- Находить в ближайшем окружении предметы по словесному заданию.
Методы работы на занятии: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, репродуктивный.
Формы работы на занятии: фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа.
Оборудование занятия: Бычок, предметные картинки, разрезные картинки, презентация «Дикие животные», аудиозапись «Голоса животных», рабочие альбомы; цветные карандаши; индивидуальные задания на карточках, магнитная доска.
Ход занятия:
№ | Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ожидаемый результат |
1. | Организационный момент | Колокольчик прозвенел, нас на занятие всех собрать он захотел. Ушки на макушке Глазки широко открыты Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. |
Дети проходят в класс, садятся за парты. | Мотивация учащихся. |
2. | Сюрпризный момент | К нам в гости пришел Бычок. Он принес нам задание, а что это за задание, мы скоро узнаем. А пока вспомним какое животное бычок? Почему? Правильно. Люди заботятся о домашних животных, дают им жилище, кормят их. Домашним животным не надо самим добывать себе еду. |
Слушают, смотрят. Домашнее Он живет на ферме и за ним ухаживает человек. |
Дети настраиваются на занятие, вспоминают ранее изученный материал. |
3. | Сообщение темы занятия | Сегодня мы с вами познакомимся с дикими животными: зайцем, лисой, волком и медведем. Услышим, как они говорят. | ||
4. | Пальчиковая гимнастика | Но для начала разомнем наши пальчики. Делаем как я: Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит. Спят зимою бурундук, Колючий ежик и барсук. Только заиньке не спится Убегает от лисицы. Мелькает он среди кустов, Напетлял — и был таков. |
Дети (руки сложены лодочкой под щечкой) Левой рукой загибают один палец на правой руке при назывании каждого животного Делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх, большой палец придерживает мизинец и безымянный. Кисть руки переворачиваем вниз и «убегаем» указательным и средним пальцами. Разводим руки в стороны. |
Выполнение действий по подражанию учителю. |
5. | Знакомство с дикими животными | А у нас первый гость. Послушайте. Как вы думаете, кто это? А как вы поняли, что это заяц? А где живет заяц? Давайте повторим «голос» зайца Как называются животные, которые живут в лесу? Прикрепим зайчика в альбом. А кто это еще к нам пришел? Послушайте. А это кто? А как вы узнали? Давайте повторим «голос» волка Прикрепим изображение волка в наш рабочий альбом. Наш следующий гость. Послушайте Кто это? Как узнали? Давайте повторим «голос» лисы Прикрепим лисичку в альбом А это кто так грозно рычит? Молодцы. А как он выглядит? Давайте и мы порычим как медведь. Прикрепим изображение медведя в рабочий альбом. Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем. |
Дети слушают «голос» зайца. Заяц. Длинные ушки, короткий маленький хвостик, белая шубка. В лесу. Дети имитируют звуки, издаваемые зайцем. Дикие животные. Прикрепляют в рабочий альбом. Дети слушают «голос» волка. Волк. Волк имеет острые зубы, серую шубку, длинный хвост. Дети имитируют звуки, издаваемые волком. Прикрепляют в рабочий альбом. Дети слушают «голос» лисы. Лиса. Рыжая шубка, большой пушистый хвост. Дети имитируют звуки, издаваемые лисой. Прикрепляют в рабочий альбом. Дети слушают «голос» медведя. Медведь. Большой, бурый, лапы с острыми когтями. Дети имитируют звуки, издаваемые медведем. Прикрепляют в рабочий альбом. |
Узнавание животного по голосу и изображению. Взаимодействие в ходе дидактических игр. Подражание звукам животных. Прикрепление изображений животных в рабочий альбом. |
6. | Физкультминутка: Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот так, вот так Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк напугал. Зайка – прыг! и убежал! |
|||
7. | Дидактическая игра | Дидактическая игра. «Кто что ест?» Мы с вами уже говорили о том, что дикие животные сами добывают себе пищу. У каждого из вас есть маленькие карточки с изображением пищи. Давайте узнаем, что едят наши животные. Под каждым животным мы будем прикреплять картинки и изображением еды. Заяц. Вы прикрепляете картинки в альбом, а я на доске. Волк Лиса Медведь |
Работа с карточками. Дети прикрепляют карточку с изображениями: клевера, кислица, кора. Дети прикрепляют карточку с изображениями: зайца, барсук, гуся. Дети прикрепляют карточку с изображениями: мыши, лягушки, черники. Дети прикрепляют карточку с изображениями: малины, ящерицы, орехов. |
Развитие умения показывать, сопоставлять, находить нужный предмет. Узнавать, предметы по контуру. Узнавать и называть животных. Из перечня картинок выбирать нужное изображение |
8. | Физкультминутка для глаз | |||
9. | Закрепление материала в игровой форме. | А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть животное, а вы показывать его изображение. | Учащиеся показывают картинки с изображением медведя, волка, лисы или зайца. | Умение ориентироваться в пройденном материале. Запоминать образ животных. |
10. | Рефлексия | Вы большие молодцы. Хорошо работали на занятии, Бычок вами очень доволен и обязательно еще придет в гости к таким замечательным ребятам. | Дети хвалят себя и друг - друга. |