Сценарий интеллектуально-творческой игры
для учащихся 5-х классов
для учащихся 5-х классов
Город мастеров
Составители:
коллектив учителей МО художественно-эстетического цикла
(технология, ИЗО, музыка) школы № 471
Выборгского района Санкт-Петербурга
Жданова Татьяна Владимировна
Макласова Евгения Ивановна
Замышляева Ирина Борисовна
Свирид Нилла Васильевна
Жицкий Сергей Владимирович
Демина Алла Ивановна
Бабушкина Валерия Николаевна
Кудинова Марианна Николаевна
Алферова Альбина Гаптеляхатовна
коллектив учителей МО художественно-эстетического цикла
(технология, ИЗО, музыка) школы № 471
Выборгского района Санкт-Петербурга
Жданова Татьяна Владимировна
Макласова Евгения Ивановна
Замышляева Ирина Борисовна
Свирид Нилла Васильевна
Жицкий Сергей Владимирович
Демина Алла Ивановна
Бабушкина Валерия Николаевна
Кудинова Марианна Николаевна
Алферова Альбина Гаптеляхатовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель мероприятия: создать оптимальные возможности для выявления творческого потенциала учащихся 5-х классов, удовлетворения их потребностей в творческой самореализации средствами художественно-эстетического образования, прикладного и технического творчества.
Задачи мероприятия:
- Формирование умений принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени, применяя собственные знания, эрудицию и логическое мышление,
- Развитие у детей, эстетического вкуса, фантазии, образного мышления.
- Вовлечение детей в атмосферу творческой активности, совершенствование коммуникативных навыков, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.
- данное мероприятие является интегрированным;
- нацелено на повышение мотивации к обучению;
- является примером применения нескольких образовательных технологий в рамках одного мероприятия.
Формирование личностных УУД:
формирование умений планировать свою деятельность, аргументированно отстаивать свою точку зрения в процессе ответов на вопросы.
Авторы и организаторы мероприятия:
- Жданова Татьяна Владимировна, учитель ИЗО;
- Замышляева Ирина Борисовна, учитель технологии;
- Макласова Евгения Ивановна, учитель технологии;
- Свирид Нила Васильевна, учитель технологии;
- Жицкий Сергей Владимирович, учитель технологии;
- Кудинова Марианна Николаевна, учитель ИЗО;
- Демина Алла Ивановна, учитель музыки;
- Бабушкина Валерия Николаевна, учитель музыки;
- Алфёрова Альбина Гаптеляхатовна, учитель музыки, (ведущая).
- мольберты (7 шт.);
- музыкальный проигрыватель с колонками;
- компьютер;
- синтезатор;
- магнитофон.
№ п/п | Музыкальное произведение |
1 | Минусовая фонограмма «Частушки» |
2 | Русская народная песня – хоровод «Веснянка» |
Наглядное пособие:
- Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках: дымковская, филимоновская, каргопольская игрушка».
- таблички с названиями станций, маршрутные листы (приложение №13);
- «Цветик-семицветик» (цветок, изготовленный из бумаги, на каждом «лепестке» которого обозначено задание;
- ножницы, напёрсток, нитки, отвёртка, карандаш, линейка, сантиметровая лента, шпулька;
- лобзик, пилочки, выпиловочный столик «ласточкин хвост», струбцина, ключ для установки пилочки;
- визитки-плакаты с названиями станций;
- ватманы для выполнения коллажей (по числу команд), фломастеры, маркеры;
- шумовые инструменты: трещотка, деревянные ложки, коробочка, рубель, бубен.
№ п/п | Наименование | Количество | Приложение |
1 | Карточки с заданием «Вставь недостающие буквы» | 7 | №1 |
2 | Карточки «Угадай овощ» | №1 | |
3 | Задания конкурса «Цветик-семицветик» | 7 | №1 |
4 | Карточки с заданиями по теме «Художественный жанр» | №2 | |
5 | Кроссворд «Материалы и инструменты» | 7 | №3 |
6 | Карточки с заданием «Построй пирамиды» | 7 | №4 |
7 | «Собери пословицы» | №5 | |
8 | «Афоризмы» | №5 | |
9 | «Составь композицию» по теме «Масленица» |
№6 | |
10 | «Вставить пропущенные слова в текст» | 7 | №7 |
11 | Карточки на нотном стане с загадками | №7 | |
12 | Песня-хоровод «Веснянка» | 4 | №8 |
Условия и особенности реализации.
