Профилактика детского неблагополучия учащихся
младшего школьного возраста посредством тренинга
(обучающие, развивающие и релаксационные игры тренинга)
Абакумова Валентина Николаевна
Работа с детьми требует от учителя и воспитателя ГПД знаний из различных областей: педагогики, дидактики, методики преподавания, анатомии, физиологии, валеологии и психологии.
Каждого педагога и воспитателя ГПД волнуют вопросы: Отчего зависит успешное развитие ребёнка? Как помочь ученику быть успешным, чтобы избежать детского неблагополучия?
Тревожность один из факторов, способствующих детскому неблагополучию.
Актуальность данного тренинга обусловлена тем, что в современной школе существует практическая необходимость психологической помощи тревожным детям младшего школьного возраста для профилактики детского неблагополучия в обучении и общении. Также важна ранняя профилактика детского неблагополучия у тревожных детей младшего школьного возраста.
Курс тренинга включает 10 занятий по 60 минут, проводится один раз в неделю. В структуре занятий тренинга используются разнообразные формы и методы работы: сюжетно-ролевое проигрывание ситуаций, дыхательная гимнастика, релаксационные техники, методы групповой дискуссии, упражнения для снятия мышечного напряжения.
Разработанный тренинг по снижению тревожности может быть использован для практического применения в работе психологов, педагогов и воспитателей ГПД общеобразовательных учреждений с целью профилактики детского неблагополучия учащихся младшего школьного возраста.
Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Педагоги и родители обычно говорят про такого ребенка, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится слишком серьезно» и т.п.
Один из важнейших факторов повышения эффективности учебного процесса – организация психологически благоприятного климата обучения, который очень важен для профилактики детского неблагополучия. Благоприятный климат немыслим без освоения методов снижения тревожности учащихся. Одним из методов снижения тревожности является тренинг. Тренинг - это метод групповой работы, при котором в результате многократного проживания участниками различных способов разрешения проблемных ситуаций у них формируется новый значимый для них опыт. При этом организуется "погружение" в игровую реальность разными техниками, что способствует воссозданию условий значимых для младших школьников трудных ситуаций, связанных с осмыслением и освоением своих связей с миром, другими людьми, самими собой.
Методологическую основу моей работы составили теоретические позиции Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина о специфике психолого- педагогического развития детей младшего школьного возраста, а также положения обусловленности методов коррекции и профилактики тревожности детей младшего школьного возраста, которые определяются работами М.М. Безруких, А.А. Бодалева, А.И. Захарова, В.П. Кащенко, А.М. Прихожан.
Теоретическую основу моей работы составили взгляды Г.Ш. Габдреевой, И.В. Изарда, Н.В. Имедадзе, Л.И. Костиной, Л.В. Макшанцевой, Л.Ф. Обуховой, В.С. Мухиной, Р.В. Овчаровой, Е.И. Рогова, Е.Н. Савиной, в которых отражаются возможности психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста по снижению школьной тревожности для профилактики детского неблагополучия.
Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок. Они ищут одобрение и поощрение взрослых во всех делах. Для них характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, ощущение сухости во рту, кома в горле, слабости в ногах.
Критерии определения тревожности у ребенка по П.Бейкеру и М. Аворду: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо, мышечное напряжение, нарушение сна, раздражительность.
Признаки тревожности по Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титоренко:
Каждого педагога и воспитателя ГПД волнуют вопросы: Отчего зависит успешное развитие ребёнка? Как помочь ученику быть успешным, чтобы избежать детского неблагополучия?
Тревожность один из факторов, способствующих детскому неблагополучию.
Актуальность данного тренинга обусловлена тем, что в современной школе существует практическая необходимость психологической помощи тревожным детям младшего школьного возраста для профилактики детского неблагополучия в обучении и общении. Также важна ранняя профилактика детского неблагополучия у тревожных детей младшего школьного возраста.
Курс тренинга включает 10 занятий по 60 минут, проводится один раз в неделю. В структуре занятий тренинга используются разнообразные формы и методы работы: сюжетно-ролевое проигрывание ситуаций, дыхательная гимнастика, релаксационные техники, методы групповой дискуссии, упражнения для снятия мышечного напряжения.
Разработанный тренинг по снижению тревожности может быть использован для практического применения в работе психологов, педагогов и воспитателей ГПД общеобразовательных учреждений с целью профилактики детского неблагополучия учащихся младшего школьного возраста.
Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Педагоги и родители обычно говорят про такого ребенка, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится слишком серьезно» и т.п.
Один из важнейших факторов повышения эффективности учебного процесса – организация психологически благоприятного климата обучения, который очень важен для профилактики детского неблагополучия. Благоприятный климат немыслим без освоения методов снижения тревожности учащихся. Одним из методов снижения тревожности является тренинг. Тренинг - это метод групповой работы, при котором в результате многократного проживания участниками различных способов разрешения проблемных ситуаций у них формируется новый значимый для них опыт. При этом организуется "погружение" в игровую реальность разными техниками, что способствует воссозданию условий значимых для младших школьников трудных ситуаций, связанных с осмыслением и освоением своих связей с миром, другими людьми, самими собой.
Методологическую основу моей работы составили теоретические позиции Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина о специфике психолого- педагогического развития детей младшего школьного возраста, а также положения обусловленности методов коррекции и профилактики тревожности детей младшего школьного возраста, которые определяются работами М.М. Безруких, А.А. Бодалева, А.И. Захарова, В.П. Кащенко, А.М. Прихожан.
