Классный час в 5 - 6 классах
Толерантность
Киселевич Инна Александровна,
учитель школы №568
Цель: Познакомить ребят с понятием «толерантность»; воспитание толерантного отношения к окружающим; развить в классе дружелюбную атмосферу. Ход классного часа Вводное слово учителя Ребята, сегодня мы поговорим о том, как часто нам не хватает понимания, внимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения друг к другу. В жизни каждому из нас часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно оскорбили или обидели. Но, оказывается, все эти проблемы можно решить, если научиться быть толерантным. Сегодня наш разговор мы посвятим толерантности. Почему же мы будем об этом говорить? Во- первых , я думаю, что в нашем классе не все относятся с пониманием друг к другу и происходят случаи агрессии ребят друг к другу, во-вторых эта проблема толерантности очень актуальна в наше время. В современном мире много жестокости, ненависти, насилия. Среди молодежи участились случаи немотивированной агрессии, не вполне адекватного поведения. Что ж такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ? В переводе с латинского ТОЛЕРАНТНОСТЬ означает терпение. По словарю С.И. Ожегова, мы найдем три слова, близкие по значению: "терпение", "терпеть" и "терпимость". Терпение определяется, с одной стороны, как способность терпеть, с другой - как настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть - 1) безропотно и стойко переносить что-нибудь, 2) мирится с наличием чего-либо, 3) испытывать что-то неприятное, тяжелое, 4) откладывать какие-либо дела. Терпимость используется в значении терпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верования, поведению. Проявлять толерантность это значит: - Проявлять уважение; - принять другого таким, каков он есть; - терпение к другим людям, мнениям, поступкам… - умение найти общие интересы. Ребята, продолжите, пожалуйста ,данный список (что значит толерантность?). Ребята например отвечают: - милосердие; -прощение; - уважение, дружба , - доброжелательность, снисходительность и т.д. А теперь подумаем, ребята, проявляем ли мы такие качества в нашем классе? В семье? Среди окружающих? На рубеже ХV III- Х I Х веков во Франции жил французский политик и дипломат Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах ( и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике ХV II) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Но не все люди являются толерантными, встречаются и противоположные им. Их называют интолерантными. Какими же качествами обладают такие люди? Толерантные Отностится к себе критично; Может посмеяться над собой; Часто уверен в себе, пытается справиться со своими ошибками самостоятельно; Отвечает за свои поступки; Способен верно оценить себя и другого человека. интолерантными. В первую очередь обвиняют других; Опасаются своего окружения и видят в них недругов; Снимает с себя ответственность за происходящее вокруг; Считает, что все ему вредят. Не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен. А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? Мы часто хотим не выделяться, быть такими же как и все остальные. Но, не менее важна и наша индивидуальность Проведем небольшую игру. Рассаживаемся группами за столы и пишем на бумаге о некоторых своих признаках, которые отличают нас от других. Это может быть признание своего достоинства или талантов (позитивная информация). Ученики выполняют задание, ставят свою фамилию. На это уходит некоторое время. Выбирается ведущий, который зачитывает записи вслух (по-одной) и группа угадывает , кто автор утверждений. Если не удаётся найти автора, то тот, чей листок прочитан – называет свою фамилию. Люди не похожи друг на друга и этим они интересны друг другу. Они могут найти нестандартное решение проблемы, учатся друг у друга. Нужно ценить собственную индивидуальность и нам бы было легче взаимодействовать друг с другом. И, чтобы добиться сплоченности коллектива и развить дружелюбную обстановку в классе нужно относится друг к другу по-доброму, терпеливо, уважительно. Невозможно нравиться всем, любить всех, невозможно, чтобы все ребята в классе дружили друг с другом. Потому что мы разные и по воспитанию, образованности, интеллекту, желанию учиться. Разные по характеру, темпераменту, у нас разные вкусы. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга и принимать другого таким, какой он есть, то есть быть толерантными. А теперь проведем небольшую викторину на проверку, толерантны ли вы? Каждому выдается небольшая анкета, где нужно ответить на вопросы Вопрос: Ты девочка и тебя ставят рядом с мальчиком. Ответ: 1)Ты отворачиваешься, игнорируешь 2) Ты разговариваешь с ней. Вопрос: Саша плохо одет… Ответ: 1)Ты посмеёшься над ним 2) Тебе неважно Вопрос: Твоя команда проигрывает Ответ: 1)Ты опускаешь руки 2) Играешь до конца Вопрос: Пожилая женщина делает тебе замечание Ответ: 1)Ты грубишь ей в ответ 2) Извиняешься за проступок Вопрос: Ты не сумел выполнить легкое задание Ответ: 1)Коришь себя 2) Не унываешь, думаешь что в след. Раз получится Вопрос: Судья засвистел Ответ: 1)Споришь с ним 2) Ты принимаешь правила игры Вопрос: Тебя кто-то сильно разозлил Ответ: 1) Можешь ударить этого человека 2) Бьешь по мячу Вопрос: К тебе подходит ребенок-инвалид Ответ: 1)отходишь от него и не знаешь что сказать 2) ты естественным образом разговариваешь с ним Выбираете ответ, который вы считаете верным и считаете баллы 8 – 11 баллов, ты совсем не толерантен. Надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались. 12– 14 баллов , ты не очень то проявляешь толерантность, ты не достаточно уверен в себе, чтобы делится своим мнением. Но ты добрый и со временем у тебя все получится. 15-16 баллов. Чудесно. Ты проявляешь большую толерантность. Уверен в себе, умеешь выражать свое мнение, умеешь дружить и сочувствовать. Вывод: Сделав добро, человек становится лучше, добрее, чище. Нужно быть внимательнее к людям, будь это твои одноклассники или взрослые люди, пожилые, инвалиды. Это и есть проявление милосердия и толерантности. В конце беседы можно посоветовать ребятам прочитать некоторые книги для формирования толерантного сознания: 1. Железников Владимир «Чучело», 2. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». 3. Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц". 4. Лагерлеф Сельма «Путешествие Нильса с дикими гусями» 5. Голявкин Виктор «Тетрадки под дождем». учитель школы №568