Мероприятие проводится в кабинете технологии №123. В помещении расставлены столы, на каждом из которых закреплено наименование «станции», столы для жюри и стулья для зрителей. Для руководителей станций заранее подготовлены ручки, карандаши, таблицы для выставления баллов. Для членов жюри: ручка, простой карандаш, ластик, сводная таблица для подведения итогов игры (приложение №15), черный маркер, дипломы, благодарственные письма, призы.
Предварительные организационные мероприятия.
Каждый класс представляет свою команду, состоящую из четырёх человек (два мальчика и две девочки). Участники команды, в свою очередь, выбирают капитана. Каждому из них вручается эмблема с названием команды и указанием класса. Заранее разъясняются правила игры: в маршрутных картах капитан команды отмечает «галочкой» пройденные станции, «посещаются» станции в любом порядке.
Подведение итогов: победители, призеры и участники игры награждаются дипломами, благодарственными письмами и призами. Награждение осуществляется сразу после подведения итогов.
Оценочные критерии (по 10-ти бальной системе и по количеству правильных ответов) :
- правильность выполнения задания,
- четкость ответов,
- артистизм, выразительность,
- умение работать в команде.
- Станция «Народная»
- Конкурс «Народная игрушка»: среди цветных изображений Дымковской, Филимоновской и Каргапольской игрушек найти Дымковскую.
- Конкурс «Художественный жанр»: карточки с названием трех жанров изобразительного искусства разрезаны на две части и расположены в произвольном порядке. Собрать три этих слова: «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт».
- Станция «Хозяюшка»
- Конкурс «Цветик-семицветик»: расшифровать термины.
- Конкурс «Угадай овощ»: выбрать овощи соответственно заданию.
- Станция «Фиксики»
- Конкурс «Дело мастера боится»: установить выпиловочный столик «Ласточкин хвост», вставить пилочку в лобзик.
- Конкурс «Технознаника»: вставить недостающие буквы в термины.
- Станция «Конструкторское бюро»
- Конкурс «Кроссворд: материалы и инструменты».
- Конкурс «Построй пирамиды»: на карте изображено 12 частей пирамид. Какие части надо соединить, чтобы получилось четыре пирамиды?
- Станция «Всёумейка»
- Конкурс «Пословицы»: собрать пословицы
- Конкурс «Угадай-ка!»: угадать предметы, спрятанные в декоративную наволочку, на ощупь.
- Станция «Изоша»
- Конкурс «Искусство»: угадать афоризм, вписав пропущенное слово.
- Конкурс «Масленица»: собрать коллаж на ватмане (формат А2), составив композицию на тему «Масленица» из предложенных изображений бытовых предметов.
- Станция «Музыкальный сувенир»
- Конкурс «Найти слово»: вставить пропущенные слова в текст.
- Конкурс «Юные таланты»: исполнить частушку и украсить своё выступление шумовыми инструментами.
- Станция «Забавы»
2. Конкурс хороводов «Ой, бежит ручьем вода»
Ход мероприятия
- Вступительная часть
1. Как мы масленицу дожидались,
Сыром горушки укладали,
Ой-ладу-ладу, лёли-лёли
Сыром укладали.
Сыром горушки укладали,
Сверху маслицем поливали,
Ой-ладу-ладу, лёли-лёли
Маслом поливали,
Гостей созывали.
Припев:
Масленица, ты да годовая,
Наша гостюнюшка дорогая,
Масленица, ты да годовая,
Ряженая, эх, да удалая.
2. Она пешею, да не ходит,
Всё на троечке разъезжает,
Ой-ладу-ладу, лёли лёли
В тройке разъезжает.
У ней кони всё вороные,
Ох да слуги все молодые,
Ой-ладу-ладу, лёли-лёли
Слуги молодые, да уж удалые.
Припев
- Приветствие
Вначале разрешите представить вам наше уважаемое жюри…
В конкурсе участвуют команды пятых классов «Улыбка», «Дружба», «Пламя», «Гармония», «Мечта», «Радуга» и «Вдохновение».
- Ознакомление с условиями игры
Станция «Народная», возглавляемая учителем ИЗО Ждановой Татьяной Владимировной.
Станция «Всёумейка»», руководитель Свирид Нила Васильевна, учитель технологии.
Станция «Забавы», Демина Алла Ивановна, учитель музыки.
Станция «Конструкторское бюро», Макласова Евгения Ивановна, учитель технологии.
Станция «Музыкальный сувенир», Бабушкина Валерия Николаевна, учитель музыки.
Станция «Хозяюшка», Замышляева Ирина Борисовна, учитель технологии.
Станция « Изоша» , Кудинова Марианна Николаевна, учитель ИЗО.