Теоретическую основу моей работы составили взгляды Г.Ш. Габдреевой, И.В. Изарда, Н.В. Имедадзе, Л.И. Костиной, Л.В. Макшанцевой, Л.Ф. Обуховой, В.С. Мухиной, Р.В. Овчаровой, Е.И. Рогова, Е.Н. Савиной, в которых отражаются возможности психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста по снижению школьной тревожности для профилактики детского неблагополучия.
Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок. Они ищут одобрение и поощрение взрослых во всех делах. Для них характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, ощущение сухости во рту, кома в горле, слабости в ногах.
Критерии определения тревожности у ребенка по П.Бейкеру и М. Аворду: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо, мышечное напряжение, нарушение сна, раздражительность.
- не может долго работать не уставая;
- ему трудно сосредоточиться на чем-либо;
- любое задание вызывает излишнее беспокойство;
- во время выполнения задания очень напряжён, скован;
- смущается чаще других;
- часто говорит о напряженных ситуациях;
- как правило, краснеет в незнакомой обстановке;
- жалуется, что ему снятся страшные сны;
- руки обычно холодные и влажные;
- часто расстройство стула;
- сильно потеет, когда волнуется;
- плохой аппетит;
- спит беспокойно, засыпает с трудом;
- пуглив, многое вызывает страх;
- обычно беспокоен, легко расстраивается;
- часто не может сдержать слезы;
- плохо переносит ожидание;
- не любит браться за новое дело;
- неуверен в себе, своих силах;
- боится сталкиваться с трудностями.
В настоящее время тренинг очень часто используется в психокоррекции, в психотерапии и в обучении. К исследованию различных вопросов тренинга и тренинговых групп обращались такие российские авторы, как В.Ю. Большаков (1996), И.В. Вачков (1995, 1996, 1998, 2004, 2006, 2007), Е.Л. Михайлова ( 2002, 2008), А.П. Ситников (1996), Н.Ю. Хрящев (1993, 2006) и многие другие.
Тренинг – как метод психического воздействия, направлен на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения и включает с себя широкий спектр способов организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга, с целью достижения изменений в их жизни и в них самих. К методам тренинга относят: групповую дискуссию, психогимнастические упражнения, проективный рисунок, танцевальные и песенные упражнения, элементы аутотренинга, медитативные и релаксационные упражнения, творческую визуализацию, элементы арттерапии, игровые методы. Использование различных методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно.
Для успешного преодоления детского неблагополучия и проблемных ситуаций необходимо обладать уверенностью в себе, навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и одноклассниками, а так же рядом психологических качеств, которые позволят легче адаптироваться к условиям учебной деятельности, окружающей и социальной среды. С этой целью мною были разработаны обучающие и развивающие игры тренинга по коррекции тревожности для младших школьников.Тренинг – как метод психического воздействия, направлен на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения и включает с себя широкий спектр способов организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга, с целью достижения изменений в их жизни и в них самих. К методам тренинга относят: групповую дискуссию, психогимнастические упражнения, проективный рисунок, танцевальные и песенные упражнения, элементы аутотренинга, медитативные и релаксационные упражнения, творческую визуализацию, элементы арттерапии, игровые методы. Использование различных методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно.
Цель: снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- выработка правильного отношения к ошибкам и неудачам;
- профилактика детского неблагополучия;
- формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей;
- актуализация школьных переживаний, снижение тревожности и страхов;
- развитие произвольности внутреннего плана действий;
- формирование позитивного отношения к сверстникам, навыков совместной деятельности.
В структуре занятий тренинга используются разнообразные формы и методы работы: сюжетно- ролевое проигрывание ситуаций, дыхательная гимнастика, психогимнастика, игры на формирование чувства доверия и уверенности в себе, релаксационные техники, методы групповой дискуссии, проективные методы «репетиции поведения», упражнения для снятия нервного и эмоционального напряжения.
Занятия тренинга предназначены для работы с детьми младшего школьного возраста (8-11 лет), максимальная численность -12-16 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю в хорошо проветренном помещении. Продолжительность занятия - 60 минут. Длительность программы - 10 занятий.
При разработке тренинга я опиралась на работы следующих авторов книг: Л.М. Костиной, 2003, Р.В. Овчаровой, 1999 , В. В. Петрусинского, 1994, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, 2001, 2000, А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой, 2004.
Каждое занятие включает несколько этапов. В начале занятия всегда ритуал настроя детей на работу и разминка для мобилизации организма. В основной части занятия осуществляется психологическое воздействие разными методами, формами и техниками, с целью понижения уровня тревожности у младших школьников. Затем обязательно проводилась рефлексия, для осознания происходящих изменений, вербализация чувств, для закрепления результата. К концу занятия проводилась релаксация, которая помогала снять эмоциональное и мышечное напряжение. Завершалось занятие ритуалом прощания.
Занятия тренинга предназначены для работы с детьми младшего школьного возраста (8-11 лет), максимальная численность -12-16 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю в хорошо проветренном помещении. Продолжительность занятия - 60 минут. Длительность программы - 10 занятий.
При разработке тренинга я опиралась на работы следующих авторов книг: Л.М. Костиной, 2003, Р.В. Овчаровой, 1999 , В. В. Петрусинского, 1994, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, 2001, 2000, А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой, 2004.
Каждое занятие включает несколько этапов. В начале занятия всегда ритуал настроя детей на работу и разминка для мобилизации организма. В основной части занятия осуществляется психологическое воздействие разными методами, формами и техниками, с целью понижения уровня тревожности у младших школьников. Затем обязательно проводилась рефлексия, для осознания происходящих изменений, вербализация чувств, для закрепления результата. К концу занятия проводилась релаксация, которая помогала снять эмоциональное и мышечное напряжение. Завершалось занятие ритуалом прощания.
