Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Система дистанционного образования в России
Статья

Патриотическое воспитание обучающихся
на уроках биологии и химии и во внеурочное время 
(из опыта работы)

 
                                                                                                                        Самохвалов Андрей Сергеевич,
                                                                                                                        учитель биологии и химии
                                                                                                                        ГБОУ Лицея №486 Санкт-Петербурга 
Проблема. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовую рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, так как именно в этом возрасте есть все предпосылки для привития обучающимся священного чувства любви к Родине. У ребят необходимо выработать чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Актуальность. Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время. Идея воспитания патриотизма приобретает всё большее значение, стала задачей государственной важности. В Концепции патриотического воспитания граждан РФ говорится о том, что патриотизм призван давать новый импульс духовному оздоровлению народа, сформировать в России единое гражданское общество.
Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, – те, кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Зарождается это сложное чувство из любви к близким, к тому месту, в котором ребёнок родился, где прошли его годы детства, к своей малой родине.
Цели патриотического воспитания:
1). Научить подрастающее поколение горячо любить свою Родину, свой народ;
2). Сформировать у обучающихся чувство сопереживания к судьбе Отечества: все свои усилия направить на служение Родине, её интересам;
3). На основе патриотических примеров воспитать высококультурные личности, многосторонне развитых граждан в нравственном, культурном, физическом отношении.
Патриотическим называют воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину, направленное на формирование у подрастающего поколения чувства любви к Отчизне.
В переводе с древнегреческого языка слово "патриотизм" означает "соотечественник", "отчество", отображает любовь к Родине, способность поступиться своими интересами, а порой и пожертвовать собой ради её процветания.
Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям.
Каждый из нас знает о том, что любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь. А что может сегодня заинтересовать ребёнка яркостью восприятия, чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это многовековая история и культура нашей Родины.
Я не открываю новые истины, а пытаюсь объяснить, почему так остро стоит сегодня вопрос о гражданственности россиян и их патриотизме. Потому что за годы социально-экономических трансформаций выросло поколение молодых людей, а среди них и родители современных школьников, и молодые педагоги, которые плохо знают отечественную историю, не знакомы с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры, у значительной части молодёжи утрачены такие социальные черты как самоотверженность, патриотизм. Анкетирование молодых родителей показало, что многие из них не могут ответить на вопросы о сути гражданственности и патриотизма. Многие из них не смогли по репродукциям узнать великих полководцев земли Русской, писателей и учёных, чей вклад в развитие России был огромен. Утрачиваются понятия долга перед обществом и Родиной, нарушается связь между поколениями, а это всё ставит под угрозу государственность.
Воспитательно-образовательная работа школы должна быть направлена на формирование у детей образа героя – защитника государства, потребности защищать Родину. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности, в которой стержневым моментом является праздник, направленный на формирование культуры ребёнка, на ознакомление с традициями празднования красных дат календаря, знаменательных событий. Интеграция в этом случае представляет собой организованную деятельность детей на основе определённой проблемы.
Наиболее эффективным методом патриотического воспитания является проектная деятельность, помогающая наладить общение и взаимодействие детей и взрослых. В процессе работы над проектом решаются задачи эстетического развития детей. Эмоционально воспринимать окружающее ребёнку помогают яркое живое слово, музыка, изобразительное искусство. Работа по патриотическому воспитанию детей связана и с физическим развитием, так как будущие граждане России должны быть сильными, ловкими, здоровыми.
За время работы с детьми я осознал то, что воспитывать гражданина своей Родины нужно на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Наибольшее влияние на патриотическое воспитание обучающихся оказывает подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвящённых Дням воинской славы. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нужде и выносливость народа, героизм взрослых и молодёжи, победивших смертельного врага.
Деятельность в рамках проекта позволяет синтезировать полученные обучающимися знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, помогает усвоить традиции празднования этого события, запомнить значение и роль защитника в жизни страны.