Станция «Фиксики», Жицкий Сергей Владимирович, учитель технологии.
Ваша задача, дорогие ребята, – пройти все станции, указанные в маршрутной карте, быстро и правильно выполнить задания. Количество заработанных баллов зависит от качества и скорости ваших ответов. Желаем всем удачи!
- Ход игры.
- Завершение игры, подведение итогов.
За задор, веселье, смех.
За огонь соревнованья,
Созидающий успех!
Участники игры исполняют русскую народную песню «Блины»
1. Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
2. В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
3. Моя старшая сестрица,
Печь блины-то мастерица.
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
4. Напекла она поесть,
Сотен пять наверно есть.
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
5. На поднос она кладет,
И сама к столу несет.
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
6. Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Мы блиночков захотели.
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
2. В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
3. Моя старшая сестрица,
Печь блины-то мастерица.
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
4. Напекла она поесть,
Сотен пять наверно есть.
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
5. На поднос она кладет,
И сама к столу несет.
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
6. Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Слово предоставляется председателю жюри……… (Награждение)
Спасибо всем, кто сегодня был с нами: зрителям, членам жюри, и конечно же нашим участникам игры! Дерзайте! Учитесь! Успехов вам в учебе и в творчестве!
Литература:
Конкурс «Технознаника» (вставить пропущенную букву)
1.Выберите овощи, у которых едят клубни и корни;
2. Выберите овощи, у которых едят семена;
3. Выберите овощи, у которых едят цветы;
4. Выберите овощи и растения, у которых едят листья.
Конкурс «Цветик-семицветик» (ответить на вопросы)
1.Что такое «длина стежка»
и « машинная строчка»?
2.Что такое сервировка стола и какие виды сервировок вы знаете?
3.Назовите 3 правила правильного питания.
4.Что такое столовая посуда и кухонная посуда?
5.Какие важные компоненты человек получает с пищей?
6.Что такое кухня и интерьер кухни?
7.Что такое ткань? Как называют нити в ткани?
Приложение №2
Конкурс «Художественный жанр» (соединить части слов)
Приложение №3
Конкурс «Построй пирамиды» (из фигур составить четыре пирамиды)
Приложение №5
Конкурс «Собери пословицу» (собрать пословицы из двух частей)
1) «… начинается с вешалки» ;
2) «… танец на пальцах»;
3) «Задача … — волновать сердца»;
4) «… никогда не умирает»;
5) «Прямая обязанность …— показывать, а не доказывать»;
6) «… — это совесть человечества»;
7) «Жизнь коротка, … вечно»
Приложение №6
Конкурс «Масленица» (собрать коллаж: на предложенной картинной плоскости – ватман формат А2, составить композицию на тему «Масленица» из предложенных изображений бытовых предметов).
Приложение №7
Конкурс «Вставить пропущенные слова в текст».
«Недавно ученые отыскали старую летопись. В ней много интересных сведений о музыке Древней Руси. Но документ ветхий, и часть слов стерлась. Только хорошие знания по истории музыки помогут расшифровать запись. «А недавно было в нашем славном граде великое веселье. Прибыли к нам необычные гости. Умеют они и петь, и плясать, и спектакли разыгрывать, и на всяких инструментах искусно брякать. Называют их______________. Не сидят они на одном месте, а____________ из города в город – людей потешают. Прибыли они к нам на ярмарку и поставили там свой _____________. Вдруг выскочил маленький человечек в красной одежде и красном колпачке и заверещал: «здравствуйте, люди добрые! Это я – веселый_________________!» Пообещал нам чудак, что вечером состоится увлекательное представление- ___________. А любимый инструмент у скоморохов – это _______________. Повеселили нас скоморохи на славу и уехали, но обещали вернуться ещё…»
Конкурс «Отгатать загадки».
Спасибо всем, кто сегодня был с нами: зрителям, членам жюри, и конечно же нашим участникам игры! Дерзайте! Учитесь! Успехов вам в учебе и в творчестве!
Литература:
- Учебник «Технология», 5 класс, под редакцией И.А.Сасовой - 4-е изд.перераб. – М.:Вентана-Граф,2012;
- Марченко, А. В. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / А. В. Марченко, И. А. Сасова, М. И. Гуревич ; под ред. И. А. Сасовой. – М. : Вентана-Граф, 2004;
- Научно-методический журнал «Музыка в школе» № 2/2011;
- «Я открываю мир», энциклопедия. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2012 год.
- «Как у наших у ворот». Русские народные песни (пособие для музыкальных руководителей) Ирина Каплунова, Ирина Новоскольцева. Издательство «Композитор – Санкт-Петербург» 2003г.