Игры и упражнения подбирала, основываясь на следующих принципах: принцип адекватности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям), принцип оптимальности (решение поставленных задач), принцип повторяемости (повторение игр на следующих занятиях), принцип дозировки (оптимальное количество упражнений), принцип сочетания основных и фоновых упражнений, принцип разнообразия упражнений (чередование видов деятельности), принцип системности (завершение системы упражнений).
Обучающие и развивающие игры для профилактики детского неблагополучия посредством тренинга коррекции тревожности.
Занятие № 1 «Знакомство».1.Игра на знакомство « Снежный ком» (обязательна, если дети незнакомы между собой).
Цель: познакомить детей друг с другом, установить первые контакты между ними.
Инструкция: «Давайте познакомимся друг с другом! Сейчас мы поиграем в игру снежный ком. Мы будем по кругу называть свои имена, но не просто так. Первый участник говорит громко свое имя, второй – повторяет имя первого и говорит свое имя, третий – говорит имена двух первых участников и свое. И так по кругу будем все вместе лепить снежный ком из наших имен. Нужно постараться запомнить, кого как зовут. Если кто-то собьется – ничего страшного, остальные помогут ему восстановить цепочку. Кто начнет?»
Примечание: здесь и далее, если желающих не будет, психолог может предложить одному из «фоновых» детей (или более решительных) начать игру, либо сам стать первым участником.
2.Упражнение “Выработка правил группы”.
Цель: демонстрация демократичного и безопасного стиля общения, выработка правил групповой работы. Материалы: листы бумаги, фломастеры, ватман, маркеры.
Техника проведения: каждый из участников вырабатывает свои предложения, затем все участники обсуждают проблему и вносят свои изменения. Группой формируются правила, смысл которых должен отражать следующее:
1.уважительное отношение друг к другу,
2.активное участие,
3.соблюдение правила “Я - высказывания”.
4.нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них;
Правила группы позволяют каждому участнику чувствовать себя в группе комфортно и безопасно, а группе в целом – активно и эффективно работать на занятиях. Правила вывешиваются на самом видном месте в помещении.
1.Ритуал
Цель: настроить детей на работу в группе.
Материалы и оборудование: мягкая игрушка
Инструкция: «А теперь давайте, передавая по кругу гномика Гошу, расскажем друг другу о себе. Кто начнет?»
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Игра «Меняются местами те, кто...»: участники группы сидят на стульях в кругу. Руководитель группы (или доброволец) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он — водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Меняются те, кто в черных ботинках», или: «Меняются все девочки», или: «Меняются все, кто купался в море». Все участники группы, которые обладают (или считают, что обладают!) указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей. Суть в том, что водящий должен во время обмена местами успеть занять чье-то временно освободившееся место.
3.Основная часть.
Цель: коррекция тревожности.
1). Подвижная игра «Ручеек».
Цель: развитие групповой динамики, снятие тактильных барьеров.
Суть игры:
Играющие выстраиваются парами друг за другом, а 1 играющий остается без пары. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образуя ворота). 1 играющий без пары проходит через весь «ручеек» и выбирает себе кого-то в пару, вместе они становятся впереди. Тот играющий, кто остался без пары, возвращается в конец «ручейка», проходит через него и, выбрав себе пару, проходит вперед. И так далее. Игра проходит в быстром темпе до тех пор, пока не надоест детям.
Примечание: игроком без пары может стать кто-то из «фоновых» детей либо сам психолог, если количество детей в группе четное.
2). Игра для снятия мышечного напряжения "Драка"
Цель: снять эмоциональное напряжение и частично выразить агрессию, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать, расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Инструкция: «Представьте такую ситуацию. Вы с другом поссорились. Вы страшно разозлились. Сейчас вам очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому ваши кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть дети изобразят это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должны почувствовать дети, сильно сжав зубы). От волнения перед дракой вы даже дыхание затаили (дети должны в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрели вы на своего друга и вспомнили, как он вас однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Вы выдохнули и расслабились (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.
Ребята, когда вам вдруг станет как-то не по себе, вы почувствуете тяжесть или напряженность, вспомните, что сейчас только с вами проделали и повторите это самостоятельно. Тогда вы почувствуете, как вам станет легко и спокойно».
Примечание: эту игру полезно использовать не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. Для них здесь есть важный коррекционный момент: радость расслабления (физическая и эмоциональная) связывается с решением не драться, а решать конфликты мирным путем.
4.Рефлексия ( изотерапия)
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Материалы и оборудование: листы бумаги формата А 4, цветные карандаши или мелки.
Инструкция: «Ребята, нарисуйте, пожалуйста, ваше настроение на нашем занятии сегодня». А теперь расскажите, что вы нарисовали и почему. Что вам запомнилось и что понравилось, может быть, что-то вас удивило?»
5. Релаксация.
Цель: снятие напряжения, отдых.
Материалы и оборудования: ковер или покрывала.
Релаксационное упражнение «Снеговик»: «Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Руки напряжены, ноги, голова, все ваше тело напряжено. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала тает и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д.» В конце упражнения дети мягко падают на пол и изображают лужицу воды. Необходимо расслабиться. «Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко». Дети медленно встают и потягиваются.
6. Ритуал .
Цель: завершение занятия, отсоединение детей от психолога.
Материалы и оборудование: та же мягкая игрушка.