Учитель имеет огромные возможности на уроках и внеурочной деятельности воспитывать патриотические чувства у ребят через различные формы работы (беседы, классные часы, совместные праздники, экскурсии, конкурсы, викторины, просмотр и обсуждение фильмов, встречи с ветеранами ВОВ, тренинги, выставки), а также методы работы (убеждения, упражнения, оценки формировать в процессе воспитания личность ребёнка, сочетающей в себе развитую гражданскую, правовую, политическую культуру).
На своих уроках и внеурочных мероприятиях я говорю с ребятами о великих русских учёных, внёсших свой вклад в развитие науки, представляю в презентациях их не только выдающимися гениями, но и истинными патриотами своей страны.
Уроки и внеурочные мероприятия не должны проходить без изучения достойных личностей. На них ярко должны быть представлены борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству. Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы обучающиеся подводились к сознанию того, почему наши далёкие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Рассказывая ребятам о нравственных качествах наших соотечественников, я стремлюсь соотнести положительные из них с нравственными качествами самих детей. Я отмечаю то, что, например, у Суворова можно поучиться силе воли, у Багратиона – настойчивости, у Космодемьянской – стойкости, у Кутузова – отзывчивости и милосердию. И это под силу каждому человеку.
Истоком патриотизма и мужества, благодарной памяти о прошлом во имя настоящего и грядущего является школьный музей. Силами учителей, обучающихся и их родителей здесь собран интересный материал о наших выдающихся земляках: фотографии, фронтовые письма, альбомы о фронтовиках ВОВ и работниках тыла "Наши земляки в годы ВОВ", 75-летию Великой Победы "Не стареют душой ветераны".
Патриотическое воспитание должно пробуждать совесть потомков о том, что за них и за их детей героически погибли тысячи людей в годы войны. Современное поколение молодых не может осознать всю значимость героических подвигов людей военного времени: они не жили в те времена и не могут прочувствовать всю боль и скорбь людей, прошедших войну. Задача всех взрослых, окружающих детей (родителей, дедушек, бабушек, педагогов), пробудить совесть, воспитать чувство и уважение к ветеранам и гордость за их подвиги. Воспитывать эти чувства нужно постоянно, через рассказы дедушек и бабушек об их героических подвигах, просмотры и обсуждения фильмов с военной тематикой, походы в музеи. Необходимо погружать обучающихся в атмосферу военного времени для того, чтобы ребята прочувствовали весь тот ужас, страх, боль и утраты войны. Сколько людей отдали свои жизни за то, чтобы сегодня мы могли ходить по этой земле.
Доброй традицией в нашей школе стало проведение внеурочных мероприятий: конкурса патриотической песни, военно-спортивной игры "Зарница", поздравления выпускников школы, несущих воинскую службу в рядах Российской Армии, с Днём Вооружённых сил, празднование Дня Победы с возложением цветов на братской могиле героям ВОВ.
Я считаю также важным аспектом патриотического воспитания сохранение генофонда человека. Ребята должны осознавать, что от их образа жизни зависит их здоровье и здоровье их будущих детей. На своих уроках и внеурочных мероприятиях я подробно объясняю такие темы как, например, "Влияние спиртов на организм человека", "Курить – здоровью вредить!", "СПИД и что о нём нужно знать", "Отчего люди болеют, быстро стареют и не знают причин своим недомоганиям?". Иллюстрированные мной презентации при объяснении материала дают возможность ребятам увидеть то, к чему приводят негативные последствия неправильного образа жизни. Я полагаю, что этими наглядными примерами я формирую у обучающихся черты выбора для каждого из них своего правильного жизненного пути, которого нужно обязательно придерживаться.
Патриотическое воспитание обучающихся вносит большой вклад в будущую подготовку умелых и сильных защитников Родины. В результате всей проведённой работы у детей формируются следующие ценностные ориентиры:
- патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа;
- семья, хранящая и прививающая ребятам русскую духовную культуру;
- историческое единство русского народа;
- общечеловеческое братство, в котором один народ и одна культура дополняют другие;
- черты правильного образа жизни.
Вся вышеописанная работа непроста и трудоёмка. Но всё это окупается, когда смотришь на наших детей и видишь их развитие, но без зазнайства, их активность, но без хамства, их умение ладить в коллективе и различные проявления любви к своей Родине.
Воспитывать патриота – значит формировать у человека черты любви к Родине, стремление к её процветанию и могуществу.

 
 

Список используемой литературы
1). Алёшина Н.В.  Патриотическое воспитание школьников. – М.: ЦГЛ, 2019. – 156 с., илл.
2). Борисов Н.С.  Методика историко-краеведческой работы в школе. – М.: Просвещение, 2020. – 116 с.
3). Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д.  Воспитание нравственных чувств у подростков. – М.: Просвещение, 2019. – 96 с.
4). Вырщиков А.Н., Климов С.Н., Кусмарцев М.Б.  Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях: Учебное пособие. – М.: Планета, 2020. – 336 с., илл.
5). Кирюханцев К.А.  Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 2019. – 162 с., илл.
6). Малявко И.В.  Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путём особой организации научно-исследовательской работы в музее. – М.: Владос, 2019. – 212 с., илл.
7). Черняева Н.Н.  Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников. – Волгоград: Перемена, 2021. – 132 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»