- жемчужины-мысли. рф/цитаты/по разделам/искусство (источник: html
Конкурс «Технознаника» (вставить пропущенную букву)
- Штанге__циркуль /н/;
- Электр__дрель /о/;
- __скиз /э/;
- Ст__меска /а/;
- Лесоматериа__ы /л/;
- Пил__материа__ы /о, л/;
- К__нтрольно-изм__рительный инструмент /о, е/;
- Профе__ия /с, с/.
1.Выберите овощи, у которых едят клубни и корни;
2. Выберите овощи, у которых едят семена;
3. Выберите овощи, у которых едят цветы;
4. Выберите овощи и растения, у которых едят листья.
Конкурс «Цветик-семицветик» (ответить на вопросы)
1.Что такое «длина стежка»
и « машинная строчка»?
2.Что такое сервировка стола и какие виды сервировок вы знаете?
3.Назовите 3 правила правильного питания.
4.Что такое столовая посуда и кухонная посуда?
5.Какие важные компоненты человек получает с пищей?
6.Что такое кухня и интерьер кухни?
7.Что такое ткань? Как называют нити в ткани?
Приложение №2
Конкурс «Художественный жанр» (соединить части слов)
пей | заж |
натюр | морт |
порт | рет |
Приложение №3
Конкурс «Построй пирамиды» (из фигур составить четыре пирамиды)
Приложение №5
Конкурс «Собери пословицу» (собрать пословицы из двух частей)
- Делу время……потехе час.
- Без труда……не вынешь рыбку из пруда.
- Где терпение……там умение.
- Кто мало говорит…..тот много делает.
- Труд кормит…..а лень портит.
- Любишь кататься……люби и саночки возить.
- Терпенье и труд……всё перетрут.
- Скучен день до вечера……коли делать нечего.
- Землю кормит солнце……а человека труд.
- Одна голова хорошо……а две лучше.
1) «… начинается с вешалки» ;
2) «… танец на пальцах»;
3) «Задача … — волновать сердца»;
4) «… никогда не умирает»;
5) «Прямая обязанность …— показывать, а не доказывать»;
6) «… — это совесть человечества»;
7) «Жизнь коротка, … вечно»
Приложение №6
Конкурс «Масленица» (собрать коллаж: на предложенной картинной плоскости – ватман формат А2, составить композицию на тему «Масленица» из предложенных изображений бытовых предметов).
Приложение №7
Конкурс «Вставить пропущенные слова в текст».
«Недавно ученые отыскали старую летопись. В ней много интересных сведений о музыке Древней Руси. Но документ ветхий, и часть слов стерлась. Только хорошие знания по истории музыки помогут расшифровать запись. «А недавно было в нашем славном граде великое веселье. Прибыли к нам необычные гости. Умеют они и петь, и плясать, и спектакли разыгрывать, и на всяких инструментах искусно брякать. Называют их______________. Не сидят они на одном месте, а____________ из города в город – людей потешают. Прибыли они к нам на ярмарку и поставили там свой _____________. Вдруг выскочил маленький человечек в красной одежде и красном колпачке и заверещал: «здравствуйте, люди добрые! Это я – веселый_________________!» Пообещал нам чудак, что вечером состоится увлекательное представление- ___________. А любимый инструмент у скоморохов – это _______________. Повеселили нас скоморохи на славу и уехали, но обещали вернуться ещё…»
Конкурс «Отгатать загадки».
- Была белая да седая.
(Зима и Весна)
- Всю зиму лежал,
(Снег)
- Что на сковороду наливают,
(Блин)
- Прилетела пава,
Распустила перо,
Стало всё зелено.
(Весна)
- Чёрный, проворный,
(Грач)
- Рассыпала Лукерья
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(Метель)
- По голубому блюду
Приложение №8
Конкурс «Ой, бежит ручьем вода» (разучивание русской народной песни - хоровода «Веснянка» с движениями
Конкурс «Ой, бежит ручьем вода» (разучивание русской народной песни - хоровода «Веснянка» с движениями
1. Ой, бежит ручьём вода,
Нету снега, нету льда.
Ой, вода, ой, вода,
Нету снега, нету льда.
2. Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
3. Мы Весняночку поём -
Весну красную зовём.
Мы поём, мы поём –
Весну красную зовём.
Нету снега, нету льда.
Ой, вода, ой, вода,
Нету снега, нету льда.
2. Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
3. Мы Весняночку поём -
Весну красную зовём.
Мы поём, мы поём –
Весну красную зовём.