Инструкция: «Ребята, гномик Гоша снова с нами. Сейчас, передавая его по кругу, давайте пожелаем друг другу чего-то хорошего на будущее, на завтра или послезавтра. И тогда у всех все будет хорошо!»
Занятие № 2 «Настроение».
Примечание: здесь и далее, если желающих не будет, психолог может предложить одному из «фоновых» детей (или более решительных) начать игру, либо сам стать первым участником.
2.Упражнение “Выработка правил группы”.
Цель: демонстрация демократичного и безопасного стиля общения, выработка правил групповой работы. Материалы: листы бумаги, фломастеры, ватман, маркеры.
Техника проведения: каждый из участников вырабатывает свои предложения, затем все участники обсуждают проблему и вносят свои изменения. Группой формируются правила, смысл которых должен отражать следующее:
1.уважительное отношение друг к другу,
2.активное участие,
3.соблюдение правила “Я - высказывания”.
4.нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них;
Правила группы позволяют каждому участнику чувствовать себя в группе комфортно и безопасно, а группе в целом – активно и эффективно работать на занятиях. Правила вывешиваются на самом видном месте в помещении.
1.Ритуал
Цель: настроить детей на работу в группе.
Материалы и оборудование: мягкая игрушка
Инструкция: «А теперь давайте, передавая по кругу гномика Гошу, расскажем друг другу о себе. Кто начнет?»
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Игра «Меняются местами те, кто...»: участники группы сидят на стульях в кругу. Руководитель группы (или доброволец) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он — водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Меняются те, кто в черных ботинках», или: «Меняются все девочки», или: «Меняются все, кто купался в море». Все участники группы, которые обладают (или считают, что обладают!) указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей. Суть в том, что водящий должен во время обмена местами успеть занять чье-то временно освободившееся место.
3.Основная часть.
Цель: коррекция тревожности.
1). Подвижная игра «Ручеек».
Цель: развитие групповой динамики, снятие тактильных барьеров.
Суть игры:
Играющие выстраиваются парами друг за другом, а 1 играющий остается без пары. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образуя ворота). 1 играющий без пары проходит через весь «ручеек» и выбирает себе кого-то в пару, вместе они становятся впереди. Тот играющий, кто остался без пары, возвращается в конец «ручейка», проходит через него и, выбрав себе пару, проходит вперед. И так далее. Игра проходит в быстром темпе до тех пор, пока не надоест детям.
Примечание: игроком без пары может стать кто-то из «фоновых» детей либо сам психолог, если количество детей в группе четное.
2). Игра для снятия мышечного напряжения "Драка"
Цель: снять эмоциональное напряжение и частично выразить агрессию, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать, расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Инструкция: «Представьте такую ситуацию. Вы с другом поссорились. Вы страшно разозлились. Сейчас вам очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому ваши кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть дети изобразят это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должны почувствовать дети, сильно сжав зубы). От волнения перед дракой вы даже дыхание затаили (дети должны в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрели вы на своего друга и вспомнили, как он вас однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Вы выдохнули и расслабились (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.
Ребята, когда вам вдруг станет как-то не по себе, вы почувствуете тяжесть или напряженность, вспомните, что сейчас только с вами проделали и повторите это самостоятельно. Тогда вы почувствуете, как вам станет легко и спокойно».
Примечание: эту игру полезно использовать не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. Для них здесь есть важный коррекционный момент: радость расслабления (физическая и эмоциональная) связывается с решением не драться, а решать конфликты мирным путем.
4.Рефлексия ( изотерапия)
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Материалы и оборудование: листы бумаги формата А 4, цветные карандаши или мелки.
Инструкция: «Ребята, нарисуйте, пожалуйста, ваше настроение на нашем занятии сегодня». А теперь расскажите, что вы нарисовали и почему. Что вам запомнилось и что понравилось, может быть, что-то вас удивило?»
5. Релаксация.
Цель: снятие напряжения, отдых.
Материалы и оборудования: ковер или покрывала.
Релаксационное упражнение «Снеговик»: «Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Руки напряжены, ноги, голова, все ваше тело напряжено. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала тает и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д.» В конце упражнения дети мягко падают на пол и изображают лужицу воды. Необходимо расслабиться. «Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко». Дети медленно встают и потягиваются.
6. Ритуал .
Цель: завершение занятия, отсоединение детей от психолога.
Материалы и оборудование: та же мягкая игрушка.
Инструкция: «Ребята, гномик Гоша снова с нами. Сейчас, передавая его по кругу, давайте пожелаем друг другу чего-то хорошего на будущее, на завтра или послезавтра. И тогда у всех все будет хорошо!»
Игра на знакомство.
Цель: вспомнить, кого как зовут.
Инструкция: « Давайте сейчас вспомним, кого как зовут. Сейчас мы будем по кругу передавать гномика Гошу и называть имя того у кого в руках гномик ».
1. Ритуал.
Цель: настроить детей на работу в группе, учить доверию.
Подвижная игра « Гусеница ».
Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по помещению. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Инструкция: «Сейчас мы с вами должны будем сосчитать до 10, не договариваясь. Начинает кто-то один, он говорит первую цифру, вторую цифру говорит уже кто-то другой. Если несколько человек говорят одновременно, то счет сбивается, и мы снова считаем до 10. Один».
3. Основная часть.
Цель: коррекция тревожности.
1.Упражнение «Стихотворение с выражением».
Каждый участник группы встает перед всеми и читает очень выразительно стихотворение (любое), стараясь передать переживаемые эмоции. В конце упражнения участники группы рассказывают о своих переживаниях испытываемых во время выступления и будучи слушателем. Отвечают на вопросы психолога «когда было легче» и «почему».
2. «Упражнение на доверие»
Цель: развитие групповой динамики.
В каждой паре один участник играет роль компаса, другой – туриста. Турист встает за спину компаса, кладет ему руки на плечи и закрывает глаза. Компас должен очень аккуратно провести туриста мимо других детей и препятствий. По достижении цели партнеры меняются ролями.
3. Упражнение «Что я умею?»
Цель: повышение самооценки, развитие уверенности в себе.
Дети делятся на пары, психолог засекает определенное время, за это время каждый из них должен вспомнить все-все, что он умеет делать, даже какие-то мелочи или не очень важные для него вещи. Важно, чтобы дети, не останавливаясь, говорили о своих умениях.
4.Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Инструкция: «Ребята, у меня есть несколько разноцветных кружочков. Подойдите и выберите из них одно – то, которое показывает ваше настроение сегодня на занятии. Скажите, почему вы выбрали именно этот кружочек? Что понравилось на занятии? Что нового вы узнали?»
5. Релаксация.
Цель: снятие напряжения, отдых.
Упражнение «Дерево»: «Исходное положение – сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, обхватите их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево».
Цель: вспомнить, кого как зовут.
Инструкция: « Давайте сейчас вспомним, кого как зовут. Сейчас мы будем по кругу передавать гномика Гошу и называть имя того у кого в руках гномик ».
1. Ритуал.
Цель: настроить детей на работу в группе, учить доверию.
Подвижная игра « Гусеница ».
Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по помещению. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Инструкция: «Сейчас мы с вами должны будем сосчитать до 10, не договариваясь. Начинает кто-то один, он говорит первую цифру, вторую цифру говорит уже кто-то другой. Если несколько человек говорят одновременно, то счет сбивается, и мы снова считаем до 10. Один».
3. Основная часть.
Цель: коррекция тревожности.
1.Упражнение «Стихотворение с выражением».
Каждый участник группы встает перед всеми и читает очень выразительно стихотворение (любое), стараясь передать переживаемые эмоции. В конце упражнения участники группы рассказывают о своих переживаниях испытываемых во время выступления и будучи слушателем. Отвечают на вопросы психолога «когда было легче» и «почему».
2. «Упражнение на доверие»
Цель: развитие групповой динамики.
В каждой паре один участник играет роль компаса, другой – туриста. Турист встает за спину компаса, кладет ему руки на плечи и закрывает глаза. Компас должен очень аккуратно провести туриста мимо других детей и препятствий. По достижении цели партнеры меняются ролями.
3. Упражнение «Что я умею?»
Цель: повышение самооценки, развитие уверенности в себе.
Дети делятся на пары, психолог засекает определенное время, за это время каждый из них должен вспомнить все-все, что он умеет делать, даже какие-то мелочи или не очень важные для него вещи. Важно, чтобы дети, не останавливаясь, говорили о своих умениях.
4.Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Инструкция: «Ребята, у меня есть несколько разноцветных кружочков. Подойдите и выберите из них одно – то, которое показывает ваше настроение сегодня на занятии. Скажите, почему вы выбрали именно этот кружочек? Что понравилось на занятии? Что нового вы узнали?»
5. Релаксация.
Цель: снятие напряжения, отдых.
Упражнение «Дерево»: «Исходное положение – сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, обхватите их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево».
6. Ритуал
Цель: введение ритуала совместного завершения групповой работы.
Упражнение «До свидания»
Процедура проведения: Ведущий предлагает детям соединить по очереди правые руки – класть их одна на другую, говоря «Я – Я – Я…». Дети и ведущий кладут свои руки «столбиком». Когда ладошка последнего участника группы легла сверху, все хором говорят «До свидания!»
Занятие № 3 «Моё имя».Цель: введение ритуала совместного завершения групповой работы.
Упражнение «До свидания»
Процедура проведения: Ведущий предлагает детям соединить по очереди правые руки – класть их одна на другую, говоря «Я – Я – Я…». Дети и ведущий кладут свои руки «столбиком». Когда ладошка последнего участника группы легла сверху, все хором говорят «До свидания!»
1. Ритуал.
Цель: настроить детей на работу в группе, обмен чувствами.
Материал: мягкая игрушка.
Упражнение «Имена-качества»
Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 2—3 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Марина, мечтательная, миролюбивая».
Примечание: При затруднении участника связать свое имя с качеством ему помогают другие, но при этом ведущий должен помочь завершить словесный ряд положительным качеством участника.
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Игра «Летит, летит по небу шар…»: психолог говорит вместе с детьми следующие слова:
Летит, летит по небу шар, по небу шар летит,
И знаем мы, что этот шар до неба долетит.
С каждым повтором он заменяет какое-то из слов движением, не произнося его, а делая паузу, (небо – указательный палец вверх, летит – взмахи руками, шар – круговые движения рук, мы – указание на себя) и следит за тем, кто из детей самый внимательный, либо произносит слово, либо показывает движение.
3. Основная часть
Цель: коррекция тревожности, развитие групповой динамики.
1. Упражнение «Нарисуй страх» (изотерапия)
Цель: коррекция страхов.
Материалы и оборудование: бумага и карандаши или мелки.
Психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него…». Давайте нарисуем Страх. Какой он?» Дети рисуют Страх и показывают его друг другу. Психолог предлагает детям дорисовать своему страху какие-нибудь смешные детали, чтобы он стал милым и добрым. После обращает внимание на то, что страх на самом деле вовсе и не страшный, как им казалось, а смешной и нелепый. Психолог забирает страхи детей себе.
2. Подвижная игра "Путаница"
Цель: развитие сплоченности группы через физический контакт.
Играющие становятся в круг и вытягивают вперед правые руки. По сигналу ведущего они соединяют руки попарно. Второй сигнал – теперь нужно соединить левые руки, но уже с каким-то другим человеком (не с тем, с кем соединены правые руки). Задача – не отпуская рук, постараться распутаться и оказаться стоящими в кругу. Если играющие оказались в неразрешимой ситуации, можно предложить одному из них взять на себя ответственность за всю группу и указать ту пару рук, которую можно разъединить, чтобы распутать "мертвый узел".
4.Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Инструкция: «Ребята, посмотрите на наши рисунки. Раньше то, что там нарисовано, казалось вам страшным, а теперь вы видите – это забавно! Расскажите, как вы теперь относитесь к своему страху. Вы его ещё боитесь или готовить его простить и подружиться с ним?»
Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 2—3 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Марина, мечтательная, миролюбивая».
Примечание: При затруднении участника связать свое имя с качеством ему помогают другие, но при этом ведущий должен помочь завершить словесный ряд положительным качеством участника.
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Игра «Летит, летит по небу шар…»: психолог говорит вместе с детьми следующие слова:
Летит, летит по небу шар, по небу шар летит,
И знаем мы, что этот шар до неба долетит.
С каждым повтором он заменяет какое-то из слов движением, не произнося его, а делая паузу, (небо – указательный палец вверх, летит – взмахи руками, шар – круговые движения рук, мы – указание на себя) и следит за тем, кто из детей самый внимательный, либо произносит слово, либо показывает движение.
3. Основная часть
Цель: коррекция тревожности, развитие групповой динамики.
1. Упражнение «Нарисуй страх» (изотерапия)
Цель: коррекция страхов.
Материалы и оборудование: бумага и карандаши или мелки.
Психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него…». Давайте нарисуем Страх. Какой он?» Дети рисуют Страх и показывают его друг другу. Психолог предлагает детям дорисовать своему страху какие-нибудь смешные детали, чтобы он стал милым и добрым. После обращает внимание на то, что страх на самом деле вовсе и не страшный, как им казалось, а смешной и нелепый. Психолог забирает страхи детей себе.
2. Подвижная игра "Путаница"
Цель: развитие сплоченности группы через физический контакт.
Играющие становятся в круг и вытягивают вперед правые руки. По сигналу ведущего они соединяют руки попарно. Второй сигнал – теперь нужно соединить левые руки, но уже с каким-то другим человеком (не с тем, с кем соединены правые руки). Задача – не отпуская рук, постараться распутаться и оказаться стоящими в кругу. Если играющие оказались в неразрешимой ситуации, можно предложить одному из них взять на себя ответственность за всю группу и указать ту пару рук, которую можно разъединить, чтобы распутать "мертвый узел".
4.Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Инструкция: «Ребята, посмотрите на наши рисунки. Раньше то, что там нарисовано, казалось вам страшным, а теперь вы видите – это забавно! Расскажите, как вы теперь относитесь к своему страху. Вы его ещё боитесь или готовить его простить и подружиться с ним?»
- . Цель: снятие напряжения, отдых.
Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»: исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими и подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева». Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
6. Ритуал.
Цель: ритуал совместного завершения групповой работы.
Упражнение «До свидания»
Занятие № 4 «Наши страхи».
1. Ритуал.
Цель: настроить детей на работу в группе.
Упражнение « Комплименты». По кругу передается мягкая игрушка и каждый говорит комплимент соседу слева.
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Игра «Похвалилки»
Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами "Однажды я..." Например: "Однажды я помог товарищу в школе" или "Однажды я быстро выполнил домашнее задание" и т.д.
На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.
После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами. В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.
3. Основная часть.
Цель: коррекция тревожности, развитие групповой динамики.
1. Подвижная игра «Пятнашки».
Цель: профилактика боязни нападения, уколов и физических наказаний, развитие групповой динамики.
Игра: нужно расставить по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен осалить играющего, хлопнув его по спине или чуть ниже. При этом он не имеет права дотягиваться до игрока через стул или другую мебель.
Примечание: в процессе игровой погони полезно (кроме того, еще и весело) ведущему выкрикивать фразы типа: "Ну, погоди!", "Догоню и съем!" – они помогут ребенку избавиться от страха неожиданного воздействия и боязни наказания в реальной жизни. После игры психолог спрашивает, было ли кому-то страшно или всем было весело в игре.
2. Игра «Путаница».
Цель: развитие групповой динамики, снятие тактильных барьеров.
Игра: дети встают в круг, держась за руки, запутываются, а потом распутываются. Задача группы – как можно быстрей «распутаться».
3. Психологический этюд «Момент отчаяния».
Цель: выражение страха и отрицательных эмоций.
Материалы и оборудование: музыка Н. Лысенко «Момент отчаяния», музыкальный центр.
Психолог говорит: «Ребенок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он отстал от них. Мальчик вышел на привокзальную площадь. Он в смятении, не знает, куда идти». Звучит музыка.
«Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую». Задача детей – как можно ярче изобразить эту картину. После они вместе с психологом обсуждают, у кого это получилось лучше. Кому было сложно, а кому – легко.
4. Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Психолог просит детей выбрать себе место: справа от него – если занятие понравилось, слева – если нет. Уточняет, почему сделан конкретный выбор.
5. Релаксация.
Цель: снятие напряжения, отдых.
Упражнение «Свеча»: «исходное положение – сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха». Упражнение повторяется несколько раз.
6. Ритуал.
Цель: ритуал совместного завершения групповой работы.
Упражнение «До свидания»
Занятие № 4 «Наши страхи».
1. Ритуал.
Цель: настроить детей на работу в группе.
Упражнение « Комплименты». По кругу передается мягкая игрушка и каждый говорит комплимент соседу слева.
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Игра «Похвалилки»
Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами "Однажды я..." Например: "Однажды я помог товарищу в школе" или "Однажды я быстро выполнил домашнее задание" и т.д.
На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.
После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами. В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.
3. Основная часть.
Цель: коррекция тревожности, развитие групповой динамики.
1. Подвижная игра «Пятнашки».
Цель: профилактика боязни нападения, уколов и физических наказаний, развитие групповой динамики.
Игра: нужно расставить по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен осалить играющего, хлопнув его по спине или чуть ниже. При этом он не имеет права дотягиваться до игрока через стул или другую мебель.
Примечание: в процессе игровой погони полезно (кроме того, еще и весело) ведущему выкрикивать фразы типа: "Ну, погоди!", "Догоню и съем!" – они помогут ребенку избавиться от страха неожиданного воздействия и боязни наказания в реальной жизни. После игры психолог спрашивает, было ли кому-то страшно или всем было весело в игре.
2. Игра «Путаница».
Цель: развитие групповой динамики, снятие тактильных барьеров.
Игра: дети встают в круг, держась за руки, запутываются, а потом распутываются. Задача группы – как можно быстрей «распутаться».
3. Психологический этюд «Момент отчаяния».
Цель: выражение страха и отрицательных эмоций.
Материалы и оборудование: музыка Н. Лысенко «Момент отчаяния», музыкальный центр.
Психолог говорит: «Ребенок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он отстал от них. Мальчик вышел на привокзальную площадь. Он в смятении, не знает, куда идти». Звучит музыка.
«Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую». Задача детей – как можно ярче изобразить эту картину. После они вместе с психологом обсуждают, у кого это получилось лучше. Кому было сложно, а кому – легко.
4. Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Психолог просит детей выбрать себе место: справа от него – если занятие понравилось, слева – если нет. Уточняет, почему сделан конкретный выбор.
5. Релаксация.
Цель: снятие напряжения, отдых.
Упражнение «Свеча»: «исходное положение – сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха». Упражнение повторяется несколько раз.
6. Ритуал
Цель: завершение занятия, отсоединение детей от психолога.
Упражнение « До свидания».
Занятие № 5 «Волшебники».Упражнение « До свидания».
1. Ритуал.
Цель: настроить детей на работу в группе.
Игра “Волшебное слово”
Ход игры: Ведущий напоминает участникам о важности некоторых “волшебных слов” и выражений типа: спасибо, пожалуйста, будьте любезны, вы так любезны, вы такой замечательный. Участники по кругу должны приветствовать друг друга, используя те “волшебные слова”, которые они вспомнили.
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Психогимнастическое упражнение «Ожившие картины»
Дети, разделенные на 3 или 4 мини-группы, должны ярко с ходу изображать то, о чем говорит психолог (например, бабушка на рынке, хоккеист на льду, водитель за рулем). Здесь практически не нужны репетиции, хотя необходима некоторая согласованность их действий. В этом упражнении особенно помогает соревновательная мотивация.
3. Основная часть.Ход игры: Ведущий напоминает участникам о важности некоторых “волшебных слов” и выражений типа: спасибо, пожалуйста, будьте любезны, вы так любезны, вы такой замечательный. Участники по кругу должны приветствовать друг друга, используя те “волшебные слова”, которые они вспомнили.
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Психогимнастическое упражнение «Ожившие картины»
Дети, разделенные на 3 или 4 мини-группы, должны ярко с ходу изображать то, о чем говорит психолог (например, бабушка на рынке, хоккеист на льду, водитель за рулем). Здесь практически не нужны репетиции, хотя необходима некоторая согласованность их действий. В этом упражнении особенно помогает соревновательная мотивация.
Цель: коррекция тревожности, развитие групповой динамики.
1. Упражнение «Что я умею?»
Цель: повышение самооценки, развитие уверенности в себе.
Процедура проведения: дети делятся на пары, психолог засекает определенное время, за это время каждый из них должен вспомнить все-все, что он умеет делать, даже какие-то мелочи или не очень важные для него вещи. Важно, чтобы дети, не останавливаясь, говорили о своих умениях. Потом вместе с психологом они обсуждают, что удалось, а что – нет.
2. Сюжетно-ролевая игра «Зайки и слоники»
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?...» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…». Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
3.Упражнение «Быстрые ответы на глупые вопросы»
Цель: действие в стрессовой ситуации, снятие страха опоздания, формирование коммуникативных навыков, развитие речи, смекалки и творческого мышления.
Материалы и оборудование: мяч.
Психолог кидает мяч игрокам по очереди и задает разные «дурацкие» вопросы. Когда мяч окажется у ребенка, то психолог сразу начинает считать вслух: один, два, три. Если до трех игрок ничего не отвечает, то ему не засчитывается балл. Выигрывает тот, кто набрал больше всего баллов. Не нужно искать серьезных или научных ответов, пусть говорят то, что приходит в голову, главное, чтобы ответ подходил по теме и не был явной неправдой. Так, если психолог спрашивает: «Почему у цапли ноги длинные?» - то игрок может ответить: «Чтобы живот не замочить!» или «Потому что на болоте живет». На вопрос: «Далеко ли до Марса?» могут быть такие ответы: «Не дальше, чем от Марса до Земли», «Пешком не добраться» и др.
Примечание. Эта игра не только развивает умение быстро действовать в стрессовой ситуации, но и способствует развитию речи, смекалки и творческого мышления.
4.Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Материалы и оборудование: листы бумаги формата А 4, цветные карандаши или мелки.
Упражнение « Мое настроение»
Инструкция: «Ребята, нарисуйте, пожалуйста, ваше настроение на нашем занятии сегодня. А теперь расскажите, что вы нарисовали и почему. Что вам запомнилось и что понравилось, может быть, что-то вас удивило?»
5. РефлексияПроцедура проведения: дети делятся на пары, психолог засекает определенное время, за это время каждый из них должен вспомнить все-все, что он умеет делать, даже какие-то мелочи или не очень важные для него вещи. Важно, чтобы дети, не останавливаясь, говорили о своих умениях. Потом вместе с психологом они обсуждают, что удалось, а что – нет.
2. Сюжетно-ролевая игра «Зайки и слоники»
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?...» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…». Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
3.Упражнение «Быстрые ответы на глупые вопросы»
Цель: действие в стрессовой ситуации, снятие страха опоздания, формирование коммуникативных навыков, развитие речи, смекалки и творческого мышления.
Материалы и оборудование: мяч.
Психолог кидает мяч игрокам по очереди и задает разные «дурацкие» вопросы. Когда мяч окажется у ребенка, то психолог сразу начинает считать вслух: один, два, три. Если до трех игрок ничего не отвечает, то ему не засчитывается балл. Выигрывает тот, кто набрал больше всего баллов. Не нужно искать серьезных или научных ответов, пусть говорят то, что приходит в голову, главное, чтобы ответ подходил по теме и не был явной неправдой. Так, если психолог спрашивает: «Почему у цапли ноги длинные?» - то игрок может ответить: «Чтобы живот не замочить!» или «Потому что на болоте живет». На вопрос: «Далеко ли до Марса?» могут быть такие ответы: «Не дальше, чем от Марса до Земли», «Пешком не добраться» и др.
Примечание. Эта игра не только развивает умение быстро действовать в стрессовой ситуации, но и способствует развитию речи, смекалки и творческого мышления.
4.Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Материалы и оборудование: листы бумаги формата А 4, цветные карандаши или мелки.
Упражнение « Мое настроение»
Инструкция: «Ребята, нарисуйте, пожалуйста, ваше настроение на нашем занятии сегодня. А теперь расскажите, что вы нарисовали и почему. Что вам запомнилось и что понравилось, может быть, что-то вас удивило?»
Цель: снятие напряжения, отдых.
Упражнение «Ныряльщик»: «исходное положение – стоя. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, при этом закройте нос пальцами. Присядьте, как бы нырните в воду. Досчитайте до 5 и вынырните – откройте нос и сделайте выдох».
6. Ритуал
Цель: завершение занятия, отсоединение детей от психолога.
Упражнение « До свидания»
Занятие № 6 «Звёздный час».
1.Ритуал.
Цель: настроить детей на работу в группе, эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.
Упражнение «Звездный час».
Дети становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором три раза называют по имени. Затем хором выкрикивают «Мы тебя любим!»
2. Разминка (пантомимика)
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Игра “Соедини сердце”. Цель: развивать умение понимать партнера, слышать и слушать его, работать в паре.
Материалы: коробка, заготовки половинок сердечек из цветной бумаги или картона.
Техника проведения: группа разбивается на пары следующим образом: каждый достаёт из коробки половинку сердечка, и те, у кого половинки совпадут, образуют пару. На получившихся сердечках написаны слова, которые вам предстоит изобразить при помощи мимики, жестов, поз и др. способами не пользуясь речью. Все пары по очереди показывают свои заготовки группе, затем все вместе обсуждают увиденное.
3.Основная часть.
Цель: коррекция тревожности, развитие групповой динамики.
1. Упражнение «Клубочек».
Цель: развитие коммуникативных навыков, уверенности в себе, групповой динамики, получение детьми успешного опыта взаимодействия.
Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, держит нитку в руках, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, держит нитку руками отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге.
2. Подвижная игра «Яблоко».Дети становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором три раза называют по имени. Затем хором выкрикивают «Мы тебя любим!»
2. Разминка (пантомимика)
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Игра “Соедини сердце”. Цель: развивать умение понимать партнера, слышать и слушать его, работать в паре.
Материалы: коробка, заготовки половинок сердечек из цветной бумаги или картона.
Техника проведения: группа разбивается на пары следующим образом: каждый достаёт из коробки половинку сердечка, и те, у кого половинки совпадут, образуют пару. На получившихся сердечках написаны слова, которые вам предстоит изобразить при помощи мимики, жестов, поз и др. способами не пользуясь речью. Все пары по очереди показывают свои заготовки группе, затем все вместе обсуждают увиденное.
3.Основная часть.
Цель: коррекция тревожности, развитие групповой динамики.
1. Упражнение «Клубочек».
Цель: развитие коммуникативных навыков, уверенности в себе, групповой динамики, получение детьми успешного опыта взаимодействия.
Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, держит нитку в руках, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, держит нитку руками отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге.
Цель: развитие групповой динамики.
Игра: играют одновременно до 15 детей. Взявшись за руки, они образуют круг. По желанию выбирается водящий. Он встает в центр круга и говорит:
- Яблоко, червивое яблоко,
- Ветер дует, оно падает.
Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу.